Бабочка
Конечно, Мария Лаврентьевна, была блестящим преподавателем химии и главной модницей поселка. Но вряд ли мы помнили бы её всю жизнь, если не внушала своими уроками такой леденящий душу ужас, что, вспоминая о них, вздрагиваем до сих пор. Вздрагивают, уже имея собственных внуков. Что уж говорить о тех временах, когда были детьми.
Мы чувствовали себя младенцами, запертыми в клетку с хищником. Учительница держалась с достоинством львицы, говорила ровным тоном, благосклонно улыбалась максимально доброй улыбкой. Дети - трепетали.
К слову заметить, Марья была еще и нашим классным руководителем. Относилась к своим обязанностям с душой. Подопечные должны были учиться – лучше всех и выглядеть – блестяще. Учительница стремилась к идеалу и не однажды в своих стараниях переходила педагогическую границу:
- Рахматов, к доске! - с последней парты встал Саша Рахматов – Гвоздь.
Рахметову, герою романа «Что делать» - большому любителю спать на гвоздях и практически однофамильцу, ученик был обязан своим прозвищем. А, быть может, тому, что действительно сильно смахивал на этот прямой и острый железный предмет.
Молчаливый герой обыкновенно ходил, вытянув руки по швам и прижав подбородок к длинной шее – логическому продолжению узкой спины и покатых плеч. В фас и профиль Гвоздь напоминал любимую отметку Марьи - «кол».
Осанка вырабатывалась годами упорной работы над собой. Самый маленький ученик в классе тянул шею вверх, чтобы казаться длиннее и имел стойкое прозвище Карла с легкой руки соседки по парте – длинноногой и добродушной Мариночки, превосходившей соседа в длину сантиметров на двадцать. Свои восторги по разным поводам хохотушка обыкновенно выражала так:
- Карла-а!– вопила обладательница французских ножек и очков на носу,- й-и-э-х! - отвешивала звонкую затрещину на весь замах руки снизу вверх по стриженому затылку.
Сосед не возражал ни словом, ни делом. Боксировать не пытался. Видимо, семейная идиллия его устраивала вполне.
- Каланча! - улыбался Карла.
Первого сентября в десятом классе на уроке физкультуры Саша сразил одноклассников. Учитель потратил пол-урока, чтобы переставить Карлу с привычного последнего места в строю на место, соответствующее новой длине.
Пытаясь добиться точного результата, передвигал ученика вперед к следующей по росту девице. Потом в ход пошли мальчишки. Но и среди них не нашлось тех, за кем подросший Саша смог бы спрятаться. С Карлой перемерились все – спина к спине. Вопрос стоял принципиально и остро. Кому же захочется уступить честно завоеванное место в главном детском соревновании, в росте?
Для точности измерений вместо уровня в ход пошел учебник. Результат потряс. Одноклассники с новым уважением разглядывали Сашу. Триумфальное шествие скромняги Карлы с последнего места на первое закончилось.
Одноклассники никак не могли привыкнуть, что маленькая голова товарища и его длинный нос находятся так высоко. Голова, всё та же, что и прежде, наблюдалась в неожиданном месте. Вместо лица взгляд упирался в пуговицы, затем некоторое время недоуменно скользил вверх - а где голова? Пуговица, пуговица, пуговица, шея, - а вот и она!
Очутившись в такой ситуации в первый раз, соседка по парте, как и другие не видевшая Сашу целое лето, не сразу обнаружила лицо, и, пересчитав все пуговицы, озвучила впечатление:
- Карлу-у-ша-а! Какой ты до-о-лги-и-й!
Впервые восторг Мариночки обошелся соседу без дежурной затрещины. С тех пор Карла стал Гвоздем.
Вернемся к химии. Не торопясь, руки по швам, глаза в пол, Гвоздь прошел к доске. Начал отвечать. Не понятно почему, слушать его Марья не стала.
Химическая реакция с бурным выделением энергии неожиданно началась у учительницы внутри и мгновенно перешла в стадию неуправляемого горения. Проще сказать – Марьяша взорвалась. Ни до, ни после, никогда больше, мы не видели царственную учительницу химию потерявшей образ:
- Как вы одеты, Рахматов? Что за роба? Вы позорите класс! Немедленно домой, переодеваться! Не смейте являться в школу в затрапезном виде!
Ученик стоял в свежей, хорошо выглаженной военной рубашке защитного цвета, стоически молчал, ожидая, когда учительница угомонится, чтобы можно было продолжить ответ.
Класс замер в недоумении, что случилось? Казалось, Гвоздь провинился так, что ему грозил как минимум вылет из школы, а по-хорошему так суд-тюрьма-Сибирь.
Атмосфера раскалилась до предела, мысль вступиться за товарища струсивших одноклассников не посетила. Свирепый монолог химозы остановил вскоре раздавшийся звонок с урока.
Однако, остановил только на время перемены. Марья ворвалась в кабинет физики на следующем уроке и опять набросилась на Гвоздя, сидевшего там за первой партой. Отняла пять минут чужого урока, чтобы окончательно, в клочья, растерзать виновного. Ученик молчал, «проглотив аршин» и уперев глаза в парту. Класс и учитель физики онемели.
На следующий день первый урок - химия.
- Рахматов!
Ученик встал с последней парты и замер на всеобщем обозрении. Белая рубашка и костюм.
Но каков костюм! Оставаясь черным, он отливал всеми цветами радуги, как кожа экзотической рептилии. Галстук-бабочка достойно завершал картину. Гвоздь был шикарен. Немая сцена. Одноклассники разинули рты.
- К доске!
Герой, не торопясь, проследовал по проходу между парт с черной бабочкой на длинной шее, переливаясь, как бензиновая лужа и рассыпая вокруг себя разноцветные искры. Ответил на вопрос и вернулся на место. Марья смолчала.
На следующий день опять химия:
- Рахматов!
Неужели снова к доске, третий день подряд? Саша встал. Опять в любимой рубашке защитного цвета. Что будет? Марья, казалось, не заметила, как одет ученик, и молча выслушала ответ:
- Садитесь.
И только когда Гвоздь вернулся на свое место и сел за парту, прищурилась, и, как бы между прочим, поинтересовалась:
- А кстати, Рахматов, где ваша бабочка?
Вот так элегантно,
не проронив ни слова,
самый тихий ученик в классе
усмирил свирепую учительницу.
Поставил ее на…
Посадил ее в…
В общем, вернул царицу Химии - на трон.
25.07.2010
Свидетельство о публикации №210111301527