Цыганская служанка

 

Однажды во дворе у цыгана Бориса появилась пожилая русская женщина.
Она носила цыганам воду, стирала их белье, мела двор и хату.
Готовить еду цыганки ей не доверяли. Звали ее Александрой.
Вся Собачевка дружно осудила женщину.
Мол, надо же так опуститься, чтобы к цыганам в служанки пойти.
Как-то Александра набирала для цыган воду.
К ней подошла Анна Васильевна и сказала с горечью: "Шура, вы меня извините, но все русские на Собачевке шокированы Вашим поступком. Что Вас вынудило пойти в прислуги к цыганам? Они сами попрошайничают, да воруют, и вы туда же!"

Александра злобно рассмеялась:"Вы знаете, что такое тюрьма?
Когда сидишь за чужие грехи и ничего не можешь доказать, хоть криком кричи.
А после тюрьмы?
Жить негде, одиночество, нищета, все косо смотрят, будто я у них что-то украла.
Сижу как-то на вокзале, думаю, как бы от этой жизни проклятой полегче избавиться, а тут цыганка идет, милостыню просит.
Подходит она ко мне и говорит: "Тебе сейчас плохо. Покой будет тогда, когда ты к нам пойдешь и работать на нас будешь."
Я согласилась, а что мне еще оставалось?
Вы здесь все грамотные, как я погляжу.
Вот Вы - возьмёте меня к себе? Я на Вас работать буду!...Нет?...Я  так и думала. И на работу меня нигде не берут. Замкнутый круг."

Анна Васильевна смутилась:"Простите, Шура, я Вас не имела права осуждать, да и другие тоже. Может быть, Вам что-нибудь надо? Не стесняйтесь, приходите, помогу, чем могу."
Александра ответила:"Мне ничего не надо.
Цыгане меня кормят, я на них работаю - и все дела.
Я у них немного душой оттаяла, они хотя бы  на меня косо не смотрят, и в шею меня никто не гонит, хочу, работаю, хочу, посижу, отдохну.
Только дети у них вредные, матерей - и то не слушают, не то, что меня."

С этого дня отношение к Александре изменилось.
Люди на Собачёвке, почти все, жили бедно, они поняли и приняли Александру такой, какая она есть.
Наталья - Крякуха, добрая душа, подружилась с Александрой.
Александра как-то сказала ей:"3наешь, Наташа, у нас, у русских, положение бабы незавидное, а у цыган еще хуже.
По их законам жена должна кормить мужа, детей, да еще и коней.
Я не знаю, как у богатых цыган, но у бедных все именно так."

Александре подарили козленка.
Она выхаживала козочку с большой любовью и заботой.
Козочка была ручной, она повсюду сопровождала свою хозяйку.
Цыганские собаки сначала кидались на козу, Александре приходилось воевать с ними. Потом они привыкли к козочке, как к своей. Козочка подросла, стала крупной и упитанной.
Однажды Александру отправили на базар за картошкой.
Коза осталась дома.
Когда Александра вернулась, козочка не встретила её у калитки.

Цыган Борис зарезал козу и устроил своим друзьям пир на весь мир.
Александра заплакала. Ей было так плохо, будто она потеряла кого-то родного. Борис обидел её насмерть.
Жена Бориса, Лилька, обняла её и начала утешать.
Лилька сказала, что перечить своему мужу цыганке нельзя, поэтому она не могла ничего сказать Борису, когда он решил зарезать козу.
Дальняя родственница Бориса, Роза, сказала Александре:"Не горюй, Шура, лучше выпей со мной за упокой козлиной души."
Александра растерялась: "Что ты говоришь? Это ведь коза, а не человек." 
-"Ну, тогда  не плачь!"
Андрей-Дурко,  видевший и слышавший всё констатировал:" А сыльный слабого кусае, та ще й бье...затым що сыла е!"
Александра хотела уйти от цыган, но так и не решилась.Здесь была хоть какая-то крыша над головой и хоть какая-то еда.


Рецензии