YIII. Мой первый 4-й А

               
          В 1946-47 учебном году Лидии Петровне предстояло работать в новой школе. В центре города, около площади, находилось добротное трехэтажное здание, в котором расположились две экспериментальные начальные школы: мужская - с одной стороны здания, и женская школа № 2 - с другой стороны. В этом учебном году в этих школах было введено предметное экспериментальное обучение в четвёртых классах. Тогда ещё четвёртые классы входили в начальную школу. Лидия Петровна работала в женской школе № 2.Она вела уроки по русскому языку и чтению в трёх параллельных четвёртых классах.
 Первого сентября, в воскресенье, она познакомилась с учениками и провела беседу в четвёртом «А» классе, в котором она должна быть классным руководителем. Классы были большие: по сорок две ученицы было почти в каждом классе. Её радовала их обоюдная любовь, которую она почувствовала с первого же дня, поэтому она была прямо на седьмом небе от счастья.
- Мои девочки самые лучшие в Свердловске и в Свердловской области, - как любила говорить Лидия Петровна своим друзьям и знакомым. И это, действительно, было так. Она шла в школу, как на праздник. Они понимали её с полуслова и с одного взгляда.
При приветствии, после звонка её милые девочки стояли около своих парт ровными рядами, как бойцы в строю. На лицах так и написано было:
- Вот какие мы хорошие, мы помним, о чём вы
говорили нам на первой беседе при знакомстве.
Лидия Петровна заходя в класс немедленно после звонка, невольно одобрительно улыбалась, радуясь тому, что её дети такие исполнительные, и они, чувствуя это, приветливо улыбались.
     Бывало, зайдёт Лидия Петровна в класс, не улыбнувшись, как сразу почувствует пристальные взгляды детских глаз, как будто пытающихся угадать причину.
На уроки дети никогда не опаздывали, так как не хотели огорчать свою учительницу.
- А вы что не идёте играть во двор? Ведь сейчас же большая перемена, да и погода сегодня тёплая – бывало, спрашивала Лидия Петровна, подойдя к группе детей.
              - Но, ведь, сейчас у нас русский язык, Лидия Петровна.
-       Ну и, что же?
- А вдруг опоздаем?
-       Идите, идите, не опоздаете, звонок у нас хороший.
На одном из классных собраний выбрали старосту класса, санитаров и редколлегию. Говорили о преобразовании классной комнаты.
       О том, что надо выпустить стенгазету, сделать санитарный уголок, организовать классную библиотеку и выбрать библиотекаря. Поднялся лес рук. Стали называть книги, какие они могут принести в свою классную библиотеку на временное пользование. Обрадовались, что у них теперь появится возможность больше прочитать книг.
В классе Лидии Петровны было много инициативных девочек. Одна из самых активных была староста класса Люда Пономаренко. По возрасту она была немного старше своих одноклассниц. Под её руководством молниеносно осуществлялась любая идея. Особенно  поражали  Лидию  Петровну  сюрпризы   своих учениц. А ими они любили приятно удивлять свою молодую учительницу. В первые годы после войны ещё было трудное время. Страна, изнуренная войной, медленно   залечивала   раны,   преодолевая   неимоверные трудности, но, тем не менее, для девочек четвёртого «А» не существовало проблем, и благодаря их инициативе и изобретательности, в классе появлялись шторы, хотя и бумажные, но зато сделанные самими ученицами, очевидно не без помощи родителей, причём оригинальные: с вырезанными затейливыми узорами, иногда с симпатичными рисунками или аппликациями. У одной из девочек мама была художником.
- Вот так сюрприз! - рассказывала Лидия Петровна в учительской - сегодня захожу в класс! - Шторы! Я похвалила их, конечно.
- Вот это дети! Не то, что мои - сказала одна из учительниц.
- Да! Таких детей и днём с огнём не сыщешь - похвасталась Лидия Петровна.
        - И, главное, почти всё делают без моего ведома.
          Я даже иногда и не догадываюсь, что они что-то затеяли. А вчера букет цветов поставили на мой стол и под него салфеточку, бумажную, ажурно вырезали. И так ежедневно что-нибудь, да придумают: то санитарный уголок делают, то классную стенгазету выпускают, то классную библиотечку организуют. В классе был заведён альбом свободного творчества, по моей подсказке, где они сами всё сочиняли: то стихи, то рассказы, где все слова начинаются с одной буквы. Например: «Павел Петрович Потапов и Петя пошли пилить полено. Полено попалось прекрепкое, и пила притупилась. Поменяли пилу, поработали. Потом пошли пообедать. Пообедав, побеседовали и пошли прогуляться и т.д.»
- Сделали альбом Советской армии, альбом марок. Я вижу, что зря деньги получаю за классное руководство, мои девочки почти всё сами делают - пошутила Лидия Петровна.
- Вот, вот, придётся сказать администрации, чтобы Лидии Петровне отменили зарплату за классное руководство - в тон ей пошутила пожилая учительница.
- Да и то правда, охотно согласилась Лидия Петровна.
- Или наоборот: выдать премию за то, что у неё такой хороший класс - возразила Марина Викторовна.
Звонок прервал беседу, и Лидия Петровна поспешила в класс.
После перемены она обычно ни на секунду позже звонка не приходила. Звонок ещё звенит - она уже на пороге класса. Зато на первый урок еле - еле успевала. Просидев, бывало до поздней ночи над планами, над проверкой тетрадей, над подготовкой наглядных пособий к уроку, Лидия Петровна с трудом вставала утром, и, не позавтракав, спешила в школу. Особенно с сочинениями было трудно: ученицы в этой школе были начитанные, писали по многу да, к тому же, их было много.
Вот тут-то и задумалась Лидия Петровна. Она решила, во что бы то ни стало поступить в институт, но уже не на литфак, как раньше мечтала, а на инфак. «Уж на английском - то языке большое сочинение не напишут» - с радостью думала она.


Рецензии