2 О пианисте Владимире Бунине Рис. Г. Ларской
эпиграф из Ивана Алексеевича Бунина, цитирую по памяти: "Самое интересное - это дневники, остальное - чепуха."
Пианист Владимир Владимирович Бунин, блистательный мастер фортепьянной игры, живущий в Германии, благословил меня на этот труд.
23/II Володя пришёл ко мне домой играть с опозданием. Я записала его игру на магнитофон (подарен К. Ларским!). Люди после Володиного концерта просветлели. Володя был со мной на кухне после игры, он жаловался, что его всё раздражает. Я говорю ему: «Вы устали. Вы очень много отдаёте людям. Вы делаете на земле великое дело. По большому счету с Вами всё в порядке. За Ваши большие труды Вам идёт компенсация – очищение людей, любовь к Вам людей, полнота собственных чувств, реализация личности. Большинство людей на земле прозябает». Он не отходил от меня, я ждала, когда закипит вода в чайнике.
За чаем я рассказывала о молитве святого Ефрема Сирина, потом прочла стихи Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны». Я читала, опустив глаза, но чувствуя внимательный взгляд Володиных глаз.
Иногда у него бывает чрезвычайно тонкое лицо. Я люблю смотреть в его умные глаза. Я не замечала грусти в его лице никогда.
«Вы проживаете жизнь за нескольких людей», - сказала я Володе.
Володя играет на фортепьяно с 6 лет, он учился в Мерзляковской школе, училище Мерзляковском, в Консерватории. «Потом я стал учиться играть», - говорит он.
24/II Едем с Володей в метро, он устал. «Вы спите, а я Вас буду охранять», - говорю я.
Идём с ним в гору, взявшись за руки. «Петю Старчика избаловали слава и женщины», - говорю я. Володя с улыбкой смотрит мне в глаза: «Они всегда нас балуют». Я: «Я Вас баловать не буду», - говорю я.
Володя играет у Наташи и Нины Махрачевых. Во время чаконы Баха, высекающей из меня слезы, раздаются звонки в дверь – звонят соседи. Володя потрясён, я тоже. Игра прервана.
За чаем Таня Игнатова говорит обстоятельно об антропософии, отвечая на Володины вопросы, я тоже кое-что рассказываю. Наташа говорит: «Ты рассказывай получше. Конечно, чувство юмора хорошо, но...» Я: «Я не могу остаться без чувства юмора в этом страшном мире».
Я говорю Володе: «Что-то мне весело. Вы, наверное, хороший человек. Как я Вас вижу, у меня делается хорошее настроение».
На такси доезжаем до Краснопресненской. «Эта станция средняя между нами», - говорит Володя. Прощаясь, он говорит: «В 7 часов у Кротковых. До свиданья». Я: «Спокойной ночи». Он идёт и всё время смотрит на меня, мы машем друг другу руками. Вот так я люблю прощаться. А то некоторые уходят, не оглядываясь.
В какой-то момент я сказала ему: «Сначала мы должны позаботиться о Вас, потом обо мне». Володя сказал, что я похожа на египтянку. За столом у Наташи и Нины мы играли в королей. Володю мы поместили во Францию и Германию.
Я рассказала ему о чётках, о молитвах. Володя сказал: «Вы - проповедник». Я: «Это то, чем я живу».
Володя говорит: «Я поменял в Москве четыре места жительства и ещё буду менять». Я: «Зачем?» Он: «А чтоб интересней было».
25/II Концерт Володи в доме Кротковых. Я следила за его игрой по нотам.
Я вся им пропитана – Володей. Так любят женщины. Пока не могу выйти из круга личных привязанностей и всю себя направить к Христу. Я хочу пройти состояние взаимной любви, но это оттаскивает, отвлекает меня от Христа.
Володя – друг, брат, Володя – это я. Ничего не будет.
7/III Я срочно обзвонив друзей, договорилась о концерте Володином у Виталия Акелькина, т. к. другие варианты лопнули по болезни тех, у кого Володя должен был играть.
Володя был после гриппа, не вылеченный, вялый, усталый. «Мне бы присесть, мне бы прилечь», - говорил он. «Здесь закрыто», - сказал он и показал себе на грудь.
Елене Марковне понравилось, как он сыграл Моцарта. Бахом он всех покорил. Я играла на флейте. Е. М. была в восторге. Е. М. спросила меня: «Вы уже наверное давно дружите с Володей?» Я: «Всю жизнь. Вот уже 40 лет почти, ещё с колыбели». Все смеются и понимают, что я шучу. Володя поглядывает на меня, как на своего человека.
По дороге домой я, Володя и Миша Р. говорили об отношениях к человеку. Я сказала: «Можно никакого отношения и не иметь, не иметь к человеку претензий, ничего от него не желать». Миша: «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей». Миша продолжил: «Может ли человек со святой душой так сказать?» Я: «Может, если он мыслящий. Вот мы трое иногда презираем людей, возвышаемся над ними. А я часто вижу в людях смешное. Но я и боготворю людей, я создаю образы, не соответствующие человеку. Я человек крайностей».
Я подарила Володе тюльпаны. Уходя, он поздравил меня с праздником (8/III) «Не забудьте завтра повторить поздравление. Я шучу», сказала я. Он долго махал мне рукой даже после того, как расстался с Мишей. Это я ценю в нём. Он стал внимательнее ко мне относиться, чуть-чуть теплее, чем раньше.
8/III Володя сказал, что болен, что нигде играть не будет, ни у Скрябиной, ни в Доме Учёных. Я предложила приехать к нему и привезти лекарство. Он не возражал.
Я приехала к нему, привезла много всего, заварила ему шиповник. Он хотел, чтобы я ему всякие вещи рассказывала, мысли мои переплетались, рассказ отклонялся в разные стороны.
А утром я съездила в храм и по дороге ощутила материнскую любовь к Володе. Душа его лежала в колыбели моего сердца, молиться за него было легко. По поводу его болезни я сказала, что надеяться можно только на чудо. "Чуда не бывает ни с кем.", - сказал он мне.
Когда я только оказалась на кухне у него, во мне стало подниматься желание, непередаваемое словами, каких-то неземных отношений. Когда я шла к его дому, я молила Бога, чтобы у нас была божественная встреча. «Я фантазёр», - сказала я Володе.
Мне сегодня показалось, что ему надо многое в себе увидеть. «Я не могу молиться, потому что не верю в Бога», - сказал В. Я напомнила ему повесть болгарского писателя Павла Вежинова «Барьер», он живо откликнулся, эта вещь его интересует.
«Вы не простой человек, Володя», - сказала я. Мне легко общаться с ним на людях, а tete - a – tete сложнее, что-то мешало общению, то ли его неверие, то ли его скепсис. Я лучше чувствую его душу на расстоянии, тогда мне ничто не мешает любить его.
Мы с Володей говорили о том, что всё приедается. Он согласился со мной, когда я сказала: «Когда человек духовно растёт, тогда для него всё свежо и ничего не приедается».
Я рассказывала Володе о половинах, потом сказала: «Ну ладно, с половинками мы покончили». «В каком смысле?», спросил Володя. «В том, что больше не будем об этом говорить». Он: «Это интересно».
Чего только я не рассказывала ему в этот вечер: о Литургии, о книге Йогананды "Автобиография йога", о Рамакришне, о себе, прочитала стихи Славы, некогда потрясшие меня. Он слушал меня внимательно. Когда я говорила ему, что свою половинку я ещё не встретила, у меня заболел сердечный центр - анахата. "Вы ничего плохого не подумали?", спросила я его. Он сказал: "Нет. Может быть Вы подумали?"
Ещё я говорила, что надо как можно лучше относиться к своим жёнам и мужьям, с которыми нам приходиться развязывать кармические узлы. Надо расставаться с ними в любви. Володя, смеясь, сказал: "А у меня и так и эдак было."
У него есть фотография его молодого, 26-летнего, у него презрительный взгляд, лицо очень юное. Володя изменился к лучшему, его лицо подобрело, потеплело. Мне, однако, сегодня показалось, что ему надо многое в себе менять. "Я и так работаю над собой. У меня очень много дел.", - сказал Володя. Этого мало. Надо менять свою душу.
Володя напоил меня чаем, накормил гречневой кашей. Помог мне справиться с пальто.
Он проводил меня. «Идите, не ждите мой троллейбус», - сказала я. «Можно? Я замёрз». «Нужно. Вы должны немедленно покинуть меня». Володя смеётся. «Давайте я у Вас дома сыграю», - говорит Володя.
Велико его обаяние. Часто я думаю о нём – солнечный мальчик. Очаровательны его лёгкость, изящество, живость, ум. Я тяжеловесна и туповата.
Володч рассказал мне, что когда он играл этюды Скрябина, то во сне ему приснилась звезда какая-то, и у него было чувство блаженства. «Меня утешает мысль о том, что рядом с нами есть иные цивилизации», - заметил Володя, когда мы говорили об НЛО.
«Когда идёт концерт – на меня сходит что-то большое», - говорит он.
Володя говорил в доме у Наташи М. о Христе: Господь. Он говорил хорошо, как человек верящий в Христа.
Мне было бы достаточно для счастья, если бы я на расстоянии испытывала бы любовь к Володе, что и бывает часто. В этой любви происходит тайна единства душ в невидимом мире. Когда мы видимся – мешает физический мир почувствовать души друг друга.
Без любви я не живу, я отхожу от мира. Но есть прорывы света в душе.
Проблемы у меня с Тасей. Приедет Володя и что я ему скажу? Едва ли его интересует психология людей. Он цельная личность. Я же хаотична, разбросана и мелка по сравнению с ним. Мои стихи не могут состязаться с космогонией Баха.
18/III Обращение такого человека, как Володя, к Богу – вещь значительная. Володя связан со многими людьми. Его игра могла бы стать проповедью.
21/III Говорили с Ирой о Володе. «Не у всех такая потребность любить... Ты гениальная женщина», - говорит Ира Петербургская, она приехала ко мне из Киева. Смотрела мои рисунки: «Не то, чтобы они выполнены мастерски, но в них есть что-то нездешнее, что-то не от мира сего». Прощаясь, Ира целует меня: «Ты необыкновенная женщина». Я: «А Володя меня не ценит». Ира: «Им нужно что-то другое».
22/III Я из породы тех людей, которые по словам Лермонтова в краткий час многое переживают. Мне надо совершить в моём сознании перестройку – не рассчитывать на помощь и внимание со стороны Володи, служить ему бескорыстно. Поток моей влюблённости надо остановить и направить в другое русло.
28/III Что мы любим в человеке? То, что лежит в сфере невидимого и непостижимого, в некой божественной природе, невыразимой словами.
Встреча с Володей – это значительное событие для меня. Трепеща, я ехала к нему по делам.
Подойдя к его двери, я услышала, как он играет. Дождавшись паузы, позвонила. «Вы во время позвонили». Я: «Я не могу нарушать святость музыки».
В. приготовил чай. Я взяла бумагу и написала: «Можете ли Вы взять меня в свои ученики?» Володя спросил: "Зачем Вам это надо?" «Я мечтаю развиваться, как музыкант. Это поможет моим ученикам». Он, скрипя, согласился.
Володя стал играть мне Анданте Бетховена, посадил меня в угол. Я прочла ему разговор между Иоганнесом Брамсом и Йозефом Г. «Это меня интересует», - сказал Володя. Он показал мне хорошую статью о себе в местной консерваторской газете. «Один экземпляр я дам Свиридову, чтобы он лучше ко мне относился». «Как можно Вас не любить?», - спросила я.
В отношении наших занятий Володя сказал, что я сама должна предлагать то, что я хочу играть. Он очень холоден. Что ж – спустя какое-то время я увижу в нём ещё кое-что.
29/III Зачем стремиться к тем, кто тебя не замечает? Володя сказал мне, что у него плохо с нервами, творческий спад, он переутомился, у него нет воли играть.
30/III Света Д. сказала обо мне и Володе: «Вы должны быть для него богиней».
31/III Мы с Володей пришли в Консерваторию на концерт из произведений Георгия Васильевича Свиридова. Володя купил нам билеты. Свиридов человек плотный, с красным лицом, седой головой, похож на американца. Володя разглядывал увлечённо людей в партере. Ничто не взволновало меня в хорах Свиридова.
Свиридов поднялся на сцену после концерта. «Почему у него тёмные очки?», - спросила я Володю. «Дома поговорим, а сейчас не надо», - ответил он. Позже, спросив моё мнение о концерте Володя сказал мне, что в хорах Свиридова есть простота, что способствует медитации.
Володю занимал этот вечер. Выкатили инструмент на сцену. «Вот это да! Это челеста», - воскликнул он.
«Я ищу божественную гармонию и не нахожу», - сказала я Володе. «Мне больно смотреть на людей», - сказала я Володе. «Вам в монастырь надо», - среагировал он. «В другой век», - сказала я.
До концерта я медленно шла по улице на встречу с Володей. Старые дома смягчали гнёт моей безрадостной жизни. «Сколько людей, и среди них ни одного моего человека», - подумала я.
Во мне сегодня что-то сказочное. Кто бы помог моей любви? Грин, Андерсен, где Вы? Помогите влюбленному человеку! После концерта у меня было хорошо на душе, тепло, тишина.
Я рисовала Володю Бунина. Я считаю, что этот рисунок наиболее удачен в смысле похожести на оригинал.
Свидетельство о публикации №210111101100
Галя Елохина 08.08.2013 09:55 Заявить о нарушении
Галина Ларская 08.08.2013 16:49 Заявить о нарушении
Галя Елохина 08.08.2013 17:12 Заявить о нарушении
Мне часто кажется, что мы ходим какими-то кругами. По крайней мере, когда кем-то увлекаешься, уже знаешь, какие терзания тебя ожидают. Повторы неизбежны.
Галина Ларская 08.08.2013 18:11 Заявить о нарушении