Санчо
Opus № 116
I
Был апрель. Моя неприкаянная душа бродила в одиночестве и тоске по очередному «неподходящему предмету» - «физтеху», поэту и пианисту Женечке – другу Саши Семенова и его сестры Галочки. Я оказалась на даче, которую снимали Саша и его жена Ольга, на станции Шереметьевская.
Компания обыкновенно подтягивалась с вечера пятницы до утра субботы случайными электричками, плутая в потемках под рев взлетающих самолетов, чтобы два дня пребывать в полной праздности – чаепитиях, дегустации вин, игре в карты, разговорах о музыке и литературе, сплетнях, прогулках в поля, утешениях пострадавших от старых романов и завязывании новых.
Интеллектуальная полубогемная тусовка. До сих пор чувствую запах талого снега и теплое дыхание пробуждающейся земли, которые вдыхали сидя на крыльце дома в ожидании очередного гостя, заблудившегося в ночи. Это было волшебное место. И очень притягательное.
Через четыре года моя свекровь чуть было не купила этот дом. Приехали смотреть очередную дачу. Хозяев не было. Взглянув через забор на участок с огромными соснами, я его вспомнила. И этот балкончик на втором этаже вспомнила, и эту скамейку под соснами, и все, что было внутри дома, и все, что было тогда внутри у меня. Пережила я тут многое. И неудавшуюся любовь к Жене, и знакомство с Санчо. Купить эту дачу было бы кощунством.
***
Тщедушный малый, студент Физтеха, в очках и с гордо выпяченной нижней губой сидел на диванчике. Хозяева только что нас познакомили и ушли готовить обед. Я сидела на стуле. Некоторым девицам достаточно просто сидеть на стуле и молчать, чтобы производить неизгладимое впечатление. Я смотрела на него и молчала, наблюдая, как он будет выпутываться из этой ситуации.
- Это было во вторник… - пауза три минуты.
- Нет. Это было в четверг… - пауза одна минута.
- Или в среду… - пауза десять минут, думает.
- Нет. Точно. Во вторник… - опять пауза.
-
Слова он произносил непривычно медленно, не боясь показаться смешным. Я еще не знала, что его партийная кличка - Философ, что он пишет рассказы, говорит медленно, обдумывая каждую фразу и доводя ее в голове до литературного совершенства, что в рассказе не будет ни одного лишнего слова.
Попросила продолжать, не выясняя, "когда это было". Неожиданно произошла стычка. Он сказал, что ему очень жаль моего мужа. Ответила: - «Себя пожалей!», видя чуть вперед, и не желая отвечать на непрямо поставленный вопрос, замужем я или нет. Он настаивал на своем и развивал тему. Я повторяла с равными промежутками: - «Себя пожалей». Наконец пришли хозяева, и поединок кончился. Началось долгожданное праздничанье.
Красавцем Саша не был, а мои мысли витали вокруг самовлюбленного Женечки. Изредка прогуливалась с Сашей по Москве, скучая и слушая его истории. Мы пили коньяк из рюмок, изготовленных из 25-рублевых бумажек, сидели босиком на газончиках в центре Москвы под пристальным взглядом милиционеров. Нас пытались штрафовать: «Почему босиком?» Мы переходили подземный переход странным образом - я пешком, он на двух руках. Он называл меня Ириха, я его Санч. Мы были одиноки вдвоем и в этом большом мире.
Саша водил в гости к своим друзьям. Это было интересно. Просила прочитать свои рассказы. Отказывался. Однажды в гостях мне предложили сыграть втроем в литературную игру, которой старые друзья частенько развлекались.
Задали тему. Дали лист бумаги. Надо было написать рассказ, прочитать и определить победителя. Я отказалась писать. Высмеяв меня, два друга начали соревнование.
Уж очень похоже на историю Байрона, Шелли и его жены, когда те сидели ночью у камина в страшную бурю и соревновались, кто напишет лучший рассказ ужасов, подумалось мне. Мэри не смогла написать ничего. Зато потом написала роман. Женщины не могут творить так быстро и легкомысленно, как мужчины, но у них рождаются шедевры. Кто теперь читает Байрона и Шелли? А кто не знает «Франкенштейна»? Не стала обижаться на мужской шовинизм. Время моего шедевра еще не пришло.
Я гуляла с Сашей, совершенно его не замечая. Однажды объявил, что сегодня прочтет свой рассказ. Я cгорала от нетерпения. Он не торопился. Мы ходили по Москве. Падал снег. Наконец зашли в подъезд моего дома, чтобы попрощаться. Саша вынул листы бумаги из портфеля.
Забралась на тумбочку консьержки и приготовилась слушать. Было что-то скучное, потом в рассказе появилась красивая и не очень умная девица. Сюжет еще не начался, а рассказ неожиданно закончился словами «среди женщин, которые нравятся мне, найдутся те, которым понравлюсь я. Прощай».
Его фигура растаяла в дверном проеме. Поняла, что глупой девицей в рассказе была я. От такой несправедливости пришла в ярость. Поздно. Ничего не поделаешь. Он исчез. Видимо, навсегда.
Чувство обиды не прошло на следующий день. И на следующий тоже. Хотелось разорвать этого тупицу на части собственными руками. Я измучилась от ненависти. Началась депрессия. На работе меня безуспешно пытались веселить, не оставляя в одиночестве ни на минуту. Меня куда-то водили, что-то говорили. Ничего не помогало. Поняла, что жить без него не могу.
Прошел месяц. Другой. Наконец, подруга Леночка напрямую задала вопрос: «что случилось?» Начала говорить. «Что ты собираешься делать?». "Ничего. А что бы сделала ты?". «Я бы его нашла». Такая простая мысль в мою гордую голову и прийти не могла. А что, если и вправду найти? Цель поставлена. Надо действовать. Есть только имя и фамилия. Больше ничего. Ни телефона, ни адреса.
С чего начать не знала. Просто искала в толпе лицо. Пальто, шапка, красный шарф. Господи, да они все ходят в таких пальто и шапках. И у каждого красный шарф.
И у Женечки тоже красный шарф, обнаружила, придя на свидание в консерваторию. Позер Женечка важно прогуливал меня после концерта и не собирался прощаться. «А ведь он тоже учился на Физтехе. Может спросить?» Пришлось прервать на полуслове. «Женечка, а ты знаешь, где находится общежитие Физтеха?» «Знаю». Он растерялся и вышел из образа красавца-поэта. В лице появилось что-то человеческое. Внимательно посмотрел на меня и подробно объяснил, как проехать. «До свидания»,- буркнула и исчезла, оставив поэта в недоумении. Ура! Я знаю место!
Теперь надо узнать адрес и написать письмо.
Письмо написала. Села и написала первое, что пришло в голову.
У каждой фразы письма оказался свой собственный ритм. В начале, тяжело и медленно. Потом еще медленнее, сентиментально. Темп постепенно увеличивался, и письмо закончилось беззаботной улыбкой. В верхнем углу появилась надпись Opus № 114. Перед каждым абзацем проставлен темп на латыни. Andante cantabile; Lento con profondo santimento; Presto...prestissimo... В переводе: медленно тяжело; очень медленно, как можно сентиментальнее; быстро, быстрее, легко, играючи, постепенно ускоряясь.
Полторы страницы красной шариковой ручкой. Письмо начиналось тяжелым «Я не люблю тебя, Саша! Я не хочу…» и заканчивалось беззаботным «Твоя преданная макака Ира». Рисунок макаки, поедающей дольку арбуза. Рядом разрезанный арбуз. Две стрелки. К макаке - «макака Ира». К арбузу - «Санчо». “The end” в конце письма.
Ничего не придумывала специально. Письмо само получилось таким "музыкальным", в сонатной форме. Подобное появилось ровно через десять лет – кинофильм «Фонтан» - симфония в 9-ти частях (симфонии имеют сонатную форму). Части обозначены музыкальным темпом на латыни. Последняя часть, как помню, - «Andante grandiozo». И недавно телевизионная передача про юбиляра-музыканта была оформлена подобным образом. Темп на латыни с русским переводом в виде титров перед каждым фрагментом. Углубляет восприятие.
Оставалось письмо доставить. На это, как в русской сказке, ушло три попытки. В первый вечер не справилась с собственной гордостью и вернулась обратно, сумев только дойти до метро. В следующий доехала до нужной станции, нашла нужный дом и развернулась обратно по той же причине. В третий вечер с железным спокойствием уже сидела на стуле в фойе общежития и читала Леонида Андреева. Как помню, рассказ назывался «Большой шлем». Выдерживала любопытные взгляды «физтехов», дожидалась кого-нибудь, кто знает Сашу и сможет передать письмо. Часа через полтора мне повезло. Отдала письмо и уехала.
На следующий день раздался телефонный звонок, и срывающийся голос в трубке сдавленно пропищал:
- Здравствуй, Ира, это Саша.
- Здравствуй Саша. Я тебя узнала. Что скажешь, Саша?
- Я прочел твое письмо.
- И что?
- Тебе надо писать!
- Не надо, Саша. Я уже все написала. Когда мы встретимся?
- Я-НЕ-МО-ГУ
- До свидания Саша. Позвони, когда сможешь.
***
II
«…Я убиваю его, как тореадор, - одним ударом.
Это опера, когда я иду на гуся. «Кармен»!…»
(М.С. Паниковский, «Золотой теленок»)
Коррида – любимое слово Санчо. «Опять корриду устраиваешь?», «Сегодня на работе была коррида». Первое настоящее свидание было корридой. Изнывающая от любви макака Ира шла на гуся. Макака - это не то, о чем вы подумали. Макака - это в высшей степени гордое и умное существо.
Какой-то приятель передал Саше ключи от своей квартиры, и мы направились по адресу, купив по дороге двести граммов «любительской» колбасы.
Жарили молча. Сели есть. Тоже молча. Он жевал свой кусок с видом обреченного на казнь. Я со стоическим спокойствием ждала полтора часа по часам. Потом решила, что этого достаточно и начала отдавать команды:
- Ешь.
- Не хочу.
- Тогда - не ешь. Раздевайся.
- ?!!….
- Раздевайся.
Он еще полчаса раздевался и остался в красных спортивных трусах. Нелепый и тщедушный.
- Ко мне.
- Я не могу. Я - Н - Е – У - М - Е – Ю! - он зажмурил глаза, в отчаянии произнося последние слова.
- Я что ли умею? Сюда!
Ясность намерения – страшная сила. Наблюдала эту сцену со стороны и одновременно в ней жила. Меня переполняла нежность к Санчо. Он был нужен мне сейчас. И казалось, будет нужен всегда. Вопрос о том, с какой стати должна терять невинность, не испытывая никакого чувства к мужчине, останавливающий всякий раз в решающий момент, не мог возникнуть по определению. Все было очень глубоко и нежно с моей стороны.
Вернувшийся хозяин нарушил уединение. Наутро спокойно ждала, что Саша скажет мне все то, что положено говорить в таких случаях. Он долго молчал.
- Говори.
- Такие женщины должны принадлежать народу.
Хотелось есть. В пыльном ресторанчике нам подали тушеную свеклу с антрекотом. Я не теряла надежду услышать нужные слова.
В те годы молодого человека, не признавшегося в любви на первом свидании и не сделавшего предложения руки и сердца на втором, считала трусом, и если тот не имел при этом никаких талантов, третье свидание не назначала. История с Санчо давно уже вышла из стандарта.
Время тянулось медленно. Наконец, отодвинув пустую тарелку, задал свой вопрос:
- Мы будем жить?
- Нет.
Спустя шестнадцать лет он ходил за мной по пятам по моей квартире и повторял одни и те же слова:
- Я тебя люблю!
- Ну, наконец-то! Спасибо, Саша. Я ждала этого шестнадцать лет.
- Я тебя люблю.
Ему очень нравилось произносить эти слова. На двадцатый раз потеряла терпение:
- Ладно. Ты меня любишь, у тебя дело есть. А мне чем прикажешь заниматься?
- Соответствовать.
Так вот что имеют в виду мужчины, объясняясь нам в любви! А я то думала! Это многое объясняет.
- Понимаешь, Ириха, в отношении мужчины к женщине есть две стадии: первая – возможность, вторая – необходимость. У меня вторая стадия – необходимость.
- Необходимость? Для своей «необходимости» ты уже давно упустил «возможность».
Почему мужчины так медленно думают? Что за глупые идеи так крепко сидят у них в головах? Почему они так безнадежно слепы и не чувствуют вовремя, что с этой женщиной могут и должны прожить всю жизнь? Почему моя душа и тело должны стремиться к нулю от их бездумности? Духовная импотенция.
«Резковата ты, Коша. Я называю это человеческой импотенцией», - возразила мне Ирочка Мяэ и была совершенно права. Действительно резковата, и справиться с этим не могу. Человеческая импотенция - звучит и мягче, и точнее.
***
Случайно заметила слезы на лице, когда целовала его в какой то подворотне.
- Санчо, почему ты плачешь? Я же тебя люблю!
Прочитала его мысли потом. Глупое мужское отчаяние типа «на первой бабе и жениться?». Как он мог не придать значения тому чувству покоя и надежности, которое мы испытывали, находясь рядом. Как не заметил знака равенства между нашими духовными и интеллектуальными потребностями? Мне плохо без этого. Моя главная эрогенная зона – голова!
***
Хотите знать, прошли ли вы мимо своего мужчины (женщины)? Задайте себе вопрос – там были дети?
Поняла это давно, еще на третьем курсе. Неудачно пошутила на тему о детях, предполагая, что они у нас общие. Леша первый раз за полгода знакомства резко меня оборвал – «не трогай моих детей!». Рядом был чужой человек. Детей у нас, оказывается, не было. «И что же ты не выпускаешь меня из своих рук столько времени? Что же прощаешься со мной каждый день в полпервого ночи, чтобы в восемь утра уже запрыгивать следом за мной в троллейбус как неотступная тень? Что же ты говоришь слова «я тебя люблю, но все равно ты мне нравишься», называешь меня «Маленькая», а твои глаза светятся восхищением? Ты мне врешь, милый! Ты влюбился, а в глубине души чувствуешь отчужденность. Ты мечтаешь меня разлюбить. Это не честно, милый. И конец уже не за горами. Можешь знакомить меня со своей мамой. Я могу познакомить тебя со своими родителями. Ты можешь сидеть на диване в квартире моего деда. А я буду мечтать о другом человеке. И это честно, потому что я люблю, не обманывая никого».
***
А с Санчо у нас дети были. Он попросил меня родить ему сына.
- Ириха, роди мне сына!
- Зачем?
- Я буду хлопать его по попке.
- Я не дам тебе бить моего ребенка!
Разговор произошел через год после моего замужества. На скамейке у метро «Университет», где мы в прошлые бездомные годы встречались, чтобы поболтать.
Ты глупец, Саша! Ты ни разу не признался мне в любви, не решился позвать замуж, когда приехала, чтобы рассказать о своем скоропостижном замужестве. Я дала тебе много шансов меня не упустить. В конце концов, сама нашла тебя, когда ты бросил меня только потому, что я видела в тебе человека, а не мужчину. Я кормила тебя котлетами и клубникой, ты понизил меня в звании, переименовав Ириху в Ирхен. Я снесла унижение.
В нашей истории я все делала сама. Мне себя упрекнуть не в чем. Я платила по счетам своей любви. А ты? Вот и ужинай теперь со мной в кафе редкими вечерами после работы, как пан Профессор и пани Моника. Ты тоже лгал. Сам себе. Ты мне и теперь очень дорог. Ты мне родной. Но любить я буду уже других. Ты обманул сам себя.
Недавно Макеша по телефону посетовала мне, что не вышла замуж за Санчо. Не звал – не вышла. Что-то же они могут сделать сами?
Макаку Иру надо было тащить к венцу, пока она не опомнилась. Мы, макаки – в высшей степени гордые и вольнолюбивые существа!
Свидетельство о публикации №210111300131
Спасибо, Рефат!
Ирина Литвинова 02.02.2015 21:28 Заявить о нарушении
Рефат Шакир-Алиев 02.02.2015 22:09 Заявить о нарушении