Глава 2 Параграф 3

§ 3. Ценностная деятельность человека и его главные
ценностные ориентации

Как известно, форм деятельности в развитом обществе существует практически необозримое множество. Однако в контексте проблемы «смысла жизни» все формы деятельности могут быть сгруппированы в следующие три блока:

1)       деятельность, заключающаяся в производстве каких-то ценностей (творчество репродуктивное или новаторское). При этом следует различать производство ценностей утилитарных и духовных;
2)       деятельность, совпадающая с потреблением соответствующих ценностей (в частности, бытовых вещей и бытовых поступков);
3)       деятельность, связанная с распространением ценностей – материальным (доставка ценностей от производителя к потребителю и обратно) или идеальным (передача информации о ценностях от производителя к потребителю и обратно).

Следовательно, распространение ценностей есть коммуникативная деятельность, предполагающая общение между людьми. Важно отметить, что общение является содержательным только в том случае, когда оно связано с распространением (в той или иной форме) каких-то ценностей – рациональных или эмоциональных. В противном случае общение становится пустопорожней болтовней, лишающей жизнь всякого смысла («симулякризация» жизни).

Коммуникативная деятельность выступает в двух формах. Во-первых, это пропаганда производства ценностей, что предполагает популяризацию идеалов, определяющих формирование соответствующих ценностей. Такая деятельность называется обычно агитацией в пользу соответствующих идеологических установок (в случае религиозных установок подобная агитация связана с такими понятиями как миссионерская деятельность, прозелитизм и т.п.). Во-вторых, коммуникативная деятельность может выступать также в форме пропаганды потребления ценностей. Это то, что обычно обозначается как реклама[190]. Если речь идет о пропаганде ценностей, являющихся продуктом собственного творчества, то мы имеем дело с саморекламой.

Таким образом, если с теоретической точки зрения «смысл жизни» кажется очень загадочным и даже таинственным, то в практической плоскости проблема решается довольно просто: «смысл жизни» рядового человека обязательно связан с добыванием ценности; без ценности жизнь для такого человека не имеет и не может иметь никакого смысла. Поскольку процедура добывания ценности выступает в трех разновидностях, «смысл жизни» сводится либо к производству (созиданию) ценности (тому, что обычно называется «творчеством»), либо к ее потреблению (получению максимума удовольствий при минимуме усилий), либо к ее распространению (агитации в пользу производства ценности и рекламе в пользу ее потребления). Коммуникативная деятельность обеспечивает взаимодействие и связь (в том числе, и обратную связь) созидания ценностей и их потребления. Только при условии эффективной коммуникации между созидателем и потребителем результаты творчества становятся востребованными.

Дело, однако, осложняется из-за того, что существуют разные системы ценностей: не только такие, которые склонны к сотрудничеству (кооперации) друг с другом, но и такие, которые тяготеют к соперничеству (конфронтации), в результате чего между ними возникает острая борьба. Поэтому окончательное решение проблемы «смысла жизни» для деятельного человека сводится фактически к тому, чтобы обеспечить победу своей системе ценностей и добиться поражения альтернативной системы. Без такого подхода к проблеме деятельный человек не может достичь полного самовыражения и не менее полного самоутверждения. А только сочетание того и другого обеспечивает полную самореализацию, в которой и раскрывается действительная сущность человека. Характерно, что в истории мировой культуры жизнь оказывается бессмысленной только для тех, кто терпит поражение в столкновении (борьбе) ценностей. Но никакой проблемы «смысла жизни» не возникает у тех, кто в этой борьбе одерживает победу[191]. Любопытно, что именно, благодаря связи «смысла жизни» с понятием победы указанной проблемы не существует для таких людей как игрок, спортсмен или солдат. Итак, в общем случае «смысл жизни» для деятельного человека состоит в таком сочетании созидания, распространения и потребления каких-то ценностей, при котором всякое противодействие этим ценностям терпит неудачу (это и означает, что достигается полная победа в самореализации творца новых ценностей, т.е. не только в самовыражении, но и в самоутверждении – общественном признании новых ценностей)[192].

Не следует, однако, думать, что все деятельные люди придерживаются такого комплексного подхода к «смыслу жизни». В действительности между ними в этом вопросе существуют значительные различия. Одни предпочитают создавать ценности, но не придают серьезного значения их распространению и потреблению; иные склонны их потреблять, предоставляя их создание другим; третьи заинтересованы только в распространении ценностей и могут быть совершенно равнодушными к производству этих ценностей и их потреблению. Поскольку создание ценностей является более трудной задачей, чем их распространение, а тем более простое потребление, то теоретически становятся возможными общества двоякого типа: а) с доминированием производства ценностей (назовем их условно «творческими», или «идеологическими»; и б) с доминированием потребления ценностей (их обычно называют потребительскими, «обществами всеобщего благосостояния или всеобщего потребления»). Уровень жизни в обществах первого типа может быть достаточно низок, а в обществах второго типа очень высок. Такое расхождение в уровнях жизни большинства населения объясняется необходимостью экономить ресурсы для производства ценностей и отсутствием такой необходимости (при прочих равных условиях) в случае потребления ценностей.

 
П Р И М Е Ч А Н И Я:


[190]  Подробнее о такой деятельности см. Кармин А.С. Психология рекламы. СПб, 2004.

[191] Связь «смысла жизни» со столкновением разных систем ценностей и их борьбой четко просматривается в упоминавшейся уже работе С.Л. Франка: она отражает настроение тех, кто потерпел поражение в Русской революции 1917 – 1921 г.г., но ни слова не говорит о  тех, кто одержал в ней победу.

[192] При этом всегда остается открытым вопрос, когда придет признание: до или после ухода творца в «лучший мир». Однако вера в ранний или поздний приход такого признания является мощным стимулом в творческой деятельности. Не менее, нередко даже более мощным стимулом является эстетическое чувство, сопровождающее рождение новых ценностей. Оно связано только с самовыражением и не имеет никакого отношения к самоутверждению. Можно сказать, что такое эстетическое чувство совершенно бескорыстно.


Рецензии