Глава 8. Увлечение парусом

На фото: автор на яхте "Торикос" в Чёрном море. 1983 год.   

 СОБЛАЗНИТЕЛИ.
 В конце 70 – х годов два не знакомых друг с другом человека «заразили» меня своим увлечением. Одним из них был преподаватель Геленджикской музыкальной школы Сергей Александрович Клыков. В детстве, живя в Новороссийске, он любил ходить в море с отцом на рыбацкой лодке под парусом.

 Во время войны С.А. был лётчиком в штурмовой авиации. После войны учился в Одесской консерватории, по окончании которой долго работал преподавателем и директором музыкальной школы в городе Ужгород. Но, вернувшись через много лет из Закарпатья на черноморское побережье, в Геленджик, то есть почти в родные края, С.А. вспомнил о своём давнем увлечении.

 Он стал инициатором создания и одним из «отцов – основателей» секции крейсерского плавания при Геленджикском яхт – клубе. Он же был основным организатором курсов яхтенных рулевых при яхт – клубе. После знакомства с С.А. я стал ходить на эти курсы и изредка тренироваться на яхте типа «Финн». Почти одновременно со мной в яхт – клубе  начал заниматься и вскоре стал участвовать в соревнованиях юных яхтсменов мой сын Сергей.
   
 В 1978 году Геленджикский яхт – клуб приобрёл яхту типа «Солинг», рассчитанную на экипаж в три человека. Капитаном экипажа яхты стал В.В. Костенко, яхтсмен в молодости, судоводитель по образованию и капитан прогулочного судна по должности. Инженер – строитель А.Фуркаленко и я стали членами этого экипажа.

 Мы ходили на «Солинге» по бухте, тренировались в постановке и смене парусов, восхищались скоростью, которую наша яхта развивает при хорошем ветре. Однажды даже прошли вдоль берега от Геленджика до Архипо – Осиповки и – после ночёвки в «Архипке» – вернулись обратно. На этой же яхте я сдавал практический экзамен на звание яхтенного рулевого.   

 Летом 1979 года, участвуя в океанологической экспедиции в центральные районы Атлантики  на нис «Ак. И. Курчатов», я познакомился с Мстиславом Алексеевичем Ермолаевым, инженером – механиком по образованию и страстным спортсменом - парусником по призванию.

 Как известно, в длительном совместном плаванье на судне  человека узнаёшь намного быстрее и полнее, чем, скажем, в совместной работе в лаборатории. Среди прочего я узнал, что в молодости Мстислав, по его собственным словам, «гонялся вокруг кола», то есть участвовал в соревнованиях на небольших яхтах олимпийского класса, стал мастером спорта.
 
 Но с годами он увлёкся гонками (и просто любительскими походами) на крейсерских яхтах. Более того, яхты для участия в официальных крейсерских соревнованиях и для индивидуальных походов по различным водоёмам он конструирует сам. И делает сам -  «от клотика до киля». Познакомившись, мы подружились. Узнав, что я недавно начал ходить под парусом, Слава сказал, что, если я захочу, он может дать мне свою яхту для прогулки по Онежскому озеру.   

  ЗАКАЗ ЯХТЫ ТИПА "АЛЬКОР".
 С.А.Клыков, как я уже упоминал, загорелся идеей создать при Геленджикском яхт – клубе секцию крейсерского плавания. Для реализации его идеи не хватало совсем малого – яхты, пригодной для такого плавания. С.А. узнал, что на Верфи спортивного судостроения в Ленинграде строятся яхты такого типа, который подошёл бы для нас. Речь шла о деревянных яхтах типа «Алькор», имеющих  хорошую мореходность и рассчитанных на экипаж до семи  человек. Очень хорошо было бы иметь такую яхту в распоряжении Геленджикского яхт-клуба!

 Возникли две задачи: где взять деньги на яхту и как «войти» в производственный план верфи на возможно менее отдалённый срок. (Нам было известно, что производственные возможности этой верфи существенно меньше потребности яхтсменов страны в яхтах такого типа.)

 Для решения первой задачи С.А. предложил мне уговорить директора ЮО Якова Петровича Маловицкого купить для Отделения яхту с последующей передачей её в распоряжение Геленджикского яхт – клуба. Разумеется, имелось в виду, что в случае необходимости Отделение всегда сможет пользоваться яхтой в своих целях. Как ни удивительно, мне удалось уговорить Маловицкого. Он согласился выделить средства (довольно немалые) на приобретенье яхты.

 Решить вторую задачу помог Слава Ермолаев. Он представил меня своему хорошему знакомому довольно влиятельному чиновнику Всесоюзного Спорткомитета, старому спортсмену – паруснику. Этот хороший знакомый Ермолаева и, безусловно, очень хороший человек, рассказал мне, какие письма и на какие адреса нужно подготовить. А также помог завизировать их в соответствующих кабинетах Спорткомитета.

 В итоге после двух моих командировок в Москву и одной командировки в Ленинград в производственном плане Верфи спортивного судостроения на 1980 год появилась строка: «изготовление яхты типа «Алькор» для Южного отделения ИОАН СССР».

 Наверное, сегодня это может показаться удивительным, но это факт: и в Спорткомитете, и на судоверфи в Ленинграде никто не просил у меня взятки. И никому я её не предлагал. А знакомому Ермолаева после «решения задачи» я с огромной благодарностью вручил бутылку коньяка. 








       


Рецензии
Владилен,
плавание по Онежскому, а особенно, по Ладожскому озеру - занятие рискованное, впрочем, как и многое, что Вам приходилось делать раньше. Увлекательно виртуально путешествовать вместе с Вами.
А теперь очень интересующий меня вопрос, не по теме, но как профессионалу. Действительно ли происходит изменение в Гольфстриме, влекущие за собой грандиозные последствия для человечества, или это журналистские выдумки?
С уважением,
Владимир


Владимир Врубель   03.06.2011 23:00     Заявить о нарушении
Владимир, во-первых, я - не профессионал. Сам течениями никогда не занимался. Во-вторых, уже больше 15 лет фактически к океанологии вообще не имею отношения. Могу говорить только об известных фактах и прецедентах. В последние десятилетия на Земле наблюдается глобальное потепление. Его проявление заметно, например, в отступлении кромки льдов Северного океана и значительно большей доступности Северного морского пути. Но такие потепления бывали и раньше. В 7-ом - 8-ом веках викинги на своих судёнышках достигали берегов С.Америки, основывали там поселения и жили там и даже в Гренландии, поддерживая связь с Европой. В средние века это уже было невозможно. Сильнейшие многовековые колебания климата проявляются, например, и на колебании уровня Каспийского моря. (Этим много занимался Лев Гумилёв, сын двух поэтов.) Насколько длительным будет нынешнее потепление и, соответственно, как оно скажется на изменении уровня океана и структуры существующих океанских течений - таких прогнозов я не знаю. Но журналистские спекуляции по этому вопросу, конечно, возможны. С дружеским приветом. Владилен.

Владилен Николаев   04.06.2011 11:10   Заявить о нарушении
Спасибо, Владилен.

Владимир Врубель   04.06.2011 12:31   Заявить о нарушении