Как соль стала солёной

Как-то не принято справлять юбилеи святым… А почему? Юбилей — прекрасный повод для того, чтобы ещё раз вдуматься: что принёс тот или иной праведник в наш мир? Почему о таких говорится: «Вы — соль земли» (Мф. 5, 13)? Чему он нас учит? За что мы его любим? Чем он может помочь нам — людям XXIвека? Этой осенью мы отмечаем 1950 лет со дня преставления апостола Матфея. Известные петербургские богословы, преподаватели СПбДА, большие друзья нашей газеты, иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские) рассказывают нашим читателям о том, какое место занимает Евангелие от Матфея среди прочих книг Нового Завета.
— Так повелось, что первая в череде новозаветных книг, священных для христиан всего мира, считается написанной для выходцев из иудейской среды. Почему сложилось такое мнение? Во-первых, в Евангелии от Матфея чаще, чем в других Евангелиях, мы встречаем ссылки на мессианские пророчества Ветхого Завета. Читатель, хорошо знакомый с Писанием (а кто был с ним знаком лучше иудеев?), должен был сразу понять: все ветхозаветные пророки, говоря о грядущем Мессии, имели в виду именно Иисуса из Назарета. Впрочем, не надо забывать, что Ветхий Завет был в почтении у всей древней Христианской Церкви: все тогдашние христиане — из иудеев они вышли или из язычников — рассматривали Ветхий Завет как свою собственную святыню… Обратимся к свидетельству древних отцов и церковных писателей. Согласно св.Папию Иерапольскому, свт.Иринею Лионскому и многим другим, апостол Матфей первоначально проповедовал евреям и написал для них свое Евангелие на арамейском языке (на котором в ту эпоху говорили все евреи и Сам Господь), «собравшись же и к другим народам, вручил им своё Евангелие, написанное на родном языке. Отзываемый от них, он оставил им взамен себя своё Писание» (Евсевий Кесарийский. Церковная история. III, 24, 6). То же церковное предание сохранило сведения о том, что именно Евангелие от Матфея появилось первым по времени из четырёх — к концу 40-х — началу 50-х годов
I века.
Цитаты из Ветхого Завета, которые святой апостол приводит в своем Евангелии, в основном взяты из Септуагинты (греческий перевод Ветхого Завета), но использовались и цитаты из еврейского текста. У прочих евангелистов мы такого не встретим!.. Родословие Спасителя по плоти прослеживается от Авраама и составлено по образцу ветхозаветных родословий — по трём группам из четырнадцати родов. Многие еврейские обычаи и поговорки появляются в тексте Евангелия без специального разъяснения: читатель из иудеев их и так поймёт. Словом, истинно мнение византийского богослова и экзегета XI—XII века Евфимия Зигабена: «Уверовавшие из иудеев просили Матфея, чтобы он оставил им на письме евангельскую историю, которую прежде передал им устно… воспользовавшись обычным тогда еврейским языком; после оно было переведено и на греческий язык».
И всё-таки ошибкой было бы назвать это Евангелие Евангелием для евреев! В нём гораздо больше вселенского, чем узко-еврейского. Притчи, например, здесь встречаются чаще, чем в прочих Евангелиях. А ведь притчи призваны назидать всех, — весь христианский мир! Более того, именно у Матфея мы найдём притчу о злых виноградарях, где Спаситель предельно ярко говорит об отвержении большей части иудейского народа (Мф. 21, 33 и далее). Именно в Евангелии от Матфея полностью приведена Нагорная проповедь Господа, которая стала безценным достоянием всего христианства; да и заканчивается это Евангелие повелением Воскресшего Господа апостолам: «Идите научите все народы» (Мф. 28, 19). Отметим ещё только одну особенность — яркие и глубокие слова Спасителя о судьбах мира (всего мира!) и Церкви.
— Представим себе невозможное: Евангелие от Матфея никогда не было написано, и слова, сказанные в нём, не прозвучали ни в каком ином тексте. Чего бы в этом случае лишилось христианское богословие — и шире: чего бы лишился весь христианский мир?
— По слову Святых Отцов (свт.Иринея Лионского, прп.Силуана Афонского), если бы даже погибли все списки Нового Завета, то и тогда бы Церковь сохранила суть евангельского спасительного благовестия. Священное Предание Церкви – это святое сокровище, которое неподвластно ни времени, ни разрушительным силам мира сего. Эта живая река жизни в Духе Святом, потеряв которую многие протестантские ученые, так сказать, закопались в исследование буквы Писания. А ведь ещё апостол Павел нас предупреждает, что «буква убивает, а дух животворит» (2Кор. 3, 6).
Но если говорить о неповторимости текста Евангелия от Матфея, то только здесь мы находим ясное учение Спасителя о Церкви: «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16, 18).
Чуть ранее в этом стихе (Мф. 16, 18) основанием Церкви называется как будто святой апостол Пётр (на чём и строят свои догматы католики), но все учители древней Церкви толкуют эти слова Господа так: основанием Церкви Он ставит твёрдую веру апостола, его исповедание Иисуса Христа Сыном Божиим. Ключи от Царства Небесного с властью связывать и разрешать подаются через святого Петра всем апостолам и их преемникам. В другом отрывке (Мф. 18, 17—18) это ясно подчеркнуто — такая же власть даётся всей Церкви в целом. По слову священномученика Илариона, архиеп. Верейского, «уже с самых первых страниц своей истории христианство является перед нами в виде единомысленной и единодушной общины. Вне связи с этой общиной не было христиан. Уверовать во Христа… значило присоединиться к Церкви». Это учение о Церкви, пожалуй, и надо назвать одной из драгоценнейших жемчужин Евангелия от Матфея. А главной жемчужиной — с точки зрения нравственного учения, конечно, — является Нагорная проповедь. Нагорная проповедь Спасителя замечательна тем, что в ней, по слову епископа Александра (Милеанта), «как бы сгущено всё Евангелие, собрано всё главное, что необходимо знать и делать христианину».
— Почему Евангелие от Матфея стоит впереди остальных Евангелий? Это связано только с хронологией, со временем создания или тут есть ещё какая-либо причина?..
— Дело в том, что сперва необходимо было недвусмысленно подчеркнуть реальность человеческой природы Христа, что и делает св. евангелист Матфей, а затем утвердить в сознании верующих и более трудную для восприятия истину полноты Божества Господа Иисуса Христа, что и сделал св. апостол Иоанн Богослов в последнем Евангелии.
— Что говорит современная наука о том, как создавалось Евангелие от Матфея? Было ли оно написано самим Матфеем или кем-то из его учеников? Существовало ли сперва в устной проповеди или сразу появилось в виде текста?
— Никто не сомневается, что первая проповедь о Господе передавалась из уст в уста, но по поводу времени появления, языка, авторства Евангелия от Матфея, как, впрочем, и других Евангелий, идут постоянные споры и зачастую высказываются противоположные мнения. Таков удел науки, потерявшей связь со Священным Преданием Церкви. Святым Отцам всегда важнее было не то, кто и когда написал священную книгу, а как книга эта может повлиять на нашу жизнь. Всем настоящим христианам важно не сомневаться в истинности донесенного до нас благовестия о жизни и проповеди Христа Спасителя. Нам надо трудиться над своей душой и чаще напоминать себе неизбежность Суда Божия, так ярко описанного в 25-й главе Евангелия от Матфея. Услышим ли мы от Господа: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40)?
— Евангелия — богодухновенные книги… Значит ли это, что личность автора в них никак не проявляется? И можно ли сказать что-то о личности святого Матфея, прочитав его Евангелие?
— Понятие богодухновенности или боговдохновенности Священного Писания вовсе не подразумевает уничтожение личности писателя. С другой стороны, к сожалению, многие из современных учёных слишком преувеличивают личное влияние автора той или иной книги Писания, вплоть до отрицания священного значения некоторых частей текста. Мы, православные христиане, стоим на точке зрения апостола Павла, который утверждает: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим. 3, 16). Можно говорить о соработничестве, «синергии» Бога и людей (пророков и апостолов) в созидании священных текстов Библии. И именно в высочайшем уровне этого благодатного «сотрудничества» состоит неповторимость книг Св.Писания.
Что же касается личности святого апостола Матфея, то прежде всего нужно отметить его особое смирение: у него в списке апостолов (Мф. 10, 3) собственное имя помечено словом «мытарь» — то есть апостол не преминул напомнить о своем греховном прошлом. А ведь мытари вызывали в среде иудеев глубокое презрение!.. Кроме того, святой апостол имел очень милостивое сердце и до конца исполнил заповедь Господа о любви ко врагам. Житие святого, согласно свт.Димитрию Ростовскому, говорит о том, что апостол Матфей исцелил своего мучителя князя Фульвиана от слепоты, а три года спустя после своей кончины явился ему, уже уверовавшему и крещёному, убеждая принять сан епископа. Епископ Матфей (так Фульвиан был назван в крещении), некогда лютый враг святой веры, стал её верным проповедником, продолжателем дела апостола, которого некогда умертвил.
— Какое место в Евангелии от Матфея ближе всего вашей душе?
— Таких мест много, но приведём хотя бы некоторые. Во-первых, это обещание Господа Своим ученикам: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Нам очень полезно чаще напоминать себе это обетование Спасителя. Как в горе, так и в радости мы зачастую ощущаем себя одинокими, предоставленными самим себе, — но это не так! Живая вера в истинное присутствие Господа — это и подвиг, и важнейшая артерия духовного бытия христианина. Без неё жизнь наша не станет тем «служением Духа» (2Кор. 3, 8), к которому призывает апостол Павел.
Во-вторых, это призыв Господа ко всем Его последователям: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф. 11, 28—29). Господь призывает нас учиться у Него прежде всего смирению и кротости и не подражать надменным нравам мира сего, а найти истинный покой в следовании Его примеру, Его служению. Эта заповедь многим непонятна. Пожалуй, так же, как и заповедь о любви ко врагам, она составляет священную тайну нашей веры, пробный камень для проверки души человека.
И ещё обратим внимание на следующие слова Господа:
«…Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18, 11). Как мало наших современников ощущают себя погибшими!.. Но ведь тогда пропадает нужда в Спасителе! К сожалению, суета и соблазны мира сего настолько развлекают ныне человечество, что зачастую, по слову архимандрита Иоанна Крестьянкина, человеку просто некогда подумать о Боге. Слова Господа позвучали в ответ на вопрос учеников о том, «кто больше в Царстве Небесном» (Мф. 18, 1). И ответ Спасителя как раз напоминает нам, что чаще всего суета и соблазны захватывают человека гордого, не желающего уподобиться ребёнку в своём отношении к Богу. Именно самонадеянность и самоуверенность ослепляют человека — и он уже не ищет спасения, он путает заботы о хлебе насущном с фейерверком страстной погони за славой и прелестью мира сего.
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН


Рецензии