Касимов. Царь Ураз-Магмет

       Сказал Пророк – и воистину это так! – «И сделали мы ночь и день двумя знамениями; и тускнеют по нашей воле знамения ночи и возгораются знамения дня и становятся видимыми, дабы вы искали милости от вашего Господа и чтоб знали число годов и вели счет.  И всякую вещь Мы распределили в строгой закономерности.
   И всякому человеку Мы прикрепили птицу к его шее и начертаем для него в день воскресения книгу, которую он встретит разверстой: «Прочти твою книгу! Довольно для тебя в самом себе прорицателя!»

                ***

     В самом конце августа произошло лунное затмение. Видели его немногие, так как оно случилось глубокой ночью, поэтому и страха особого не было. Поговорили о нем, поговорили да и забыли.
     Но через две недели, как бы разгневанные людским безразличием и беспечностью, небесные вестники вновь напомнили о себе жутким и грозным явлением.
     В середине сентября месяца, по  русскому счету, а по арабскому - в начале месяца джемад-уль-эвель, на небе появилась комета. Вначале виделась она как туманное размытое пятно, но быстро увеличивалась, становилась все больше и ярче, и через несколько дней протянулась  по всему ночному небу, устремляясь с севера в сторону востока, и внушая всем ужас. Сквозь бледный хвост кометы, подобный  изогнутому мечу, светились звезды холодно и равнодушно.*

*Это была комета Галлея, проходившая около Солнца в сентябре 1607 года.

    Жители Касимова с заходом солнца выходили из домов и подолгу с трепетом взирали на вестницу новых неведомых бед. Небо было черное, искрилось алмазами и, казалось, прямо на них устремлено было пламенное острие сорвавшейся со своего места звезды. И ее движение, совершаемое в жутком безмолвии небесной бездны, было столь неумолимо и грозно, что у многих дрожь прокатывалась по спинам.
    Под горой, в русской слободе, затаившейся в испуганном ожидании резни и погромов, день и ночь тренькали колокола деревянной церквушки. Священники, пораженные неведомым знамением, устрашенные до трепета неожиданной злобой и лютостью агарян, которые вдруг стали дерзки и несправедливы к русским насельникам,  ежедневно со слезами призывали паству к покаянию и посту.
    Тревожно было и на татарской стороне, и там ожидали с приходом звезды потрясений основ мира. С минарета каменной мечети без устали тоскливо и истошно взывал муэдзин к Аллаху. Вопли его разносились далеко по окским поймам, томя  татарские души предчувствием  неотвратимой беды.
    Жены Ураз-Магмета каждую ночь распахивали в гареме окна своих  деревянных покоев – дворец  рубили русские плотники – и, кутаясь от ночной зябкой свежести в теплые халаты, с замиранием смотрели на хвостатую звезду. О чем и кого  предупреждала она?
   Смутился сердцем и сам касимовский царь. И он ночами выходил на гульбище своего дворца с карачей*  Кадир-Али-беком и подолгу разглядывал гигантскую безмолвную посланницу небес, стараясь открыть в ее очертаниях и движении некие намеки.

*Карача - высшая знать у многих тюркских племен, в том числе и у татар.

Тревога все более и более овладевала им. И к тому были многие причины. Когда Урусовы бежали из-под Тулы, уводя свои отряды, бежал и Ураз-Магмет. Но он не повернул в степи, а направился в Касимов, убив по дороге царских приставов, что наблюдали за ним, и  разоряя встречные русские села.
    В Касимове Ураз со дня на день ожидал известий о том, что царь Василий разбит, и что мятежники вновь двинулись на Москву. Мнилось ему, что этим Русь и кончится, и уже готовился отдать своим батырам на разорение и разграбление русские слободы и села Касимова. Много думал со своими карачами и о том, где искать опору и поддержку своему царству – у татар казанских, у ногаев, в Крыму?.. Одним не устоять против  урусов.
    Но дни проходили за днями, царь Василий все еще стоял под Тулой, мятеж не ширился неудержимо во все концы Московского государства, и Ураз испугался. Понял, как просчитался  и, предупреждая теперь уж неминуемое, как казалось, наказание, отослал с гонцами письмо царю. Писано оно было со смирением: винился Ураз в том, что во время замятни великой в воинском стане испугались его конники измены, бросились бежать, и его, де, насильно увлекли с собой. А нынче, де, разболелся он сильно с кручины, боясь царского гнева за невольную оплошность, и приехать к царю и брату своему пока не может, а посему просит с кротостью совета, как ему быти и чем вину свою загладити?
   Царский ответ был краток, но не гневен. Царь Василий укорял своего брата Ураза в том, что тот ушел без его соизволения, пенял ему и вновь призывал к себе.
    Не решился Ураз возвращаться, коварства  боялся неведомого, смерти боялся насильственной. Но татар, что похуже, сотни две послал к царю в Тулу. Тем гроза и миновала, не посмел царь русский обрушить свой гнев на царя касимовского. Пока не посмел. А что будет после подавления мятежа? И вновь тяжело думал Ураз, за кого держаться – за царя Василия, иль к его врагам пристать?..
   Будущее было мутно, страшно. И этот страх еще более увеличивала хвостатая звезда.
   Однажды ночью он с тяжким вздохом спросил Кадир-Али-бека, отводя свой взор от кометы:
-Кто объяснит мне, что значит появление этой звезды?
  Карача, стоявший чуть сзади хана, шевельнулся в темноте, поклонился, сложив руки на животе:
-Я уж говорил с нашими муллами и муфтием об этом. Среди них нет человека, знакомого с тайнами имештер…*
И карача снова поклонился.
     Ураз был недоволен. Он долго стоял, глядя в темноту, гладил задумчиво свое безбородое с тяжелыми веками лицо.
     На городской стене прокричала что-то стража, забрехал пес…
     Кадир-Али цокнул с сожалением языком, заговорил оправдываясь:
-В Хан-Кермене** нет людей ученых, и не здесь надо искать мудрых толкований.
-Так скажи, где?
-Говорят, в кочевье колена Барын*** живет старик Алдан Куруче…****  Он хорошо гадает.
- Доставь его завтра же ко мне, - строго распорядился Ураз.
Ночь уже была поздняя, и пришли слуги звать Ураза отдыхать. Прежде чем уйти, он бросил последний взгляд на хвостатую звезду и содрогнулся – таким  показался зловещим ее мертвенно-бледный свет…

*Имештер (тат.) -  астрология.
** Хан-Кермен – татарское название Касимова.
***Барын – одно из племенных делений тюрских народов. Это деление соблюдалось и среди касимовских татар.
**** Алдан Куруче (тат.) – провидец, ясновидящий.

                ***


Старый Алдан, в пропахшем баранами и дымом выгоревшем чапане, сидел на ковре перед Ураз-Магметом и, закатив глаза, тягуче выпевал слова непонятных заклинаний. Ураз и карачи терпеливо ждали, неотрывно глядя на старика, на то, как он монотонно  раскачивается в такт пению.
Гортанные звуки все усиливались. Когда старик закидывал голову, видно было, как судорожно ходит у него кадык на старой морщинистой шее. Обильный пот уже выступил у него на лице...
Ураз насупил брови - он был недоволен гадателем. Он желал знать тайну хвостатой звезды и бесконечное пение старика злило его.
Но вот Алдан Куруче смолк, тяжело дыша и утирая пот грязным рукавом.
-Что открылось тебе, старый Алдан? -тотчас нетерпеливо спросил его Кадир-Али-бек, заметив недовольство хана, - скажи нам и ничего не утаивай! Что нам сулит появление этой звезды?
-Это хороший знак, - переведя дыхание заговорил гадатель, - это очень хороший знак! Я видел в хвосте этой звезды много конских и бараньих морд, я видел там густые травы... Я видел там много батыров и женщин, щеки которых лоснились от жира.  А это значит, что Аллах умножит наши стада и даст им обильные пастбища. Весь твой народ, великий хан, будет есть жирную баранину. Сейчас я говорил с духами, и они подтвердили это. Изобилие идет на наши земли!
И он умолк, глядя выжидающе и настороженно.
Ураз подождал немного, ожидая, что еще скажет гадатель, потом проговорил равнодушно:
-Это в самом деле хорошая весть. Разнесите ее по кочевьям. Пусть мои подданные забудут про тревогу и печаль и радуются милостям Аллаха!\
-Иншалла! - хором ответили на это карачи, оглаживая свои бороды.

                ***

Через несколько дней, когда хвостатая звезда уже исчезла с ночного неба, ближе к полудню к воротам Хан-Кермена подъехала простая телега. Бородатый русский мужик, придерживая вожжи левой рукой, степенно шел рядом.  Стража остановила мужика. Из вороха сена на телеге приподнялся сморщенный старик в черном халате и белом тюрбане хаджи* и сердито по-татарски, но слабым голосом потребовал, чтобы его немедленно допустили к великому хану Ураз-Магмету, которому он привез важные вести. И в подтверждение своих слов он поднял над головой немощной рукой какую-то свернутую бумагу.
Один из воротных сторожей побежал оповестить дворцовых слуг о просителе.
Старик сидел в телеге и с детским любопытством рассматривал стены и башни города, прохожих, белесую полосу реки под крепостной горой...
Потом он снова прилег в сено - видно, сильно устал. Так его и повезли к ханскому дворцу.
Слугам Ураза старик сказал, что зовут его хаким** Мустафа- хаджи, и что живет он в Москве у хана Араслана-Али. Еще старик сказал, что знает тайну огненной звезды, но, прежде чем рассказать ее, просит разрешения отдохнуть, так как немощен и разбит долгой ездой в тряской телеге.
После полуденного намаза карача Кадир-Али-бек доложил о приезжем хакиме Уразу. При упоминании о том, что старик живет в доме Араслана, хан насторожился - он не любил потомков Чингиса из Казанского юрта. Эти волжские медноголовые волки *** были завистливы и коварны. Ураз получил Хан-Кермен после смерти Мустафы-Али, брата Араслана, и казанцы долго боролись с ним, стремясь оклеветать его в глазах русских и поставить вновь своего хана. Должно  быть, и слуги у этих змей были змееныши!

*Хаджи - мусульманин, совершивший паломничество в Мекку.
** Хаким (араб.) - ученый, мудрец.
*** Медноголовые волки - так тюрки называли потомков Чингисхана.



-Что он хочет сказать мне? - недовольно проговорил Ураз.- Если он знает столько же, сколько глупый пастух Алдан, то прогони его прочь!
-Это тот самый Мустафа-хаджи, - осторожно пояснил карача, - который предсказал царю Барысу,* что его царствование продлится всего семь лет. Он великий мудрец, и к нему обращались за советом многие знатные...
Ураз несколько раз сжал и разжал пальцы, посмотрел на перстни... Он опасался получать советы от слуги своего врага. Но желание знать волю небес было так велико, что он согласился:
-Ярый!** Пусть он предстанет передо мною, когда силы вернутся к нему.

* Барыс(тат.) - собственно, барс. Но так же татары произносили и имя царя Бориса Годунова.
**Ярый (тат.) -да, согласен.

                ***

Хаким Мустафа отдыхал два дня - был он очень стар и слаб, и дорога из Москвы отняла у него последние силы. Своим видом он не поразил Ураза: маленький старичок- перс в белой чалме хаджи с усталым морщинистым лицом. Зубов у него не было, и за ханским достарханом он, ссутулившись, подолгу перетирал деснами кусочки лепешки, отщипывая понемногу и макая их в топленое масло. Глаза его при этом были бессмысленно-сосредоточенные.
По-татарски он говорил хорошо, но часто вставлял ученые арабские и персидские слова, которых никто не понимал. Бики * говорить с ним опасались, чтобы не выглядеть невеждами.
Отдохнув, хаким беседовал с муллами и читал касимовские летописи. Когда Кадир-Али с удивлением спросил его, зачем он это делает, и не разумней ли устремить свое внимание на небо, где заключены тайны судеб, старичок нахмурился, задвигал морщинистыми губами, ответил раздраженно и непонятно:
-Тайны человеческих судеб записаны не только на куполе йолдызлар деньясы, ** - тут он назидательно поднял высохший палец, - разгадка их кроется и в самом течении человеческой жизни!
Кадир - Али задумчиво и важно покивал головой, как бы соглашаясь со столь очевидной мыслью, и больше об этом говорить не стал.
Когда силы хакима восстановились, Ураз потребовал его к себе.
Беззубый сморщенный хаким в черном халате и черных чувяках  с загнутыми мысами долго и усердно кланялся владыке касимовских татар, придерживая свою чалму. Кланялся он и Кадир-Али, сидевшему слева от хана. Потом слуги осторожно усадили хакима на ковер, разложили переж ним свитки. Хаким поправил их высохшими слабыми руками, поднял на Ураза темные, почти без зрачков, глаза - в них мелькнуло на миг почти детское любопытство - и спросил тонким голосом:
- Светоч мира! Дозволишь ли ты говорить мне, ничтожному? И поведать все, что открылось моему слабому разуму?
-Говори! - разрешил Ураз. Помедлил немного и, неотрывно глядя в глаза хакима, добавил требовательно, - я хочу знать, что сулит мне появление хвостатой звезды.
Хаким молча кивнул, еще раз поправил свои свитки, потом закрыл глаза, воздел руки, прошептал быстро:
-Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала Аллаху, господу миров, милостивому, милосердному...
И качнулся вперед, кланяясь. Вслед за ним поклонился и Кадир-Али. Ураз лишь прикрыл глаза и пошевелил губами, повторяя вслед за стариком слова зикра.***


*Бики - высшая знать у татар.\
**Йолдызлар деньяси (тат.) - звездный мир.
***Зикр - благословение, первые слова первой суры Корана.

Хаким выпрямился, огладил бороду и заговорил:
-Я открою тебе все, что стало мне известно. Так вот, великий хан, хвостатая звезда есть предзнаменование Аллаха не тебе, а тем народам и владыкам, откуда она пришла.
-Что это за предзнаменования?- хмурясь спросил Ураз.
-Такие звезды появляются очень редко. Один раз в столетие, а может быть, и еще реже. И видно, наше время отмечено грядущими милостынями или гневом Всевышнего, коль он послал этот знак нам, ничтожным. Вспомни, хан, как   был найден пророк Иса* - мудрейшие хакимы шли за звездой, что появилась на небе, подобно нынешней, и пришли к каравансараю, в котором родился пророк. После этой звезды наступило время торжества христианской веры...
- Так что нам ждать сейчас? - поднял недоуменно брови  Ураз. - Еще большего усиления неверных?
-Нет! Нет! - тонко закричал хаким, взмахивая руками. - Когда мудрецы последовали за звездой в поисках пророка Исы, они шли с востока в земли запада. Сейчас же звезда двигалась в другую сторону: с севера на восток. И это есть повеление народам севера пойти вслед за ней и на востоке найти своего нового пророка, или нового махди,** который и выведет их из мрака грехов и заблуждений. Этот махди находится на востоке. Так указала звезда. Народы севера близки к своему закату и нет у них сил совладать со своими заблуждениями и болезнями духа.\
-Кто они, народы севера?
-Это неверные урусы. И только махди с востока укажет им истинный путь.
-Но как искать этого махди? - недоверчиво спросил Кадир-Али. - Есть ли на это какие-либо указания?
-Да, такие указания есть! Эта звезда не остановилась над местом рождения махди, но она определенно указала, по каким признакам искать его.
-Так назови же их! -нетерпеливо потребовал Ураз.
-Вначале случилось лунное затмение, - хаким поднял высохший палец,  нацелил его в потолок, возвысил голос, - вот! люди неразумные устрашились, но так и не разгадали истинного смысла этого предзнаменования! А это был знак Аллаха ждать его повеление. И через шестнадцать дней после затмения оно последовало - появилась хвостатая звезда. Эта звезда летела по куполу небес ровно шестнадцать дней. Это уже второе число шестнадцать, и в нем заключена великая тайна. У Аллаха нет ничего случайного, что было бы избыточно или недостаточно. Я сам следил за ее полетом, вел счет дням, и здесь нет никакой ошибки.
 Хаким взглянул на хана, перевел взгляд на карачу... Глаза у старика блестели. Как бы продолжая некий спор, он заговорил торопливо и сердито:
- Некоторые утверждают, что звезда летела меньшее число дней, но они не принимают в расчет того, что она появилась крохотным пятнышком, и прошло три ночи, прежде чем она увеличилась настолько, что стала заметной. она появилась первого числа месяца джамад уль-эвеля и исчезла щестнадцатого. И в счете календарных дней снова мы встречаем число шестнадцать. Уже третье...
Ураз нетерпеливо пошевелился...
-Так вот, - продолжал хаким, - разворачивая один из свитков, - в этом числе шестнадцать и заключена  тайна и указания Аллаха. Вспомни, хан, сколько месяцев прошло со дня смерти царя Демейтера***  и до появления звезды?
Ураз нахмурился - вопрос вызвал у него недоумение. Кадир-Али стал считать вместо хана, загибая пальцы:
-Мухаррам, сафар, реби-уль-эвель...


*Иса -Иисус Христос, которого коран признает всего лишь пророком.
**Махди -  по мусульманским преданиям, перед концом света явится новый   мессия (масих), который будет проповедовать всем народам истинную веру (ислам) и сделает всех людей счастливыми.
*** Демейтер - так татары произносили имя Димитрий (имеется в виду Лжедмитрий I)


Мустафа-хаджи  усмехнулся и указал на свиток:
-Я уже все подсчитал: ровно шестнадцать месяцев!* Это уже четвертое число шестнадцать в нашем счете, но не последнее. Эта звезда появилась в шестнадцатом году после тысячного года хиджры!**
У хана Ураза изумленно поднялись брови, и он, не сдержfвшись, хлопнул себя рукой по колену. Мустафа-хаджи лукаво прищурился, блеснул глазами:
-А что было шестнадцать десятилетий до появления этой звезды?
И замолчал выжидательно.
Кадир-Али, меж тем, все считал и загибал пальцы. Наконец он поднял на хана растерянный взгляд, прошептал потрясенно:
-Ойе! Великий хан, хаким прав: со дня смерти хана Метрея прошло шестнадцать месяцев!
Хаким усмехнулся, покивал головой, прикрыв глаза, и снова повторил вопрос:
-Так что же произошло шестнадцать десятилетий назад? - и, поскольку, хан и карача молчали, то сам и ответил, - тогда наступил восемьсот пятьдесят шестой год  хиджры, и в этот год знамя пророка украсило Константинополя, и этот город стал мусульманским! Тогда был год торжества ислама!***
* ЛжедмитрийI был убит 17 мая 1606 года. Если считать по лунному календарю, то со дня его смерти и до появления кометы прошло 16 месяцев.
**1607 год соответствует 1016 году хиджры.
*** Константинополь пал в 1453 году по европейскому летоисчислению, или в 856 году хиджры. Поскольку год мусульманского лунного календаря содержит 354 дня, то счет лет в нем не совпадает со счетом лет в европейском календаре.


-Но как найти махди с помощью этого числа? - с сомнением в голосе спросил Кадир-Али, - как использовать эти указания Аллаха?
-Вот, -торжествующе сказал хаким, - здесь и заключена мудрость, доступная лишь людям сведущим. Эта звезда указала на священный для каждого мусульманина  год - тысячный год хиджры, и там нужно искать следы махди. Любой другой год ничтожен перед этим совершенным годом, и только на него мы должны устремить свои помыслы и внимание...
Хаким перевел дух, руки его дрожали от волнения. Он открыл величайшие тайны мироздания, но поймут ли всю их глубину эти люди?
Он снова с любопытством взглянул на Ураза: судьба готовится  осыпать  своими благодеяниями этого  тучного и неповоротливого и телом, и мыслями человека. Но сделает ли он шаг ей навстречу, чтобы успеть подставить свои ладони  под поток милостей Аллаха, или же отступит, в страхе закрывая свое лицо?.. Что таят эти непроницаемые глаза - мысли великие? или мысли жалкие и пустые?
Но хаким утешал себя тем, что Аллах, согласно хадисам, в одну ночь исправит и направит на путь истины того человека, которому он предназначил быть махди. Всего за одну ночь тот человек полностью переродится и мыслями, и поступками..
Хаким вздохнул и опустил глаза. Он давно смотрел на свершения рока спокойно-отрешенно, зная, что не в силах смертные своими советами изменить что-либо в замыслах Всевышнего. Все свершится так, как оно и было задумано. Ему по силам лишь чуть-чуть приподнять краешек  темной завесы будущего. Но силы его слишком ничтожны, чтобы  изменить течение судеб мира, давным-давно записанных в Книге Свершений...
-Давайте же вспомним, - продолжал он, - что произошло значительного в тысячный год, то есть шестнадцать лет назад, и по этим признакам определим непостижимые замыслы Аллаха.
Тут хаким  склонился над свитками, развернул один из них и прижал его ладонью к полу.
-Прежде, великий хан, следует обратить внимание на следующее: когда наступил  тысячный год в странах мусульманских, то в стране урусов наступил год семь тысяч сотый. И в совпадении этих совершенных чисел есть тайный смысл. Это значит, что Аллах как-то связал мир ислама и мир урусов. Он указал, что помыслы мусульман должны быть устремлены на эту страну. В землях франков, -  хаким заглянул в свой свиток, провел пальцем по строчкам,  выискивая нужные  цифры, - в это время шел год одна тысяча пятьсот девяносто первый. В землях монголов и китайцев  наступил год три тысячи девятьсот восемьдесят восьмой... У евреев же шел год пять тысяч триста пятьдесят первый...
Хаким оторвался от свитка, снова взглянул на Ураза, стремясь проникнуть в его мысли:
-Это числа не совершенные, и в них нет совпадений с тысячным  числом. Это есть знак того, что мусульмане не должны были ожидать успеха в этих странах.
Итак, остается земля урусов. Явилось много  знаков того,  что ей суждено было подпасть во власть мусульман.
Вот один из этих знаков. Лет за пять до наступления тысячного года хиджры к московскому царю выехал великий воин Мурат-Гирей со своим братом Сайдет-Гиреем и племянником Кумыком. Они были встречены с большим трепетом и небывалым почетом урусами, которые всегда страшились ханов крымских...
Ураз-Магмет и Кадир закивали головами - они много слышали об этих высокородных и доблестных людях и их горестной судьбе.
Хаким закрыл глаза, провел руками по бороде, вздохнул печально:
-Среди этих благородных людей был и я, недостойный Мустафа-хаджи. Ветер бедственных перемен некогда повлек меня из благословенной Персии в чужие земли, и я нашел приют у этих людей из дома Гиреев. Когда судьба и на них обрушила свои удары, и они вынуждены были бежать из Крыма, то вместе с ними последовал и я, разделяя в скитаниях их горести.
Он снова провел дрожащими пальцами по бороде.
 - Так вот, великий хан, я усмотрел тогда в Мурат-Гирее достойного вождя для мусульман. Его признали все татары от Яика до Дуная и ожидали, что он объединит все улусы в могучее ханство, чтобы вновь потрясти основы мира. Даже сами крымские татары хотели видеть его своим ханом, ибо Ислам-Гирей, правивший тогда в Крыму, запятнал себя жестокостями и кровью своих подданных.
В Москве Мурата приняли с небывалым почетом и определили ему в удел Астрахань с ее богатыми торговыми доходами и даже подчинили ему орды Иштерека и Уруса. Женой Мурата была дочь хана шевкальского, Ертуган-бекима, поэтому и племена Дагестана признавали его.
В Астрахани урусы встретили Мурата с таким почетом, с каким не встречали и собственных владык. В его честь стреляли из тридцать одной пушки, стрельцы выстраивались вдоль улиц во время его выходов в город. Такой восторг владел всеми, что жители били в накры и тулембасы и дудели в сурны.
Мурат стал наместником в Астрахани, торжественно принял дарованный ему царем титул хана татарских земель, владыки Яика, Волги, Дона и Терека. Он завел пышный двор и принимал с подобающими почестями соседних ханов и их послов. Власть его среди степных народов все увеличивалась, и даже урусы стали склоняться перед ним. У них тогда царствовал ничтожный разумом царь Федор, и многие были не прочь отдать трон доблестному и разумному Мурату.
За три месяца до наступления тысячного года хиджры Аллах послал урусам еще один знак того, что их существование не прочно и висит на волоске случая - был убит юный царевич Демейтер!*
Законный царский род пресекся, у слабоумного Федора детей не было, и все поняли, что Аллах готовится изъявить свою волю. Помыслы не только татар, но и урусов устремились тогда с надеждой на хана Мурат-Гиреея. Но, и он умер!.. Умер и Сейдет-Гирей, и Кумык и их жены...
Слезы застлали глаза старого хакима. Он их смахнул дрожащими пальцами, помедлил немного, справляясь с горестными воспоминаниями потери своих бывших благодетелей:
-Говорили тогда, что их повелел отравить сам Барыс, это порождение коварства и злобы, устрашась той любви, что стал питать народ к Мурату.** Потом урусы  искали виновных и сожгли несколько колдунов из кочевий ногаев, обвинив их в отравлении хана Мурата и его близких. Но все это было обманом...
Хаким провел ладонями по бороде, прошептал:
-Иншалла! Все в воле Аллаха!
Вслед за ним эти слова повторили и Ураз с Кадиром.
-И тогда я понял, -продолжал хаким, - что не Мурат был избран Аллахом вершителем судеб мира, ибо не допустил бы Всевышний  в таком случае его смерти. И разум мой стал снова искать. И обратился я помыслами на хана крымского Гази-Гирея. В преддверии  этого года двинулся он с большим войском в земли урусов.*** Вот, сказал я себе, кто избран и обласкан судьбой, и вот кто придаст  славы исламу! Но и ему Аллах не дал вкусить торжества победы...

* Царевич Дмитрий, последний сын Грозного,  погиб в Угличе 15 мая 1591 года.
**Мустафа-хаджи правильно изложил историю  Мурат-Гирея, принятого с большим почетом в России, Относительно же причин его смерти  почтенный хаким  высказался весьма предвзято. Вероятней всего, что Мурата отравили  ногайские ханы, не желавшие подчиняться  ему.
Но, если даже допустить, что он был отравлен  по приказу Годунова, то причину надо искать не в его популярности среди народа (что весьма сомнительно), а в его явном сепаратизме и желании объединить кочевые народы Поволжья в союз, независимый от России.
*** Гази-Гирей предпринял неудачный поход на Москву весной 1591 года.

 
-Почему же это произошло? - спросил пораженный Кадир -Али. - Неужели Аллах так и не отметил чем-то особенным этот великий год? За что он так карал нас? Что открылось тебе в твоих размышлениях, почтенный хаким?
-Я много размышлял над этим случаем и вижу причину его неуспеха в его торопливости и неумении правильно понимать знаки Аллаха. Гази начал свой поход до наступления тысячного года, желая встретить священный месяц мухарам в столице урусов, и просчитался... Аллах не дает счастья людям торопливым.
-Ойе!- пораженный Кадир-Али даже откачнулся, схватившись за ворот своего чапана, - как же правильно определять сроки?
-Сроки определяет Аллах, - строго и назидательно произнес хаким, - мы же должны всего лишь правильно следовать им.
Расскажу и о другом. Султан Мурад,* правильно понявший, что в этот год мир ислама ожидают небывалые победы, начал войну с франками. Но он промедлил, и его войска вошли в земли христиан уже на исходе этого года. Вследствие своего промедления он не сумел воспользоваться благоприятными возможностями, что предоставил ему Аллах. Всевышний не любит людей медлящих.

-Но чем же тогда Аллах отметил этот год? - недоуменно поднял брови Ураз, - мир ислама не получил ничего!
-Получил! - радостно взвизгнул хаким, засияв лицом и торопливо хватая свои свитки. - Получил! Вот! Когда звезда указала на восток, я все понял...
Он выхватил один свиток, развернул его, повернулся к свету и стал читать, раскачиваясь и выпевая слова:
-"Лета одна тысяча, в год мыши, десятого числа благословенного месяца зиль-хиджа, ** в четверг совершен был обряд возведения на ханство Ураз-Мухаммед- хана,  сына Ондан-султана.
Все от малого до великого, русские и татары, присутствовали при этом торжестве. Толпа народа была огромна. Муллы, данишмеды, хафизы, бики, мурзы, словом, все мусульмане собрались в каменной мечети, построенной шейхом Али-ханом. Внесли и разостлали золотую кошму. При этом находился по указу  Бориса Федоровича и сын боярский. Тогда из старого еще юрта Буляк-сеид начал провозглашать хотбу. Затем четыре человека, взявшись за четыре конца золотой кошмы, подняли на ней хана.
Ураз-Мухаммеду было при возведении его на ханство двадцать лет.
Все мусульмане, от малого до великого, знать, муллы и старшие лица в городе, находившиеся при свершении обряда, огласили мечеть радостными кликами. Потом карачи, аталыки и имельдеши осыпали хана деньгами, и все присутствующие принесли ему поздравления.
До самого конца месяца, в продолжении многих суток, днем и ночью хан предавался забавам и удовольствиям. В это время даны им были большие пиры, на них мед и водка лились без меры, лошадей, баранов и коров зарезано было множество. На пирах толпились приглашенные; каждому из них назначено было, сообразно его званию, особое место.
Мулл и хафизов, вдов и сирот, бедных и несчастных хан осыпал милостями. При этом же случае отпустил он на волю многих полонянников. Ознаменовал он себя добрыми и богоугодными делами". ***
Хаким кончил читать, поклонился и свернул свиток.

*Турецкий султан Мурад III правил с 1574 по 1595 г.г.
** Эта дата соответствует 8 сентября 1592 года европейского летоисчисления.
*** Приведен отрывок из касимовской летописи в переводе замечательного русского ученого-арабиста и тюрколога В.В. Вельяминова-Зернова.

-Да, так оно и было, -подтвердил Ураз-Магмет, - но что же здесь необычного? Какой особый смысл ты видишь в этом?
-Когда звезда указала на восток и на тысячный год, и на число шестнадцать, я стал размышлять и озарение снизошло на меня. Я все понял.  И теперь  благословляю судьбу, которая привела меня, ничтожного, к подножию твоего трона. Только здесь я понял, как следует правильно понимать знаки Аллаха. Все ожидали, что в тысячный год  Аллах проявит свою милость тем, что отдаст христиан в руки мусульман для вечного рабства. Но Всевышний поступил иначе - он послал своего вестника. Когда ничтожные разумом люди по прошествии шестнадцати лет не поняли его волю, он послал напоминание, огненную звезду. И она указала на тебя, хан Ураз Мухаммед!
И хаким распростерся на полу перед ханом. Кадир-Али несколько мгновений изумленно взирал на старика, потом и сам повалился на ковер, оттопыривая зад в полосатом халате и кланяясь Уразу.
Ураз молчал, но лицо его потемнело от прилившей крови  и ноздри раздувались - он дышал шумно и прерывисто.
-Аллах избрал тебя вершить судьбы мира!  -  заговорил хаким, поднимаясь. Лицо его осветилось вдохновенным восторгом и трепетом ахваля.* - Но ты не просто избранник. Тебя избрали святым пророком  - махди! И на тебе должны быть сосредоточены все помыслы мусульман. Это тебе надлежит в ближайшее время возвеличить дело ислама и сокрушить мир христиан.
Хаким подполз на коленях  ближе к Уразу, горячо и убежденно повторяя:
-Да, ты махди! Я много размышлял над этим и вижу, что знамения относятся только к тебе. Звезда появилась на севере в землях урусов и двинулась сюда, в твой юрт. Это значит лишь одно: Аллах лишает урусов  своей милости и уже не даст им пророка в своей земле. Они должны следовать за звездой и искать нового махди на востоке. И первым пришел вслед за звездой я, ничтожный разумом, и я первым склоняюсь перед тобой, перед новым махди, подобно тому, как древние хакимы склонились перед Исой.
Хаким снова распростерся на полу. Поднявшись, посидел молча, набираясь сил и снова заговорил:
-Читая летописи твоего города, я понял, что и ты помечен счастливым и горестным числом шестнадцать. Во сколько лет нечестивые урусы пленили тебя вместе с твоим дядей Сеид-Ахметом и привезли в Москву?** Не трудись, хан, не вспоминай. Тебе было шестнадцать лет! Но это еще не все: спустя шестнадцать месяцев после смерти царевича Демейтера ты был возведен на ханство в Хан-Кермене. Ровно шестнадцать месяцев спустя! И ровно через шестнадцать лет после твоего возведения появилась огненная звезда. И она же появилась через шестнадцать месяцев после смерти самозванца, который называл себя Демейтером...
Ураз вытер рукавом взмокший лоб, спросил хрипло:
-И что?.. Что же я должен делать? Достаточно ли этих знаков, чтобы я мог надеяться на благословение небес?..

-Ты Сахыб-Кыран, человек рожденный под счастливым сочетанием звезд. И чем больше я знакомился с обстоятельствами твоей жизни, тем больше уверялся в этом. Вспомни, великий хан, что предшествовало твоему возведению на ханство... Ты был возведен десятого числа, и в этот же день отмечался праздник Арафа, в честь соединения Адама и Евы на земле, по изгнанию их из рая. Адам и Ева были изгнаны из земель благословенных, это так. Так же и ты, великий хан, был изгнан из своего благословенного Сибирского юрта урусами. Поэтому ты подобен гонимому Адаму.
 -А Ева? Кто она?
 - Ева есть ханство Касимовское, с которым ты соединился через возведение на ханство. Ханство есть твоя невеста, твоя Ева.
Ураз помолчал, обдумывая услышанные слова, спросил недоуменно:
-В чем же здесь хитрость?
-И ты был гоним, подобно Адаму, и Хан-Кермен гоним урусами. Вы оба изгнанники. Не так ли и Аллах изгнал своих детей?.. Да, так! Но он дал в удел гонимым все те места, куда их изгнал. А это значит, что и вся земля урусов в день Арафа отдана тебе. Этот священный договор Аллах утвердил шестнадцать лет назад. Верь этому, великий хан!
- Но за это время ничего не произошло! - нахмурил брови Ураз, недоверчиво глядя на хакима.
-Ничего не произошло для людей непосвященных! Все эти годы помалу совершались события, которые и отдадут земли урусов в твою власть. А может быть, Аллах готовит для тебя большее и поставит владыкой и над другими землями. И тогда ты, взойдя на Ак- минаре в Дамаске, возвестишь истинную веру Аллаха.*** Но надо уметь ждать. Через шестнадцать дней после исчезновения огненной звезды - а осталось ждать уже недолго - случится малое событие, которое укрепит твое положение. Через шестнадцать месяцев произойдет нечто большее, что вознесет тебя... Но помни, хан, твоя судьба связана таинственной судьбой с царевичем Демейтером.

*Ахваль - состояние мистического ужаса и восторга у мусульман.
** Ураз_магмет, племянник Тевеккеля, хана казахского и калмыцкого, был плене в 1588 году воеводою Данилою Чулковым и отправлен в Москву.
*** Махди последних времен должен был возвестить о своем приходе  с Белой  башни (Ак-минаре) в Дамаске.


-Но он же мертв!
- Все в руках Аллаха. Если это надо для воплощения его воли, он воскресит мертвого. Твое величие связано с ним.
Хаким замолк, закрыл глаза и долго сидел недвижимо. Он очень устал.
Хан тоже молчал. Ученый человек объявил его махди, и это было страшно, но и пьянило ощущением божественной избранности... А если хаким ошибся? Как пагубны могут быть последствия этой ошибки?..   Старый пастух Алдан Куруче говорил проще и понятней, и с его откровениями было проще жить...
Кргда хаким открыл глаза, Ураз спросил его:
-Надо ли тебе время, чтобы проверить свои расчеты?
Хаким пожевал беззубым ртом, слабая улыбка тронула его пергаментные губы:
-На все воля Аллаха! Мог ошибиться и я, ничтожный разумом, ибо ум наш мал как песчинка перед неизмеримыми тайнами мироздания. Разреши мне, великий хан, дождаться малого события и, сообразовываясь с ним, я буду яснее судить о грядущих переменах, сокрытых от нашего взора.
-Разрешаю!
Хаким распростерся на полу, шепча благодарственные слова.
Ураз смотрел на немощного старика, на его неловкие движения, когда тот  вставал с колен, на дрожащие руки, которыми хаким собирал свои свитки и, морща брови, напряженно думал о своей великой предначертанности, так неожиданно открытой ему.
Лицо его блестело от пота.

***

С первыми заморозками прискакал в Касимов царский гонец из Москвы с известием о том, что едет к Уразу посольство от царя Василия Ивановича.
Известие это вызвало сильное замешательство у карачей и самого  Ураза. Все ожидали  неминуемой кары за свое бегство из-под Тулы. Слова гонца о том, что во главе посольства едет Шихим-царевич, несколько успокоили. Щихим приходился зятем Уразу, поэтому назначение его послом было добрым знаком.
Но Ураз не верил ни царю Василию, ни, тем более, своему зятю, и велел тайно готовить в степи коней для бегства.
На следующий день прибыло и посольство. В своем дворце Ураз напряженно слушал, как выли трубы и стучали барабаны - посольство вступало в город. Он сидел в полном ханском облачение и обливался потом и от духоты, и от липкого навязчивого страха, который никак не мог преодолеть.
Наконец посольство приблизилось ко дворцу. Раздался топот множества ног, побежали слуги, поправляя ковры на ступенях и распахивая двери. Шихим, поддерживаемый под руки с одной стороны Кадир-Али беком, с другой - карачей из колена Барын, вошел в покой. Сделав несколько шагов к трону, он остановился, снял расшитую золотом и жемчугом шапку, поклонился низко Уразу, шурша парчой лазоревого кафтана. Потом стал говорить царским именем приветствие.
При упоминания царского титула, Ураз поднялся - помогли слуги - и всю речь слушал стоя, с затаенным страхом вслушиваясь в каждое слово. Но в речи Шихима не было ничего, что говорило бы о царском гневе. В конце своей речи Шихим пригласил царским именем Ураза в Москву.
"Ловушка? -соображал Ураз,облизывая пересохшие губы,  - царь хочет ласковыми словами выманить меня в Москву, а там яд или тюрьма!.."
Когда Шихим проговорил все, что положено по чину, и поклонился вновь низко, слуги вновь подхватили его под руки и усадили на подушки слева от Ураза. Вперед выступили думные дворяне и приготовились читать царскую грамоту.
Ураз не удержал своего нетерпения и, скосив глаза на Шихима -тот сидел с непроницаемым лицом - поманил его пальцем. Когда Шихим наклонился к нему, спросил, прикрывая рот рукавом:
-Зачем меня вызывают в Москву? Что меня там ждет?..
Шихим усмехнулся, блестя глазами, мотнул головой:
-Не велено говорить!- и добавил загадочно, - царь ныне добр, сердцем мягок.
Тут думные дворяне развернули свиток с царской грамотой и стали ее читать. Читали долго, извещая о царских победах над мятежниками, о здоровье царя и его ближних...

***

Шихим рассказал все лишь на царском пиру.
Царь Василий, уязвленный бегством своего шурина князя Урусова, воспылал на ногаев гневом великим, на татар казанских и астраханских, и хочет их земли отдать царю Касимовскому. Назначит его в Казань, либо в Астрахань с титулом царя, чтоб и мятеж успокоить, и чтоб  степняков снова склонить к русскому государству.
Для того и в Москву вызывает, чтобы совет держать, как с меньшей кровью и Урусовых смирить, и Иштерека, и Казыя...
-А Хан-Кермен? - спросил Ураз хриплым от волнения голосом.
-Бояре разное говорили: либо за тобой оставить, либо за сыном твоим.
Ураз внезапно почувствовал, как волна дрожи от внезапного восторга  прокатилась у него по спине - власть от Оки до Яика! А если он заключит договор с казахскими жузами, то кто устоит перед такой силой?..
Раздувая ноздри, Ураз обвел медленным взглядом ряды своих пьяно шумевших биков и карачей, сидевших на коврах за ханским достарханом. Повернулся к Кадиру:
-Где старик?
Кадир замешкался с ответом, не понимая, о каком старике спрашивает хан.
Ураз ткнул в него пальцем, заговорил возбужденно - не понять, радостно ли, гневно ли:
-Хаким где?  Почему я  не вижу его здесь?
Кадир оторвался от плова,  торопливо поднялся  и,  стряхивая жирный рис с пальцев,  закричал слугам:
-Приведите немедленно сюда почтенного Мустафу эфенди!
Когда ходжу привели, Ураз приказал ему приблизиться:
-Сколько дней прошло после исчезновения хвостатой звезды? - спросил он, напряженно глядя в глаза старику, - ведешь ли ты счет?
Хаким поклонился низко, прижимая к груди дрожащие слабые руки, - он понял, что произошло нечто важное, - и тонко проговорил:
-Великий хан! Хвостатая звезда исчезла ровно шестнадцать дней назад.
-Сядь рядом со мной, -приказал ему Ураз, -твоя мудрость вызывает удивление.
Кадир-Али подвинулся на подушках, давая место немощному старику.
Ураз снял с пальца дорогое кольцо и сам надел его хакиму:
-Вот тебе, хаким, подарок за твою необычайную мудрость!
Снял и второе:
-И это тебе! За твои огромные знания!
Хаким склонился тюрбаном до коленей, с трудом выпрямился, сказал тонко и смиренно:
-Знания у Аллаха! Я всего лишь бедный калямчи, умеющий читать в книге тайн....
И снова низко склонился, касаясь ладонями ковра.
Кадир-Али ласково улыбался, глядя на немощную спину старика, но сердце его жгла нестерпимая зависть.
Ураз сам пододвинул старику блюдо с пловом, положил ему мягкой жеребятины, насыпал горсть сушеного инжира. Тот смиренно кланялся.
Пир снова возобновился, зашумели захмелевшие гости...
Выбрав время, хаким выпрямился, слегка качнулся к Уразу и прошептал тихо:
-Великий хан! Теперь ты веришь мне, ты отбросил сомнения... И я открою тебе и другую тайну.
Ураз быстро взглянул на хакима, во взгляде напряженное ожидание.
-Но не здесь, не здесь, -прошептал хаким и снова поклонился.



 


Рецензии
Про кометы всегда интересно. Про комету Галлея тем паче.Вестница!

Юрий Николаевич Горбачев 2   08.09.2021 10:11     Заявить о нарушении