6. Ну и ну! Наталья Листикова

В детстве Витя верил, что сны людям приносит Оле Лукойе из сказки Андерсена, добрый маленький человечек. Над плохими он раскрывал черный зонтик, чтобы не видели эти люди никаких снов. А хорошим дарил чудесные сказки...
Но мама не могла допустить, чтобы сын научных работников принимал всерьез всякие небылицы, и лет в пять она популярно объяснила Вите природу сна, рассказав, что сновидения - всего лишь отражение полученных впечатлений.
Витя все понял. Он больше не боялся страшных снов, после пробуждения, конечно, потому что во сне человек не знает, что спит.. Он просто боится. А сны Витя видел такие, что случалось, и плакал от страха, и смеялся от радости. Он видел мир в красках, различал запахи, ощущал боль... Все как наяву.
Ну, разве похожи на тени эти злые пираты, преследующие Витю и его робота в джунглях? А гигантские попугаи, сидящие на баобабах?…Ох, как он устал! Как бесконечен путь! Ветки деревьев царапают лицо, руки, ноги вязнут в топкой траве... Не хватает дыхания… А тут еще вдалеке раздается резкий отрывистый стук. Он громче, громче... Теряя последние силы, Витя продирается сквозь колючий кустарник и буквально вываливается на просеку. Наконец-то открытое место, наконец-то небо!
Но что это? По узкой просеке в джунглях, мерзко хихикая, несется в ступе баба Яга. Волосы ее развеваются, в руках у нее помело, и она ударяет им по дереву: Бам! Дерево падает, баба Яга взлетает вверх и бьет уже по другому дереву: Бам!  Потом она разворачивается и летит прямо на Витю .
-А! - кричит она и хочет уже ударить Витю своим помелом... но не успевает – он тоже кричит … и открывает глаза.
Несколько секунд Витя лежал неподвижно, приходя в себя от ужасного сна. Уже светало. Острый солнечный луч просунулся в форточку и с любопытством исследовал человекообразное существо, застывшее у стены. Он коснулся его руки и тут же отпрыгнул в сторону: Рука приподнялась и, чуть качнувшись, упала. Раздался звук. Тот самый, из Витиного сна...
Витя в изумлении потер глаза. Нет, он не спал. Вернее, он уже не спал. Витя повертел головой, дернул себя за ухо и сел в постели.
Механический человек, словно вторя ему, тоже повертел головой и мигнул глазами - лампочками.
- Ух ты! - еле выдохнул Витя. - Вот это да! Ты меня слышишь? - обратился он к роботу.
Странное создание снова повертело головой, зеленые глаза его вдруг стали желтыми, и скрипучий голос сказал:
- Так. Руки, ноги на месте. Голова на плечах. Вертится. - Он усиленно завертел ею и умудрился повернуть ее на все триста шестьдесят градусов. - Всё, всё надо тщательно проверить самому...
Тут робот увидел Витю, буквально пожирающего его глазами, и спросил: «Ты кто?»
- Витя  даже подпрыгнул от радости, что робот, наконец, обратил на него внимание.
- Меня зовут Витя, а как мне называть тебя?
-Какой у тебя неприятный голос! В самых высоких диапазонах! А имя-то, имя! Витя! Со смеху рассыпаться можно. Витя! Да ведь и нет такого имени. - И робот так завибрировал, что Витю охватил страх, а вдруг он, действительно, рассыплется.
- Ну что же тут смешного... Витя... Виктор...
- Виктор - совсем другое дело. Виктор - это имя. Хорошее имя, означает - победитель. - Робот перестал трястись, слегка повернул голову и свысока посмотрел на Витю. И важно проговорил:
      - Я СЭМ  Первый!
- Кто-кто?
- Саморазвивающаяся экспериментальная модель номер первый... С...Э...М. Последнее слово роботроники, самое последнее. – Он замолчал, ожидая реакции.
-Вот здорово! - восторженно прошептал Витя, боясь вызвать недовольство своим громким голосом, - А что ты умеешь, СЭМ?
 Робот мигнул глазами, что, видимо, означало недовольство или возмущение.
- Всё... Или почти всё... Но научиться могу всему. Я - саморазвивающийся.
Витя смотрел на робота и не мог поверить в происходящее. А оно превосходило все самые радужные ожидания. Вот так, без особых усилий получить настоящего ученого робота, умеющего ходить, говорить и, видимо, делать еще немало всяких вещей. Ну и папа, вот так подарок! Робот был совсем как живой, ну просто человек.
- Давай с тобой дружить, СЭМ?
СЭМ немного помолчал, что-то прокрутил в своих электронных мозгах и ответил, словно прочитал по шпаргалке:
- Дружба это отношения, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов... Наши с тобой отношения еще не сложились. Взаимная привязанность? Духовная близость?.. Это из области, не столь существенной для функционирования индивидуума... Общность интересов?.. Давай рассмотрим этот вопрос. Какие у тебя интересы?
- Мои интересы? - Витя растерялся. - Ну... люблю читать… особенно про приключения, путешествия... Хочу иметь собаку, но мне не разрешают... Ну... еще... футбол... - Витя замялся.
Понятно. Интересы  несформировавшиеся, неопределенные, что свидетельствует об ущербности личности. Но отсутствие волевых способностей еще не привело к установлению стереотипа. Еще не все потеряно, - констатировал робот
Итак, ты любишь читать?
-Да, очень
- Чтение - источник информации. Информация – источник знаний. Знания толчок к познанию, мыслительному процессу. Мыслительный процесс  - основа совершенствования личности.   Хочешь ли ты совершенствоваться? Могу предложить любую информационную поддержку после соответствующего сбора информации. В настоящую минуту нуждаюсь в дополнительных источниках  информации.
СЭМ уставился на Витю. Его электронные глаза меняли окраску, пытаясь, видимо проникнуть в глубину Витиного сознания.
И Витя вдруг подумал о том, что и СЭМ туда же: знания ему подавай, мыслительный процесс, информацию, занудность, зубрежку... ну нет, на это он не согласен. Поиграть с роботом в шашки или шахматы – другое дело. Показаться с ним на улице – высший класс! Но совершенствоваться! – это уж дудки! К тому же Вите совсем не нравилось поведение этого СЭМа. В конце концов, он всего лишь робот. Такое обращение с ним, его создателем и хозяином, походило на нахальство.
- Знаешь что, СЭМ,- Витя покрутил пальцем перед самым лицом робота, - мне в школе до смерти надоела всякая информация. Когда начнется учебный год, ты можешь взять на себя весь мыслительный процесс. Решать там задачки, писать упражнения... Я тебе только спасибо скажу. Но сейчас каникулы. И никто на свете не заставит меня взять в руки учебник.
Витя гордо выпрямился и, сложив на груди руки, вызывающе посмотрел на СЭМа. Уж кому-кому, но сделанному им же роботу Витя не намерен подчиняться.
СЭМ мигнул лампочками:
-Волевые способности имеются, но в зачатке, их надо развивать. Я вовсе не предлагаю тебе брать в руки учебник. Главный источник информации - жизнь, надо уметь извлекать информацию из окружающей среды. Например, я могу моментально замерить температуру и влажность воздуха, а вычислить параметры помещения..- И он быстро-быстро завертел головой. - Ты всё это можешь?
-Нет, - ухмыльнулся Витя, - зачем мне это? Так и последние мозги вытрясешь.
-А не об этом, а о сборе информации  А мозг нельзя вытрясти. – назидательно заметил СЭМ. – Но он может атрофироваться от бездействия. Его надо постоянно тренировать. И не спорь со мной.
СЭМ явно считал дальнейший спор излишним и отвернулся от Вити, открывшего было рот, чтобы что-то возразить.
- Итак, наши с тобой отношения понемногу определяются. Поскольку информация в жизни главное, давай посмотрим, что тут у тебя интересного.
СЭМ выпустил из подошв ролики и мягко покатился по полу. А Витя, сразу же забыв о размолвке, стал знакомить его с достопримечательностями комнаты.


Рецензии