На смерть Черномырдина В. С. Вечер...

          Вечер намазал небо пастелью.
          Тишь,  словно… звон окрест.
          Над, потемневшей от… зноя(*), елью
          Сумерничает крест…

    … вдруг среди братьев гибнет брат…
    Так в гуще леса гибнет древо,
    Так, средь весёлого напева,
    Мелькнёт кукушкою грустинка
    Иль хрустнет счастье хворостинкой.

А осень мельтешит в глазах листвою.
В уме и память, и тоска с… надеждой
Восстать перед весной небрежной,
Явив, её вниманью под потИр (**),
Очарование осенних лир…

То… лирика осенних… усыпений.
Она что рыжий кот, в уюте лени,
Родит мотив и чувства… крЕнит,
Как лодку зачерпнуть волнУ  с лихвой,
Уйдя в… иллюзии душой и головой.

Ну, осень…  Осень… И, прости меня,
Весна и лето – прошлые…  дыханья.
Под рожь в Успение, ушедшие касанья
И память полуспавшей кроной,
И монолог под карканье вороны.

Всё осень… Кажется вот-вот…
Ну, как вчера… весна и лето,
Душа желанием нагрета,
Витает дух пчелой над липой…
Сегодня всё в осенних всхлипах.

Осенний ритм… Осеннее дыханье…
Желанья – … женщина в исходе лет:
Ей много и когда-то пел Поэт;
Она в Казанскую (***)  – невеста под венцом, 
С увядшим (от ушедшего) лицом.

… увядшее – ушедшее… Ещё не память…
Но и не боль… ужЕ ... переживанье:
Поддакивание и киванье,
Ушедшему за спину;
Пастельные мазки  в… картину...

      … и вечер – темпера в тумане.
      И осень – на беззубье мякоть.
      Беседуют о летнем хламе,
      Друзья пути -  каблук и слякоть.

Примечания:
(*) Отдохнувшей от зноя – напоминание о жаре и пожарах лета 2010 года, аналогично пожарам зимой 1812 года в России: сгорело множество деревень и сёл, сильно выгорели Киев, Воронеж, Казань, Уфа, Житомир, Бердичев. В январе была невиданная по величине людьми комета. Ждали войны.    

(**) Потир - греческое название общих и офферторных (для темы стихотворения) чаш, из которой православные христиане причащаются тела и крови Христовых. Она употребляется в евхаристии по примеру самого И. Христа и апостолов (1 Кор. X, 16) и, по свидетельству отцов церкви, употреблялась непрерывно.

(***) Казанская – день(22 октября ст.стили или 4 ноября по новому стилю – поздняя осень ) Казанской иконы Божьей матери: По сказанию о ней, в Казани, в 1579 г., одной девятилетней девочке трижды явилась во сне Пресв. Дева, повелела разрыть землю на месте сгоревшего дома и взять из нее ее икону. Девочка рассказала о бывшем ей видении матери своей, которая довела о том до сведения архиепископа казанского. Стали рыть землю, но ничего не находили: лишь после того, как сам ребенок взялся за лопату, найдена была икона Богоматери, вполне сохранившаяся. Она была отнесена в ближайший храм св. Николая, где от нее стали совершаться чудеса, подробное сказание о которых составлено было казанским митрополитом, впоследствии патриархом, Гермогеном (известно в рукописи, в трех списках — Московской патриаршей библиотеки, Императорской публичной и библиотеки Румянцевского музея).
В 1595 г. установлен в честь явления иконы особый праздник (8 июля). В 1612 г., с казанским ополчением, икона прибыла в Москву, находилась в стане князя Пожарского и стала предметом особого чествования, когда заступлению Божьей Матери, "ради Казанской иконы ее", приписано было освобождение Москвы от поляков, в память чего установлено новое празднество — 22 октября. Икона, писанная на кипарисной доске, представляет поясное изображение Богоматери, с Богомладенцем (на левой руке), простирающим правую руку для благословения.

4 ноября 2010 года.
Москва, Сокольники, ЦНИАГ.
Торжественное Собрание в Храме Христа Спасителя.
День Казанской иконы Божьей матери.
День изгнания поляков из Москвы.
На смерть Черномырдина Виктора Степановича.


Рецензии