Анджей Вайда

Анджей Вайда родился в марте 1926 г. в городке  Сувалки на северо-востоке Польши в семье  кадрового офицера (в 1939 г. его расстреляли солдаты Красной Армии). В годы немецкой оккупации Вайда работал  чертежником, грузчиком, кладовщиком в немецких мастерских, имел связи с движением Сопротивления. После войны он поступил  в Академию изобразительных искусств в Кракове, а в 1948 г. перешел  в Лодзинскую школу  киноискусства. В 1955 г. Вайда снял свой первый полнометражный фильм «Поколение» о молодых  героях антифашистского рабочего подполья. А уже следующий его фильм «Канал» (1956) принес Вайде мировую известность. На Каннском фестивале он был удостоен «Серебряной пальмовой ветви».

«КАНАЛ». Варшава, август 1944. После подавления Варшавского восстания потрепанный в боях небольшой отряд Армии Крайовой под командованием поручика Задры по подземным  каналам пробирается к центру города, чтобы соединиться с остатками основных сил повстанцев. Гнилой, удушливый воздух, мрачная атмосфера, давящая на психику людей, разброд и паника среди части бойцов, ощущение обреченности, многочисленные смертельные ловушки, расставленные нацистами, трусость и предательство отдельных бойцов ускоряют гибель обреченного отряда. Режиссер поднимается в этом фильме до трагедийных высот, добиваясь вместе с тем предельной достоверности в воссоздании реального события.

 «ПЕПЕЛ И АЛМАЗ» (1958). Этот фильм, поставленный по роману Ежи Анджеевского, едва ли не  сразу после выхода на экраны стал классикой. Май 1945 года. Польша пробуждается   после долгой ночи оккупации. Но ее ждут новые испытания. Политическая ситуация остается смутной. С одной стороны – Рабочая партия, равняющаяся на СССР, с другой – убежденные националисты, верные старому режиму. К последним принадлежат Мацек и Анджей, которым поручено убить ответственного работника-коммуниста Щуку. Но Мацек устал от борьбы, он сомневается в правоте своего дела и ищет простых радостей  любви в обществе  официантки бара Кристины. В конце концов он все-таки  выполняет порученное ему дело и расстреливает в упор Щуку, в то время как местные политиканы напиваются до потери сознания. Мацек бежит прочь  от этой неприглядной картины, бежит от Кристины, от Анджея, от самого себя, но попадает под пули встречных патрульных и падает мертвым на куче грязных отбросов. Невероятному успеху фильма в огромной степени способствовала великолепная игра Збигнева Цибульского с редким проникновением сыгравшего роль Мацека. Созданный им образ стал для поляков поначалу символом всего «потерянного поколения», а позже, когда политическая ситуация переменилась, - символом сопротивления тоталитаризму.

 «ПЕПЕЛ» (1964-1965). Историческая эпопея. Польша  конца XVIII – начала XIX века. После третьего раздела Речи Посполитой страна перестала существовать как самостоятельное государство. Тысячи молодых польских патриотов влились в победоносные легионы Наполеона Бонапарта  в надежде, что император вернет их родине независимость. В центре повествования – образ молодого обнищавшего шляхтича Рафала Ольбромского. Цепь жизненных событий: юность в родовом имении, первая любовь к соседке Хелене, разлука с ней, короткое увлечение гордой красавицей Эльжбетой, переезд в Варшаву, знакомство с графом де Виттом и вступление  в масонскую ложу, новая встреча с Хеленой, вышедшей замуж, бегство вместе с ней и трагическая гибель любимой – приводит Рафала в ряды наполеоновской армии, куда он вступает вместе со своими соотечественниками князем Гинтултом и Кшиштофом Цедро. В составе польского легиона они участвуют в подавлении  восстания испанских повстанцев в Сарагосе, расстреливают негров в Сан-Доминго… Сражаясь за собственную свободу, они невольно помогают Наполеону лишать свободы другие народы и государства. Гибнет князь Гинтулт, в снегах России теряет зрение  Рафал, Кшиштоф Цедро пропадает в круговерти наполеоновских  войн. На ином историческом материале Вайда продолжает развивать здесь  важнейшую тему своего творчества: трагическая судьба молодого поляка в переломные  моменты национальной истории, его стремление к подвигу и самопожертвованию во имя свободы отчизны, который чаще всего оказывается бесцельным и бессмысленным.

«ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ» (1975). Социальная драма по роману Владислава Реймонта. Лодзь, конец XIX века. Трое молодых людей: выпускник коммерческого  училища польский   шляхтич Кароль Боровецкий, еврейский биржевой маклер Мориц Вельт и немецкий коммерсант Макс Баум дают друг другу  клятву  организовать собственное дело, построить самую крупную в городе ткацкую фабрику. Исходного капитала у них нет, поэтому главной задачей становится достать деньги любой ценой.  Один из них просто крдет необходимую сумму, другой разоряет отца, третий соблазняет жену фабриканта и узнает у нее коммерческую тайну. Путь к успеху лежит через  алчность, беспринципность, жестокую эксплуатацию рабочих. Наконец фабрика пущена. Но из-за происка конкурентов на ней происходит пожар. Даже в этой ситуации Кароль Боровецкий находит для себя выход из положения. Он предает друзей, бросает свою невесту, женится на дочери богатого немецкого фабриканта и становится главой крупнейшего мануфактурного концерна. Когда на одной из ткацких фабрик начинается забастовка, он отдает приказ стрелять по бастующим рабочим.
«Принято считать, - говорил Вайда, - что в основе мировосприятия поляков  искони находится романтическое начало. Пафос дела никогда не был популярен в Польше. Между тем процесс зарождения  польского капитализма, о котором пишет Реймонт, содержит конфликты поистине трагического накала и одновременно дает  возможность снять фильм понастоящему современный».

«ЧЕЛОВЕК ИЗ МРАМОРА» (1976). Студентка Агнешка находит в запасниках музея среди прочих «шедевров» соцреализма монументальную мраморную  скульптуру забытого героя труда 50-х гг. Матеуша Биркута и решает в качестве дипломной работы на кафедре режиссуры представить фильм о нем. Девушка изучает старую хронику, беседует с людьми, знавшими Матеуша, передового каменщика, строителя комбината Нова Гута. В конце концов ей удается восстановить подлинную историю жизни «героя труда», сначала прославленного официальной пропагандой, а потом  впавшего в немилость у властей, отданного под суд, осужденного и тихо реабилитированного в 1956 г. Правду эту многим хотелось бы скрыть, но девушка, вопреки всему, решает поставить правдивый фильм о жизни Биркута, показав его таким, каким он был. Фильм Вайды нес в себе мощную обличительную тенденцию и был настоящей пощечиной социалистическому строю Польши, но вместе с тем обладал подлинной художественной силой. Он стал событием культурной и общественной жизни Польши второй половины 70-х гг. Продолжение «Человека из мрамора» - «Человек из железа» (1981) было снято уже в разгар гданьских событий. В политическом плане это еще более острый фильм, однако в художественном отношении он уступает «Человеку из мрамора».

«ДАНТОН» (1982). Этот фильм Вайда снял в Париже на студии «Гомон» с Жераром Депардье в главной роли. Его внимание привлекла здесь история конфликта благородного и жизнелюбивого Дантона с флегматичным и безжалостным Робеспьером. Оба апеллируют к народу. Однако народ безропотно отдает на казнь своего любимого трибуна, точно так же как три месяца спустя не противиться казни Робеспьера. Вайда убедительно показал, как революция, отступив от идеи демократии, топит себя в крови, превращаясь в сробственного могильщика.

Все фильмы Вайды, насыщенные острыми коллизиями, резкими сюжетными поворотами, страстями, действием, несут на себе печать трагизма. Одна из последних его работ – «Катынь» (2007) – о судьбе тысяч поляков расстрелянных в советском плену.

Умер режиссер в октябре 2016 г.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100


Рецензии
Для меня Вайда - прежде всего режиссер "Корчака". Очень большое впечатление произвел этот фильм. Смотрела также Дантона и Пепел и Алмаз, второй очень нравился, сколько слез над ним было в детстве пролито, но сюжет сейчас плохо помню, только собственные эмоции

Оксана Куправа   21.10.2020 14:38     Заявить о нарушении
"Корчака" я не смотрел, хотя слышал об этом фильме. Видел несколько отрывков из других фильмов Вайды. Но как-то так получилось, что "Пепел и алмаз" для меня главная его картина. В моем детстве его почему-то часто показывали. Смотрел его и на большом экране, и по телевизору несколько раз. Вообще странно, что наши власти отправили "на полку" столько фильмов за пустяки, а эту картину, такую неоднозначную, крутили "по всем каналам". Лет пять назад пересмотрел "Пепел и алмаз", чтобы получить "взрослые" впечатления и еще раз удивился, насколько хорошо он сделан и как по-современному звучит (сейчас даже острее, чем тогда!). Для меня это высочайшая классика.

Константин Рыжов   22.10.2020 05:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.