Злонамеренность, или Местечковое баловство московс

ЗЛОНАМЕРЕННОСТЬ, ИЛИ МЕСТЕЧКОВОЕ БАЛОВСТВО МОСКОВСКИХ РЕЙДЕРОВ
(Раздумья над статьёй С.С.Лесневского и В.П.Енишерлова «Трава забвения в Боблове» в «Литературной газете» за 30 января 2008 года)

Первым словом очень хочется сказать, чтобы главный редактор «Литературной газеты» Юрий Михайлович Поляков, в конце концов,  знал: в статьях-доносах, касающихся Музея-усадьбы Д.И.Менделеева «Боблово» авторы газеты – В.П. Енишерлов - Борис Егоров, С.С. Лесневский, когда пишут, то обязательно и бессовестно лгут.

Складывается впечатление, что уже в течение нескольких  лет эти маститые авторы ночей не спят, чтобы досадить и напакостить клинским краеведам.

Если проследить все статьи этих авторов, где упоминалось Боблово, то приходится констатировать, что они, выставляя свои личности в качестве  столпов  покровительствующего благомыслия,   в силу своей некомпетентности, ничем   не помогли созданию и развитию музея в Боблове, а только вставляли палки в колёса и разрушали те  нелегко   находимые и подготовленные основы, которые энтузиастам культуры и краеведения Клина удавались с большим  трудом.
 
Тем не менее Музей Д.И.Менделеева в Боблове был создан и работает по полной программе.

Вы только посмотрите, как   московские  лукавцы отражают деятельность клинских краеведов:

 «Сейчас на месте усадьбы гения русской науки сохранились лишь следы от фундамента да заросший парк. О Менделееве напоминает здесь крохотный, почти самодеятельный музейчик, который, смеем надеяться, в ближайшем будущем обретёт достойный статус. Уже ясно, что Боблово будет восстановлено и нынешняя выставка фотографий, безусловно, поможет этой многотрудной работе».

В этой  лукавой записи автор проговаривается, что ему  известно, как выполняется насильственно навязываемая  литературной общественности идея о противоестественном присоединении историко-естественно-научного музея Д.И.Менделеева в   Боблове к …литературному музею двухгодичного зятя учёного – А.А.Блока в Шахматове.

Когда я  читал статью «Трава забвения в Боблове», которая из-за наглого тона  авторов до сих пор сидит в голове, то поражался: как мог С.С.Лесневский, который хорошо знает, в каких трудных условиях создавался  музей в Шахматове, так пренебрежительно и с таким неуважением говорить о сложном пути создания музея в Боблове?

Разве ему непонятно, что если всей стране и народу дороги имена Д.И. Менделеева и А.А.Блока, то прежде всего должно вступать в силу действие не муниципальных, а федеральных органов и средств? Так и все претензии к ним!

Ему ли неизвестно о муниципальных, не только  финансовых, трудностях провинциальных музеев?

Ему ли рассказывать, что и как встаёт на пути благих помыслов местных энтузиастов культуры   и краеведения?

Не стыдно ли ему?

Выходит, что прекрасно знает и всё-таки ведёт свою подрывную деятельность, а значит лукавит и лжёт?

Я помню очерковую повесть великого русского писателя Владимира Алексеевича Солоухина ( с которым мне приходилось говорить о судьбах Боблова и Шахматова) «Время собирать камни», где он подробно рассказывал о всех перипетиях создания музея в Шахматове и организации  Блоковских праздников и где отдавалась должная дань деятельности С.С. Лесневского.

Только вот о Боблове  были приведены ошибочные рассуждения. И я теперь понимаю, отчего: он бывал в Боблове редко и внезапным наездом, а его тогда в Боблове сопровождала некомпетентность в  образе того же самого Станислава Стефановича.

Тем  не менее Владимир Алексеевич  Солоухин выполнил свою роль писателя и в основном верно очертил  и проблемы, и существовавший в его дни порядок вещей.
 
 Но вот кто же дал право С.С. Лесневскому  так клеветать  на клинских краеведов, да ещё по-барски выговаривать Клинской администрации, как ей себя ввести  и как поступать, чтобы угодить московским  дилетантам?

Для меня, за несколько десятилетий положившего много сил для развития клинского краеведения,  оно самое, это наше краеведение представляется  чистым и светлым  домом – русской избой, из окон которого смотрели на Клинскую Швейцарию - и Дмитрий Иванович Менделеев, и Пётр Ильич Чайковский, и Александр Александрович Блок, и Аркадий Петрович Гайдар, и многие другие светочи русской культуры, литературы, музыки, воинской славы.

Мне довелось впервые побывать в Шахматове  ещё тогда, когда Станислав Лесневский ещё не помышлял о Блоке и, высунув язык,  с похвальным усердием  чистил туфли в квартире  поэта Николая Асеева,  а круглолицый увалень Вова Енишерлов решал задачки  по арифметике и дёргал за косички сидящую впереди него четырёхклассницу.

С той поры во мне жила мечта о том, как будет возрождаться шахматовская усадьба, как в этой безлюдной тишине снова появится бекетовский дом. Всегда не уставал всем рассказывать об этом прекрасном  местечке и по возможности каждому желающему показывал к нему пути.

Но  никогда не думал, что  Шахматово с подачи московских лукавцев станет местом и предметом интриг,  спекуляций,сплетен, неуважительного отношения к трудам краеведов в других местах России.

То, что позволяют себе Лесневский и Енишерлов в отношении клинских краеведов, кичась своими заслугами,  – за пределами порядочности и писательской чести. И об этом, наконец,  должны знать российские литераторы.

Посмотрите, что пишут эти люди: не могу не привести здесь много раз повторенные, кочующие у них из статьи в статью  строки-клише, которыми, прямо-таки во всех смертных грехах, обвиняли  всю клинскую администрацию и всё клинское краеведение - за то,  что  позволили  асфальтировать  вязовую  аллею  в Боблове. Вот эти хамские упрёки.

Енишерлов таким доносом  отметил 20-летие своего журнала «Наше наследие»:
 «Необходимо - и это единственный путь спасения Боблова - объединить усадьбы Менделеева и Блока в единый Государственный музей-заповедник, чтобы опытные сотрудники Шахматова занялись научным, последовательным возрождением менделеевских мест. Существующее музейное здание в Боблове должно круглосуточно охраняться милицией, и тогда в нем можно будет создать настоящую, достойную русского гения экспозицию, а не то самодеятельное рукоделие, которое встречает сейчас приезжающих к Менделееву в Подмосковье.
     Если это произойдет, то из блоковского Шахматова, посетив восстанавливаемую сейчас церковь Михаила Архангела в Тараканове, где венчался А.А.Блок с Л.Д.Менделеевой, мимо парка в усадьбе Дубровки по асфальтовой дороге, которая, я надеюсь, вскоре будет, наконец, достроена, туристы смогут приехать в Боблово. Это будет единый историко-культурный комплекс, такой как, пушкинские Михайловское, Тригорское и Петровское. Несомненно, и Блок, и Менделеев достойны нашей памяти. А пока я бы искренне посоветовал руководителю администрации города Клина и Клинского района всерьез, а не для отписок в инстанции, заняться Бобловым. Оно взято на контроль общественности и СМИ. И в "Нашем наследии", на телевидении и радио мы будем постоянно привлекать внимание к проблеме Боблова. Именно там мы буквально заставили в свое время власти восстановить блоковское Шахматово. Так что Клинское руководство в покое не оставим, и надеемся, что правительство Московской области, наконец, применит власть и создаст здесь объединенный музей-заповедник Д.И.Менделеева и А.А.Блока, чем решит большую часть проблем усадьбы творца Периодической системы (выделяю наиболее одиозные перлы московского барина).

Подумайте только  – "единственный путь спасения",«я бы искренне советовал»,«мы заставили», «в покое не оставим»!

Кстати, надо бы писать «Бобловом». Это же не фамилия.

Говорят, это Дмитрий Сергеевич Лихачёв высказал никого ни к чему не обязывающую идею о том, что надо бы  создать национальный парк имён Менделеева, Чайковского и Блока.

Идея эта не слишком реальная, она останется мечтой мечтателя.

Ну что ж, Дмитрий Сергеевич мог и по-своему помечтать, никому это не возбраняется.

Так почему же начинать с Менделеева и с Боблова? Давайте уж сразу с Дома-музея П.И.Чайковского в Клину! Уж не мелочитесь!

А вот уже хамство дуэтом:
“У кого, например, хватило ума и наглости, вместо того, чтобы привлечь специалистов-дендрологов и начать лечить помнящие учёного вековые мемориальные патриархи-вязы въездной усадебной аллеи, попросту закатать эту самую аллею в асфальт? Можно ли в дурном сне представить, чтобы асфальтом покрыли аллею Анны Керн в Михайловском или, наконец, берёзовую аллею в Ясной Поляне?”

Прямо скажу, я не любитель клинских властей, как уже не раз писал и говорил, из-за заложнических настроений в связи со строительством дороги ЦКАД.
 Но сейчас должен выразить глубокую  благодарность главе  администрации  Александру Николаевичу  Постриганю, хочу пожать руку каждому из депутатов Совета, а также исполнителям – работникам  автодорожного строительства города Высоковска, которые  для Боблова, можно сказать, проложили «окно в Европу». Это они в короткие сроки асфальтировали  Боблово и подъезд к нему.

Так в 2008-2009 годах осуществилась вековая  мечта бобловского  и клинского человечества.

Вы бы знали, тёплые и благополучные рыцари городского асфальта господа Лесневский и Енишерлов, каково сельским жителям  было добираться  до районного города!

До ближайшей больницы  и аптеки!
А ведь это на сей момент  единственная дорога в Боблово!

Вы бы знали, московские баре,  как было тяжело, когда даже нельзя было вызвать при крайней нужде скорую помощь!

Уже этим самым наличие в Боблове небольшого, но любимого российскими туристами и краеведами Музея Д.И. Менделеева  сокращало и сокращает многие  нужды и заботы местных жителей, благодарных Музею!

Кстати, такой серьёзной социальной задачи никогда не стояло перед музеем в Шахматове!

Дилетанты от музееведения не видели и не знали, какие самосвалы и трайлеры с железобетонными  блоками проезжали  по вязовой аллее,  раздвигая  в обе стороны корни  столетних красавцев  - вязов.

Никакая аллея Керн не могла бы сравниться с такой оглушительной нагрузкой, как  на аллею вязов князя Дадиани!

А сейчас  прекрасный асфальт (которого московские баре не  видят у себя даже под окнами на Большой Переяславской) надёжным щитом прикрывает  корневую систему уникальных старинных вязов. Проезд автомобилей почти не вызывает вибраций, вредящих деревьям.

И не вам, наглые (пользуюсь их же терминологией) господа дилетанты, любители древесных насаждений, рекомендовать  клинским краеведам  способы лечения  старинных вязов, это без вас сделали и делают  специалисты!

Некомпетентность и злонамеренность, не говоря уж о легкомыслии и поверхности  – вот что можно сказать по поводу этой статьи.

И добавлю:  авторы,    тужа об асфальте на вязовой аллее, двоят и двурушничают – не кто иной, как они же сами усиленно  рекламируют  асфальтовую дорогу как средство для противоестественного соединения  музеев!

Неужели этими фальшивыми статьями и постыдными похвалами московские баловники так смогли убаюкать и усыпить бдительность министра культуры Московской области Галины Константиновны Ратниковой, что она поддаётся на эту провокацию о соединении несоединимого? Неужели она прислушивается к этим доносам?
Да, то и дело читаешь в статьях авторов грубую лесть Галине Константиновне, о том, как она хорошо охватывает своей работой многие объекты культуры Московской области. Спрашивается, а как иначе? Чем ещё должен заниматься министр культуры в своей отрасли?

Только вот мне странно, что Галина Константиновна никак не реагирует на  такие провокационные  статьи-доносы как «Трава забвения в Боблове».

 Мало того, она позволяет своим подчинённым печатать в подмосковной газете такие нонсенсы: «Музей в Боблове исчерпал себя».
Это уже после того, как музей в Боблове заслужил Грант  Президента РФ!

А ведь, между прочим,  клинские   краеведы искренне горевали и сочувствовали  и ни разу не сказали такой позорной фразы, когда 10 ноября 1991 года   в Тараканове в День советской милиции ярким пламенем  сгорел Музей-выставка А.А.Блока  и в нём погибли ценнейшие  артефакты?

Хотя кое-кто и пытался приуменьшить значение пожара и убедить всех,  что  музей потерпел  не стоящие внимания потери.

Тогда что же показывали в этом «музейчике» (терминология  московских рейдеров)?

И помнит ли господин Лесневский, каким он был, этот «музейчик» в несчастной Таракановской школе, в который он то и дело забегал попить чайку? Неужели он "круглые сутки охранялся милицией"?

8 февраля 2001 года в Библиотеке имени А. Блока в Петербурге произошла тяжелая авария. Прорвало магистральную трубу центрального отопления, в результате пострадало до трети всего музыкального фонда библиотеки – 17 тысяч раритетных пластинок, несколько тысяч уникальных книг и альбомов.

Да,  клинские краеведы с искренним сочувствием  и горечью переживали это жуткое несчастье шахматовцев, так же, впрочем,  как  и гибель и порчу экспонатов в Петербурге, при несчастье  в тамошней Библиотеке  А.А.Блока.

 Только горечь и сочувствие! 

И на этом фоне  до чего же  отвратительна  такая неблагодарность и злорадство московских баронов!

Между тем, я вынужден,  мне приходится сказать, что мы  с Г.К. Ратниковой не так давно находились  в очень краткой переписке, которая оборвалась не по моей вине.

Я пробовал убедить Галину Константиновну, что она должна была в своё время и даже сейчас категорически потребовать от авторов проекта ЦКАД (Центральной кольцевой автомобильной платной дороги)  проведения строгой социально-культурной экспертизы по всему маршруту ЦКАД.

Она не захотела отвечать.

 Она обрекла на верную гибель многие объекты истории и культуры, не говоря уж об археологических памятниках.

 С помощью дороги ЦКАД в течение времени с 2011 года по 2025 год будут уничтожены сотни объектов истории и культуры в 18 районах Московской области!

Кстати, впрочем, и Музей-усадьба  Д.И.Менделеева в Боблове и угодья Дмитрия Ивановича Менделеева в живописной долине между деревнями Чумичёво и Бутырки!..

Мне хочется убедить  Галину Константиновну,  что в Шахматове и без Боблова дел – непочатый край.
 Печально, если она этого не видит.

 Позвольте мне, как специалисту  по Клинскому  краю, высказать свои раздумья.

Ведь не только на администрацию Солнечногорского района,  с его жалким  муниципальным финансированием, но и  на министерство культуры Московской области ложится позор с маленькой церковью Архангела Михаила, которую реставрируют … сорок лет!

Ведь до сих пор не освещена и не закреплена как следует память о деде поэта – ректоре Петербургского университета Андрее Николаевиче Бекетове, которая здесь  должна быть целевым  способом отражена в специальном созданном  здании - ботаническом музее.

 Должны  быть поставлены все памятные знаки, связанные в окрестностях с памятью А.А.Блока и других лиц истории.

Требуется восстановление Таракановской мельницы!

Необходимо  принять от Дмитровского района  территорию  Никольского погоста  на Лутосне и начать восстановление Никольской церкви – главного приходского храма  Бекетовых и Блоков.

Да мало ли ещё   смежных проблем! Я их насчитал около десяти.

Ведь у Шахматова есть интересы и в усадьбе Дедово Истринского  района и в усадьбе Трубицыно Пушкинского района!

Разве не дело Минкультуры МО   передать эти объекты в ведение Шахматова,  присоединить их административно, взять шефство и над этими блоковскими местами ?

Какой ещё  нужен вам в Шахматове Менделеев, когда вы со своими проблемами по Шахматову и Блоку не справляетесь!

Поэтому, вспоминая лживую статью С.Лесневского и В.Енишерлова «Трава забвения в Боблове», я удивляюсь,  как бессовестно своими неосведомлённостью, некомпетентностью, непорядочностью  и злонамеренностью они  густо подставили и время от времени продолжают подставлять главного редактора «Литературной газеты» Ю.М.Полякова.

Не могу отделаться от ощущения, что на крыльцо светлого и чистого дома Клинского краеведения ночью, трусливо озираясь по сторонам, забежала пара каких-то серых существ и, напачкав, тотчас убежала прочь, завидев и услышав, что хозяева в доме зажигают свет.


Рецензии