Из цикла Авиация. Самостоятельные полеты

         - По законам, понимаешь, современной аэродинамики шмель летать не может. Не должен, падла, летать! А он летает ...

Михаил Веллер. Ножик Сергея Довлатова

                - - -

         Я все чаще задумываюсь о своем отношении к авиации. Стало прописным штампом описание восторга и эйфории от полета, от созерцания неземных красот и дивных ландшафтов под крылом.

         Мои личные эмоции при полетах очень зависят от того, какую роль выполняю в них лично я.

         Расслабленность, быстрое привыкание к общей картинке над и под крылом, отвлеченность от участия в самом процессе полета я отмечаю в ситуациях, когда я либо просто пассажир, либо курсант, контролируемый и охраняемый от глупостей инструктором.

         Другой уровень сосредоточенности, что ли. Я не так прислушиваюсь к работе мотора, не выбираю постоянно площадку для аварийной посадки в случае отказа техники, не присматриваюсь к тучевому горизонту или краю облака.

         В силу всего перечисленного, мое удовольствие от полета слабеет, не приносит нового острого опыта, не будоражит внимание неустанным контролем ситуации.

         Другое дело – самостоятельный полет.

         При взлете на мотодельтаплане остро ощущаешь малейшее дуновение бокового ветра, его порывы и силу. При наборе высоты на максимальных оборотах двигателя в мышцах  рук и ног постоянная готовность к переводу аппарата в горизонтальный полет с набором скорости.

         Одновременно с красотами, проплывающими под крылом, оцениваешь ситуацию на земле в случае необходимости аварийной посадки. Набор высоты определяется структурой поверхности и доступностью долета до приемлемой площадки.

         Слух обостренно отмечает ровность гула двигателя и свист набегающего воздушного потока. Любой чих мотора становится сигналом к прибиранию  ручки трапеции и набору скорости.

         Турбулентность воздушного потока требует мгновенных реакций. При малом опыте самостоятельных полетов мы зачастую воздерживались от вылетов даже в слабоветренную погоду. Когда же воздушные ямы и боковой ветер заставали в полете, применялись настолько утомляющие усилия, что после посадки от полета оставались только тревога и усталость.

         Перелеты больших водных пространств или сплошного лесного массива заставляют набирать безопасные высоты. Гипотенуза траектории планирования тем длиннее, чем больше высота. Аэродинамическое качество крыла дельталета  не превышает 6 единиц. Это означает, что с высоты 500 метров аппарат при отказе двигателя сможет пролететь не более 3 километров.

         Если до дальнего берега 7-10 километров, то высота полета на середине дистанции должна быть не менее 800 метров. Поэтому альтиметр и  указатель скорости – важнейшие приборы мотодельтаплана.

         Успешно выполненный дальний перелет вызывает у меня чувство гордости и восторга от преодоленных трудностей. Одновременно с удовлетворением от завершения полета приходит тихая радость от врезавшихся в память наземных и воздушных красот…

                -   -   -

         При первых самостоятельных полетах на самолете ЯК-52 самым трудным для меня оказался взлет. Сразу после фразы диспетчера «Взлет разрешаю» и ответного «Борт 118, взлет, полет по кругу» необходимо в строгой последовательности выполнить целый ряд важных действий.

         Постепенно перемещая рычаг ручки газа до максимального, отпускаешь рычаг тормоза на ручке управления самолетом.

         В процессе разбега самолет имеет тенденцию к развороту в правую сторону. Разворот парируется отклонением левой педали. Разбег самолета непродолжителен, скорость нарастает быстро.

         При достижении скорости  90 км в час плавным движением ручки управления на себя поднять колесо передней опоры до взлетного положения. Отрыв самолета происходит на скорости 120 км/ч.
 
         Сразу после отрыва от земли требуется слегка отдать ручку вперед и лететь над землей на высоте 20 метров  до набора скорости 160 км/час.

         На этом этапе необходимо убрать шасси. Далее следует убрать взлетные щитки. Основными приборами, на которых сосредоточено внимание на этом этапе взлета, являются альтиметр, указатель скорости, авиагоризонт, указатель сноса (черный шарик в стеклянной трубочке), шаг винта, обороты двигателя.

         На первых моих самостоятельных полетах на самолете ЯК-52 этап взлета отнимал больше энергии, чем подъем пианино на четвертый этаж. А настоящий восторг наступал после первого разворота.

         - Борт 118, первый разворот, высота 150 метров, скорость 170

         - 118-му, первый разворот, полет по кругу…

         Набор высоты и прохождение второго и третьего разворотов не вызывали никаких трудностей. Эта стадия полета как раз и предполагала получение максимального наслаждения от полета, любование природой и собой.
 
         Подготовка к снижению и посадке требовали включения почти такого же объема внимания, как и взлет, но уже осуществлялось на ровном дыхании и сосредоточенности.

         Прибрать обороты двигателя, винт перевести на малый шаг, выпустить шасси… Высота перед прохождением четвертого разворота должна быть 50-70 метров

         - Борт 118, посадка, конвейер

         - 118-му, посадку разрешаю, конвейер

         - Борт 118, шасси выпустил, зеленые горят, законтрил …

         На глиссаде после четвертого разворота увеличить угол планирования самолета, выпустить посадочные щитки, увеличить наддув двигателя. После выпуска посадочных щитков держать скорость 160 км/час.

         Капот самолета направить на самое начало взлетно-посадочной полосы. Уменьшить обороты до 1/3 от максимальных, держать до приближения земли.

         На высоте один-полтора метра до земли убрать наддув двигателя до минимума, начинать прибирать ручку управления на себя, держать направление полета ножными педалями.

         При касании земли добавить обороты до максимальных, при достижении скорости 110 км взять ручку управления слегка на себя.

         - Борт 118, взлет…

                -   -   -

         Очередь на полеты двигалась медленно. Летали всего три борта. Четвертый был зарезервирован для VIP-клиентов. Число курсантов превышало 10 человек.

         Два борта улетели на пилотаж в зоны восьмую и шестую. Полеты в зоне занимают не менее 30-40 минут.

         Полеты по кругу (взлет, полет по кругу, посадка, конвейер, взлет) занимали по десять минут. Каждый летал по три круга.

         Наконец на стоянку зарулил мой борт 118. Летавший в передней кабине курсант, чудаковатый 45-летний Костя Ступак, радостно размахивал руками, говорил какие-то хорошие слова инструктору Николаю Николаевичу Гарипову.

         Гарипов, улыбаясь в ответ, спрыгнул с крыла на землю.

         - Костя, подготовь заднюю кабину, сейчас вылетает доктор. Не убирай парашют, только лямки зафиксируй, - распорядился инструктор. – И помоги Борису Александровичу пристегнуться.

         Счастливый курсант Ступак, напевая громкие песенки, поколдовал в задней кабине и позвал меня: - Давай, доктор, залезай в кабину, я помогу лямки парашюта подогнать. Ты же будет потолще меня, я убавил длину ремней…

         Пристегнувшись и подключив гарнитуру, я запросил: - Борт 118, разрешите запуск.

         Костя помахал мне ручкой и спрыгнул с плоскости на землю.

         - 118-му, запуск разрешаю.

         На горизонте со стороны восьмой зоны появился силуэт самолета, заходящего на посадку.

         - Борт 118, вырулить

         - 118-му, взлетная полоса занята прибывающим бортом. Выруливать на предварительный по дополнительной команде. Как поняли…

         - Борт 118, вас понял, жду разрешения вырулить

                -   -   -

         - 118-му, вырулить на исполнительный старт разрешаю. Направление взлета – северо-запад. Ветер 5 метров. Видимость 15 километров.

         День перевалил за половину, ровный встречный ветерок обдувал кабину. Развернув самолет на точке старта, я оказался строго против солнца. Пришлось опустить солнцезащитный козырек шлема.

         - 118, взлет, полет в восьмую зону, пилотаж.

         - 118-му, взлет разрешаю, восьмая зона, пилотаж

         Привычное волнение перед взлетом усугублялось слепящими лучами солнца. До набора скорости 90 километров в час я следил за направлением взлета по бегущей слева земле, скосив глаза. Отрыв, полет над землей, разгон до 160 км, переход в набор высоты.

         Щелкнул тумблер, убирающий шасси. Через 5 секунд знакомых красно-полосатых столбиков на плоскости крыла я не увидел. Не горели также красные лампочки «Шасси убрано».

         Высота достигла 150 метров. Посадочные щитки были убраны. Приближался первый разворот.

         - Борт 118, высота 150, первый разворот

         - 118-му, проверить уборку шасси. Наблюдаем выпущенное шасси. Прием.

         - Борт 118, переключатель шасси в положении «Убрано». Горят зеленые. Контрольные штоки не вышли. Запрашиваю разрешения повторить уборку шасси.

         - 118-му, установить переключатель шасси в положение «Шасси выпущено». Как поняли, прием.

         - Борт 118, переключатель в положении «Шасси выпущено»

         - 118-му, по сокращенному кругу без набора высоты, посадка

         - Борт 118, по сокращенному кругу, посадка

         - 118-му, сразу после приземления закрыть пожарный кран, выключить зажигание

         - Борт 118, посадка, закрыть пожарный кран

         - 118-му, посадку разрешаю. Удачи, доктор

                -   -   -

         Посадка прошла без особенностей. Самолет надежно катился к месту стоянки, где меня уже ожидала небольшая толпа летчиков и курсантов. Среди них виднелась лысеющая голова начальника аэродрома и озабоченное лицо Кости Ступака.

         По команде Виктора Михайловича Илюхина (поднятые вверх скрещенные руки) я заглушил двигатель. Выбравшись из кабины, я подошел к летчикам.

         Внешний осмотр никаких неисправностей шасси не выявил. На левую плоскость крыла взобрался Костя Ступак. Он осмотрел переднюю кабину, затем перешел к задней.

         - Нашел! – радостно закричал Костя. – В задней кабине блокирован ключ уборки шасси.

         Для предотвращения несанкционированной (или нечаянной) уборки шасси в задней, инструкторской кабине имеется возможность блокировать это действие.

         На глазах всех присутствующих счастливый Костя Ступак щелкнул тумблером уборки шасси в инструкторской кабине.

         Ко всеобщему удивлению, самолет послушно убрал шасси, уложив фюзеляж самолета на землю…

                -   -   -

         Досталось на бобы всем. Инструктору Гарипову был объявлен выговор. Я отделался замечанием. Курсант Ступак был на неделю отстранен от полетов.

         Мы вдвоем с Костей съездили на моем «Запорожце» за коньяком. Невзирая на наш подхалимаж и взятку, все наказания остались в силе.


10.11.2010


Рецензии
Самостоятельные полёты...звучит,как музыка сердце замирает.Авиация-тема серьёзная.А за терминами,которые знают лишь избранные стоят неудержимые романтики безвозвратно влюблённые в небо.

Елена Черемхина   30.12.2010 07:40     Заявить о нарушении