Новые подходы...

Новые подходы к повышению эффективности подготовки будущих специалистов социальной сферы для работы с пожилыми людьми.


(научная статья из сборника "Социальная политика: история и современность". `Сборник статей. Коллективная монография. Ред. - Уиллиамс К. профессор университета Центрального Ланкашира - (Великобритания), Р. Хьюм, координатор проекта ТЕМПУС, Манчестер Метрополитен университет (Великобритания), Т. Серджант, координатор проекта ТЕМПУС
Издание: УдГУ. 2005 г. Ижевск,.

         Демографические изменения, связанные с возрастанием доли пожилых людей в общей массе проживающего в нашей стране населения, в последние десятилетия привлекают к себе пристальное внимание исследователей в различных областях знания.
         Процесс увеличения относительного и абсолютного числа пожилых лиц в обществе формирует определенное отношение к ним у представителей других возрастных категорий. Образ старого человека, сложившийся в представлении современных россиян, имеет больше негативных, чем позитивных черт. По мнению большинства опрошенных, старость - это пора неработоспособности, утраты внешней привлекательности, телесных недомоганий, социальной невостребованности и  одиночества.
        Формированию негативного восприятия старости и старения способствует множество факторов, среди которых на первое место выступают: бедственное  материальное положение пожилого человека (по данным А.Г. Симакова, около 30% одиноких старых людей находятся за чертой бедности, каждый 12-й из них голодает), а также возрастающая вероятность проявления с возрастом множественной психической и психосоматической патологии [4]. Не может не способствовать проявлению враждебности по отношению к пожилым существующее мнение, что старики, с экономической точки зрения, представляют собой обузу для общества, причем затраты на их содержание постоянно увеличиваются. По нашему мнению, «отягощение» для общества можно увидеть, скорее всего,  в постоянно увеличивающемся числе тяжело больных старых людей, нуждающихся в социальной защите и опеке. Процесс демографического старения требует пересмотра основ организации  действующих здравоохранительных и социальных служб, так как они  не в состоянии решать возникающие перед ними задачи  при современных организационных и экономических возможностях  [2].
        Негативные геронтофобические установки, проявления эйджизма по отношению к старым людям, как показывают проведенные исследования, больно ранят самих пожилых, вызывают у них возмущение и несогласие, не позволяют чувствовать себя полноценными гражданами общества.
       Социальные  работники, к сожалению, не выходят за круг эйджистского поведения и предубеждений, присущих нашему обществу.
      Исследования, проведенные при кафедре социальной работы Удмуртского государственного университета, под руководством автора данной статьи, показали, что среди специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в социальной сфере, широко распространены негативные установки по отношению к пожилым. Сотрудникам пенсионного фонда (86 человек) было предложено выбрать из нескольких десятков определений свойств и качеств личности (например: «мудрый», «добрый», «сварливый», «постоянно чем-то недовольный», «обидчивый» и т.д.) те, которые, по их мнению, позволят охарактеризовать некий усредненный образ пожилого клиента, постоянно нуждающегося в социальной помощи. Анализ выбранных словесных оценок позволил увидеть, что у 33,7 % испытуемых «портрет» старого человека окрашен такими эпитетами, как «навязчивый», «дурно пахнущий», «неопрятный», «агрессивный», «постоянно жалующийся», «ворчливый», «неприятный», «не умеющий ценить чужое время», «психически неполноценный».  Иначе говоря, треть сотрудников пенсионного фонда, по долгу службы вынужденных ежедневно общаться с пожилыми, воспринимают эту категорию граждан как неполноценных для нормального общения людей и испытывают по отношению к ним неприязнь. А это, в свою очередь, ведет к усугублению кризисного состояния и дезадаптации клиента.
        Другая сторона проблемы – это психическое состояние и эмоциональные перегрузки самих социальных работников, что обусловливает высокий риск «эмоционального выгорания». Отсутствие специальной подготовки у людей, повседневно общающихся с пожилыми, зачастую приводит к тому, что они не в состоянии адекватно решать каждодневные психосоциальные проблемы своих подопечных. Неумение снять напряженность ведет к возникновению личных психических трудностей, проблем в семье, при общении с коллегами и пр.
        Работа со старыми людьми всегда считалась и считается повсюду одной из самых тяжелых в психологическом плане, она рождает огромное количество проблем для тех, кто ею занимается, не случайно так велика среди них текучесть кадров.  Особенно это касается начинающих специалистов, у которых сложились неверные стереотипы в отношении пожилых людей. Как показали исследования, большинство работников в социальной сфере (врачи, медсестры, руководящий и обслуживающий персонал) вынуждены работать со старыми людьми в силу каких-то жизненных обстоятельств; истинное призвание обнаруживается крайне редко [2].
          Задачу профессиональной подготовки значительного числа специалистов для работы с пожилыми людьми необходимо решать уже сегодня. Все еще бытующее среди социальных работников мнение, что им достаточно житейского опыта и собственных наблюдений за своими бабушками и дедушками, не выдерживает в настоящее время никакой критики. По степени сложности и характеру решаемых проблем эта профессия требует основательной подготовки и предъявляет особые, повышенные психологические требования к социальному работнику, как к личности и как к специалисту. В первую очередь эти требования касаются организации взаимодействия с другим человеком, находящимся в трудной жизненной ситуации и имеющим многочисленные проблемы со здоровьем.  Однако престиж этой профессии очень низок. Это связано с отсутствием в государственном масштабе должного внимания к социальным проблемам, ограниченными возможностями оказывать ощутимую помощь, неопределенностью статуса социального работника и низкой оплатой его труда (Краснова О.В., Лидерс А.Г.,2002).
          Все вышеперечисленные проблемы требуют пересмотра традиционных подходов к подготовке будущих специалистов в социальной работе с пожилыми.    
     Профессиональная подготовка таких специалистов в нашем университете включает в себя, прежде всего, теоретическое обучение, основная цель которого – формирование у обучаемого правильного понимания сущности предстоящей деятельности и усвоение им необходимых знаний. Не вызывает сомнений, что теоретическое обучение необходимо подкреплять тренировкой, развитием практических навыков. Так как   пассивное изучение особенностей старения на лекционных курсах не снимает психического напряжения у будущих социальных работников и не помогает в решении проблем, вызванных общением с пожилыми. Эти задачи наиболее эффективно решают только активные формы занятий, тренинги, деловые игры, где возможен самоконтроль и рефлексия.
   Несовершенство профессиональной подготовки, просчеты, допущенные на этом этапе, могут повлечь за собой серьезные последствия для здоровья специалиста. Человек, поставленный перед фактом своей профессиональной неполноценности, ущербности, тяжело переживает такое положение. Если эта ситуация окажется трудно поправимой и достаточно устойчивой во времени, то ее разрушительное влияние обязательно скажется в той или иной форме на соматическом и психическом здоровье социального работника (Никифоров Г.С., 2002).
           Наполнение конкретным содержанием образовательной программы профессионального самосохранения – процесс достаточно индивидуальный. Однако, можно выделить ряд задач, которые ориентируют человека, включенного в профессиональную деятельность, на поддержание физического и психического здоровья:
- формирование готовности к постоянному самоизменению;
- осознание личностной ответственности за собственное здоровье;
- разрешение внутриличностных конфликтов, развитие способности жить в согласии с самим собой;
- овладение приемами самовосстановления после перегрузок;
- выработка у себя адекватных средств преодоления нежелательных состояний;
- овладение приемами психической саморегуляции, устранения последствий профессионального утомления;
- предупреждение возможных личностных деформаций в своей профессии;
- поддержание своего интеллектуального и творческого потенциала;
- исключение из своей жизни саморазрушающих стратегий поведения;
- развитие навыков самоконтроля за течением мыслительного процесса, умение вовремя останавливать поток мыслей, входить в состояние «безмыслия», умственного покоя (Никифоров,  Маркова, 1996).
        Поэтому такую важность приобретает разработка программы подготовки будущих специалистов по работе с пожилыми, которая бы затрагивала не только теоретические аспекты профессиональной деятельности, не только позволяла сформировать необходимые коммуникативные навыки, но и давала возможность развивать эмпатию,  осознавать свои вытесненные негативные установки и страхи  по отношению к пожилым, а также по отношению к собственному старению, и работать с этими страхами.  А самое важное в работе с пожилыми как наиболее трудной категорией клиентов – это умение оптимизировать свое эмоциональное состояние в нужный момент, не позволив зародиться и проявиться раздражению и агрессии. Такая программа подготовки направлена на решение сразу нескольких глобальных задач:
1. Прежде всего, – это формирование заботы о престарелых клиентах, устранение возможности дезадаптации пожилых именно со стороны социальных работников;
2. Вооружение специалистов знаниями и умениями, которые помогут осуществлять саморегуляцию своего функционального психического состояния в процессе профессиональной деятельности, позволят сохранить специалисту свое психическое и физическое благополучие.
3. Обращение к проблемам старения, важное для каждого человека преодоление страха перед собственным одряхлением, создание внутренней готовности к достраиванию своей судьбы на поздних этапах жизни.
      Изменить установки человека, его личностные ценности и мировоззрение, пробудить творческие потенциалы и потребности в самоизменении и саморазвитии только на уровне логических убеждений очень трудно. Поэтому, в процессе подготовки, так важно к когнитивным процессам подключать аффективные и поведенческие, к которым мы относим  игру, творчество, юмор. Самая важная часть программы, о которой в дальнейшем пойдет речь,  нацеленная на развитие практических навыков, представляет собой тренинговые занятия, в построении которых были учтены основные проблемы взаимодействия социального работника и пожилого клиента.
            В тренинге студентам предоставляется возможность освоить: умения устанавливать контакт, с учетом возрастных характеристик клиента; навыки эмпатического слушания;  неагрессивные формы реагирования в напряженных ситуациях; умение «выйти» из контакта, не обидев пожилого человека,  и др.
           Наряду с широко используемыми  психогимнастическими техниками, ролевыми играми и элементами психодрамы, принципиально новым подходом в подготовке будущих специалистов по работе с пожилыми мы считаем применение юмористических стимулов, а также обучение способам продуцирования комического при помощи техник абсурдизации (моделирование проблемной ситуации в воображении, ее визуализация, и доведение проблемы до абсурда при помощи воображения и фантазии). Иными словами, способность студентов создавать вербальные или какие-либо иные произведения, которые могут развлечь, позабавить, вызвать переживание смешного, а также их способность находить забавное и комическое как в юмористических произведениях, так и в ситуациях окружающей действительности, мы рассматриваем как набор жизненно-важных навыков человека.
              Не смотря на общепринятое  положение о позитивном влиянии юмора и юмористических произведений на поведение человека, существуют определенные ограничения в его использовании.  В роли ограничений выступают укрепившиеся в общественном сознании стереотипы. Считается, что нельзя юмористически относиться к следующим аффективно насыщенным явлениям в жизни: к болезни или горю, к слабости и немощности другого человека или к возвышенным переживаниям, таким, например, как любовь или религиозные чувства.  Следствием этого становится тот факт, что некоторые сферы человеческой деятельности, на которые может быть направлен юмор, оказываются, в соответствии с существующей этикой, за пределами научных экспериментов [1].
         Достаточно сложно ответить на вопрос, почему в нашей стране в научной и научно-популярной  психолого-педагогической литературе темы, связанные с изучением взаимодействия юмора и различных аспектов человеческого бытия,  представлены незначительно, по сравнению с количеством зарубежных исследований   и  публикаций.
         Поэтому, можно считать, что введение «Тренинга юмора» в практическую часть программы, является новым подходом к подготовке будущих специалистов по работе с пожилыми, как в нашей стране в целом, так и в Удмуртии  в частности.
        Трудные жизненные и кризисные ситуации в обыденном сознании мало общего имеют с проявлениями веселья, чувством юмора и смехом вообще.  Однако, экспериментально доказано, что в экстремальных ситуациях предъявление юмористических стимулов запускает механизм не только влияния физиологических характеристик человека на процесс саморегуляции его поведения, но также и активизирует процесс внутренней работы высших уровней человеческой психики – нравственно-мировоззренческих. Это приводит к тому, что индивид не просто приспосабливается к среде, но и активно ее изменяет, т.е. он заведомо выходит за пределы того, что объективно «требует» от него экстремальная ситуация. (Дедов Н.П., 2000).
        Единственное ограничение в использовании юмора, о котором следует помнить, - это, пожалуй, то, что шутки не должны унижать чьего-либо достоинства, не должны быть обидными и оскорбительными. Юмор подразумевает «добродушный» смех.
   Не только в научных исследованиях, но и в обыденной жизни многие люди отмечают влияние положительных переживаний на повышение психической активности человека, обеспечивающей его «настроенность» на решение той или иной задачи.
         В научной литературе, среди профессионально-значимых качеств социального работника, теоретиками социономии и практиками особо подчеркивается и выдвигается на первое место эмпатичность [4]. Учитывая важность и необходимость в данной профессии способности сочувствовать и сопереживать людям, находящимся в трудной жизненной ситуации,  тем не менее, представляется необходимым подчеркнуть  возрастающую потребность практики в профессионалах оптимистически настроенных, жизнерадостных, остроумных, имеющих развитое чувство юмора, как один из компонентов индивидуального стиля общения.
      Чтобы подтвердить это предположение, нами были опрошены клиенты Пенсионного фонда (155 пожилых человек), на тему: «Каким я вижу идеального социального работника?». Из нескольких десятков определений личностных свойств и качеств испытуемым предлагалось выбрать всего десять, которые характеризуют идеальный, по их мнению, образ специалиста (например: «умение сопереживать», «честность», «терпение», «доброта», «умение выслушать», «внимание к проблемам пожилого человека» и др.). У 42,6 %  респондентов в «десятку» значимых качеств вошли: «оптимизм», «веселость», «способность не поддаваться плохому настроению», «улыбчивость», «чувство юмора». Результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что пожилым нравятся жизнерадостные, остроумные, неунывающие молодые люди, особенно если с такими специалистами приходится взаимодействовать в трудной жизненной или нестандартной ситуации. Хотя, несомненно,  в общении с людьми, имеющими проблемы, - любая ситуация по сути является нестандартной, а значит требует творческого подхода, принятия нестандартного решения. Приведенные выше примеры доказывают уместность «юмористической обработки» информации о  различных ситуациях окружающей действительности.
             В основу  тренинговой части программы положен «Тренинг юмора», апробированный  как на молодежной аудитории студентов дневной формы обучения специальности «социальная работа» УдГУ, так и на взрослой аудитории студентов заочной формы обучения.

        В дальнейшем нам представляется необходимым подробнее остановиться на отдельных аспектах реализации задач программы подготовки специалистов по социальной работе с пожилыми,  в которых важную роль играет феномен юмора.

1. Формирование толерантности.
В настоящее время наблюдается повсеместная тенденция: все моложе становятся лица, поставленные перед необходимостью осуществления ухода за старыми людьми или посвящающие себя работе с ними.  При столкновении с отрицательными сторонами старости есть опасность возникновения геронтофобии у молодых социальных работников к своему собственному будущему старению.
         Начиная работать с пожилыми, многие специалисты уже в первые дни трудовой деятельности получают шок от своих клиентов (client shock) из-за недостаточного понимания реальности пожилых людей, недооценки их потребностей и потенциала, а также отсутствия компетентности, необходимой в работе с этой возрастной группой. Требуется высокая степень толерантности, чтобы терпеть эксцентричные выходки пожилых, выслушивать скучные, бесконечно повторяющиеся, иногда – гиперболизированные или выдуманные истории [2].      
          Главная цель этого модуля тренинга – повышение толерантности слушателей по отношению к тем поведенческим и личностным особенностям пожилых клиентов, которые,как правило, вызывают агрессивную реакцию.  Психодраматические техники («дублирование», «обмен ролями», «зеркало», «разогрев», «шеринг») дают возможность получить эффективную обратную связь относительно своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими, скорректировать свое общение. Обогащение групповой работы созданием юмористической атмосферы позволяет участникам творчески подходить к разрешению следующих задач на данном этапе:
1. Расширение осознания системы отношений специалиста к Себе и Другому, принятие отличий  Другого.
2. Усиление эмпатийных процессов в отношениях с «иным, другим, чужим».
3. Раскрытие личностного потенциала и обнаружение внутриличностных конфликтов.
4. Возможность молодому человеку побывать в роли пожилого обьекта агрессии и отвержения.
5. Помощь в осознании деструктивности своего агрессивного поведения.
6. Обретение способности к осмыслению участником тренинга внутренних и внешних причин ограничения толерантности по отношению к пожилым.
       7.   Понимание того,    что    наша   оценка   пожилых  и старых людей, - вполне
             реальный взгляд на наше собственное будущее.

2. Повышение социально-психологической компетентности.
Для социальных работников необходимо прежде всего понимание и осознание множества психологических, психопатологических, соматических, морально-этических проблем, возникающих у пожилых и старых людей, овладение методиками и технологиями, которые бы помогли и облегчили их усилия в повседневной практической работе и общении с обслуживаемыми группами населения. 
Социальные работники сами имеют немало профессиональных и личных проблем, вытекающих из:
- отсутствия     психологических    знаний   о   поведении,   характере,   способах  общения людей пожилого возраста;
- несформированности навыков по установлению  адекватного  контакта  с  пожилым,  часто тревожным,   консервативным,   имеющим тяжелый  характер человеком;   
- сложности установления контакта с родственниками пожилого человека, возможно, нежелания членов семьи сотрудничать с  социальным   работником;
- проекции своих личных проблем на конкретную ситуацию пожилого человека и его семьи (навязывание решений, советы, оценка происходящего);
- недостатка свободного времени: ухаживающий за недееспособным пожилым должен надолго оставаться при нем, одновременно он вынужден выполнять тяжелую работу по дому с высоким уровнем однообразия и монотонности;
- ограничения круга общения из-за нехватки свободного времени.  И т.д.

          Данный модуль тренинга прежде всего посвящен отработке навыков конструктивного общения и уверенного поведения. Обращение к «Банку данных» (перечню описаний действительно трудных случаев из практики взаимодействия социальных работников с пожилыми), позволяет в ролевых играх имитировать и, затем, обсуждать поведение участников реальных событий.
          Объединение игровых методов с юмористическим стимульным материалом  позволяет оптимизировать педагогический процесс. В результате,  отмечается сразу несколько педагогических эффектов: преодоление у обучаемых сопротивления к получению новой информации, снятие страхов перед общением со стариками, лучшее запоминание материала (по типу импритинга) и т. д.  Кроме того, «тренинг юмора» становится средством развития коммуникативных способностей и умений у будущих специалистов (в установлении контакта, создании благоприятной атмосферы в общении, умении разрядить конфликтное напряжение, в преодолении собственных комплексов и ограничений, умении посмотреть на свои проблемы и недостатки с юмором, изменении негативно окрашенных эмоций на положительные).

3. Снижение агрессивности.
        Неумение защитить себя от эмоционального перенапряжения, от негативных эмоций – одно из проявлений психологической некомпетентности социального работника. Проблемы, связанные с общением и взаимодействием с пожилыми у социальных работников, накапливаются и требуют своего разрешения. На это указывает увеличение числа  социальных работников с повышенными индексами агрессивности и враждебности. Агрессия служит одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных ситуациях, и может быть направлена на самого себя в форме самообвинений. Она соответствует защитному типу поведения, когда человек не видит других путей для достижения своих целей. В то же время, сохраняется напряжение, усиливается негативное эмоциональное состояние. И тогда усилия человека направлены не на разработку и осуществление новой программы действий, а собственно на снятие напряжения. Это ведет к неосознаваемому чувству вины, нервному переутомлению, возрастанию агрессивности и враждебности.
        Опираясь на теорию несовместимых реакций, согласно которой добрые шутки, юмористические сюжеты способствуют снижению агрессии (Baron & Ball, 1974), мы проанализировали опыт проведения «тренингов юмора» у студентов – будущих социальных работников.  Целью такого рода тренингов являлось развитие умений понимать и продуцировать смешное. Мы сравнивали результаты пре- и пост - тестирования участников по параметрам агрессивности по методике «Рука» (Вагнера, Бриклена и Пиотровского). Данные тестирований свидетельствуют о снижении поведенческой агрессивности и повышении потребности в социальной кооперации. Погружение в юмористическую атмосферу, участие в совместном «смехотворчестве» позволяет снижать уровень агрессивности у испытуемых.
       Юмор, таким образом, становится тем буфером, с помощью которого человек начинает полагаться больше на социально-приемлемые («добрые») способы поведения, чем на неадаптивные, т.е., обращенные на нападение (агрессию) или бегство (страх, тревога).

4.    Развитие  креативности.
Образование у человека с возрастом стереотипов, барьеров, так называемых «рамок», связано со снижением активности правого полушария головного мозга [3]. По мере расширения объема знаний и жизненного опыта человека, проявляется тенденция к оценке новых событий как высоко-вероятных и малоинформативных, соответственно, исчезает «детская непосредственность» восприятия и все более выборочным становится запоминание информации.
      Исследования в области психофизиологии свидетельствуют, что активация правого полушария и выравнивание межполушарной асимметрии вызывают измененные состояния сознания (ИСС). Именно в подобном состоянии возникают нестандартные решения, озарения, инсайты, а вся доступная информация воспринимается как высоко- значимая [3].
      Для гармонизации межполушарных связей в тренинге обычно используются различные игровые упражнения.
        Юмор и смех можно рассматривать как кратковременное ИСС. Юмористический стимул не может быть воспринят мозгом как событие высоко-вероятностное, поскольку смешно только то, что обладает эффектом новизны. Анализ и переработка юмористической информации проявляется в изумлении, которое человек испытывает, обнаруживая несоответствие и, затем, отреагирует  в смех.
       Для повышения эффективности процесса обучения можно и нужно теоретические положения подкреплять соответствующими по смыслу стимулами юмористического содержания. Тогда информация, поступающая в мозг, будет перерабатываться как новая, высокоинформативная. Временные связи, которые образуются на уровне подсознания, причем в эмоционально насыщенной ситуации, будут отличаться особой стойкостью (Э.А. Костандов).
       Внезапность сопоставлений в юмористическом произведении позволяет ощутить многозначность связей и ассоциаций, одновременное существование в сознании разных взглядов на оцениваемое явление. Так называемое,  дивергентное мышление (Дж. Гилфорд) обусловливает гибкость выбора, непривязанность ни к одной из альтернатив, что повышает вероятность разрешения и устранения   внутренних конфликтов. 
       Способность человека обнаружить в сложившейся ситуации юмористический контекст и тем самым посмеяться над одним из собственных предубеждений относительно себя, окружающих людей или самой ситуации, также связана с креативностью и позитивно сказывается на  развитии личности. Все это создает возможность направить субъекту свое поведение на успешное преодоление ситуации.


5.      Профилактика «эмоционального выгорания».
          Как уже упоминалось, для  социального работника, призванного помогать людям, находящимся в состоянии кризиса, содействовать разрешению трудных жизненных ситуаций, сочувствовать чужому горю, - высок риск эмоционального выгорания.
        Под профилактикой эмоционального выгорания мы понимаем овладение методами психической саморегуляции, которые помогут специалисту при необходимости сбросить напряжение или освободиться от негативных эмоций социально - одобряемым способом, не нанося ущерба окружающим, совладать с повышенной тревогой.
        В отличие от большинства методов регуляции и саморегуляции поведения человека, юмор имеет специфическую природу, которая предполагает воздействие, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Удачно и вовремя сказанная шутка в сложной, критической обстановке очень часто помогает «разрядить атмосферу», снять ее напряженность. Специально созданная психотерапевтическая метафора, целенаправленная юмористическая история, анекдот, - все это позволяет в ходе тренинга изменить не только восприятие клиентом окружающего мира, но и повлиять на его поведение [1].
       Современные психотехнологии, позволяющие осуществлять регуляцию и саморегуляцию, базируются на работе с измененными состояниями сознания (ИСС).[3]  Чаще всего, к таким способам, позволяющим  достигать различной глубины ИСС, относят  медитативные, трансовые техники. Но, для такого рода регуляции необходимы особые условия (возможность побыть в уединении, в покое, чтобы войти в состояние медитации), которые не всегда присутствуют, а их создание затруднено в процессе взаимодействия с клиентом.
       В связи с этим, особенно ценными становятся методики, позволяющие регулировать психофизиологическое состояние человека непосредственно в процессе самой профессиональной деятельности. Таким средством эмоциональной регуляции, а также показателем психического здоровья, в виде существующей способности человека посмеяться над собой,  является юмор (Дедов Н.П., 2000). Фрейд называл юмор «высшей из защит», т.к. он, пользуясь энергией аффекта (страха, тревоги), занимает его место и предупреждает «возникновение неудовольствия из внутренних источников». Юмор позволяет человеку насладиться частичным возвращением к ранним стадиям развития и дать выход энергии, которая теперь не будет использована для вытеснения. Коммуникация с бессознательным создает предпосылки для творчества, свободы, здоровья. Другие авторы психоаналитического направления также едины в своей высокой оценке роли юмора в обеспечении защиты от тревоги (Bergler, Brenman, Brill, Brody, Grotjahn, Sandor, Sperling, Wolfenstein).
       Овладение навыками саморегуляции при помощи юмора помогает мобилизовать внутренние ресурсы, потенциальные возможности, интуицию, наладить отношения с окружающими, достигнуть внутреннего равновесия и спокойствия.
      
 Наши исследования позволили оценить влияние юмористических стимулов на уровень ситуативной тревожности участников эксперимента. В первом случае изучались различия в динамике ситуативной тревожности по методике Спилбергера у студентов с разными типами саморегуляции («автономных» и «зависимых») в стрессогенной ситуации (сдача семестрового зачета) до и после предъявления специального стимульного материала (экзаменационных билетов, содержащих юмористическую формулировку вопроса). В целом результат можно охарактеризовать следующим образом: среднегрупповые показатели тревожности у студентов с «автономным» типом саморегуляции (изначально низкий уровень тревожности) незначительно изменились в сторону снижения,  а у студентов с «зависимым» типом саморегуляции (высокая тревожность) произошло значительное снижение среднегруппового значения ситуативной тревожности.               
  Во втором случае были проведены замеры ситуативной тревожности (по Спилбергеру) в группе студентов (24 человека) до и после апробации первого «Тренинга юмора». Среднегрупповой показатель тревожности за первый день тренинга снизился на 7,2 балла. Количество участников, имеющих средний уровень тревожности, составило 33,3% на начало тренинга, и  8,4%  - после его завершения. Количество участников в группе, имеющих низкий уровень тревожности, с 66,7% перед началом тренинга выросло до 91,6% после его завершения. Таким образом, можно сделать вывод, что юмор действительно является  «высшей из защит» и позволяет снижать повышенную тревожность в напряженных и нестандартных ситуациях.
      По нашему мнению, человек с развитым чувством юмора является более гибким и способным получить жизненно необходимый успех. Т.е. человек начинает полагаться на более продуктивные формы поведения.
    В целом «Тренинг юмора» был нами апробирован на восьми разных по составу и возрасту слушателей учебных группах. По окончании тренинга каждому из участников предлагалось в качестве «обратной связи» в письменной форме отметить важные моменты в работе группы, наличие позитивных изменений в отношениях к себе и окружающему миру, произошедших под влиянием тренинга. Другими словами, студентам предлагалось ответить на вопрос: «Что дал мне тренинг?».
        Контент-анализ письменных отзывов участников нескольких тренинговых групп (общее количество составило 152 человека) позволил выделить следующие эффекты, отмеченные испытуемыми:
1. Испытали страх и тревогу в начале тренинга– 64,4%;
2. Отметили ограниченность отведенного времени для такой серьезной работы – 26,9%.
3. Отметили сложность шутить на заданную тему – 34,2%
4. Отметили сплоченность тренинговой группы – 53,9%;
5. Подчеркнули, что всю гамму ощущений, испытанных на тренинге, можно выразить в общей оценке: «весело, комфортно»  – 60,5%;
6. Проявили актерские способности – 23%;
7. Ощутили полную включенность в работу, «здесь и сейчас» - 25,6%;
8. Узнали много новой информации – 92,7%;
9. Испытали удовлетворенность проделанной работой – 79,6%;
10. Отметили роль ведущего в подготовке и проведении тренинга, в создании им, благодаря юмору, комфортной среды, и его умение найти подход к каждому участнику – 100%;
11. Отметили, что тренинг послужил толчком для личностного роста – 50%;
12. Ощутили полную раскрепощенность и состояние внутреннего комфорта по завершении тренинга – 81,5 %;
13. Выразили  предположение,  что теперь смогут применять полученные знания
в  профессиональной деятельности – 52,6%;
14. Отметили, что негативные установки в отношении пожилых, сменились на
     более нейтральные – 40,7%;
15. Отметили, что появилось сочувствие к старикам (при полном его отсутствии
до тренинга) – 11,8%.
      Чтобы получить научно-обоснованные данные, насколько длительно во времени сохраняются у испытуемых обозначенные эффекты, и будут ли достигнутые изменения успешно использоваться специалистами в практике социальной работы,  необходимы дополнительные  лонгитюдные  исследования.


1. Дедов Н.П. Диагностирующая и регулирующая роль юмора в экстремальных
     условиях. (Диссертация кандид. психологических наук). Москва 2000.
2. Краснова О.В., Лидерс А.Г.   Социальная  психология   старения. – М., 2002.
3. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. – М., 2001.
4.  Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. – Москва, 1999.


Рецензии
хорошая статья
а юмор - тоже создает исс))
М.Сандомирский

Марк Сандомирский   13.11.2010 09:43     Заявить о нарушении
А разве я об этом не упоминала? Мне кажется, я именно поэтому и выбрала тему юмора ))))
Спасибо за похвалу )

Юлия Хабибулина   13.11.2010 20:59   Заявить о нарушении