Глава 4. Мина замедленного действия

      (Рассказ Карима  Атабаева № 1)

   Предыдущая глава:http://proza.ru/2010/11/09/394

Навязал же Сабир на мою голову эту девчонку! Мало того, что обязал прописать её на своей жилплощади (а у меня без этого дел хватает), так она  и пропаганду ведёт в доме:  забивает голову сестрёнке всякой ерундой.

Раньше я за Дильбархон был спокоен: после неудавшегося брака, она целиком посвятила себя дому, домашним делам. Всё для неё было просто и понятно: ни вопросов, ни сомнений. Теперь же, слушая разговоры Наташки, сестрёнка начинает сомневаться в том, что жизнь её правильна. Стала задумываться для чего она училась в институте, почему живёт так бесполезно. (Надо же слово какое нашла: бесполезно!)

Приходится убеждать Дильбар в том, что всё, что говорит Наташка — не для таких, как она: это норма жизни европейских девушек, а не узбекских. Но я вижу, что несмотря на   убеждения, сомнения у сестрёнки остаются.
Скорее бы Сабирка приехал и забрал эту девчонку, потому что она, как мина замедленного действия: не знаешь в какой момент рванёт. Опасаюсь, что в действие  она уже приведена.
Не  только из-за сестрёнки не хочу, чтобы Наташка жила у нас, но и из-за себя самого: уж больно она хороша. Такая кому  угодно голову вскружит и не заметит.

Сабирка ясно дал понять, что запал на эту девчонку. Я злюсь на друга. Злюсь и завидую: сердцеед-бабник, везде успевает, не в пример мне. Жену себе отхватил перспективную, а к ней в придачу и должность  соответствующую,  и почести, и льготы — всё о чём только мечтать можно. В институте   из-под носа опытных ловеласов увёл   Катю Воронову — до сих пор некоторые из них простить  не могут. Теперь  эта девчонка. И где он таких  находит? Мне в своей практике никогда не приходилось сталкиваться с такими красотками.

Надо честно признаться,  я проигрываю Сабиру по многим  позициям:  он стройный  - высокий, я маленький — толстый. У Сабира тонкое смугловатое лицо, открытые глаза, гусарские усики над  яркими губами. Я — широкоскулый, большелобый, с копной курчавых, как у барашка, волос, узковатыми глазами, слегка мясистым носом и, крупными  губами. Представили? Не красавец, верно?

И совсем неважно, что в моей груди бьётся преданное,  доброе,  как говорит сестрёнка Дильбар, сердце. Мне остаётся лишь улыбнуться в ответ:
-Это для тебя я  самый  умный и самый лучший, потому что твой брат, потому что ты хорошо знаешь меня и любишь.

Странно, но мы с Дильбар совсем не похожи. У сестрёнки удивительные глаза:  их свет делает её лицо светлым и  милым. Волосы  Дильбар мягкие и шелковистые, заплетены в тугие косички и красиво обёрнуты вокруг узорчатой тюбетеечки на её головке. Она худенькая и длинноногая. Мы с ней практически одного роста. Но для женщины метр шестьдесят пять — это вполне неплохой, средний рост, а для мужчины? Вот именно: маловат.

Дильбархон похожа на маму, а я на старшего брата отца, который погиб совсем юным в конце войны. На фото, которую дядя прислал с фронта то же лицо, что у меня, за исключением курчавых волос, потому что на нём  дядя острижен по ноль.
Все, кто видит это фото, спрашивает в каких войсках я служил. А ведь я не служил вовсе, потому что являлся единственным опекуном Дильбархон. После гибели родителей, мы остались с  сестрёнкой вдвоём, и я заменил ей и отца и мать.

Сегодня с  утра  был в Махалинском комитете, чтобы забрать паспорт Наташки, который отдал ещё во вторник на прописку. Взятку никому не давал, да и не взяли бы: всё-таки лейтенант милиции. Побоялись бы.
Зачем тогда брал у Сабирки 100 рублей? Долг накопился — нужно было срочно отдавать, а рассказывать об этом другу детства не хотелось: очень вид у него был недовольный. Собственно, Сабира можно понять: приехал к другу поговорить, а тот после грандиозной пьянки двух слов связать не может...

Деньги я ему, конечно, верну, сочинив соответствующее оправдание, хотя самому тошно от вранья. Но тогда иного выхода я не видел. Деньги нужны были позарез: проигрался вдрызг. Сколько раз ругал себя, что связываюсь с Тахиром Абдукадыровым (ему в игре всегда везёт), но не могу удержаться от соблазна: очень уж я человек азартный. Сколько денег проиграл  Тахиру — стыдно вспомнить! И Дильбар обманываю: говорю, что коплю деньги на калым.

В субботу снова собираемся  всей компанией. Дильбархон уезжает в пятницу  в Янги-Юль к институтской подруге.  Хотел и Наташку с ней спровадить, но та ни в какую. Заладила, что в воскресенье Сабир-ака приезжает, а в понедельник они должны идти устраиваться на работу.

Завтра с утра дежурю,  а значит наша прекрасная гостья будет дома одна. Хочу, попросить её,  приготовить что-нибудь на вечер, хотя не представляю Наташку у плиты. Невооружённым глазом видно, что девчонка жила на всём готовом, ничем  себя не утруждая. Слишком много свободы было у этой красавицы. Отсюда  такая уверенность в себе, смелость суждений, сила убеждения, лёгкость в общении с людьми.

Девчонка сразу нашла общий язык с Дильбархон, хотя сестрёнка, после неудавшегося замужества, совершенно замкнулась в себе, и  с людьми сходится  трудно. А тут щебечут, как две горлинки, пересмеиваются, словно всю жизнь знают друг-друга. Сдружились.

Подруг у сестрёнки  и раньше было немного, а теперь  подавно. Большинство из них вышли замуж и  уехали из Ташкента. Осталась одна Лола, которая  живёт в Янги-Юле. Туда в пятницу  и уезжает Дильбар на большой праздник- той, в честь младшего сынишки Лолы. Завтра он станет истинным мусульманином, примет на себя завет наших предков,  пройдя  через обряд посвящения.

Этот обряд всегда  проходит очень торжественно и многолюдно. Будет и мулла с чтением сур из Корана. Будут гости, поздравления, подарки, богатое угощение, музыканты, песни и танцы. Для родителей этот день всегда  радость и  гордость:  в их семье есть продолжатель рода,  их продолжение в будущем.
Дильбар  приглашала поехать с ней на той, но у меня дежурство: пришлось отказаться. Надеюсь, что сестрёнка не поймёт, что дежурство  только предлог, а причина в том, что мне нелегко смотреть  на счастье родителей. У них есть сын, они растят его вместе, у них — семья.

Глядя на счастье других, я особенно остро ощущаю себя обделённым, начинаю   вспоминать Луизу, и пью... Дильбархон потом упрекает, плачет, просит больше не делать  этого, но я ничего поделать с собой не могу. Вот потому  лучше не быть на этом тое, чтобы не портить настроение  ни сестрёнке, ни гостям, ни себе.
         
                *        *        *

В субботу вечером мы встретились в условленном месте. Я  и  «святая троица»: Тахир Абдукадыров, Вахоб Кабиров и Азиз Хасанов. Набрали изрядное количество спиртного и направились ко мне домой. Предвкушая приятный вечер, приятели веселы, остроумны, довольны собой. Особенно усердствует Тахир-Толик. Он рассказывает о том, как сегодня напугал  нянечек в роддоме, ворвавшись в палату, где лежит его жена, родившая утром  сына. У Толика это второй ребёнок. Первая дочь, и ей почти два года.

Толик шутит, что  намерен нарожать  ещё восемь детей: четыре сына и четыре дочки. Его пытается отговорить Ваха:
-К чему  так много? Хватит и трёх-четырёх...
-К чему так много? - смеётся  Тахир. - Чтобы в доме всегда весело было, чтобы не замолкали  детские голоса.
-Так они же и отдыхать не дадут! - протестует Вахоб.
-Ну, это, как приучишь, - рассудительно парирует выпад  Толик. - Домашних, как говорят русские, нужно держать  в ежовых рукавицах, чтобы  по  струнке ходили, чтобы знали, кто в доме хозяин.

Я слушал Тахира и вспоминал бывшего мужа Дильбархон.
-Ты мне сейчас напомнил Батыра!
-Какого Батыра? - не понимает Толик.
-Ходжаева Батыра, - уточняю  я.
-Это из Юнус-Абадского УВД что ли?
-Да нет. Это бывший муж моей сестры Дильбар.
-Ну уж сравнил! - обижается Толик. - Батыр — это бандит. По нему тюрьма плачет. Женщину нужно держать  не кулаками, а в моральном смысле... Думаешь почему я хочу сделать   жене столько детей —  ради собственного удовольствия? Как бы не так!  Да с десятью детьми на шее, ей даже в зеркало посмотреться будет некогда, не то, что на других мужиков заглядываться.

Вахоб с Азизом, переглянувшись, смеются,  выслушав такую жизненную позицию. У меня эта позиция восхищения не вызывает, и смешной не кажется. А Толику реакция друзей явно нравится, и он продолжает делиться с ними  опытом, не обращая внимания на мой хмурых взгляд.
Дома я прошу Наташу накрыть на стол. Всё-таки у Тахира ребёнок родился, и его нужно обмыть должным образом. Так принято у порядочных людей.

От моего взгляда не ускользает то, что Тахир  наблюдает за действиями девушки чересчур заинтересованно. И это меня беспокоит, потому что натура Толика мне очень хорошо известна: ещё с институтских времён он слывёт  бабником и ловеласом.  Но, когда наш ловелас предлагает Наташе составить компанию, та  «мягко» отказывается и уходит в свою комнату. Толик мямлит ей во след:
-Надо же, какая прынцесса?!

А, когда Наташа  скрывается из вида, добавляет:
-Кто такая? Откуда взялась? Почему, Карим-ака, ты ничего о ней не сказал?
-Это Наташа-хон, - нехотя поясняю я. - Она из Ферганы приехала. Собирается на следующий год в  институт поступать.
-А в этом, что не поступила?
-Нет.
-Такая красотка и не поступила?! - удивляется Тахир.

В наш  разговор вступает  Вахоб:
-А что в наши институты стали принимать за красоту?
-Нет, - смеётся Азиз, - за деньги.
-Не знаешь, куда поступала? -продолжает допытывается  Тахир.
-В Иняз, кажется.
-О-о-о, - подаёт голос Вахоб, - туда такса пять тысяч.
-Всего-то? - удивляется  Тахир. - В Андижанский мединститут — десять тысяч.
-Откуда знаешь? - торопливо интересуется  Азиз.
-От верблюда! - смеётся в ответ Толик. - Старший брат дочь свою туда устраивал: десять кусков отвалил.
-Что же у наташкиных родителей денег что ли нет? - интересуется Вахоб. - Всего-то пять тысяч?

Я не выдерживаю  и вступаю в разговор:
-С каких это пор пять тысяч стали для тебя маленькими деньгами?
-С тех пор, как тесть взял его в долю, - поддевает  Вахоба Толик.
-В какую долю? - переспрашиваю я , не понимая намёка.
-В долю от спекуляции, - поясняет Толик, усмехаясь.
-Какая такая спекуляция?! -  вскипает  Вахоб. - Просто мы отправляем в Челябинск, Тюмень, Сургут фрукты и там продаём — только и всего.
-Они там продают?! - язвит  Тахир-Толик, с усмешкой поглядывая на друга. - Втридорога...

-А ты, как хотел? -  покрывается  краской  Вахоб. - Дорогу надо оправдать?! Надо.  Расходы надо оправдать?!... Туда — плати, сюда — плати... Ментам — плати, за проезд — плати... Кругом расходы.
-Тише-тише! - пытается  успокоить разгорячившихся друзей Азиз. - Что так расшумелись? Мы сюда зачем пришли, чтобы выяснять кто куда и за что платит? Давайте ка, друзья, лучше  выпьем  за наших детей?
-Ты прав, азизим (дорогой): мы пришли, чтобы обмыть новорождённого, а  не чтобы  спорить, - понижает  голос Вахоб.

И все тут же забывают лёгкое разногласие, принимаясь за горячительные напитки, сопровождая каждый стакан тостом. Как гостеприимный хозяин, не забываю напоминать дорогим гостям закусывать, чем Аллах послал. Хорошо, что сестрёнка про запас напекла всякой всячины. Да и Наташа-хон тоже не осталась равнодушной к моей просьбе: сготовила плов на газовой плите. Не скрою:  удивлён был этим немало. Моя уверенность в том, что девчонка готовить не может  не оправдалась. Конечно вкус плова не такой, как если бы его готовили на улице, но всё же вполне съедобный.

Приходится самому ухаживать за честной компанией: настырная  кизча (девчонка) так и не вышла из своей комнаты.
Через некоторое время горячительное делает своё дело: языки у друзей   развязываются, глаза начинают блестеть, разговоры становятся откровеннее, а мысли, напротив, туманнее. Я обращаю  внимание на то, что Тахир тихо встаёт из-за  стола и  выходит из комнаты. Опасаясь, что эта распутная бестия начнёт приставать к Наташке, выхожу следом за ним. И   оказываюсь прав: Толик стоит у двери Наташиной комнаты, царапает её ногтями, уговаривая  девушку выйти и посидеть с нами.

Чтобы девчонка не смогла понять наш разговор, начинаю говорить с Толиком на узбекском языке.
-Что, понравилась девочка? Правда хороша?
-Да, очень.
-Девочка-то есть, палван, (богатырь), но не про твою честь.
-Что, Карим-ака, себе приберегаешь?!
-Нет, я не приберегаю: Сабир  приберегает.
-Какой Сабир? -  Тахир делает вид, что не понял.

И я принимаю его игру:
-Усманов Сабир. Надеюсь помнишь такого?
-Сабирку Усманова?! - хмурит брови Тахир. - Конечно, помню. А, если забуду, то зубы своим блеском напомнят.
-Сколько он тогда их тебе выбил, Тахир-джан?
-Какое это имеет значение? - повышает голос Толик. - Это было давно!
-Но память-то на всю жизнь останется, - улыбаюсь я беззлобно. - На каком это курсе вы так повздорили?
-На третьем, Карим-ака, на третьем. Думаю помнишь из-за чего?
-Не из-за чего, а из-за кого, - деликатно уточняю я. - Как же, конечно помню: из-за Кати Вороновой. Вы её поделить никак не могли — не так ли?... Всё помню. Как не помнить: все парни с вашего курса были чуть  влюблены в Воронову...

-А досталась этому паршивцу! Сабирке.! - произносит Тахир с такой ненавистью и  яростью, словно это было вчера,  словно боль в его душе не утихла до сих пор. - Он попользовался и бросил её, подлец!... А ведь я  любил Катюшу. Так любил... Как никого и никогда...
-Я  ездил к ней, Карим, в Джизак. - неожиданно признаётся Толик, - Просил выйти за меня замуж... Знаешь, что она тогда мне ответила?
-Откуда? - миролюбиво отвечаю  ему, поглаживая по плечу, как больного.
-Она сказала: - «Толик, ты замечательный друг, хороший человек, но замуж за тебя я не выйду, потому что люблю другого. Прости...»
-Я понял, что она до сих пор любит  этого подлеца, Сабира. Готов был убить его! Но, когда вернулся в Ташкент,  он успел  уже уехать  в Фергану.
-А где сейчас Воронова? - поинтересовался  я лишь для того, чтобы поддержать разговор.
-Там же, в Джизаке.  Работает в Облбольнице... У неё сын растёт, Карим. Сабиркин сын... Я это сразу понял, как увидел мальчишку. - голос Тахира срывается и он начинает плакать злыми, пьяными слезами.

Предпринимаю попытку  успокоить друга, увести его от дверей, соблазняя выпивкой. Это действует безотказно и Толик идёт  со мной в зал с единственной, как видно, целью: напиться.
Набираемся  мы в тот вечер основательно. В результате Азиз засыпает  тут же за столом, Вахоб находится в состоянии близком к отключке - еле держится на ногах.  Только Тахир, как стойкий оловянный солдат, всё повторяет:
-Вот пью и не пьянею! Пью — и не пьянею!

Друзья, наконец, собираются разбредаться по домам. Как я не стараюсь уговорить их остаться, мне это не удаётся.  С трудом грузим Азиза в его «Жигулёнок»: вес у него немалый — под сто килограмм, да ещё  помноженный на  отключку.
Вновь уговариваю  Тахира не садится за руль в нетрезвом виде, и заночевать у меня, но тот отвечает:
-Я всегда за рулём не совсем трезвый и ничего — дорогу домой нахожу.
Когда друзья уезжают, я собираю все остатки водки в один стакан, залпом  выпиваю его и  отключаюсь.

                *        *        *

Утром чувствовал себя хуже некуда: давило сердце, кружилась голова, во рту словно вчера съел  что-то не совсем свежее. Из зеркала  смотрела физиономия с синяками под глазами, с примятыми с правой стороны кудряшками, в которых застряли не-то пушинки, не-то объедки. Не оставалось ничего другого, как плюнуть в эту зеркальную физиономию и отправиться искать  что-нибудь из выпивки, чтобы поправить здоровье. Облазил всё, что  стояло на столе и под ним, но не нашёл  ни глотка. Ругнул себя за то, что не догадался с вечера спрятать  бутылку пива.

Злой, как сатана, пошёл на кухню,  обшарил  холодильник, но и там выпивки не было. Неумытый, всклокоченный, шатался по дому, отыскивая объект на котором можно было  отыграться. Под горячую руку попала Наташка.  Выражение  девичьего лица  говорило, что мой вид ей, мягко говоря,  неприятен. Эта  гримаса вынудила съязвить:
-Подумаешь, принцесса?! Что вчера выпендривалась?  Посчитала общение с нами недостойным твоей светлости?

Наташка, сверкнув глазами, ответила с вызовом:
-Я не обязана развлекать  Ваших друзей!
Эти слова больно задели,  моё, исходящее слюной, самолюбие, и я  выдал по-полной:
-Ну, и тебе, азизим (дорогая),  никто  ничем не обязан!
Девчонка посмотрела на меня сверху вниз с  плохо скрываемой жалостью и  даже, как мне показалось, брезгливостью и ушла в комнату.

Я рвал и метал. Мотался из своей комнаты в зал, и обратно. В порыве злости хотел что-нибудь разбить, но передумал, справедливо полагая, что это расстроит сестрёнку.
-Хорошо, что её сейчас нет, - шептали мои губы, - что она не видит брата в таком состоянии,  а то были бы слёзы, упрёки... Ох, уж мне эти женщины! Вечно чем-то недовольны. Никогда их не угодишь.

И тут в мою тяжёлую голову  заползла беспокойная мысль:
-Как бы Наташка не наболтала сестрёнке лишнего, тогда мне несдобровать... Тут ещё, совсем некстати, Сабир должен появиться... А я гостье нагрубил. Совсем расходился, ахмак (дурак) всклокоченный!  Ох, Карим-ака, придётся зажать  гордость в кулак и загладить своё хамство! А иначе мне удачи не видать...

Решился пригласить Наташку позавтракать, да и прощение, заодно попросить. Попробую свалить всё на чрезмерное употребление спиртного, больше оправдаться нечем. Два раза подходил к двери в её комнату с приглашением, но от завтрака она категорически отказалась.
-Обиделась! - вертелось в моей тяжёлой голове. - Значит всё расскажет Сабиру. Дело плохо. Нужно смываться из дома... Пока не поздно.

Намыл свою физиономию, прилизал непослушные кудри, переоделся в чистое и мышкой юркнул за порог, моля Аллаха, чтобы не столкнуться с Сабиром. Кляня себя почти нецензурными словами, и, проклиная вчерашний загул,  направился в пивнушку, обещая  лишь поправить здоровье — и всё. Но, как только влил в рот первую кружку, всё покатилось по накатанной дорожке: откуда-то появились знакомые, сами-собой возникли пустые разговоры, водка к пиву, и так до тех пор, пока карманы не стали пустыми. И вокруг сразу образовалась пустота, но зато в сердце поселилась храбрость: я уже не боялся ни Сабира, Ни Наташи, ни Дильбархон.
 
Расхрабрившись так до безобразия, с трудом добрался домой, надеясь на то, что Сабир уже был, и они с Наташкой успели убраться до моего появления. Чуда не произошло: не успел   собрать все пустые бутылки, как заявился Сабир. Начал прямо с порога:
-Опять веселишься, Карим-ака?
-Ты же знаешь, друг: я  весёлый человек.
-Дорвался до свободы, дружище? Не слишком ли её много для тебя?
-Какая там свобода? - в ответ буркнул я, жестом приглашая  друга  в зал, напрочь забыв, какой там  беспорядок.

Лишь в зале понимаю свою оплошность, потому что это ничто иное, как поле после «куликовской битвы»: кругом пустые бутылки, объедки, осколки, окурки. Приходится оправдываться:
-Вчера немного посидели с ребятами... Обмывали  новорождённого. У Толика  Абдукадырова вчера сын родился.  Ну вот и погудели. Немного...
-Да, вижу, что немного, - покачал головой Сабир.
-Ты меня осуждаешь? - предположил я, всматриваясь в лицо друга. - Ты не прав, Сабир! Что я не имею права отдохнуть после работы?
-Имеешь, имеешь, - успокоил меня тот. - Но не имеешь права хамить.

-А что я такого сделал? -  протест напрашивался сам-собой.
-Ты  Наташу обидел.   
-Ну да, её обидишь! Она сама кого угодно обидит... Утром даже  разговаривать не стала, завтракать отказалась... И чем это её, интересно, обидели, тем что попросили немного посидеть с нами, составит компанию?!
-И как это ты себе представляешь? - сверлил меня  взглядом Сабир, - Орава пьяных мужиков и рядом юная девочка?

На это мне ответить  было нечего. Стоял молча,  опустив голову, как провинившийся  школяр  перед строгим учителем. А Сабир бил  словами, как кнутом:
-Карим-ака, тебе же было сказано человеческим языком, что эта девочка не про вас. Ты, что, дружище, меня не понял?

Это уже было верхом моего  «позора». Другому бы я ответил достойным образом, но не Сабиру, которого я почитал, как брата. Не осталось ничего иного, как скорчить совершенно пьяную, непонимающую физиономию, с которой, как известно, взятки гладки. Сабир в сердцах плюнул на пол, потом оттолкнул меня и ушёл. Толчок был настолько сильным, что я упал и больно ударился локтём о край стола. Мой голос прозвучал в зале слабым всхлипом:
-А ещё друг называется! Ради первой встречной готов прикончить старого друга... Эх, Сабир-ака, Сабир-ака!

Но думаю этот крик души понят не был. Я слышал, как с громким стуком закрывается входная дверь, заставившая меня вздрогнуть, как от удара хлыста. В этот миг, своим затуманенным  умом я понял, что именно сейчас,  потерял своего лучшего друга. И меня словно прорвало. Я плакал, клял себя самыми последними словами, обвиняя во всех смертных грехах. Обвинял себя, друзей, пагубное пристрастие к водке, проклятую судьбу. Но меня не слышал никто, потому что рядом не было никого: ни друга, ни родной души, ни Аллаха, к которому я время от времени обращался, когда становилось совсем невмоготу. Один... Совсем один... Может ли быть худшее наказание? Не знаю...

Продолжение: http://proza.ru/2010/11/09/495


Рецензии
Добрый вечер, Томочка!

Пьяницы любой национальности - опустившиеся и недостойные люди.
Мне они неприятны - у нас никто не выпивает, и это большое счастье.
Да, чувствую, что роман будет большой и интересный!
Спасибо!
С теплом,
Таня.

Пыжьянова Татьяна   05.10.2019 19:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Танюша.
На Востоке совсем иное
воспитание и мужчин, и
женщин. Хотя и там, всё же
кое-что меняется. И плохому
они научились от нас, и
хорошему. Не знаю только
зачем мы их учили?...

Тамара Злобина   05.10.2019 21:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.