Увидеть Париж...
Приятно предвкушать новые впечатления. Фотография. От самого рождения до наших дней. Франция. За последние два века. Давшая начало этой самой фотографии. Да это же целая история!
В трех залах музея – история страны и фотоискусства за последние 184 года. Выставка приурочена к празднованию Года Франции в России и успела побывать во многих городах нашей страны. Среди них – Якутск, Екатеринбург, Сыктывкар, Краснодар. В Сочи она финиширует и продлится до 5-го декабря. Организовали фотовыставку ретро-снимков Министерство культуры России и музей «Московский Дом фотографии». Организационный комитет года Франции в России 2010 входят Михаил Швыдкой (национальный координатор Года, Россия) и Николя Шибаев (генеральный комиссар Года, Франция). Выставка состоялась благодаря директору музея «Московский Дом фотографии» Ольги Свибловой.
- Когда в 1939 году мир открыл для себя фотографию – удивлению и восторгу не было предела. Мечта стала явью, - замечает куратор выставки, искусствовед и журналист Софи Шмит. – Этот проект рассказывает историю, которая, как принято считать, началась в Париже и продолжается до наших дней. Представленные фотографии были отобраны из тысячи снимков крупнейших мировых собраний – Национальной библиотеки Франции, музея д’Орсэ и Центра Помпиду в Париже. Каждая фотография сопровождается текстом о снимке и его авторе, о Франции и французах, о Париже. Выбор только одной работы каждого фотографа позволил представить наряду с признанными талантами – среди которых Нисефор Ньепс, луи-Адольф Эмбер де Молар, Гюстав Ле Грей, Шарль Нэгр, Эжен Кювелье, братья Бриссон, Феликс Надар, Эжен Атже, - менее известных и редко выставляемых фотографов – Эдуарда бальдю, Шарля Марвиля, Огюста Коллара, а также снимки анонимных или знаменитых любителей – Жак-Анри Лартига и графа Роберта де Монтескью.
История фотографии была бы неполной без представления о развитии фотографических техник. Сначала технология совершенствуется благодаря богатым изобретателям, страстным любителям фотографии. По мере развития технических возможностей (тиражирование, сокращение времени экспозиции) она превращается в товар благодаря таким талантливым фотографам, как Феликс Надар и Майер & Пирсон.
А еще фотография всегда существовала где-то между искусством и наукой. Замечательные французские фотографы Шарль Нэгр и Гюстав Грей были живописцами. А знаменитые художники Эжен Делакруа и Эдгар Дега использовали фотографию, составляя коллекции «иконографических поз».
Этой выставкой нам хотелось подчеркнуть удивительную жизнеспособность явления, родившегося во Франции менее двух веков назад. Пусть фотография позволит каждому из нас рассказать самому себе какую-нибудь историю.
Из соображений сохранности старые фотографии отпечатаны современным способом обладателями оригиналов и под их наблюдением.
Часами можно бродить по залам. В каждом снимке, и правда, - история. Сразу замечу, что фотографии в основном высочайшего качества, несмотря на давность.
А началось все в 1826 или 1827 году с «Вида из окна в Гра Сен-лу-де-Варен» Нисефора Ньепе. Это именно он сделал первое изображение в мировой истории фотографии. Экспозиция длилась 7 часов. На снимке – что-то размытое черно-белое. И началось… «Строительство Эйфелевой башни» Теофиля Фео, «Башня Сен-Жак» Александра Феррье, «Подъем на Мон Блан» Жоржа Тайраза… и еще несколько десятков «говорящих» картинок.
Снимки талантливых фотографов «рассказывают» о том, как менялась Франция и ее нравы, о войне и мире, о радости и грусти, о вечном стремлении остановить время и спеть гимн красоте – природы, людей, самой жизни.
Каждый снимок – произведение искусства и страница истории.
Это было больше ста лет назад. Конетан Фамен в 1874 году сфотографировал маленького деревенского мальчика, насупившегося и задумчивого. «Юноша» будто и сейчас где-нибудь стоит у забора в своей деревеньке и думает, кто стянул его рогатку.
О многом поведал прелюбопытный снимок Теофиля Фео «Строительство Эйфелевой башни, июнь 1888 г., 14 октября 1888 г., 20 января 1889 г.». Оказывается, современный символ Франции был построен в 1889 году специально для всемирной выставки, приуроченной к 100-летию Французской революции. Парижане приходили семьями понаблюдать за строительством башни по проекту инженера Гюстава Эйфеля. Она должна была быть демонтирована после окончания выставки. Но грандиозное строение удалось спасти от разрушения в 1909 году, установив на его вершине (300 м) радиопередатчик. На снимке – этапы строительства башни.
Французы – на то и французы, чтобы подмечать не только широту и размах общенациональных начинаний, но и видеть прелесть мгновений простой жизни. Много эмоций и ассоциаций возникает, когда смотришь на снимок Брассая (Дюла Халас) «Влюбленные в парижском кафе на площади Италии» 1932 года. Вот что сказано о фотографии в буклете: «Брассай любит Париж. Париж шпаны, проституток, кабаре, неожиданных встреч. А также Париж баров, в которых засиживаются влюбленные. Он – с набриолиненными волосами, она – улыбающаяся и влюбленная. Зеркало множит их страстные порыв. Гениальный фотограф-гуманист первый идет навстречу таинственному и поэтическому «Ночному Парижу», о котором он издаст знаменитую книгу в 1932 г.»
И рядом для контраста, видимо, совсем другая по эмоциям и смыслу фотография неизвестного автора, сделанная в 1943 году. Она называется замысловато «Есть мясники. Мясники есть. Нет только мяса». Из буклета узнаем: «Во время войны реквизируется солома и фураж: кормить домашний скот становится все труднее. В оккупированной зоне сложно найти мясо. Мясные лавки пусты. Но чувство юмора остается». На фотографии – идеально чистая светлая комната с пустыми столами и большими прейскурантами на стенах. Спинами друг к другу стоят трое мужчин в белых фартуках.
И тут же рядом, как крик радости «Приезд генерала де Голля в парижскую Ратушу, 26 августа 1944 г.». Автор снова неизвестен. На снимке – ликующие люди с поднятыми для приветствия руками.
«Парижский пешеход» продолжает рассказ о Франции. Это снимки современных авторов. Их девятнадцать.
- Эти фотографии играют с оптикой и перспективой, призывая нас проникнуть в пространство каждого образа, - замечает Софи Шмит.
Но, по правде говоря, ретро-фотографии гораздо откровеннее и сильнее, нежели их молодые собратья. И западают в душу раз и навсегда.
Свидетельство о публикации №210111000992