Давно закончилась та война, но память всё хранит

Давно закончилась та война, но память всё хранит.
Тётя моя, Лидия Александровна Артемьева (Садовая) с  дочерями -  Валей, Никой и 5-ти летним сыном Кадиком оказались на территории оккупированной немцами – в  г. Карме  БССР. Тётя приняла активное участие в партизанском движении, что и стало причиной трагической гибели её вместе с детьми. 

Можно назвать несколько причин для ареста гестаповцами тетушки, но основная причина - предательство  корыстного соседа. Приглянулась ему швейная машинка, кормившая семью тёти:  на немцев тётя работать не хотела, а обшивала горожан, да и удобным это было прикрытием настоящей её деятельности. Сосед выследил связи тёти c партизанским отрядом и донёс  на неё в гестапо.   За домом тёти установили слежку.

В одну из ночей семью Артемьевых навестили партизаны: пришли за продуктами и новыми сведениями. Партизаны ушли, а командир отряда А. Веренич задержался и тут в дом ворвались полицейские.   Веренич успел сделать несколько выстрелов, но был ранен в голову. Ослабевших от схватки тётю Лиду и А.Веренича полицейские скрутили и передали подоспевшим немцам. Спрятавшихся детей отыскали и отправили в гестапо.

О подробностях казни  немцами тёти Лиды и её детей, рассказала маме, очевидица этого зверства,  родственница В. Короткевича (известного белорусского писателя). Ни страшные истязания, которым подвергли  немцы тётю, ни глумление над детьми не  смогли заставить её выдать партизанские явки в городе. Тогда немцы решили устроить публичную казнь семьи русской партизанки в назидание всем другим жителям.
      

На площади города немецкий офицер – гестаповец на ломанном  русском кричал согнанным насильно жителям, что казнят партизан, и что со всеми врагами великой Германии новая власть будет поступать также.  Вначале казнили группу жителей  города, подозреваемых в противодействии немецкому порядку. Затем, забавляясь процессом убийства, казнили тётю Лиду  и её детей. Изувеченную дочь тёти – Верочку (она идти не могла) немец подтащил к виселице, и, накинув петлю ей на, шею повис  на её ногах, пока девочка не перестала дёргаться. Та же участь постигла младшую дочь – Нику.    Всё это происходило на глазах   тёти Лиды.    Перед казнью очередного ребёнка, немец предлагал ей выдать партизанские явки и в этом случае обещал пощадить и детей и её. Но вместо ожидаемого согласия тётя Лида только плюнула в сторону палачей. Она тихо стонала, когда казнили ее детей.

Во время этих истязаний кто-то из невольных зрителей попробовал спрятать малолетнего сына  тёти в толпе. Его затолкали в самую гущу  народа. Гестаповец заметил. Несколько выстрелов по толпе заставили людей разбежаться. Перепуганный мальчик бежал по дороге по направлению к своему  дому, и немецкие солдаты устроили себе развлечение: они стреляли по ребенку, охотясь на него, как на дичь. Малыша подстрелили. Палачи повесили ещё живого ребенка за ноги возле сестёр. Тётя Лида словно окаменела и лишь ценой больших усилий с трудом держалась на ногах. Когда её вешали,  даже немцы притихли – из статной брюнетки и молодой женщины она на глазах у всех превратилась в седовласую старуху.
    

 Прошло время.  Немцев выбили из города. Соседа тёти  Лиды   за предательство осудили.    Вернулся после войны муж тёти Лиды. Узнал подробности о гибели жены и детей. Весть о гибели семьи потрясла, но не сломила фронтовика. Он устроился на работу и стал жить в одиночестве. Очень тосковал, замкнулся в себе, и ни с кем не дружил, даже с родственниками избегал встреч. Часто выпивал, но к удивлению соседей никогда не жаловался на свое горе. Он ждал возвращения соседа из мест заключения. Пришел срок и бывший фронтовик дождался – вернулся сосед, досрочно отстрадавший свой грех, но не искупивший вины  перед семьёй Артемьева. Как наказал Артемьев соседа-иуду лишь Богу известно, но предателя в городе больше не видели. Исчез и Артемьев, свершив свой суд.
         

 На месте казни тёти Лиды и её детей, а так же тех, кого немцы казнили в тот страшный день, сегодня стоит памятник. В длинной череде имён погибших на надгробной плите значатся и имена моих родственников – Артемьевых и Короткевичей.  Прошли годы. Моя мама с сёстрами (их ещё трое) ежегодно навещали могилу тёти Лиды и её детей. Встречались со свидетелями той казни и узнали от них много страшных подробностей о том, как приняли смерть тётя Лида и её дети.  Узнали и то, что немцы фотографировались на фоне виселицы, увешанной плодами их зверства – жителями города.
         
 Маме рассказали, что ежегодно в день казни у памятника появлялся высокий седовласый мужчина. Положит цветы к обелиску постоит, молча, и уходит. Никто не знал кто он, но многие догадывались. В течение всех последующих послевоенных лет моя мама так ни разу и не встретилась с Артемьевым, хотя очень этого желала. И мама,  и все сёстры тёти Лиды,  и  Артемьев  давно ушли из жизни и унесли с собой всю горечь от пережитых ими страданий и потерь, связанных с той кровопролитной войной.
 
P.S. Я уже старик, но продолжаю бережно хранить в памяти образы близких мне людей, родственников, уничтоженных немцами.  Не могу понять нынешних власть предержащих, за всепрощение ими преступлений совершённых немцами на нашей земле, за развал великой мировой державы СССР, за уступки при выводе ЗГВ с территории бывшего агрессора, а также за переговоры по поводу возврата вывезенных из Германии ценностей.

Чудовищные жертвы и разрушения, а также моральные и физические страдания, причиненные русскому народу во время войны 1941-1945 г. г. не могут быть соизмеримы ни с какими материальными ценностями и не должны являться разменной монетой в любых переговорах во внутренней и внешней политике. Не могу не высказать свое мнение по поводу празднования 65-тилетия победы над немецкими оккупантами и по поводу участия в параде на Красной площади союзников по антигитлеровской коалиции, перевоплощенных сегодня в образ Натовской военщины. 

Считаю подобное участие грубым театрализованным фарсом, недопустимой фальсификацией прошлого, а также преднамеренным искажением исторической правды, направленным на формирование ложных представлений о минувшей войне и роли НАТО в сознании послевоенных поколений русского народа. Как бы ни старались нынешние отечественные и зарубежные политики принизить значение исторической победы СССР над немецко-фашистскими оккупантами, у них ничего не получится и порукой этому является священная память о павших в борьбе за свободу и независимость нашей великой Родины.

Л. К. – Тарасов.


Рецензии
Хорошо...Хорошо и глубоко....

Алекс Хххххххх   14.11.2010 17:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.