Как развивать таланты?

Откуда берутся таланты? На фоне глобальных проблем, стоящих перед человечеством, этот вопрос настоятельно требует ответа. Выявление дарований в раннем возрасте, их развитие в школе и впоследствии – такова задача всей жизни и деятельности старших поколений.
   
Мне хотелось бы напомнить известные слова одного из любимых героев детворы – Гекльберри Финна из прекрасной повести Марка Твена: «Я не позволю, чтобы хождение в школу мешало моему образованию…»

Эти многозначительные слова могут послужить поводом для размышлений об ответственности образования и воспитателя в наши дни, когда само время настоятельно требует кардинальных перемен во всех сферах знания и человеческого действия. По мнению президента Всемирного совета одарённых детей Н.Майер (Канада), очень часто взрослые педагоги вынуждены играть в академические игры, навязанные им «учёными мужами», что, в свою очередь, заставляет детей подражать взрослым, вместо того, чтобы развиваться естественно. Но весьма важно подчеркнуть, что даже фантасты не в состоянии представить себе, на что способны дети.
   
Каждый ребёнок обладает дарованием, которым наделила его Природа, и задача взрослого воспитателя – не только дать детям базу знаний, но и определить, кто из них станет, скажем, способным садоводом, музыкантом, поэтом или писателем, художником или отличной домохозяйкой. Однако, чтобы успешно справиться с этой задачей, нужно уважать индивидуальность ребёнка, которая, подобно колоколу, имеет свой звук и силу.
   
До недавнего времени дарование в области математических или гуманитарных наук считалось основой для интеллектуального развития. Во всём педагогическом мире проявляется интерес к социально одарённым детям.
   
Специалисты приходят ныне к единому мнению: талантливым нужна особая забота. Отсутствие дополнительных усилий в развитии способностей ребёнка, обладающего незаурядным мышлением, богатым воображением, способностью отделять главное от второстепенного, пагубно сказывается на проявлении личности этого ребёнка.
   
Наверное, у некоторых возникает вопрос: каким должен быть педагог, работающий с талантливыми детьми?
   
Здесь любопытны данные, приведённые членом Всемирного совета одарённых детей Т.Марджорамом (Великобритания). Оказывается, лучшими воспитателями являются не обладатели высоких научных знаний (хотя, естественно, что и этот контингент учителей весьма необходим для организации полнокровного учебно-воспитательного процесса), а чаще всего – те педагоги, кто считает, что и в 40 лет есть чему поучиться. Взрослому вовсе не обязательно быть одарённой личностью, гораздо важнее быть стремящимся к знаниям человеком. Именно такие люди пользуются необыкновенной привязанностью и любовью детей.
   
Не выяснено ещё, где должны обучаться одарённые дети – в специализированных школах (своеобразных «заповедниках талантов») или же в обычных. С одной стороны, именно специализированные учебно-воспитательные заведения выступают гарантом особой заботы и внимания. Можно, например, вспомнить А.С.Пушкина, А.А.Дельвига и других выпускников Царскосельского Лицея, или Н.В.Гоголя, окончившего Нежинскую гимназию (аналог Лицея в Царском Селе). Но, с другой стороны, шанс попасть туда невелик. Значит ли это, что непринятым в такую школу придётся поставить крест на своих способностях? Нет, разумеется. И можно привести в качестве опровержения первого тезиса примеры, связанные с творческой жизнедеятельностью А.М.Горького, Т.Г.Шевченко и т.д.
   
А что ждёт тех, кто покинет искусственную, «парниковую», среду специализированных заведений?
   
Вопросов много. Ответов, к сожалению, найти практически нельзя.   
   
И ещё одна существенная деталь. У талантливых детей есть свои довольно серьёзные проблемы. Нередко эти дети испытывают потребность показать окружающим, на что они способны, продемонстрировать свою незаурядную память, обострённое чувство необычного, способность сосредоточиваться, что, как правило, не нравится их сверстникам. Довольно чувствительные по натуре одарённые дети обычно с презрением относятся к тупицам и лентяям. А это чревато эмоциональными стрессами для обоих антагонистических «лагерей», трудностями социальной адаптации и одиночеством – для дарований. Для решения этих проблем требуется объединить усилия воспитателей, педагогов, психологов и психиатров.
 
Нам, воспитателям, нужно рассматривать одарённых детей как обыкновенных учащихся, имеющих право на ошибки, давать детям возможность самим справляться с житейскими трудностями. По мнению доцента Полтавского педагогического института В.М.Моргуна, следует «полностью отвергать методы воздействия, основанные на отрицательных эмоциях, угрозах и принуждениях». Работа  с талантом должна стать радостью и для одарённого ребёнка, и для воспитателей.
   
На 13 Международном семинаре, посвящённом проблеме одарённых детей, российский учитель И.П.Волков продемонстрировал участникам его небольшую выставку удивительных рисунков своих воспитанников. «Спрашиваете, таланты ли это? Нет, просто 10-12-летние дети»,  – заявил тогда И.П.Волков. В его словах  прозвучало явное предостережение: опасно подразделять детей на талантливых и посредственных. Необходимо быть чрезвычайно осторожными, называя какого-нибудь ребёнка «одарённым». Ибо, охваченные стремлением «не подвести», эти «одарённые» доведут себя до самоубийства, если ощутят невозможность соответствовать брошенной беззаботным педагогом оценке их способностей. Образование и воспитание должны быть организованы таким образом, чтобы на разных их стадиях проявлялись дарования развивающейся неординарной личности.
   
Итак, можно сделать определённые выводы относительно основополагающих направлений работы учителя, ставящего перед собой задачу   выявления и дальнейшего развития творческих способностей ребёнка:
   
– собственно воспитательная работа, заключающаяся в привитии ребёнку наиболее рафинированных постулатов нравственного, морально-этического, духовно-гуманитарного уровней;
   
– социопсихологическая работа, предполагающая проведение серии диагностирований, тестирований, изысканий в областях сознания и подсознательного с целью наиболее полного раскрытия дарований испытуемой личности; 
   
– индивидуально-лингвистическая работа, помогающая ребёнку совершенствовать свои познания в сфере языка, с целью выработки у личности адекватности в плане восприятия и отображения аутентичной реальности.


Рецензии
Дорогой Георгий,
Спасибо за интересную статью!
Замечу лишь, что теме развития таланта и я посвятил несколько статеек, хотя считаю, что развивать талант ("САМОГЕНИАЛИЗОВАТЬСЯ") можно и нужно в ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ
И более того, талантливые "от природы" люди с возрастом обычно свой талант теряют.
Прискорбно, но факт.
Люди же, ничем не блиставшие в детстве, юности и даже зрелости, но развивавшие свой талант, не только его не теряют в пожилом возрасте, но и, наоборот, постоянно его УКРЕПЛЯЮТ И РАЗВИВАЮТ!
Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   18.12.2022 19:56     Заявить о нарушении
Дорогой Эспри, очень рад, что Вам моя статья, по-видимому, "приглянулась"!? Это - тезисы моего выступления на всероссийской научно-практической конференции "Воспитание личности в обновляющейся системе образования" (г. Ростов-на-Дону, 1993 г.). Страшно даже произнести))), но всё-таки придётся))): уже почти 30 лет прошло... а мне по-прежнему всё ещё кажется, что недавно))) - такой вот парадокс...
Вы правы: в любом возрасте развитие своих талантов очень важно и актуально. И совершенно верно Вы подчеркнули, что без постоянного саморазвития таланты "угасают"... от себя добавлю (возможно, немного резковато и даже грубовато!?): при отсутствии кропотливого саморазвития всем нашим талантам - "грош цена в базарный день"...
С большим уважением, от всей души, Ваш Георгий.

Георгий Георгиевич Ларин   21.12.2022 00:54   Заявить о нарушении
Дорогой Георгий,
Рад, что наши взгляды, в основном, совпали, хотя я не столь радикален в вопросе о саморазвитии или несаморазвитии таланта.
Если "талант от бога", то это всё равно -- ТАЛАНТ. НАЛИЧЕСТВУЮЩИЙ!
Другое дело, и тут наши взгляды совпадают, ЧТО ждёт этот талант через несколько десятков лет? Вот тут, Ваша оценка может проявить себя в полно мере.
То есть важен не только "status quo", а, и это горадздо важней, ТЕНДЕНЦИЯ!
Куда двигаться? Или стоять на месте, гордо смотря на "неталанты" сверху и не замечая, что пьедестал самоупоения сжимается как шагреневая кожа!
Ваш с ответными чувствами Эспри

Эспри Де Лэскалье   21.12.2022 01:40   Заявить о нарушении
Не могу не поддержать Ваши доводы, дорогой Эспри: всё верно!
Но с небольшим уточнением: "талант от Бога" - совсем не обязательно; может быть и "талант от Дьявола"... Пример? - пожалуйста! - вот очень яркий пример: Paul Josef Goebbels (1897-1945), Reichsminister fur Volksaufklarung und Propaganda, Reichspropagandaleiter fur NSDAP(Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei)!!! "Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней." - это взято за первооснову государственной информационной политики не в одной только России))))))
С уважением и искренними чувствами, Ваш Георгий.

Георгий Георгиевич Ларин   21.12.2022 02:34   Заявить о нарушении
Дорогой Георгий,
Доктор Иозеф Геббельс был, несомненно, весьма одарённым человеком и я не раз цитировал его высказывания: "Ложь, повторенная многократно, становится правдой" и "Чем наглей и беспардонней ложь, тем охотней люди ей верят".
Но здесь одна тонкость: Словосочетание "Талант от бога" я использовал в смысле "ОТ РОЖДЕНИЯ, от Природы", то есть заложенный, возможно, в генах и НЕ БОЛЕЕ!
Ваш оборот "Талант от Дьявола" подходит к таланту, то есть к способности мыслить в высшей степени оригинально, нестадно, нешаблонно и АДЕКВАТНО, включает в себя оценку НРАВСТВЕННУЮ, которой быть не должно.
Способности человека, духовные и физические -- НРАВСТВЕННО НЕЙТРАЛЬНЫ! Они не есть добро и не есть зло!
ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ во имя добра и зла вносит нравствевнную оценку в ПОСТУПКИ ИЛИ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ человека, что опять, есть неправомерное смешение двух совершенно разных ипостасей!
Нравственность человека НИКАК не связана с наличием или отсутствием неких специфических способностей, а их наличие или отсутсттвие никак не влияет на моральный облик обладателя этих качеств.
В истории человечества , да и в повседневности, можно видеть талантливых людей, хотя абсолютно аморальных тварей. И, с другой стороны, человек может быть лишён каких-либо специфических способностей, и, тем не менее, обладать высокой и благородной душой.
Встречаются и обладатели обоих качеств в превосходной степени, но такие -- редкость!
Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   21.12.2022 02:52   Заявить о нарушении
О последнем утверждении.
Примеры: Альберт Эйнштейн и Нильс Бор!
Оба великие физики с совершенной физической интуицией, и, одновременно, глубоко порядочные люди.
По-человечески -- хорошие!

Эспри Де Лэскалье   21.12.2022 02:55   Заявить о нарушении
Дорогой Эспри!
Немного уточню Ваши весьма логичные и рациональные слова.
Мы в основном (и, естественно, я - в самую первую очередь!) смешиваем психологию & педагогику и др. смежные научные дисциплины с лингвистическими науками при анализе проблемы одарённости- таланта-гениальности человеческих индивидов. В частности, понятия "одарённость", "талант", "гениальность" (вкупе с понятием "способности", кстати, Вами использованным в процессе обоснования своей научной позиции!) рассматриваются через призму синонимии. Это не совсем верно.
На первый взгляд, все эти понятия отображают общую, наиболее яркую черту, характеризующую одарённых, талантливых, гениальных людей: их метафизическую способность абстрагироваться от стадных инстинктов. Из этой, несомненно, экстраординарной способности, являющейся в некотором смысле трансцендентной (но не трансцендентальной, т.к., в отличие от последней, вообще не предполагает никакого разумного объяснения!), часто делается вывод "по умолчанию" об их конгруэнтности.
СМ. ПРОДОЛЖ.

Георгий Георгиевич Ларин   24.12.2022 00:27   Заявить о нарушении
Дорогой Эспри!
Дифференцированная мной явно мнимая конгруэнтность разных понятий объясняется лишь повсеместным применением в практической профессиональной деятельности (в т.н. прикладном аспекте) сугубо лингвистических подходов - без учёта собственно философской методологической парадигмы...
СПОСОБНОСТИ. Они бывают врождёнными и приобретёнными. Говорить об их ценностной недетерминированности можно только относительно врождённых способностей. Но не все они являются маркерами одарённости.
ОДАРЁННОСТЬ. Это качество характеризует только сверх-способности.
........
Таким образом, аксиологически нейтральны: a) все без исключения врождённые способности и - в условном статусе их наивысшей эманации -b) одарённость.
Приобретённые же способности, напротив, не располагаются "по ту сторону Добра и Зла".
........
ТАЛАНТ. Эта черта указывает на сформированную и развитую одарённость. Следовательно, оценочные (т.н. рейтинговые) категории этического и аксиологического уровней здесь не только уместны,...
СМ. ДАЛЕЕ!

Георгий Георгиевич Ларин   24.12.2022 01:36   Заявить о нарушении
Дорогой Эспри!
... они (эти нравственные и ценностно-значимые рейтинговые оценки!) также явно желательны и, сверх того, латентно детерминированны.
Вот почему по отношению к понятию "талант" и в бытовом, и в научном обиходе используются двухуровневые рейтинговые этические аксиологемы: аксиологема-глорификатор "талант от Бога" и аксиологема-негативатор "талант от Дьявола"... Кстати, существуют также аксиологема-глорификатор "добрый гений" и аксиологема-негативатор "злой гений". Это подчёркивает социальную детерминированность понятия "гениальность".
........
ГЕНИАЛЬНОСТЬ. Это не что иное, как сверх-талант.
........
Дорогой Эспри! С Вашего позволения, на этом прервусь: глаза начали самопроизвольно закрываться... мой старческий))) организм требует сна... вынужден этому покориться...
С теплом и дружеским участием, Ваш Георгий.

Георгий Георгиевич Ларин   24.12.2022 02:29   Заявить о нарушении
Дорогой Георгий,
Спасибо, как обычно, за интересный комментарий моего комментария!
(Как-то один читатель или читательница написали мне, что читать переписку с моими комментаторами им интересней, чем собственно мои написания! Забавно!)
О способностях, одарённостях, талантах – для меня это почти синонимы, отличающиеся лишь степенью развитости.
Полностью согласен с Вами в НЕГАТИВНОМ определении вышеназванных качеств – НЕстадность МЫШЛЕНИЯ.
Но это «А».
А надо бы добавить «Б».
Это, в конечном счёте, ОРИГИНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ, то есть НЕОЖИДАННАЯ АДЕКВАТНОСТЬ (ЗДРАВОМЫСЛИЕ).
Примеры я приводил многократно в своих заметках и наиболее яркий в заметке «Незаурядность мысли и её неадекватность». Подчёркиваю, любая интеллектуальная способность обязана обладать в равной степени ОБОИМИ КАЧЕСТВАМИ. Адекватность без оригинальности – вполне может быть мыслью стадной, заурядной! Оригинальность без адекватности – безумием! И только гармоничное сочетание НЕОЖИДАННОСТИ и АДЕКВАТНОСТИ есть оригинальность мысли!

Насчёт способностей врождённых или благоприобретённых. Не вижу никакой связи для обеих с нравственностью Видел немало людей, развивавших свои способности, и остававшихся полностью существами безнравственными!
Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   24.12.2022 02:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.