Сдатчики
За бортом гудит шестибальный шторм, мы сидим в отсеке и, распершись по бортам, тупо пялимся на кренометр.
- Ду-ду-ду, - размеренно молотит внизу компрессор, восполняя сжатый воздух после всплытия.
Уже с час наш ракетоносец болтает в Белом море, где в точке рандеву, на борт надлежит принять очередную бригаду «сдатчиков».
Сдатчики - это специалисты СМП, на котором построен крейсер, а мы - экипаж, испытывающий его в море.
- И когда уж причапает этот гребаный буксир, - недовольно басит, раскачиваясь в своем кресле у стрельбового пульта, старшина команды Олег Ксенженко.
- Хрен он придет при таком шторме, - прислушиваясь к гулу за бортом, отвечает спец правого борта Саня Порубов.
Я сижу на своем, молчу и апатично жую галету.
Внизу металлически звякает трап, в узком люке возникает мокрая фигура в канадке.
- Ну что, заскучали орелики? - ступает на палубу и стягивает с головы капюшон, наш командир БЧ, капитан-лейтенант Мыльников.
- Заскучаешь тут, - недовольно брюзжит Саня. - Болтаемся как яйца в штанах.
- Ну и матерщинник, ты Порубов, - плюхается в свое кресло Сергей Ильич. - Королев, - дай пожевать.
Я извлекаю из зашхереной банки несколько галет, кряхтя пролезаю под направляющей балкой торпедного аппарата, и сую их «бычку» в руки.
- А на мостике полный абзац, - смачно хрустя, ухмыляется Сергей Ильич. - Заливает, того и гляди потонем.
- Типун вам на язык, - бурчит Олег. - Ну и шутки.
- Да это я так, для поднятия тонуса, - белозубо скалится Сергей Ильич и поочередно стягивает с себя канадку, ватные штаны и сапоги.
- Емельянов! - балансируя на палубе, наклоняется он над люком.
- Я! - глухо доносится оттуда, после чего в проеме возникает чубатая голова в пилотке.
- На вот, посуши в компрессорной, - поочередно передает ему канадку со штанами бычок.
Оставшись в водолазном свитере и синем РБ, он снова усаживается в кресло, выщелкивает из штатива телефон и звонит штурману.
Судя по разговору, получен благоприятный прогноз, а буксир где-то на подходе.
- Так, проверить аппараты и торпеду! - поворачивается вместе с креслом бычок.
Настроение заметно улучшается, и мы принимаемся за работу.
Для начала осматривается лежащая на нижнем стеллаже правого борта практическая торпеда, с красной полосатой башкой, опоясанная бугелями, на аппаратах расхаживаются приборы установки глубины, режима и маневрирования при стрельбе, а потом в холостом режиме прогоняется их автоматическая система.
- Все нормально, товарищ капитан-лейтенант, - вырубает Олег мерцающий экран пульта, и на нем гаснут цветные мнемосхемы.
- Интересно, как там наши деды, наверно укачало вдрызг? - усевшись на торпеду, ухмыляется Саня.
- Это вряд ли, - сопит Олег, подтягивая кремальеру верхнего люка. - У них вся корма в ракушках.
«Дедами» мы называем бригаду торпедистов-сдатчиков, которая в числе прочих должна прибыть на буксире. С ними мы работаем в заводе, болтаемся в море уже несколько месяцев и весьма сдружились. Мужики все здоровенные, в возрасте и весьма колоритные.
Бригадир - Илья Васильевич Шамин, пять лет служил комендором на крейсере, Клавдий Павлович Югов в войну был старшиной команды торпедистов на «щуке», а самый младший, которого они зовут пацаном, демобилизовался с флота лет пять назад. Шамин и Югов коренные поморы, окают, зимой ходят на морской промысел и знают все о торпедном оружии.
В море с нами идут только те сдатчики, чья техника будет испытываться на выходе.
Сейчас с нами на борту сдаточные команды гидроакустиков и радиометристов, ученые мужи из двух отраслевых «КБ» и принимающие у них комплексы, военпреды.
Всю предшествующую неделю, находясь под водой и периодически всплывая, мы устанавливали «контакты» с выполняющими роль целей эсминцем и дизельной подлодкой, а также испытывали корабельные «глаза и уши», в других режимах.
Техника отработала исправно, теперь эти сдатчики будут высажены на буксир, а мы примем оттуда новых. Впереди «прогонка» торпедного комплекса, стрельба одиночной торпедой в ручном режиме и снятие контрольных параметров.
Перед самым обедом тишину отсеков разрывают колокола громкого боя, и следует команда «носовой швартовой подняться наверх!».
- По кОням! - бросает нам с Олегом Сергей Ильич, и быстренько напялив на себя сапоги, ватники и спасательные жилеты, мы спускаемся вслед за ним на нижнюю палубу.
Там к нам присоединяется трюмный Леха Емельянов, а у трапа, ведущего в центральный пост, еще двое - радиомитрист и химик. Все мы похожи на пингвинов и неуклюже лезем вверх.
- В центрально следует краткий инструктаж, затем вся команда, поочередно исчезает в шахте люка.
В рубке сыро и собачий холод, с мостика слышны глухие команды, а между выдвижных устройств, втянув головы в воротники, дымят зажатыми в кулак сигаретами убывающие с корабля сдатчики.
- Шустрей, шустрей, сынки, что плететесь как вошь на поводке, - бросает какой-то сидящий на своей кисЕ остряк, и все довольно ржут.
- Не шебушись папаша, успеешь, - басит в ответ Олег, Сергей Ильич гремит внизу клинкетом рубочной двери, и внутрь врывается гул моря.
По команде "бычка", цепляясь за скользкий поручень, мы перебегаем по заливаемому волнами обводу в сторону кормы, ныряем во вторую, отдраенную им дверь и сопя карабкаемся по трапу на обледенелую ракетную палубу.
Тут вовсю гуляет ветер, но шторм заметно утих, и крейсер стоит лагом к волне.
С подветренной стороны, выбрасывая облачка выхлопов из труб, к нему приближается морской буксир, на палубе которого чернеет кучка людей.
- Приготовиться принять швартовы! - орет с рубки в мегафон помощник, Сергей Ильич дублирует команду, мы поднимаем пару выдвижных кнехтов и подходим к краю.
Затем буксир возникает у борта и с него летят бросательные, с прикрепленными к ним швартовыми.
Через несколько минут он надежно к нам «привязан», и с буксира подается сходня.
По ней, с чемоданчиками и сумками в руках, балансируя перебегают сдатчики, мы ловим их на палубе, весело приветствуем друг друга и спецы скользят подошвами в сторону рубки.
Вскоре оттуда появляются убывающие, и все повторяется в обратном порядке.
- Счастливо добраться! - лает с мостика мегафон, буксир дает несколько коротких гудков и в пляске волн лихо отваливает от борта.
- Всем вниз! - приказывает бычок, через несколько минут мы снова внутри крейсера.
Наши сдатчики уже на торпедной палубе и аккуратно раскладывают вещи на «самолетах». Это раскрепленные по бортам фанерные лежаки, с пробковыми матрацами и подушками, установленные на корабле ввиду нехватки мест в каютах.
- Ну, как добрались? - обращается к Шамину Сергей Ильич.
- Все путем, - улыбается бригадир, - правда качнуло изрядно.
После этого мы рассаживаемся кто-где, и идет обмен новостями.
Он прерывается звяком трапа и в люке возникает седая голова в фуражке.
- Внимание в отсеке! - встает Сергей Ильич, и делает шаг вперед.
- Вольно, вольно, не командовать, - звучит мягкий баритон, и на палубу ступает сухонький капитан 1 ранга, в хромовых перчатках и потертом кителе.
Это военпред ВМФ, принимающий на корабле торпедный комплекс, весьма компетентный и простой в обращении человек.
- Ну, как, минеры, готовы? - поочередно пожимает он всем руки.
- Да, товарищ капитан 1 ранга, - кивают головами Мыльников и Шамин.
- В таком случае, капитан-лейтенант, прошу со мной к командиру, обсудим и уточним наши планы.
Когда офицеры уходят, из «каштана» доносится долгожданное «команде обедать!», и все кроме вахтенного, спешат в кают-компанию.
Затем снова возвращаемся в отсек, Сергей Ильич сообщает что испытательные стрельбы назначены на утро, и под руководством сдатчиков мы приступаем к их подготовке. Нам надлежит прострелять воздухом все шесть аппаратов, затем выпустить из-под воды практическую торпеду, сняв при этом необходимые параметры, которые будут занесены в формуляр.
В носовую часть отсека подносятся несколько опломбированных, загруженных на заводе ящиков, из них извлекаются контрольные приборы и монтируются на торпедных аппаратах. Затем подключается и проверяется самописец с вставленной в него бумажной лентой и выполняются другие операции.
- Порядок - констатирует утирая пот со лба Илья Васильевич и присутствующий здесь же военпред, согласно кивает.
В шесть утра мы приходим в заданный полигон у мыса Турий, на корабле объявляется боевая тревога, чмокают клапана аварийных захлопок, и он уходит в пучину.
Когда стрелка глубиномера замирает на четырехстах метрах, следует команда о прострелке аппаратов вхолостую.
Мы, каждый на своем месте, готовим их «вручную», потом поочередно открываются передние крышки, и в отсеке раз за разом ревет сжатый воздух. Затем сдатчики с военпредом снимают показания приборов, заносят их в формуляр и все повторяется в автоматическом режиме.
От высокого давления кругом морозный туман, в ушах потрескивает и голоса становятся писклявыми.
Выполнив первый этап, переходим ко второму.
В один из нижних аппаратов загружается торпеда, в нее вводятся стрельбовые данные и по команде из центрального осуществляется залп. Датчик фиксирует ее скорость выхода и срабатывание необходимых механизмов что тоже скрупулезно отражается в формуляре.
Потом следует команда на всплытие, и капитан 1 ранга, переглянувшись с Мыльником, дружески хлопает меня по плечу, - а ну - ка, сынок, айда с нами наверх!
В подплаве издавна существует традиция. При стрельбе практическими торпедами, для их последующего обнаружения на поверхности, наряду с сигнальщиками привлекаются торпедисты. И первый кто ее увидит, получает краткосрочный отпуск.
Традиция вполне оправданная, поскольку «изделие» стоит бешеных денег, секретное и в случае его необнаружения, по прошествии определенного времени самоликвидируется. А проще идет ко дну. Со всеми вытекающими для команды последствиями.
Через пять минут, рисуя в воображении самые радужные картины, я стою на правом обводе мостика и жадно обозреваю в бинокль раскинувшееся до горизонта море.
То же самое делают командир с Мыльников и стоящий слева, мой приятель, рулевой -сигнальщик Серега Алешин.
В нескольких милях от нас, завывая турбинами, ходит переменными галсами эсминец обеспечения, а еще дальше на волнах болтается торпедолов.
Однако первым «изделие» обнаруживает стоящий на рулях боцман.
- Товарищ командир, вон она, слева по курсу, - простужено хрипит мичман, и все бинокли поворачиваются в ту сторону.В пляшущих волнах всплескивает красное, и с рубки в небо взвивается сигнальная ракета.
Чуть позже к месту обнаружения подходит торпедолов, «изделие» стропят за «рым» и лебедкой поднимают на палубу.
- Алешин с Королевым, свободны, - выщелкивает командир из пачки сигарету, и на мостике сладко тянет дымком.
Мы спускаемся с Серегой, в мокрую рубку, приваливаемся к выдвижным и тоже закуриваем.
- Да, не повезло нам, - глубоко затягиваясь, бормочет Серега.
- Не повезло, - вздыхаю я. - Накрылся отпуск.
Потом мы спускаемся в центральный пост, сдаем штурману бинокли и расходимся.
- Ну че? Кто нашел торпеду? - интересуются в отсеке.
- Боцман, - бурчу я и стаскиваю ватник.
- Ладно, не бери, в голову, впереди еще не одни стрельбы, съездишь, - солидно изрекает Порубов, а старшина команды обещающе кивает головой.
Через час все торпедные аппараты приведены в исходное, КИПовская аппаратура помещена в ящики, и начинается обычная морская травля.
Олега, Саню и меня очень интересует, как пройдут испытания установленного на лодке, принципиально нового аварийного спасательного устройства.
Именуемое «АСУ», оно находится в десятом отсеке, представляет из себя всплывающую камеру, и призвано спасать подводников с километровой глубины.
Насколько нам известно, его первые испытания на головной лодке прошли неудачно. Когда АСУ всплыло, от помещенных туда и облаченных в легководолазное снаряжение муляжей, практически ничего не осталось.
- Илья Васильевич, а как будет сейчас? - интересуется Олег у Шамина. - Снова муляжи или запихают кого из сдатчиков?
- Снова, - утвердительно кивает тот, - но скорость подъема будет меньшей.
- Не нравится мне это АСУ, гроб с музыкой, - вздыхает Саня, и все замолкают.
Вечером, после ужина, когда Сергей Ильич заступает на вахту в центральном, по предложению сдатчиков решено отметить первые стрельбы.
Люк верхней палубы задраивается, Илья Васильевич извлекает из бригадного сундучка плоскую мельхиоровую «шильницу», соленую кумжу и стеклянную банку клюквы, а мы дополняем все это соком, корабельными галетами и палкой копченой колбасы.
Затем провозглашается необходимый тост, по кругу идет небольшая чарка, и все закусывают.
- Клавдий Павлович, а у вас в войну на лодках спирт давали? - по одной бросает в рот клюквины Саня.
- Давали, - отвечает тот. - По наркомовской норме.
- Это сколько?
- Да вот как мы сейчас приняли, соточка.
- А как было с питанием? Вы, помнится, рассказывали, что начинали в Кронштадте.
- В нем самом, - кивает седым ежиком сдатчик. - В бригаде подплава. А с питанием, ребята, у нас проблем не было. В Питере люди с голоду мерли, а флоту отдавали последнее.
- И много ваших лодок тогда погибло? - вступает в разговор Ксенженко.
- Да почитай каждая вторая, - тяжело вздыхает Югов. - В Финском заливе тогда мин было, что клецок в супе. Уходили ребята на позиции и не возвращались. Такие вот дела.
В отсеке возникает тягостное молчание и слышно как на кормовой переборке тикают часы.
Клавдий Павлович, можно сказать, легендарная личность. За войну у него два ордена «Красной звезды» и медаль «Ушакова». А в прошлом году, ему одному из первых на СМП вручили орден «Октябрьской революции». При всем этом «дед» немногословен, и очень не любит когда вспоминают его заслугах.
- Ну ладно, давайте еще по одной и шабаш, - басит Илья Васильевич. После этого мы выпиваем еще по чарке, быстро закусываем и убираем остатки пиршества.
Потом Клавдий Павлович хитро щурится, расстегивает клапан куртки и протягивает мне широкую ладонь.
На ней рубиново светится, времен войны, наградной жетон. На нем золотится Серп и молот, надпись «Отличный торпедист» и ниже торпеда с миной.
- Это мой, 42-го года, дарю,- тепло улыбается Югов.
- Мне? За что? - удивленно вскидываю я на «деда» глаза.
- Да уж очень ты похож на одного моего фронтового дружка, - кашляет тот в кулак. - Сашу Голышева, он погиб в сорок четвертом.
- Точно, похож, - кивает рыжей головой Шамин. - Я видел фотографию.
- Спасибо, - говорю я и осторожно беру жетон.
- Да, редкая вещь, - сопит у меня над ухом Ксенженко. - Я такой в Питере в морском музее видел.
А еще через сутки, выполнив всю программу, мы швартуемся у стенки, и наши старшие товарищи покидают корабль.
С тех пор прошло немало лет. Но я и сейчас их помню. И часто рассматриваю жетон, что подарил тогда Клавдий Павлович.
Он почему-то всегда теплый.
Примечания:
СМП - Северное машиностроительное предприятие.
КисА - матросский брезентовый чемодан.
«Зашхеренные» - спрятанные (жарг.)
РБ - специальная одежда радиационной безопасности.
«Каштан» - корабельная система связи.
Бугеля - стальные крепления торпед.
Мнемосхемы - совокупность сигнальных устройств и изображений.
«Корма в ракушках» - старое флотское выражение, обозначающее опытного моряка.
«Шильница» - плоская фляга для спирта.
Галс - движение судна относительно ветра.
Свидетельство о публикации №210110900358
Владимир Сорокин 3 11.06.2021 06:02 Заявить о нарушении