Лексикон нового искусства

Александр Медведев
 Рашид Доминов
 
ЛЕКСИКОН НОВОГО ИСКУССТВА

Лексикон нового искусства
 
Если известное слово, искусным с другим сочетаньем,
Сделаешь новым – прекрасно!
Квинт Гораций Флакк.
Когда любовью я дышу, то я внимателен
Ей только нужно мне подсказать слова
И я пишу…
Данте Алигъери
 

А

Академия Художеств – высший клан художников, герметическое общество, сохраняющее тайну изображения красоты (см. Красота). Художник, вступивший одной ногой в ряды членов Академии, называется членом-корреспондентом, двумя – действительным членом. Президент Российской Академии Художеств – Церетели Зураб Константинович.
Академизм – консервативно-догматическое официальное течение в искусстве.
Авангардизм – антипод академизма, ищет новый язык искусства. Как правило, авангардизм приходит не к новому слову, а к злоупотреблению красочными междометиями и экзотике примитива. Примитивная культура небезопасна для цивилизованного человека, съеденный аборигенами Австралии капитан Кук, тому подтверждение. Поэтому мэтры авангардизма в целях самосохранения нередко оказываются в рядах членов Академии, а находящиеся в сфере культурной безопасности академики, наоборот, балуются, создавая нечто в духе авангарда.
Анахронизм – в настоящее время отождествляется с академизмом и авангардизмом.
Акция – действие вызывающего характера с нанесением морального или материального ущерба объектам национального достояния, осуществленное современным художником (см. Художник современный); от хулиганства отличается тем, что происходит на территории искусства: в галереях и  музеях.

Б

Бойс Йозеф (1921–1986) – летчик Люфтваффе, сбитый во время второй мировой войны в Крыму. Деревенские знахари спасли его, растирая жиром и согревая войлоком, сделав из пилота-нациста художника-пацифиста, будущего гуру современного искусства. Они внушили ему, что лучшие изобразительные материалы – войлок и животный жир. Оставаясь до конца дней под влиянием крымских чародеев, художник подарил миру многочисленные жиро-войлочные инсталляции и основал экологическую партию. 

Бродский Иосиф (1940–1996)  – поэт, Нобелевский лауреат, почитатель классического искусства. Предвидя фантастические проекты архитектурной перелицовки Санкт-Петербурга, отказался возвратиться в родной город из эмиграции, более того, не сдержал своего слова и не пришел умирать на Васильевский остров, предпочтя Северной Венеции – Венецию как таковую. Традиционализм Бродского, его верность трем измерениям, перспективе и гармонии ярко проявлялся в его стихах, в которых он выказывал озабоченность безоглядным новаторством.
У Корбюзье то общее с Люфтваффе,
что оба потрудились от души
над переменой облика Европы.
Что позабудут в ярости циклопы,
то трезво довершат карандаши.

Баухауз – легендарное учебное заведение, основанное в 1919 г. в Германии Вальтером Гропиусом (1883–1969), в нем преподавали: В. Кандинский (см. Кандинский Василий), П. Клее, М. Надь и другие деятели искусства. По словам американского абстракциониста Клиффорда Стилла (1904–1980), «Баухаус завел раннюю абстракцию в холодный однообразный Бухенвальд».

Бульдозерная выставка – известнейшая акция (см. Акция) неофициального искусства в СССР, выставка картин московских художников 15.09.1974 г. в лесопарке Беляево, подавленная милицией, поливальными машинами и бульдозерами.
К тридцатилетию события (15.09.2004) на радио «Свобода» делились воспоминаниями участники выставки. Татьяна Левицкая: «Почему-то нас восприняли с такой злобой, бульдозерами, поливочными машинами сметали нас с лица земли. Хотели просто зарыть. Хватали художников, увозили в участок, где заявляли: стрелять вас надо, только патронов жалко».
Оскар Рабин (один из организаторов акции, уже 24 года живет в Париже): «Я думаю, что ничего грустного там не было, довольно веселый хэппенинг был».
Коварство властей оказалось невообразимо чудовищным: в ход были пущены секретные разработки КГБ, разрушающие светочувствительный слой фотопленки, в результате никому из присутствующих, включая иностранных журналистов, не удалось зафиксировать ни одного факта применения бульдозеров против отважных художников. 

В

Вера (богоискательство) – главная тема произведений членов Российской Академии художеств, сменившая воспевания героев Революции, Войны, Строителей социализма и коммунизма. Мастерство, композиционные находки, колорит, доведенный до совершенства академиками при создании доперестроечных полотен, узнается и сегодня в их религиозных шедеврах. Это еще одно подтверждение незыблемости академизма вообще и несгибаемости подлинно творческой личности в частности.

Восприятие – способность зрителя, исходя из собственного душевного расположения, откликнуться на произведение художника. Ги де Мопассан писал: «В сущности, публика состоит из множества групп, которые кричат нам:
– Утешьте меня. – Позабавьте меня. – Растрогайте меня. – Дайте мне помечтать. – Рассмешите меня. – Заставьте меня содрогнуться. – Заставьте меня плакать. – Заставьте меня размышлять. И только немногие избранные умы просят художника:
– Создайте нам что-нибудь прекрасное в той форме, которая всего более присуща вашему темпераменту» (Мопассан. 1958. Т. 8. С. 7–8).
 
Г

Грант – унизительная форма вспомоществования современным российским художникам, исходящая из-за рубежа, поддерживающая ростки демократичного, свободного искусства. Сумма вознаграждения прямо пропорциональна усердию художника в очернении обычаев и традиций собственного отечества. 

Галереи современного искусства – элитарные научно-коммерческие сообщества с ограниченной ответственностью, занимающиеся у себя в офисах дорогостоящими поисками новых источников энергии изображения. Сотрудники галерей по статусу приравнены к менеджерам высшего звена уровня РАО ЕС России. Кураторы и художники, не обладающие креативным мышлением, работающие на удовлетворения невзыскательного потребителя, реализуются в сфере малого бизнеса, называемого постыдным словом «салон».   

Граффити – искусство наступившего будущего, им яростно занимаются городские подростки, лишенные возможности получать элементарные навыки рисования. Его распространение предвидел еще в начале ХХ века В. Маяковский:
Улицы –
Наши кисти.
Площади – наши палитры!
Граффити устраняет преграду между миром искусства и миром как таковым. Граффити имеет большой, но пока не раскрытый потенциал. Возможно, при его всемирной популярности исполнительское мастерство энтузиастов граффити будет прогрессировать и через несколько столетий достигнет уровня росписей пещеры Тешик-Таш.

Д

Дюшан Марсель – создал образ ничего не производящего художника, занимающегося переносом серийной вещи (рэди-мэйд) в область искусства ради глумления над эстетическими усилиями творцов. Самое популярное произведение мастера – писсуар, купленный им в отделе сантехники. 

Дефекация – медицинский термин, обозначающий опорожнение кишечника, ворвавшийся в сферу изобразительного искусства. Акт дефекации демонстрируется публично, преимущественно в музейно-выставочной среде как одно из новейших проявлений пластического языка. Одним из авторов-исполнителей этого священнодейства зарегистрирован Александр Бреннер.

Дизайн – вид искусства, доступный современному человеку. Дизайн получил широкое распространение в России, благодаря повсеместной компьютеризации. Сегодня дизайнером считается всякий, умеющий давить на «батоны» – кнопки на клавиатуре (от англ. – button – кнопка). Самый востребованный вид деятельности дизайнера евроремонт, видимость ремонта, на которую тратится колоссальные средства, уходящие в том числе и на гонорар автору. В России XVIII века объекты, выполненные в стиле и технике евроремонта называли «потемкинские деревни».

Ё

Ё – буква, в последнее время визуально выбывшая из русского правописания. Министр культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколов предлагает вернуть «Ё» в печатные тексты. Авторы Лексикона присоединяются к этой идее, ибо уверены, что без «Ё» многие пожелания и определения в разговорах граждан теряют свою силу. 

Ж

Живопись – вид искусства, превращающий претворяющий краску в цвет, который воздействует на зрителя, вызывая в нем те или иные эмоции и мысли. Под это устаревшее определение далеко не всегда попадают произведения, выполненные наиболее распространенным способом – масляными красками на холсте. Показатель непопадания имеет тенденцию катастрофического роста, как у творцов, так и у потребителей.

З

Зритель – объект насмешек и стимулятор комплекса исключительности современного художника.

И

Ирония – стержень актуального искусства, направленный на создание шутки ради шутки. Служит оправдательным мотивом небрежности, непрофессионализму, невежеству.
Инсталляция – объемно-пространственная композиция или сооружение с надуманным сюжетом и подтекстом, предварительно гордо и многозначительно прокомментированным автором. Творцом инсталляции может стать каждый.

История современного искусства – «История искусства как дидактическая дисциплина, типа геологии, невозможна. – Говорит современный искусствовед И.Д. Чечот. – А возможна она как феноменология или герменевтика. И в Рембрандте главное, с этой точки зрения, не гуманизм, не светотень, а важно что-то совсем другое. И в Рубенсе тоже важно что-то совсем другое. Но некоторые доходили до «последнего вывода»: они говорили, что важное и в Рубенсе и в Рембрандте – это абсолютно одно и то же, что они ничем друг от друга не отличаются»*.
              *Материалы круглого стола на тему «Как преподавать историю искусства 1940–90 гг.» в кн.: Рассказы о художниках. История искусства ХХ века. Академический проект. СПб, 1999. 

К

Кандинский Василий Васильевич (1866–1944) – родоначальник абстракционизма. О духовном в искусстве начал задумываться в 1910 г., сразу после смерти графа Л.Н. Толстого.  Первый в ХХ в. синтезировал и визуально зафиксировал галлюцинаторный образ. Работал над созданием единого аудио-визуального кода галлюцинаций –«видимое – слышать, слышимое – видеть».

Красота – эвфемизм, скрывающий опасные проявления тоталитаризма в искусстве, главнейший из которых требование знания и соблюдения канонов пропорций, техники и технологии изобразительного искусства. Красота отдает предпочтение целому, ограничивая современного художника в интересе к неуклюжему, безобразному, расчлененному, бесцельному. Сегодня красота это легко преодолимое препятствие к быстрому получению известности и денег.

Критик – человек, призванный аккумулировать творческий процесс, предвидеть и намечать пути его развития. В реальности критиков такого рода почти не существует. Одни яростно восхваляют сильных, получая за это вознаграждение, другие (независимые) пишут по заказу, насыщая свои труды штампами и шокируя профессионалов непониманием предмета. Третья категория – Ученые, защищающие кандидатские и докторские диссертации на хрестоматийные темы, пишущие обширные труды и не ведающие о том, что делается в практике творческой жизни. 

Л

Легенда – необходимый компонент популярности художника в среде обывателей. Репрессии властей по отношению к творцам в последствие приносят неплохие дивиденды пострадавшим. Многие «великие» художники не могли бы называться таковыми, если бы их не постигло в молодости подобное несчастье/счастье. Возможно, им бы и в голову не пришло стать художниками как таковыми. (См. «Бульдозерная выставка»).
Легенды возможны и не политические, Ван Гог, например, известен миллионам, как человек, отрезавший себе ухо. В конце концов, как это нередко бывает, легенда может быть просто выдуманной.

М

Модернизм (XIX–XX вв.) – художественная идеология и эстетика, основанная на  «современных» ценностях – свободе и индивидуальности, требующая от художника постоянного новаторства. Модернизм, трактуя понятие Хайдеггера dasein (присутствие), как жизненную позицию «здесь и сейчас» в ее крайнем выражении – «здесь и сейчас бери от жизни все»,  претендовал на роль нео-религии с правом искусства на форму самовыражения человека. В модернизме место традиции заняла мода, искусство стало рассматриваться в категории времени, но не места, т.е., приобрело статус интернационального.

Малевич Казимир Северинович (1878–1935)  – художник, прошедший все этапы развития искусства конца XIX–начала ХХ веков. Искусство Малевича, подобно лабрису, двустороннему топору, служит мощным разрушительным орудием в борьбе со всякой культурой: в начале ХХ в.  – с буржуазной, ради социалистической, в конце ХХ в. – с социалистической, ради буржуазной.

Н

Новый – слово необходимое для манифестации любой самой тривиальной и затасканной теории выдаваемой за панацею для спасения искусства в сложившемся бедственном положении.

Новое искусство – искусство, понимаемое как товар и связанное с этим его ежедневное обновление, предполагающее одновременную утилизацию вчерашнего.
Натурализм – добросовестное нехудожественное воспроизведение природы (см. дефекация).

Ностальгия –  необъяснимое, но очень сильное чувство, зовущее человека в родные места. Благодаря этому обстоятельству, многие, уехавшие художники, утомившись от невостребованности в черством зарубежном окружении, возвращаются назад, тем самым сильно подняв свой творческий статус. Перед ними распахиваются двери музеев и галерей. Их некогда беспомощные работы предстают на родине в виде глубоких, прогрессивных творений зарубежного искусства, призванных стимулировать творческие усилия местных коллег.

О

Оригинальность – под оригинальностью в современном искусстве понимается некая причуда, частная черта, характерная для данного художника, возведенная в правило. По Гегелю, никто не оригинальнее англичан: «у них каждый имеет свою причуду и называет себя в гордом сознании своей дурости оригинальным». В современном искусстве оригинальным слывет англичанин Дамиан Хёрст, выставляющий внутренности животных в банках с формалином, которые богатые ценители оригиналов покупают за сотни тысяч долларов.

П

Пошлость – вечный спутник искусства и самой жизни. Эрзац красоты, преподнесенный китчевым методом, находящий массовый спрос во все времена. Пошлость живуча и всесильна, как грибок. Сегодня она возводит прижизненные музеи и километровые очереди на экспозиции отдельных художников.

Поп-арт – самый массово усвояемый вид современного искусства, служащий мостом от модернизма к постмодернизму. Произведения поп-арта, в большинстве своем, это вырванные из контекста предметы быта, уравниваемые таким образом с авторскими произведениями.

Постмодернизм – термин ввел в обиход критик Лео Стейнберг в 1968 г. Постмодернизм стирает различия между объектом искусства и процессом его создания, в восприятии произведения он отводит значительную роль интерпретациям и интерпретациям интерпретаций. Философ Бодрийар утверждает, что суть постмодернизма – кокетство. Сила образа – это секрет, который в действительности лишен того, что могло бы быть раскрыто, – какого-либо смысла и содержания. Соблазн такого искусства – в намеках на якобы существующую здесь тайну. В отличие от модернизма, чье кредо – «здесь и сейчас», постмодернизм проповедует более неопределенную пространственно-временную позицию – «там и тогда». Постмодернизм как явление впервые заявил о себе в русских сказках («поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»).

Поллок Джексон (1912–1956) – американский художник (настоящее имя – Пол Джексон, газетное – Jack the Dripper, от техники разбрызгивания – дриппинг). Ярчайший представитель «живописи действия» (термин Харольда Розенберга) или абстрактного экспрессионизма, направления, с которого начинается доминирование «американизма» в изобразительном искусстве. «Открыла» Поллока миру Пеги Гуггенхайм, он привел ее в восторг, помочившись прилюдно на ее камин. В 1948 г. Писатель-интеллектуал Олдос Хаксли посчитал картину Поллока «обоями», профессор философии Йельского университета Грин – «неплохим дизайном для галстука». Но в 2007 г. каждый студент видит в Поллоке выдающегося художника современности, ибо знает, что его картина продана за $140 000 000, и это знание говорит о прогрессе вкуса и компетентности современного общества. Американские критики усмотрели в картинах Поллока, не имеющих ни верха, ни низа, американскую демократию, а в равных между собой цветных точках набрызга – символ расовой толерантности.

«Пидарасы» – участники выставки «Новая реальность», подготовленной группой московских художников по просьбе Отдела культуры ЦК КПСС и открытой 1 декабря 1962 г. в московском Манеже. Термин привился с легкой руки Н.С. Хрущева. Организация выставки художников неформальной стилистической ориентации служила целью показать Западу, что в СССР существует свобода выбора между соцреализмом и оппозиционными направлениями в искусстве.

Перформанс –  буквально – представление (от анг. – Performance). Шире – представление некоего самодеятельного исполнителя реабилитационной гимнастики или йоги о колоссальном впечатлении, которое он может произвести на зрителя. От зрителя Перформанса, в свою очередь, требуется особое сочувствие и снисхождение к исполнителю.

Р

Реализм – древнейшее направление в искусстве. В настоящее время ошибочно причисляется к фотографическо–фигуративному воспроизведению действительности. Ошибки можно избежать, вникнув в сущность реалистически изображенных предметов и фигур, например, в полотнах Вермеера или Веласкеса, тогда трудно будет не согласиться с замечанием Гегеля относительно реализма: «Предметы пленяют нас не потому, что они так естественны, а потому, что они так естественно сделаны».

Русский музей – крупнейшее в РФ государственное учреждение с глубокими традициями сохранения и пропаганды русского искусства. С целью не допущения застоя в чистых водах отечественной изобразительной культуры в настоящее время в музее создан Отдел новейших течений. Оснащенный зарубежными эстетическими очистными сооружениями, отдел осуществляет титаническую работу, по масштабам сравнимую с проектом поворота сибирских рек. Усилиями сотрудников отдела стремнина русского искусства напиталась водой общечеловеческого мейнстрима, богатого органическими соединениями, стойкой пеной и искрометными пузырями.

Радикализм  – конкретное проявления сверхчеловеческих чувств и переживаний. В творчестве художника служит протестом ханжеству современного общества. Интерес радикального художника питают мифы телесности и подсознания; он творит в формате пищеварительного тракта, мочеполовой системы и их продуктов.

С

Самовыражение – эмоциональное и интеллектуальное опорожнение, предназначенное для публичной демонстрации, с целью подтвердить принадлежность художника к современному искусству. Формы самовыражения – акция, перформанс, инсталляция (см. по алфавиту) и т.п.

Сюрреализм – изобретение ХХ века, подменившее пластический язык изобразительного искусства литературным. Часто берется на вооружение художниками со слабой профессиональной подготовкой. Круг почитателей сюрреализма неизмеримо шире, чем ценителей истинного искусства.

Т

Талант – трудно формулируемое понятие. Ранее это слово применялось в художественной среде, как определение, награждающее автора за возвышенные чувства, вызванные у зрителя при созерцании произведения. Этими чувствами могли быть:  восхищение мастерством и интеллектом творца, трактующего те или иные художественные явления. В настоящее время перед художниками стоит другая задача: эпатировать общественное сознание. Таким образом, задача разъяснения термина «талант» сегодня представляется еще более сложной. Справедливости ради стоит сказать, что и оценка «талантливо» применяется теперь гораздо реже, ее место заняли такие выражениям, как «классно, прикольно, круто»….

У

Уорхол Энди (1928–1987)  – художник, который заменил искусство-как- проявление-чуда на искусство-как-проявление-обыденности.

Ф

Филонов Павел Николаевич (1883–1941)  – художник, «очевидец незримого», автор крылатого выражения «я так вижу». Полностью афоризм звучит так: «Я так вижу, а вы все – козлы слепые!». Россияне вынуждены испытывать «восторг непонимания» при созерцании его  произведений. С иностранным зрителем этого не происходит, так как он не способен воспринять всю глубину аналитического метода, родоначальником которого был П. Филонов.

Х

Художник современный – распространенная творческая профессия, превосходящая по количеству писателей, композиторов и актеров в десятки раз. Многочисленность объясняется легкостью достижения результата, отсутствием критериев прекрасного и низкой требовательности художника к продукту своего труда. С. Х., как правило, мало читает, редко бывает в театрах и концертных залах. Отсутствие элементарных признаков культурной личности с лихвой компенсируется непомерным тщеславием.

Ч

Черный квадрат – самое загадочное произведение всех времен и народов, созданное К. Малевичем (см. Малевич).
Настоящий Лексикон утверждает, что «Черный квадрат» («Ч.к.») показывает Малевича как художника-диссидента. Совершенно очевидно, что «Ч.к.» есть не что иное, как ЧК – Чрезвычайная комиссия, художник придумал это название в духе времени, по аналогии с иносказательными именами для Советской власти – «Софья Власьевна».
Арестованный в 1927 г., Малевич находился в темной квадратной камере на Гороховой ул., д. 4. Об ужасах, испытанных в мрачной одиночке, он рассказал по освобождении Исааку Бродскому, у которого возникла ассоциация с забытой к тому времени картиной Пола Билхода (Paul Bilhaud). В 1882 г. в Париже открылась выставка «Искусство непоследовательных», самой выразительной работой оказался черный прямоугольник Билхода под названием «Negroes Fighting in a Cellar at Night» («Ночная драка негров в подвале»).
Спустя год после услышанной им от Бродского истории, Малевич написал свой «Ч.к.», и, как изощренный конспиратор, поставил дату, но не текущую 1928 г, а 1913, более того, дабы запутать чекистов, варианты «Ч.к.» он датировал и 1915 г.


Ш

Штамп – неистребимый спутник творческого процесса. Нивелирует индивидуальность, гасит творческий огонь. Часто и ошибочно принимается как признак профессионализма и хорошего вкуса. Штампами могут быть и высказывания на предмет искусства, например, фраза «…заставляет думать», часто произносимая многочисленными дилетантами при созерцании предметов искусства, перенасыщенных литературной символикой.

Ъ

«Ъ» – знак газеты «Комерсантъ», в которой публикуются высокооплачиваемые арт-критики в последней инстанции, чье мнение меняется с изменением гонорара.

Э

Эрмитаж – всемирно известный музей, коллекция которого собиралась в XVIII–XX вв., а в начале XXI века стала разбираться.

Я

Язык современных искусствоведов – это матрица мэйнстрима культурно-исторической коммуникации – алеаторного и симулятивного механизма, он культивирует сигнатуры новой мнимотехники. В перформансах Марии Абрамович фрактальный мониторинг означаемого и означающего в семантике он-лайнового мессиджа предстает подобно неотсортированному попурри из импульсивных мнемонических сигналов. Илья Кабаков, пейоративно трактуя современный институт трансляции информационных импринтингов, микширует фальсифицированность, идеологическую манипулятивность секвенции и фикций исторического опыта. У художников симуляционистских или постконцептуалистских стратегий, типа Джеффа Кунса, Дэмиана Хёрста (см. оригинальность) мнемонические подтасовки и махинации оказываются рычагами нового антропологического эксперимента.   
Короче, язык современных искусствоведов становится как бы доступным пониманию через описание контекста и его отношений. Его специфика определяется не внутрирамочной композицией синтопии про-из-ведения-самих-в себе-креативных-номад, их библейского исхода из дискурса метаискусства, а характеристиками их прикольных взаимодействий с контекстом фекального космоса.


Рецензии
Читатели есть! Главное, все правильно, интересно.
Как раз если бы было больше "сюра", иронии, то эта энциклопедия была бы не для всех. А так очень даже честно.
На каждый раздел можно рассказ написать!

Александр Белоус   14.07.2012 12:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.