Синдромы и комплексы. Синдром Вельда

Появлением термина «синдром Вельда» мы обязаны фантастическому рассказу Р. Бредбери «Вельд». В нем идет речь о семье, живущей в компьютеризированном доме. В этом доме, помимо прочего, есть детская комната с виртуальной реальностью. Дети часто играют в ней. Комната создает эффект присутствия в группе охотящихся львов. «… детская улавливает телепатическую эманацию психики детей и  воплощает  любое  их  пожелание. Стоит им подумать о львах - пожалуйста, вот они». Взрослые начинают замечать, что из комнаты все время раздаются пугающие крики. Беспокоясь о детях, они запрещают игру. Тогда дети заманивают их в игровую комнату, и те оказываются заложниками игры. Они просят детей обесточить дом, но напрасно. Львы уже начали охоту. И вот в последний момент перед смертью, в бессилии, родители истошно кричат. Они узнают этот крик. Точно такой же каждый день раздавался из детской. Осознание трагедии приходит слишком поздно. Львы нападают и убивают взрослых.

Синдром Вельда  не из тех синдромов, читая о которых можно улыбнуться или остаться равнодушным.
У подростков он развивается постепенно. Часами играя в жестокие компьютерные игры, ребёнок привыкает убивать врагов в виртуальном мире. Погружение в виртуальность ведёт к тому, что грань между реальным и рисованным мирами в сознании стирается и преступление с дисплея переносится в жизнь.

Психологическая зависимость от жестоких компьютерных игр – страшное дело. Она изменяет сознание игрока: переживания, связанные с виртуальностью, он воспринимает как реальные, свои собственные, ему приятно сознавать свою силу. В кровь выбрасывается адреналин – подобно наркотику, он заставляет работать участки мозга, отвечающие за удовольствие. Если в спорте адреналин разрушается при движении, то в крови сидящего человека он остаётся, разрушая нервную систему, приводя к необратимым изменениям в работе мозга, к неврастении.

Компьютерную зависимость приобретают до 10% игроков. В жестокие кровавые игры любят играть два типа подростков: агрессивные по природе, с одной стороны, и неуверенные в себе, одинокие – с другой. Первые получают возможность дать выход агрессии, вторые – способ самоутверждения.

Для «синдрома Вельда» характерен ряд особенностей:

- определенность объекта агрессии, когда ребенок понимает, кому он хочет причинить вред;
- методичное воспроизведение агрессии, направленной на реальный объект, в символических формах игры;
- деформация сознания, переориентируемого посредством игровой деятельности на допустимость агрессивного поведения;
- ситуация систематического вытеснения агрессии, порождающая психологические проблемы.

Вот дневниковая запись одного из игроков: «К черту весь этот социальный шум. Проблема не в играх, а в том, что мы создали общество, в котором уход от реальности есть единственная возможность быть счастливым и получать удовлетворение от жизни».
«Это гигантская и всеусугубляющаяся проблема молодых людей, - говорит психолог Тимоти Миллер. - Я был свидетелем многих случаев, когда 17-18-летние юноши, имеющие широкополосный доступ к Интернету, годами практически не выходили из дому. В итоге один молодой человек даже пытался получить инвалидность в связи с агорафобией (боязнью открытого пространства), заработанной им у компьютера. Однако врачи определили, что у него не было психического расстройства, он просто не хотел отрываться от игры "EverQuest"».

У новой «болезни» есть множество названий: интернет-аддикция, гемблинг, компьютерная зависимость, игромания. Что или кто стоит за этими словами? В первую очередь, дети. Вернее, те из них, кто проводит за компьютером сутки подряд, а потом умирает от кровоизлияния в мозг. Те, кто ворует, убивает и грабит, для того, чтобы расплатиться в компьютерном клубе. В общем, нормальные дети, которые почему-то стали душевнобольными.
Хотя опасности подвержены не только они.

Журналист Дэвид Беккер в статье «Игроманы – подсевшие на виртуальный героин» рассказывает про Д. Беннетта инженера из Индианы, чьи болезненные пристрастия разрушили семью. Он играл в «EverQuest». Своего персонажа назвал «Мэдрид, Великий Шаман Севера». В игре добился высоких результатов, что неудивительно, ведь на это уходило все его время. По ходу игры у Д. Беннета развились признаки лабильности сознания. Позже, он сам скажет об этом: « Я как будто и в самом деле стал Мэдридом, Великим Шаманом Севера, и перестал быть самим собой. Теперь, вспоминая об этом, я содрогаюсь от ужаса».

Примеры проявления синдрома Вельда в разных странах мира:
*
Туапсе
14-летний подросток забил ночью отца кувалдой, словно повторяя сценарий игры, чтобы вернуть отобранную родителями  клавиатуру компьютера и играть в свою любимую "Готику". (Как известно, в одной из самых культовых видеоигр герои дерутся с помощью различных видов оружия - топоров, булав, молота, мечей и других). Подросток, буквально грезивший игрой, нанес спящему отцу шесть ударов кувалдой по голове, затем позвал мать и под страхом смерти заставил ее вернуть отобранную клавиатуру. А после спокойно пошел играть в компьютер.
*
Москва
Трагедией закончилась встреча соперников по компьютерной игре «Лайнэйдж» (Lineage II). Александр Блескин, который сражался в игре под ником Сверх, погиб от рук гендиректора киевской фирмы Андрея Пономаренко (он был известен в кругу игроков как DVP - ДиВиПи).
 
В реальной жизни они познакомились случайно. Ребята из игрового клана, в который входил Александр, встретились в одном из столичных баров. И вдруг кто-то обмолвился, что в Москву приехал легендарный игрок DVP. Он был кем-то вроде чемпиона Европы в этой игре. Приятели решили пригласить виртуальную знаменитость, забыв, что у Пономаренко давний и вполне реальный конфликт с одним из игроков этого клана. Штай (под таким ником играл парень) часто позволял себе брань в адрес DVP.
 
При встрече виртуальный конфликт перерос в реальный. За Штая заступился Сверх - Александр Блескин, за что получил от Пономаренко удар лбом в лицо. Саша упал, а DVP принялся избивать его ногами до тех пор, пока парень не потерял сознание. «Скорая» увезла Блескина в больницу, но через четыре дня он скончался, так и не придя в себя.
 
*
Нижняя Ельцовка
В компьютерном клубе «Арена» подростки играли в сетевую игру про спецназовцев - резали, стреляли и взрывали врагов на экране. 14-летний Сашка и его друг уже преодолели несколько уровней этой «стрелялки», когда за соседний столик подсел 17-летний парень и нарушил весь ход игры… Убил Сашкиного героя раз, два… Нервы школьника не выдержали, виртуальная бойня постепенно начала перерастать в самую настоящую разборку.
Сашка и его друг решили отомстить парню. Ночью они подстерегли его. Сашка забил «врага» ногами, втоптал его голову в землю. Друг стоял рядом и смотрел на это.
*
Удмуртия
Подросток из благополучной семьи не учился и не работал, сутками сидел у монитора и играл в компьютерные игры. Многочисленные попытки родителей трудоустроить сына или определить в учебное заведение ни к чему не приводили.
В конце концов отец забрал компьютер, закрыл его в родительской комнате и уехал на дачу. Приехав, отец обнаружил, что сын без спроса взял компьютер и играет на нем. В ответ на высказанное отцом возмущение юноша схватил заранее приготовленный нож и несколько раз ударил мужчину в грудь. Жертва скончалась на месте происшествия.
*
США
В сентябре 2006 года 27-летний Тайрон Спеллман зверски забил до смерти свою 17-месячную дочь Алайю Турман, проломив ей череп за то, что она случайно уронила его игровую приставку.
Летом 2007 года аналогичный случай произошел в Чикаго. Там 21-летний геймер, увлеченный игрой, ударил мешавшего ему ребенка головой об пол. Даже после этого юноша продолжал "в ярости трясти" девочку. После этого преступник запихал в рот жертве жвачку, чтобы представить случившееся как несчастный случай. Через три дня малышка умерла в больнице.
*
Великобритания
В 2005 году отец 4-месячных двойняшек избил сыновей за то, что они своим криком мешали ему играть. Один из малышей скончался от нанесенных травм.

*
Австрия
В Вене в одной из семей спор о том, чья очередь пользоваться компьютером, привел к трагедии. 14-летняя девочка зарезала свою мать из-за того, что та не позволила дочери зайти в Интернет.
***
По материалам печати. См также http://www.npocmo.info/cg/cg_index.html


Рецензии
Да, все так. Тема актуальная и спорить не буду..., но вот еще такое в голову пришло, мы все в игре, сейчас играем в игру "Россия вставай с колен",а нашим детям ничего и не остается, как уходить в свой мир, то нашего...

Елизавета Юдина   24.09.2014 14:20     Заявить о нарушении
всё так) Спасибо, Елизавета!

Поговорим За Жизнь   24.09.2014 19:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.