1. Спираль

(Короткие зарисовки … и еще короче)

   /фото не мое, но очень в тему/
  Последнюю, самую ровную и чистую от сучков доску я отложил напоследок. С ней меньше всего работы – снять продольные фаски и подогнать по длине. А после и покурить можно. Рубанок выдал идеальный полутораметровый завиток. Закрученная в спираль полоска с запахом липы взвилась в воздух и, бесшумно упав на обработанные ранее доски, скатилась на почерневший сосновый настил веранды флигеля. Едва она замерла, как из динамика старенького «грюндига» раздались первые аккорды какой-то серьезной симфонии. Мелодия была знакомой, но вспоминать имя композитора было лень. Ароматный завиток  мне нравился своей совершенной формой. Не будь инструмент таким острым… Спираль стружки и мелодия. Эти два фактора расслабили и побудили прерваться. Стянув промокшую от пота полоску льняной ткани с  головы, я отложил инструмент. С минуту смотрел на лежащий на боку рубанок. На остро отточенном и заправленном на старом жернове лезвии играл лучик солнца. Прислушался, пока разминал дешевую сигарету. Насыщенному многоголосьем инструментов музыкальному произведению помогал трескотней воробей, прервавший хлопоты по наведению порядка в гнезде под навесом. Смакуя горечь крепкого табака  не прикуренной сигареты, я наклонился и поднял последнюю стружку. Она тянулась как пружина, равномерно просвечивалась на солнце и так же источала нежный медовый запах, как и ее предшественницы, но была самой длинной – во всю длину доски. Я поднял небольшую щепку и, подойдя к опоре, закрепил щепкой конец завитка в продольной трещине откоса, подпирающего незамысловатую конструкцию навеса. Спираль из легкой древесины колыхалась от слабого ветерка, насыщенного летней жарой и дымом далеких пожарищ. Непривычно было в первые дни – запах гари еще был различим. Позже привык или просто не обращал внимания. В этот раз запах  лишь напомнил о том, что сигарету я все еще не раскурил.
  С минуту смотрел на спираль. Уже достал зажигалку, но остановился – на едва покачивающейся, неустойчивой геометрической форме появилась бурая точка. Пролетавшая мимо божья коровка, непонятно чем привлеченная, села на завиток. Интересно, куда поползет? Вверх, все-таки вверх. Как будто знал. И она туда же…
  В прошлом был хороший человек, сказавший: «Не жалей о прошлом!» Тогда мне вдруг открылся глубочайший смысл этой фразы. К чему терзать душу переживаниями о том, что уже случилось? Можешь исправить – совершай поступок. Не можешь – выбрось из головы и не жми на replay, прокручивая в памяти события уже минувшие. Тогда, в далеком детстве это касалось сорвавшейся с крючка рыбы. У нее был шанс на спасение и она его использовала. Значит, быть по сему. Расстраиваться из-за этого? Во всем нужно видеть положительные стороны. Тебе достался достойный соперник, уважай его.
   Маленький красный жук ползет вверх. Вверх это вперед. Только вперед и не оглядываться назад. Похожая на пружину спираль у меня ассоциируется с жизненным путем. Именно так - витками, а не прямой линией. Прямая - это неинтересно. Жизнь, прожитая по спирали в момент сжатия имеет соприкосновения и с прошлым, и с еще не прожитым временем. Так хочется думать, вернее хочется, что бы было именно так. Так или иначе, но всякое событие, случившееся в прошлом, оказывает влияние на события, которые ждут тебя в будущем. Я в этом уже не раз убеждался, потому и верю, что всякий поступок совершенный человеком или совершенный кем-то в отношении этого человека обязательно отразится на судьбе этого человека в последующем времени. 
     Остается пофантазировать о количестве витков выпадающих на жизненный отрезок отдельно взятой личности. Впрочем… Гадать на каком витке спирали жизни я сейчас нахожусь? Зачем мне это? Нечем больше заняться?  Я прикурил и отрешенно уставился на нижний конец стружки, маятником качающейся на границе тени и солнечного света.
   Где-то позади, остались и старые знакомые, и заботы, казавшиеся первостепенными. Цивилизация там и цивилизация здесь сильно отличаются. Руки отвыкли от клавиатуры. У хозяина, приютившего меня, есть лептоп, но не подключен. Набираю текст и прегоняю на «флешки». Я не только забыл, как пользоваться сетью. Недавно я пытался вспомнить пароль своей страницы. Даже смешно – на первый взгляд то, с чего начинался каждый день, здесь оказалось совершенно не нужным и даже лишним. Несколько раз задумывался над тем, сколько полезного времени губится перед экраном монитора. Вспоминал бесполезную гавкотню в блогах и сопутствующий непременный срач. Господи, вразуми их, на какую ерунду тратят эти люди свою жизнь. А ведь сколько доброго, хорошего и полезного могли бы сделать, оторви свои задницы от стула перед компом. Даже если и не какие-то сверх поступки, пусть просто в комнате прибраться …
   Ну да ладно, Бог им судья.
   В приемнике затрещало, но я не стал крутить ручку настройки, а попросту выдернул шнур.
  Взлетевший со стружки пурпурный жучок прервал череду мыслей. Я прислушался. Тишину вокруг меня нарушала лишь возня воробья под навесом.
  Абсолютная тишина. Она наполнена звуками, которых не замечаешь. Вслушаться – это попискивание ласточек, увертюра жаворонка, трескотня кузнечика. Даже, казавшийся чуждым этому гармоничному набору грохот колодезной цепи вливается и дополняет атмосферу вокруг, наполняет каким-то позитивом. Какое-то успокоение, отрешенность от суеты. Счастье? Не знаю. Над смыслом этого слова еще предстоит подумать. Первое, что приходит на ум – кайф. Эдакое расслабленное блаженное состояние, когда не хочется ничего, и ни в чем не испытываешь потребности.
   Присев на перила и, найдя опору для спины, я блаженно затянулся и глянул вверх. Трещины в рассохшихся досках, как судьбы – все разные, нет двух одинаковых. Для трещин в досках и брусьях не срабатывает правило – рвется, где тонко. Толщина доски везде одинакова.  Рвется там, где слабо. Теорию можно подогнать под расположение годовых колец древесины. Я много стволов распустил на доски в свое время и знал, что самые прочные доски выходят из той части ствола, которая обращена к северу при жизни дерева. А еще прочнее получаются доски из покалеченных стволов. Это как  человек закаленный борьбой. Заготовки из лиственницы, с которой собирали живицу, тяжело обрабатываются и отскакивают даже от электрического рубанка. Годовые кольца в таких стволах очень плотные и темные. Доски из них дольше сохнут и еще долго выделяют смолу, хорошо противостоят воздействию влаги. Говорят, что на сваях сибирской лиственницы стоит вся Венеция. В год наиболее благоприятный для роста дерева кольцо становится широким и светлым. Оно то и будет слабым, по нему и пойдет трещина.  Наверное, так и с людьми. Изнеженные, избалованные, пресыщенные труднее выживают в экстремальных ситуациях.
  Снова потянуло на философию. Да ну ее …
  Работа ждет, время не терпит.


Рецензии