Суета вокруг кота

Братьям Стругацким посвящается.


В дверь звонили с максимальной убедительностью - не отпуская кнопки. "Пропал ужин", - подумал я и потрусил открывать.

За дверью оказался сосед Степан из квартиры напротив. Вид Степа имел предынфарктный.

-- Викторыч, помоги! - сдавленным голосом произнес он.

У меня похолодело внутри. Похоже, дела были плохи. Я подхватил соседа под руки и затащил в прихожую. Он плюхнулся на пуфик и посмотрел на меня невыносимо печальными глазами.

-- Слышь, Викторыч, хана мне! Допился!

Надо сказать, сосед мой любил выпить. Не то чтобы он надирался до скотского состояния, но по чуть-чуть и очень регулярно употреблял. Жил он один, так что возразить ему было некому. Работал Степа слесарем в автобусном парке. Насколько я понимаю, пропустить баночку пивка по дороге домой было у него в порядке вещей.
 
Печень у него отвалилась, что ли?

-- Да что случилось-то, скажи толком? - спросил я его.

-- Что, что... "Белочка", вот что! - воскликнул Степан, - Позвони, что ли в скорую, или куда там...

-- Погоди, Степа, какая "белочка", какая скорая, что ты несешь!? Я тебя уже два года знаю, сколько раз вместе выпивали, да ты просто не выпьешь столько, на "белочку"! Объясни толком, с чего ты взял, что у тебя именно белая горячка?

Сосед замялся, поерзал на пуфике, но видимо решился.

-- Ладно, - сказал он, - слушай. Иду это я сейчас от метро. С работы, значит возвращаюсь. Подхожу к дому. Смотрю - у подъезда на лавочке кот сидит. Сидит значит, и на меня смотрит, как я к подъезду иду. Ну, я ближе подошел и сказал ему "кис-кис". Ты же знаешь, я страсть как кошаков люблю... Ну вот, я ему - "кис-кис", а он мне - "Что кис-кис? Лучше пожрать дай!".

Услышав это, я непроизвольно хохотнул. Степан посмотрел на меня с укоризной.

-- Извини, Степа, - сказал я, - уж больно забавно ты рассказываешь. Тебя, наверное, дети разыграли?

-- Я тоже сначала так подумал, - ответил он. - Посмотрел вокруг - никого. Даже под лавку заглянул. А кот мне опять говорит: "Что ты вертишься? Дай чего-нибудь!". А я ему: "Иди мышей лови!".

Степан вопросительно посмотрел на меня.

-- Рассказывай, давай, не стесняйся, - сказал я, сдерживая смех.

-- Я к подъезду, - продолжил сосед, - вошел внутрь, а кот за мной бежит. Бежит, значит, и ворчит, дескать, сам мышей лови! Говорит, в подвале крыс травили, теперь ничего есть нельзя, помереть можно. Так со мной до квартиры и добежал. Потом сел под дверью и говорит: "Ну что встал, открывай!".

-- Понимаешь, - Степан снова смотрел на меня с невыносимой печалью, - вокруг никого, только я и кошак. И он со мной разговаривает!!!

Упоминание о крысах показалось мне интересным.

-- Погоди-ка, дружище, - сказал я, - а с каким это котом ты разговаривал? Такой гладкий, черный, с белыми лапками и с белой "манишкой"?

-- Ну да, - буркнул Степан.

-- Так это наш институтский кот, что ли? - спросил я.

-- Да черт его знает, может и из института. Вроде я раньше его на заборе видел.

"Так-так-так!", - подумал я, - "Это уже интересно!".

Дело в том, что двор нашей "хрущевки" примыкал к территории бывшего советского НИИ. Институт занимался разработками вычислительной техники и прочей электроники. Здание НИИ было добротное, нестарое, в восемь этажей. Собственно институт занимал теперь только три этажа, а оставшиеся пять сдавали коммерческим фирмам того же профиля - программистам и компьютерщикам. Я как раз работал в одной такой фирме. И как раз сегодня в подвале здания института травили грызунов. Я знал это, потому что наша фирма арендовала специальный испытательный стенд, который находился в подвале. Но вот Степан этого знать никак не мог, поскольку не имел никакого отношения к институту.

Черно-белый кот Василий был всеобщим любимцем. Кошки жили в институте с момента его открытия. Руководство НИИ было к ним благосклонно, поскольку кошки ловили грызунов, а грызуны, как известно, портят провода. Кот Василий являлся достойным представителем последнего поколения институтских котов. Каждое утро он сидел у проходной и встречал сотрудников. С Василием здоровались все, даже суровый начальник Службы безопасности.

-- Ну и где сейчас этот кот? - спросил я.

-- Где... На кухне у меня засел! - возмутился Степан. - Шарит по шкафам, жрать ищет!

-- Вот, что Степа, - сказал я, - скорую вызывать пока не будем, думаю, мы без нее какое-то время обойдемся. А вот на кота взглянуть не помешает. Ты не против, если мы к тебе зайдем?

-- А что, мне терять уже нечего, - вздохнул Степан, - пойдем.

В прихожей я задержался, чтобы взять свои теплые кожаные перчатки. На всякий случай. Василий славился острыми когтями.

Мы осторожно открыли дверь степановой квартиры и заглянули в коридор. В коридоре никого не было, а из кухни доносилось шуршание и позвякивание. Мы вошли внутрь и закрыли за собой дверь.

Степан настойчиво подтолкнул меня вперед. Я заглянул в открытую дверь кухни. Ничего особенного я там не увидел. На полу валялись: сковорода, кастрюля, несколько ложек и две бутылки из-под портвейна. На табурете у холодильника восседал черно-белый кот Василий - тот самый, из института.

-- О, Васька! - воскликнул я, - Ты что тут делаешь?

-- Кому Васька, а кому Василий Маркизович! - ответил кот.

Я остолбенел. Говорил точно кот, в этом не было никаких сомнений! Звук шел со стороны кота, к тому же речь была хоть и разборчивая, но совершенно специфическая, нечеловеческая. Кот говорил по-русски, но с явственным кошачьим акцентом. Звучало это так, будто он собирается мяукнуть по-кошачьи, но в последний момент, когда звук уже начинается, он подменяется человеческим голосом. Даже не знаю, как еще это можно объяснить!

-- Что стоим? - спросил кот, - пожрать принесли?

Степан издал сдавленный стон и рванулся в дверь ванной. Я продолжал изумленно смотреть на говорящего кота. Мысли в моей голове остановились.

-- У этого совсем ничего нет, он что, вообще не ест? - заявил кот, провожая взглядом Степана. - А у тебя есть что поесть? - спросил он, обращаясь ко мне.

-- Конечно, Василий, - ответил я, переведя дух, - для тебя у меня всегда что-нибудь найдется.

Я частенько приносил в институт дорогой кошачий корм и баловал тамошних кошек. В том числе и Василия. Василий об этом не забыл - он спрыгнул с табурета и начал тереться о мои ноги.

-- Я знаю, - мурлыкал кот, - ты прррравильный мурррр, муржик!

Мое внимание привлек ошейник кота. Обычно все институтские коты и кошки щеголяли в черных ошейниках от блох, на которых завхоз лично писал серебряным маркером кличку животного. Сейчас на Василии был другой ошейник - тоже черный, но заметно толще и шире. Изготовлен он был из матовой резины или пластика явно высокого качества. Присмотревшись, я заметил очень мелкие буквы, выдавленные на краю ошейника.

Я присел на табурет.

-- Васенька, иди на ручки!

-- Не Васенька, а Василий Маркизович! - возмутился кот.

-- Хорошо, хорошо, - cогласился я, - Василий Маркизович! Пожалуйте на ручки, дорогой вы наш!

-- С чего бы? - фыркнул Василий Маркизович. - Я жрать хочу, как собака! На ручки! Фрррр!

Кот демонстративно повернулся ко мне задом и стал тщательно обнюхивать лежащую на полу посуду.

Я достал из-за пояса кожаные перчатки и надел их. Улучив момент, я нагнулся к полу и схватил кота двумя руками. Василий мгновенно извернулся и впился зубами в мой палец. К счастью, перчатки оказались достаточно плотными и прочными - прокусить их насквозь кот не смог.

В недоумении Василий отпустил мою руку и одарил меня совершенно диким взглядом.

-- Ты что творррришь, паррррразит!!! - заорал он и страшно зашипел.

Из коридора в кухню заглянуло белое от ужаса лицо Степана.

-- Степа, заходи, не бойся! - позвал я его, - Нет у тебя "белочки", все нормально!

Степан отрицательно помотал головой.

-- Да не бойся ты, заходи! Все в порядке. Просто у нас завелся чудо-кот говорящий...

Я устроил кота на столе и прижал его сверху руками, чтобы не вырывался. Кот шипел и матерился совершенно по-человечески.

-- Василий Маркизович, - сказал я, - если вы успокоитесь и дадите на вас посмотреть с близкого расстояния, я отдам вам всего тунца в собственном соку, сколько найдется у меня дома.

Кот замер и посмотрел на меня с недоверием.

-- Тунец самый лучший, английский, - сказал я очень значительно.

Василий сотворил тот особый заискивающий взгляд, которым бродячие коты останавливают проходящих мимо сердобольных граждан.

-- Так-то лучше, посиди спокойно минуту, и сразу ужинать пойдем.

Я пытался разглядеть надпись на ошейнике.

-- Степа, включи свет пожалуйста!

Степан на дрожащих ногах вполз в кухню, включил свет и тяжко опустился на табурет.

-- Никогда больше не буду пить! - сказал он, привалившись к стене.

Я не стал комментировать это заявление. Мне удалось разглядеть надпись на ошейнике:

"Microplant Ltd., Model No. **** Serial No. ****"

Опаньки, да я же знаю этот "Microplant Ltd."! Это некое ООО "Микроплант", которое сидит у нас на пятом этаже!

Пятый этаж в институте славился тем, что попасть на него простому смертному было невозможно: прямо в лифтовом холле сидел вооруженный охранник, а все входы и выходы были оснащены бронированными дверями с электронными замками и видеокамерами. На этом этаже размещались фирмы, имеющие специальные лицензии и допуски. Чем они занимались, никто не знал.

-- Значит так, Степа, - сказал я, - кота я забираю с собой. Он у меня покушает и переночует. Завтра я его отнесу в институт. Сейчас ты сходишь со мной, я тебе дам успокоительное. Ты его примешь и ляжешь баиньки. Понял?

Степан закивал головой, словно лошадь в цирке. Он смотрел на меня с надеждой на чудо.

-- С головой у тебя в порядке все, не переживай, просто тебя разыграли какие-то шутники из института. Но! Для твоего же блага - забудь все, что сегодня было! Никогда никому не рассказывай, понял?

Степан приложил руки к груди и изобразил максимальное понимание.

-- Все! - сказал я, - идем ко мне!

Я подхватил кота на руки и мы двинулись в мою квартиру. Кот смотрел на меня с нежностью. Он грезил предстоящим пиршеством.

Вернувшись домой, я первым делом выполнил свое обещание: продемонстрировал Василию четыре банки английского тунца в собственном соку, а одну банку немедленно вскрыл и вытряхнул рыбу в тарелку.

Пока кот наслаждался деликатесом, я напоил соседа успокоительным. Степан уже пришел в себя, клялся, что никогда никому не расскажет о случившемся и завяжет с выпивкой. Наконец лекарство подействовало, и он отправился к себе.

Я вернулся к своему остывшему ужину и говорящему коту Василию Маркизовичу. Тот уже успел вылизать тарелку и начал жаловаться на маленький размер импортных консервных банок. Пришлось открыть вторую.

Когда мы оба насытились, я вытянулся в кресле, а кот запрыгнул мне на колени и начал тереться головой, мурлыкая и бормоча что-то вроде: "Дрррруг, дррружище!".

Я почесал Василия за ушком и спросил:

-- Василий Маркизович, а откуда у тебя такой замечательный ошейник? Кто тебе его надел?

-- Чего? - сказал кот и очень удивленно посмотрел на меня.

-- Ошейник, Василий, вот эта штука у тебя на шее - откуда?

-- Чего?

Очень скоро выяснилось, что кот не понимает моего вопроса. Предмет на шее он считал частью своего тела.

Я предложил Василию переночевать на пуфике в прихожей, на что кот страшно обиделся. Спорить с ним было бесполезно. В конце концов он устроился в кресле, завернувшись в плед.

Ночь прошла спокойно.

Утром мы вместе позавтракали, причем Василий снова умял две банки тунца. Как в него столько влезает?

Я посадил кота в спортивную сумку, так, чтобы его голова оказалась снаружи. Василию такой способ путешествия очень понравился - он с важным видом смотрел по сторонам и помалкивал.

Без приключений миновав проходную института, мы поднялись на пятый этаж. В лифтовом холле нас встретил сидящий за стойкой охранник. Увидев кота он немедленно связался с кем-то по интеркому и сообщил:

-- Василий Маркизович прибыл!

Похоже, ушлый котяра и здесь всех построил!

Охранник предложил мне подождать за столиком с журналами.

-- А кота выпустите, не убежит! - добавил он.

Я освободил Василия из сумки. Кот задрал хвост трубой и потерся о стойку.

-- Маркизыч! - позвал охранник.

-- Петрович! - отозвался кот и потерся о его ноги.

-- Уважает! - расплылся в улыбке охранник.

Открылась дверь за стойкой и в холл вошли двое мужчин средних лет в костюмах и при галстуках.

-- Василий Маркизович! - воскликнул один из мужчин, - Куда же вы пропали? Мы ночь не спали!

Мужчина подхватил кота на руки и начал его всячески ублажать: чесать за ушком, щекотать подбородок и гладить. Кот Василий блаженно урчал.

Второй мужчина протянул мне руку:

-- Юрий. Спасибо что позаботились о Василии. Вы не представляете, как много он значит для нас. И не только для нас...

-- Догадываюсь, - ответил я и тоже представился.

-- Сергей, - обратился Юрий к первом мужчине, - отнеси, пожалуйста, кота к ребятам, пусть Зина ему мяса даст. И снимите ошейник!

-- Да, да, конечно, - ответил Сергей и скрылся за дверью вместе с котом.

-- Поговорим? - Юрий кивнул в сторону неприметной двери с табличкой "Комната для переговоров".

Мы закрылись в переговорной и налили по чашке кофе из автомата.

-- Где вы его нашли?

Я рассказал о встрече Степана с говорящим котом.

-- Да уж! С соседом вашим нехорошо получилось! - сказал мой новый знакомый. - Вы же понимаете, что об этом инциденте не следует рассказывать?

-- Не волнуйтесь, я все прекрасно понимаю. И соседу соответствующее внушение сделано. Только... пожалуйста, расскажите, насколько возможно, как вам это удалось? Клянусь, это останется между нами!

-- Насколько это возможно - расскажу! - усмехнулся Юрий. - Это новая технология, над которой мы работаем последние несколько лет. В общих чертах это выглядит так.

Когда вы произносите слово, вы как бы проигрываете его в голове, слышите его звучание. В это время головной мозг выдает управляющие импульсы мышцам, задействованным в формировании звуков. Но что интересно, даже если вы не собираетесь произносить слово вслух, а проговариваете его про себя, мозг генерирует те же импульсы, только слабые, недостаточные для сокращения мышц. Если улавливать эти импульсы с помощью датчиков, а затем обрабатывать специальной программой, можно с очень высокой достоверностью воспроизвести все слова, не сказанные вслух. Получается почти чтение мыслей!

У нас есть заказ... Ну, вы понимаете, кто может оплачивать такие разработки. Так вот, там эту технологию хотят использовать в системах связи. Очень удобно, например, при выполнении спецопераций. Можно вести переговоры, не выдавая себя.

Нам было интересно дальнейшее развитие этой идеи. Что если попробовать распознавать речевые импульсы животных? А тут как раз к нам Василий зачастил, в ночную смену. Ну, мы и попробовали... Оказалось, что речевые импульсы кота поразительно похожи на аналогичные импульсы, выдаваемые мозгом человека!

-- Потрясающе! Но ведь кошки не говорят, они мяукают!

-- Вот именно! Знаете, про домашних любимцев часто говорят: "Все понимает, только сказать не может"? А ведь так оно и есть! Физиологические особенности препятствуют развитию речи! И вот как-то одному из наших сотрудников пришла в голову замечательная идея - использовать другую разработку, позволяющую корректировать эти физиологические препятствия.

Мы довольно давно научились воздействовать на мышцы точечным электромагнитным излучением, заставляя их сокращаться должным образом. Эта технология применяется в медицинском оборудовании, она надежна и безопасна, а главное - не требует внедрения электродов в организм. Достаточно приложить микроизлучатель к телу в нужном месте.

Объединив вместе две технологии, мы получили оборудование, с помощью которого можно научить кота говорить по-человечески. Сначала компьютер считывает нервные импульсы и определяет, какой звук хочет произнести животное. Затем, если это необходимо, машина вычисляет необходимую поправку и выдает корректирующие импульсы на мышцы, участвующие в звукообразовании.

-- Фантастика! Если бы я сам не видел говорящего кота, ни за что не поверил бы! Но как вам удалось научить Василия русскому языку? Ведь кошки, как мне кажется, используют свой собственый язык? А переводчиков с кошачьего до сих пор не было!

-- Да, да, вы правы! Но это оказалось неожиданно просто. Видите ли, Василий, как и другие институтские кошки, с рождения слышал человеческую речь. Он давно выучил русский язык, так сказать, в одностороннем порядке. Вы же не будете отрицать тот факт, что кошки прекрасно понимают, когда им предлагают пойти откушать рыбки или мяса?

Как только у кота появилась возможность воспроизводить необходимые звуки, он тут же начал реализовывать свой словарный запас в виде связной человеческой речи. Правда, запас оказался тот еще!

-- Ох и матерился же он! -- Юрий рассмеялся, - мы полгода потратили на то, чтобы Василий заговорил, а потом еще два месяца отучали его сквернословить.

-- Это он в подвале набрался! - подтвердил я.

-- Скажите, Юрий, возможно, я чего-то не понимаю... Оборудование, о котором вы говорите, должно быть огромных размеров. Но я-то общался с котом, который не был увешан проводами и датчиками! Как такое возможно?

-- А это наш маленький секрет! Нам было довольно сложно удержать Василия на месте длительное время, он все норовил вырваться и убежать. У нас все сотрудники ходили поцарапаные! В конце концов, мы решили: хочет гулять, пусть гуляет, а мы будем продолжать сеансы дистанционно.

-- Ошейник! - догадался я, - В нем датчики, излучатели и система связи?

-- Совершенно верно! Ошейник - наша гордость. Высокотехнологичный, позволяет обмениваться информацией с базовым компьютером в реальном времени. Дальность действия - более километра. Работает более суток на одной подзарядке.

-- Здорово! Вы будете продолжать эти исследования?

-- Обязательно! Кстати, Василию они идут на пользу - его поведение изменилось в лучшую сторону, он умнеет прямо на глазах!

-- С ума сойти!

Мы еще поговорили о технических деталях, мой новый знакомый рассказал мне несколько забавных историй о том, как налаживался контакт с котом, как он учился первым словам...

Когда мы прощались у лифта, я спросил у Юрия:

-- Кстати, с чего это наш кот Васька требует, чтобы его называли Василий Маркизович?

-- А! Это очень забавно! Когда Василий разобрался с именами и отчествами, он решил, что и ему нужно отчество. А отца его звали Маркиз. Это ему начальник Службы безопасности сказал.



С тех пор я стал больше работать по вечерам и в ночную смену. Почти каждый день ко мне приходит Ученый Кот Василий Маркизович. Я кормлю его тунцом и куриной грудкой, а он рассказывает мне о своих успехах в математике. Недавно Василий стал брать у меня уроки немецкого языка.


Рецензии
Спасибо за удивительный рассказ! С уважением,

Екатерина Бобровенко   28.07.2013 21:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.