Белый журавель Полесья


                «Мне кажется порою, что солдаты,
                С кровавых не пришедшие полей,
                Не в землю нашу полегли когда-то,
                А превратились в белых журавлей».
                Расул Гамзатов “Журавли»

     Девятого Мая на всём постсоветском пространстве торжественно будет отмечаться 65-я годовщина со дня Победы в Великой Отечественной войне. Двадцать семь миллионов советских людей разных национальностей и разного вероисповедания погибли в самой кровопролитной за всю историю человечества битве с немецким фашизмом. Поистине, – «это праздник со слезами на глазах…» В светлый и скорбный день всенародной памяти низко поклонимся героическим защитникам Отечества – рядовым бойцам, офицерам и генералам, подпольщикам и партизанам, рабочим и крестьянам, - всем, кто своим самоотверженным трудом на фронте и в тылу ковал великую Победу великого народа. Низко поклонимся живым и мёртвым, вспомним поимённо всех, кто положил свою жизнь на алтарь всенародной Победы за нашу с вами свободу.

     Обыкновенная черниговская девчонка, Елена Белевич выделялась среди сверстников разве что общительностью и темпераментом. Весёлая и подвижная, она являлась центром притяжения для своих друзей и знакомых, пользовалась среди них непререкаемым авторитетом. И когда достигла комсомольского возраста, была избрана секретарём комсомольской организации школы №10 (теперь это коллегиум №11).

     Лена была очень талантливый человек, и всю свою деятельную энергию отдавала своим увлечениям. Она хорошо пела и танцевала, неплохо играла на гитаре, посещала драматический кружок, отлично рисовала маслом (в школьном музее хранятся её работы). Как и все подростки, любила мечтать и в мечтах видела себя учителем или артисткой. Она была дитя своего времени и искренне верила в светлое будущее своей страны и своего народа. Но время было тревожное. Кованые сапоги гитлеровских вояк уже топтали Европу и приближались к границам Советского Союза. Угроза неотвратимой войны с фашистской Германией витала в воздухе и всё глубже проникала в сознание советских людей. И Лена, понимая неотвратимость борьбы с фашизмом, стала активно изучать немецкий язык.

     Наступил 1941 год. В выпускной 10-й класс вместе с Еленой Белевич перешли 26 человек. Шестнадцать лет – возраст чистой и светлой любви, окрылённой юношескою мечтою, когда кажется, что ты пришёл в этот мир для великих открытий и свершений. Но жизнь рассудила иначе…

      На рассвете 22 июня 1941 самолёты со зловещей символикой бомбили Киев и другие советские города. Для советского народа началась Великая Отечественная война.

     9 сентября фашисты вошли в Чернигов. В разбитом немецкой авиацией городе начались массовые облавы, аресты и расстрелы, но город не сдался на милость захватчиков и продолжал мужественно сопротивляться. Истинная патриотка и отважная девушка, Елена Белевич независимо от старших товарищей сумела создать молодёжную подпольную организацию «Юный патриот». Насчитывался в ней 21 человек, семнадцать юных подпольщиков были из родной школы Елены, а девять – из её класса. О размахе деятельности организации говорит хотя бы такой факт – первая листовка о разгроме немцев под Москвой была расклеена в городе группой Елены Белевич. Вот когда ей пригодилось знание немецкого языка!

Лена, несмотря на свою молодость, обладала большим даром убеждения, была, как мы сегодня говорим, харизматичным лидером. Она сумела привлечь к антифашистской деятельности лейтенанта немецкой армии Хельмута Байгофера, сторонников украинской «самостийной» идеи переводчика гестапо Виктора Филипчука и сотрудника черниговской националистической газеты «Українське Полісся» Антона Кулыбу. Елена сумела установить связь с диверсионной группой легендарного «Кима» (Кузьма Гнидаш) и партизанами. Две недели она блуждала в лесу возле Днепра, недалеко от села Неданчичи, пока не вышла на связь с партизанским отрядом. А когда Хельмут Байгофер предупредил об арестах, Елена сумела увести свою группу к партизанам.

     В партизанском отряде им.М.Коцюбинского Елена Белевич командовала ротой разведки. Командовать молодыми бесстрашными парнями, отчаянными сорвиголовами, в восемнадцать девичьих лет – это много говорит о её сильном характере, неординарном уме, железной воле и выдержке. Она часто уходила на сложные и опасные задания, и всегда выполняла их с честью.

     Партизаны очень досаждали немцам – и они бросили против них карательные отряды, численностью до 30 тыс. человек. Силы были неравными, и партизанскому отряду, в котором насчитывалось не более 400 бойцов, пришлось отступить вглубь леса. Неделю, скрываясь от немцев, они просидели в болоте. Рядом с шумом падали мины и бомбы, многие, не разрываясь, вязли в болотной жиже. Кольцо окружения стягивалось всё туже. И командир отряда Н.Таранущенко принял решение уходить через Днепр в белорусские леса. Но для этого необходимо было выяснить, свободна ли от немцев дорога на Неданчичи и Йолчу. Выполнить эту трудную задачу взялись добровольцы-разведчики: Елена Белевич, её школьный товарищ Валентин Борковский и белорус Михаил Симоненко. В Неданчичах и Йолче немцев не оказалось. Борковского с этим сообщением отправили в отряд, а Елена и Михаил уже вдвоём решили продолжить разведку. И уже на обратном пути в белорусском селении Йолча попались в руки полицаев. Существует версия, что предал их мужик, которого они там встретили. Лену и Мишу страшно пытали, но они не выдали своих товарищей. Их перевезли в Асаревичи, где находилась немецкая комендатура. Допросы и пытки продолжались, а когда немцы поняли, что юных партизан не сломить, решили сжечь их живьём и облили бензином. Но отсыревшая одежда не хотела гореть.

     Второго мая 1943 года Елену Белевич и Михаила Симоненко после ужасных истязаний расстреляли, а трупы закопали в школьном саду. Могилу обнаружила учительница и долго держала свою страшную находку в тайне. Рассказала о ней лишь командиру части, которая освободила село от немцев. Могилу раскопали и обнаружили в ней трупы девушки и парня. Юных героев похоронили рядом с братской могилой воинов, погибших при освобождении Асаревичей, и поставили общий обелиск.

     Осенью 1986 года в Асаревичах полным ходом шли земляные работы. В школу проводили газ. Во время земляных работ в школьном саду вскрыли неизвестное захоронение. Судебно-медицинская экспертиза определила – останки принадлежат юноше и девушке. Только тогда вспомнили слова старожила, что рядом с братской могилой похоронены совсем не Елена Белевич и Михаил Симоненко.

     По просьбе белорусских властей найденные останки исследовал известный советский антрополог Н.Герасимов. После тщательной экспертизы он сумел реконструировать лица найденных в захоронении людей. В переданных фотографиях близкие без труда узнали Елену и Михаила. Останки их торжественно перезахоронили в центре села, в той же самой могиле, которая больше 43 лет считалась их последним пристанищем. Было мнение забрать останки Елены Белевич на родину и захоронить в Чернигове, но белорусы попросили не тревожить прах юных героев и оставить всё как есть.

     И теперь, когда распался Советский Союз, когда Украина и Беларусь стали суверенными государствами, глубоко символично, что юные украинка и белорус лежат в одной могиле. Дружба наших народов имеет славную многовековую традицию, которая своими корнями уходит в историю Киевской Руси. На протяжении многих столетий она не раз скреплялась кровью сынов и дочерей двух братских народов. И общая могила украинки Елены Белевич и белоруса Михаила Симоненко является веским доказательством этой непреложной истины.

     Уже давно отгремела война. Одиннадцать человек из десятого класса, в котором училась Елена Белевич, не дожили до славного дня Победы. Фотографии их можно увидеть в историческом музее коллегиума №11. В преклонном возрасте умерла мать (отец умер ещё до войны). Ушли из жизни братья, члены подпольной организации и партизаны Владимир и Юрий. Последней из партизанской семьи Белевичей 23 февраля 2005 года, в День защитника Отечества, умерла Варвара Белевич, жена Юрия.

     P.S. Рядом со школой-лицеем №11 находится тихая и уютная улица Героя Советского Союза – Елены Белевич.

     P.S.S. За два года оккупации немцы и их приспешники расстреляли больше 52-х тысяч черниговцев, жителей области и военнопленных. В Чернигове до войны насчитывалось 68 тысяч жителей, по немецкой переписи 1941 года их было уже только 30 тысяч. Красную Армию в сентябре 1943 года встречало 11 тысяч черниговцев.


Рецензии