Как писать прозу

Бесполезно учить кого-то писать балеты, баллады, кантаты, литургии, ноктюрны, оперетты, оперы, оратории, оркестровые концерты, песни, рапсодии, реквиемы, романсы, рондо, серенады, симфонии, сонеты, сюиты, увертюры, элегии.

Невозможно также научить писать пейзажи, портреты, натюрморты и жанровые картины.

Говорить или писать о том, как писать рассказы, повести, новеллы или романы – не думаю, что это дело серьёзное.

Научить кого-то писать прозу нельзя. А то  все стали бы гениальными писателями.

Нельзя же всем писать одинаково, под копирку. Прелесть литературы состоит в оригинальности её авторов и их произведений.

Литература тем и хороша, что в ней разные авторы используют самобытные средства художественного творчества. Например, рассказ Тургенева «Муму» написан в серьёзной манере, а рассказ Чехова «Письмо учёному соседу» – в стиле глупой болтовни героя.

Умение писать художественные произведения даётся врождённым талантом.

Не такой уж я, прости Господи, специалист в писательском деле, чтобы учить кого-то литературному мастерству. Поэтому данную «инструкцию» следует воспринимать как шутку, как ироничное отношение автора к серьёзной проблеме – написанию прозы.

Вместе с тем, есть какие-то общие правила, как бы азбука творчества. Кое-что из этого может пригодиться молодым авторам. В «Сказке о золотом петушке» Пушкин пишет: «сказка – ложь! Да в ней намёк, добрым молодцам урок».

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ.
Рассказ должен иметь сюжет.

Потому что, если рассказ без сюжета, то это не рассказ. Это то, что мы называем: «Что вижу, о том пою. А вижу: гора крутой, ишак худой».

В седьмом классе наша учительница по литературе предложила классу:
- Мы изучили много произведений писателей. Попробуйте написать свой рассказ.
Никто не написал настоящего рассказа. Даже короткого. Потому что не знали элементарных правил, в том числе, что такое сюжет.

Это слово французского происхождения. Дословно оно обозначает «Предмет».
Сюжет имеет очень простое определение: «Последовательность и связь ОПИСАНИЯ  событий».

Есть ещё понятие «фабула». Это латинское слово. Означает «рассказ» или «повествование».

Сюжет и фабула - это, можно считать, одно и то же.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ.
Не следует употреблять литературных штампов.

Штампы или клише в произведении – может быть в литературе, кино, даже в речи оратора – признак отсутствия таланта и наличия глупости у автора. Единственный штамп может испортить прекрасное произведение.

Клише – это застывшая форма темы, мотива, художественного образа или словесного оборота.

Вот такой начинающий глупенький «писатель» увидит красивую фразу у кого-то и бормочет: «Хорошая штучка, надо взять на вооружение». Не понимает, дурья головушка, что этого не следует делать. Копирование чужого как раз и есть признак его глупости. Одно дело цитировать других авторов со ссылкой на них и совсем другое – выдавать это за своё.

Когда молодой человек использует штампы в произведении – это полбеды. Со временем он поумнеет и клише не будет употреблять.
Беда – когда старый дурак или дура, дожившие до седых волос, не понимают всей отвратительности штампов, какими жалкими являются красивые фразы, если они становятся штампами.

«Голубая планета». Мало того, что это сам по себе штамп, относящийся к Земле. Так образ ещё и неверный. Из космоса Земля видится не голубой. Она рябая: белые шапки полюсов, снежные поля Сибири и Канады, облака и вершины гор, рыжие пустыни, зелёные джунгли. Сама атмосфера не голубого цвета. Это нам с поверхности Земли так она представляется. Больше «голубая планета» подходит к планете Урану из-за метановой атмосферы.

Когда впервые верблюда назвали кораблём пустыни, это было очень поэтично. Сравнение давно стало штампом. В России прижилось определение - «Комбайн - корабль полей». Или «отец семейства». Тоже штампы.

У глупых авторов часто повторяется такой штамп: «Но это уже другая история». Или:  «Но это уже совсем другая история». Ах, как жалки и сопливы эти авторы! Как они глупы и бездарны! Они напоминают мужчину, смотрящего на всех свысока и презрительно, с чувством собственного достоинства и превосходства, а у самого ширинка расстёгнута, из которой торчит кусок рубашки.

Впервые эту фразу написал в рассказе «Три – и ещё один» в тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг.
И она была красива. Но от частого применения её затёрли, затоптали, загадили, испоганили. Она стала отвратительным штампом. Применяют этот штамп только совсем глупые «писатели». Например, в шестидесятых годах двадцатого века многие репортажи о космосе советский журналист Ярослав Голованов заканчивал словами: «Но это уже совсем другая история». Актёр Леонид Каневский в телепрограмме «Следствие вели» каждую передачу заканчивал этой избитой фразой.

И когда такому автору укажешь на штамп, оно обижается. Оно думает: «Ах, как красиво звучит: «Но это уже совсем другая история». Можно, например, написать: «Но об этом я расскажу в другой раз». Или «С этим случаем я познакомлю вас в следующем рассказе».

В спортивных комментариях много штампов, которые кочуют из репортажа в репортаж. Например, «автор гола», «вратарь на высоте», «штанга спасла», «ниже своих возможностей», «с полной отдачей», «Воля к победе».

Вот ещё несколько примеров: без вредных привычек, я весь обратился в слух, во рту не было маковой росинки.

Я перечислю ещё некоторые штампы, приведённые Инной Криксуновой на Прозе ру.
Осиная талия; лебединая шея; мраморно-белая кожа; бездонные глаза; непокорные вихры; волосы черные, как смоль; пронзительный взгляд; белозубая улыбка; усталые и добрые гла-за; серебристая седина; волевой подбородок; ледяной взгляд; чуткая душа; трепетное сердце; заботливые материнские руки; натруженные мозолистые руки; скупая мужская слеза; загадочная русская душа; город на Неве (Петербург); туманный Альбион (Англия); Москва белокаменная; Нью-Йорк – город контрастов; провинциальная дыра; разнести в пух и прах; разделать под орех; спать сном праведника; мороз крепчал; боль утрат; усталые, но довольные; воцарилась тишина; в гордом одиночестве; оскорблённая невинность.

Если автор какую-то фразу где-то читал или слышал, ни в коем случае нельзя её повторять в своём произведении.

Все пословицы и поговорки – штампы.
«Так что же? Их нельзя применять в литературе?! Так же можно обеднить родной народный язык!»

В авторской речи употребление пословиц и поговорок возможно в переносном смысле или с оговоркой «как известно». Например. Как известно, «А воз и ныне там».
А вот в речах героев произведения пословицы и поговорки можно считать уместными. Они вносят колорит в характеристику героя или описываемого обстоятельства. Если же автор пишет от первого лица, от имени одного из героев, то пословицы допустимы. Но всё-таки, надо бы поменьше злоупотреблять пословицами и поговорками.

В противовес штампам следует создавать образность речи автора. Надо писать прозу свежими образами, новыми словесными оборотами, до сих пор неизвестными. Это украшает произведение и делает его талантливым. Ну, а если какая-то авторская фраза станет потом штампом, автору можно гордиться.

В каждой басне Ивана Андреевича Крылова есть такие находки. Вот некоторые выражения из басен Крылова, которые стали пословицами.

А Васька слушает да ест – «Кот и повар». А Ларчик просто открывался – «Ларчик». Ворона каркнула во всё воронье горло – «Ворона и Лисица». Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! – «Чиж и Голубь». Да только воз и ныне там – «Лебедь, Щука и Рак». Избави бог и нас от этаких судей! – «Осёл и Соловей». И Щуку бросили – в реку! – «Щука». Сильнее кошки зверя нет! – «Мышь и Крыса». Слона-то я и не приметил – «Любопытный». Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку – «Две бочки». Одни поддельные цветы дождя боятся – «Цветы». У сильного всегда бессильный виноват – «Волк и Ягнёнок». Услужливый дурак опаснее врага – «Пустынник и Медведь». Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? - «Зеркало и Обезьяна».

До Крылова этих фраз не было не только в литературе, но и в обиходной речи.

Очень колоритна речь в комедии Грибоедова «Горе от ума». Вот далеко не все примеры.

«Счастливые часов не наблюдают». «Служить бы рад, прислуживаться тошно». «Где ж лучше?.. Где нас нет». «А судьи кто?» «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». «Я странен, а не странен кто ж?» «Карету мне, карету!» «Ври, да знай же меру». «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» «Судьба любви – играть ей в жмурки». «И дым Отечества нам сладок и приятен!» «Злые языки страшнее пистолета».

Известно много оригинальных выражений, ставших пословицами, у классиков – Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Козьмы Пруткова, Ильфа и Петрова, Высоцкого, Шекспира…

Вот цитаты из Пушкина. «Поэтов хвалят все, питают – лишь журналы». «Болезнь любви неизлечима!» «Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его». «Привычка свыше нам дана: замена счастию она». «Нет истины, где нет любви». «И с каждой осенью я расцветаю вновь». «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей».

А вот фразы Гоголя, ставшие крылатыми.

Из «Мёртвых душ».
«Молодость счастлива тем, что у ней есть будущее».
«И какой же русский не любит быстрой езды?»
«Русь, куда же ты несешься?»
«Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит».
«Страх прилипчивее чумы».
«Дама приятная во всех отношениях».
«Пошла писать губерния!»
«Птица-тройка».

Из «Ревизора».

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
«К нам едет ревизор».
«Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»
«Не по чину берешь!»
«А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!»
«Тридцать пять тысяч курьеров».

Я полагаю, что читателю не надоели мои примеры. Уж больно хороши высказывания мудрых людей! Но я ограничу себя  по каждому автору парой враз.

Лермонтов.
«Язык и золото – вот наш кинжал и яд».
«Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно».
«Пустое сердце бьётся ровно».

Некрасов.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
«Бывали хуже времена, но не было подлей».

Козьма Прутков.
«Если хочешь быть счастливым - будь им!»
«Усердие превозмогает и рассудок!»

Ильф и Петров.
«Лед тронулся, господа присяжные заседатели!»
«Мы чужие на этом празднике жизни».
«Командовать парадом буду я».

Высоцкий.
«Я не люблю, когда мне лезут в душу! Тем более, когда в неё плюют!»
«Ну, сумасшедший! Что возьмёшь?»

Шекспир.
«Тогда лишь двое тайну соблюдают,
Когда один из них её не знает».
«Вбирай все мненья, но храни своё».

Можно впасть в другую крайность. В погоне за «сочными» фразами некоторые авторы начинают изобретать новые слова. «Лиза закудерябилась, видя как Сашка млявится».
Из известных слов надо строить новые понятия. Например, у Есенина: «В саду горит костёр рябины красной». Или «Солнце зависло на небе раскалённой сковородкой» у Евгения Носова.

Почти все глаголы не являются штампами, сколько бы их ни употребляли: жить, любить, есть, пить, бегать, ждать, спать, работать, воевать...

Много имён существительных тоже никогда не станут штампами, небо, лес, трава, мама, отец, хлеб, любовь, топор, река, ласточка.

Не могут быть штампами почти все имена прилагательные: высокий, жёлтый, старый, грустный. То же можно сказать и о наречиях: далеко, поздно, дорого, хорошо.

Одно слово редко становится штампом. Обычно штамп - это сочетание нескольких слов.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ.
Не пиши для сытых!

Не следует понимать эту фразу буквально. Евгений Иванович имел в виду не наевшихся людей, а самодовольных, зажравшихся, высокомерных, обнаглевших от власти, от богатства, сорящих деньгами и попирающих тех, кто не так успешен в жизни, как они.

В искусстве вообще и в литературе в частности симпатии читателей всегда на стороне людей бедных, голодных, несчастных, угнетённых, страдающих, но высоконравственных, сострадающих, добрых, честных и порядочных. Такие Ванька Жуков у Чехова и Акакий Акакиевич у Гоголя.

Примеров таких произведений, написанных «не для сытых», абсолютное большинство. Это и «Бедная Лиза» Карамзина, и «Хижина дяди Тома» Бичер-Стоу, и «Дубровский» Пушкина, и «Шинель» Гоголя, и все произведения Тараса Шевченко, и «Муму» и «Записки охотника» Тургенева, и все произведения Николая Некрасова, и «Воскресение» Льва Толстого, и «Бедные люди» Достоевского, и «Хождение по мукам» Алексея Толстого, и «Педагогическая поэма» Макаренко, и «Белый пудель Куприна», и рассказы Зощенко, и все произведения Евгения Носова.

Ведь во всём мире голодных больше, чем сытых. А уж в России! Поэтому писать надо для бедных и о бедных. Это будет художественная литература.

ПРАВИЛО ЧЕТВЁРТОЕ.
О грамотности – умении правильно писать.

Многие авторы пишут безграмотно. Одни, когда им на это указываешь,  с горечью признают, что это у них проблема и они не могут с этим справиться. Другие злобно и по-хамски огрызаются. «Нудный ты человек! Прицепился к запятой. Да на это есть корректоры и редакторы». Они исправят».

На это мне хочется ответить так:
- Грамматика – инструмент работы писателя. Он должен быть в порядке. Ты хотел бы, чтобы тебе делал операцию безграмотный хирург грязным и ржавым скальпелем? Ты хотел бы, чтобы он тебе вместо аппендикса отрезал печень?

Грамматику желательно знать всем: и токарю, и кузнецу, и швее-мотористке, и доярке, и пастуху, и дворнику, и президенту страны.

Но писателю не знать грамматики НЕЛЬЗЯ! Иначе это будет не писатель, а пришей-пристебай.

Над разгадкой египетских иероглифов тщетно и долго бились многие учёные. А француз Жан-Франсуа Шампольон расшифровал египетскую письменность в свои шестнадцать лет. Его избрали членом академии наук Гренобля. В речи, посвящённой новому академику, президент академии наук сказал: «Мы надеемся, что наш юный коллега успешно окончит школу».

Обучить письменности население даже большой страны нетрудно.

Предположим, что в государстве живёт семьдесят миллионов человек. Из них всего один умеет читать и писать. Спрашивается: сколько надо времени, чтобы обучить всех грамоте?

Научить человека читать и писать можно за месяц. Стоит только обучить его алфавиту и умению складывать из букв слова: «Ма-ма мы-ла ра-му».

Умея читать, человек уже потом сам сможет, читая книги, овладеть и математикой с её дифференциальными уравнениями, и ядерной физикой, и астрономией и микробиологией, и художественной литературой.
 
Вот доказательство.
Пусть в стране с населением в семьдесят миллионов человек есть только один умеющий читать и писать. И пусть он обучит за месяц пять человек. Затем каждый из обученных первым человеком в свою очередь обучит по пять человек за месяц. И так далее. Требуется определить, за сколько месяцев будут уметь читать и писать все семьдесят миллионов жителей страны.

Перед началом обучения, пусть это будет начало января, грамотным был один человек из семидесяти миллионов жителей страны. По истечении января он обучил пятерых, да и сам остался грамотным. Итого в конце января в стране будет шесть человек, умеющих читать и писать. За февраль эти шестеро обучат по пять новых человек, то есть их станет тридцать. Да сами останутся грамотными. Итого к началу марта будет тридцать шесть человек, умеющих читать и писать. К концу марта их будет двести шестнадцать, апреля – более полутора тысяч, мая – более девяти тысяч, июня – более пятидесяти тысяч, августа – около двух миллионов, сентября – около двенадцати миллионов, к концу октября – свыше семидесяти миллионов человек, умеющих читать и писать.

То есть за десять месяцев страна в семьдесят миллионов человек будет обучена грамоте.

Почему же за тысячу лет существования России к моменту Октябрьской революции восемьдесят пять процентов граждан не умели читать и писать и вместо фамилии ставили крестик?

Тут три причины.

Первая. Всякая власть, в любой стране, во все времена была и есть антинародной, злодейской и преступной. Любой власти выгодно иметь безграмотных и невежественных подданных. Ими легче управлять и их удобнее грабить и эксплуатировать.

Вторая. Большинство людей не хочет учиться из-за лени. Учитель ведь учит всех тридцать одноклассников одинаково. Учебники написаны для всех одинаково. А сколько отличников в классе? Один-два. Почему не все? Не хотят.

Третья. Не все могут учиться. Одни по скудности ума, другие по материальным затруднениям.

Что бы там ни говорили о Ленине, в чём бы его ни обвиняли, но граждане России должны преклоняться перед этим гением, который просветил Россию, выдвинув лозунг: «Учиться! Учиться! И ещё раз учиться!». По стране была раскинута сеть начальных и средних школ, ликбезов, изб-читален и рабфаков, которые превратили советских граждан в самый грамотный народ в мире.
Развернулась пропаганда и поощрение учёбы. Маяковский писал:

Иди учиться рядышком,
Безграмотная старь.
Пора, товарищ бабушка,
Садиться за букварь.

Эту великую и добрую традицию продолжили Сталин, Хрущёв, Брежнев, и другие правители.

Именно образованность советских людей привела к процветанию прогресса в стране – технического, научного и культурного. Этим можно объяснить величайшие завоевания Советского Союза во всех сферах жизни, в том числе и в освоении космоса.

В Советском Союзе появились Нобелевские лауреаты.

И только Ельцин в угоду Соединённым Штатам разрушил начальное, среднее и высшее образования, культуру, искусство, науку и нравственность.

Вопрос грамотности населения России стал уже не лингвистическим, а политическим. Ельцину было приказано из-за океана убить грамотность населения.

В качестве мер были применены такие: массовое сокращение школ, прекращение выплаты зарплат учителям, урезание и выхолащивание школьных программ и насаждение ЕГЭ.

За тридцать лет правления «демокрадов» грамотность нового поколения уничтожена.
Сейчас выпускники школ и институтов не знают ни таблицы умножения, ни русского алфавита, ни где пролив Маточкин Шар, ни когда была битва при Каннах, ни кто такие Николай Коперник, Антуан Лавуазье, Николай Карамзин, Василий Жуковский, Менделеев.

Из школьных программ урезаны художественная литература, биология, астрономия. Вводятся антинаучные предметы: астрология, закон божий, гомеопатия и другая мистика.

Читая на Прозе ру произведения современных молодых «писателей», можно видеть вопиющую безграмотность, полное незнание грамматики русского языка. Авторы литературных бормотух не только не стыдятся и не переживают от этого, они бравируют своим недугом, грубо и по-хамски огрызаются от замечаний и добрых советов. Молодая литературная смена становится воинствующей и агрессивной по отношению к грамматике.

Безграмотность как зараза распространяется не только в среде горе-писателей, но и среди журналистов, дипломатов, депутатов, дикторов и телеведущих.

Вот самые распространённые проблемы.

«Не» и «Ни».

Многие пишут невпопад.

Частица «Не» пишется в том случае, когда надо придать отрицательное значение всему предложению или отдельному слову. Например. «То не ветер ветку клонит». «Я не верю в обещанья».

Если предложение имеет утвердительное значение, то частицу «Не» следует писать дважды: «Она не могла не знать, что её любят». Здесь как в алгебре – минус на минус даёт плюс. Вторая частица заменяет приставку «без»: «Это не безопасно». Что означает «опасно».

Частица «Ни» усилительная. А не отрицательная. Если в предложении есть отрицание, то оно усиливается частицей «Ни»: «В доме ни крошки хлеба».
Один грамотей написал: «Сколько волка не корми, он в лес смотрит». Это абсурд. Если волка не кормить, то он не только в лес не будет смотреть, а с голоду сдохнет.

Частица «Ни» пишется и в тех случаях, когда в сложносочинённом предложении даётся перечисление: «Ни кола, ни двора».

Частица «Ни» служит в качестве утверждения. Например. «Куда ни глянь, кругом вода». «Как ни садитесь, а в музыканты не годитесь».

Частица «Ни» пишется в устойчивых словосочетаниях. Например. «Ни дать, ни взять». «Ни свет, ни заря». «Ни богу свечка, ни чёрту кочерга».

Аналогично написания «Никогда» и «Ни когда». Никогда не пей водки. Не пей водки совсем – ни когда праздник, ни когда рабочий день.

«Негде» «Не где». Негде поставить стол. Здесь негде» - наречие. Пишется одним словом.
Стол поставили в кухне, а не где стоял он раньше. Здесь «не» и «где» пишутся раздельно, так как между ними можно поставить слово «там». Например. Стол поставили в кухне, а не там, где стоял он раньше.

«Нигде» и «Ни где».
Вот примеры.
Его искали, но нигде не нашли. Здесь нигде - наречие. Его не было ни в сарае, ни где он раньше прятался. Здесь тоже между «ни» и «где» можно поставить «там».

Многие сомневаются, как правильно писать «Так же» или «Также».
И то, и другое написание правильное. Когда писать первое, когда второе, зависит от части речи.

Раздельно пишется тогда, когда «так» – это наречие, а «же» – частица.
Пишется раздельно для сравнения понятий. Например. «Я так же люблю плов, как и шашлык».

А вот «Также» представляет собой союз, который образовался путем соединения наречия с частицей. Эти два слова пишутся слитно. Например. «Бабушка дала мне яблок, а также груш». «Также» можно заменить союзом «И». Например. «Бабушка дала мне яблок и груш».

Аналогично писать «Что бы» или «Чтобы». Здесь очень простое провыло: если частицу «Бы» можно перенести в другое место предложения, то следует писать раздельно. Например. «Что бы ни задавали мне, делал я кое-как». Попробуем перенести бы в другие места. «Что ни задавали бы мне, делал я кое-как». Смысл сохранился. Значит, писать надо раздельно.
«Ели траву, чтобы выжить».
«Ели траву, что выжить бы». Смысл утрачен. Следовательно, надо писать слитно.

Затрудняются, как писать слова, начинающиеся с «пол», то есть «половина».
.
Через чёрточку пишутся, когда второе слово начинается на букву «л». Например, пол-лица, пол-ладони.
Через чёрточку также пишутся слова, когда второе слово начинается с гласной буквы: пол-абрикоса, пол-оборота.
Через чёрточку также пишется в том случае, когда второе слово - имя собственное: «пол-Турции».
В остальных случаях пишутся слитно: полгектара, полдня.

Очень распространённые ошибки в написании слова «Вы».
Здесь правило очень простое.
Слова «Вы», «Вас», «Ваш» с большой буквы пишутся только в личных письмах! И только в единственном числе! Например. Сын пишет письмо: «Дорогие мои родители, мама и папа! Поздравляю вас с Новым годом!». Такое написание будет правильным. А если он напишет «Дорогие мои родители, мама и папа! Поздравляю Вас с Новым годом!», то это будет ошибочно.
- А я уважаю своих родителей и буду писать с большой буквы» - ответит оболтус. Это не уважение к родителям, а неуважение к грамматике, к русскому языку.

В художественной литературе «вы» пишется только с маленькой буквы, если не цитируется личное письмо героя.

Многие не знают, когда следует писать «одевать», а когда надевать». Дураки думают, что это всё равно. Нет, оказывается. Надевать можно одежду: пальто, трусы, рубашку. Одевать можно ребёнка, куклу, мужа, то есть того, кто или что носит одежду.

Часто ошибочно пишут слова окончил и закончил. Это не одно и то же. Учебные заведения оканчивают, а работу или учёбу заканчивают.

Какой-нибудь губошлёп пишет о себе, что он писатель и поэт. Какой с него к чёрту писатель, если он не понимает, что поэт - это тоже писатель. К писателям относятся: прозаики, поэты, драматурги, сказочники, литературные критики, мемуаристы... Сказать «писатель и поэт» это равноценно, что сказать: овощи и капуста, фрукты и вишни, спортсмены и штангисты, офицеры и майоры, учёные и академики, дураки и дебилы.
 
Или вот ещё слово «таки». Что оно такое? Союз, частица, предлог или междометие? И как его писать: отдельно, через чёрточку или вместе?

«Таки» – это разговорная частица. Она означает: тем не менее, всё же, однако же, действительно, в самом деле, в конце концов.
«Таки» не выделяется запятыми.
«Таки» ни с каким словом не пишется вместе. Это уже хорошо.

Если «таки» стоит после глагола или наречия, то присоединяется к ним дефисом. «Пришёл-таки». «Долго-таки», «Быстро-таки».
Через чёрточку пишется и в том случае, если образуется сложная частица: всё-таки, так-таки, довольно-таки, вот-таки.
Во всех остальных случаях пишется отдельно. «Мы с тобой таки давненько не виделись».

Вот ещё слова «наверно» и «наверное». Это слова одинаковые, абсолютно равноценные. Мне больше нравится писать «наверно». Это чистое наречие. Но сейчас укореняется мнение, что, слово «наверно» ошибочное, а «наверное» – правильное. Что ввело их в заблуждение? Маяковский! В одном стихотворении поэт пишет: «Открою полюс южный и северный наверное».

ПРАВИЛО ПЯТОЕ.
Знаки препинания.

Самые распространённые ошибки порождены незнанием написания знаков препинания. Следует умеренно и со вкусом пользоваться знаками препинания.

Общие правила написания знаков препинания или набора знаков препинания сводятся к четырём правилам.

Точка, запятая, знак восклицания, знак вопроса, двоеточие, точка с запятой, многоточие. Перед этими знаками пробелы не ставятся. А после них надо обязательно ставить пробел.

Кавычки и скобки. Эти знаки имеют разновидности: открытые и закрытые. Пишутся слитно со словом или словами, которые они в себя заключают.

Дефис. Пишется слитно со словами, которые дефис соединяет.

Тире. Перед и после тире ставится пробел.

Подробнее о том, где, когда и как ставятся знаки препинания, следует прочитать в  школьных учебниках или в интернете.

Я только коснусь некоторых интересных моментов, относящихся к знакам препинания.

Точка.
Самый главный знак препинания. Точка – королева прозы. Золотой призёр. С точкой проблем не бывает. Она ставится в конце предложения.

Запятая.
А вот запятая портит кровь многим авторам, хотя она достойна серебряной медали. Это второй по значимости после точки знак препинания и первый по частоте применения. Поэтому крайне важно уметь грамотно расставлять запятые в тексте. Нынешние «грамотеи» там, где надо, запятых не ставят, а там, где не надо, ляпают.

Правила использования запятых обширны. Но пугаться этих правил не следует. А надо собраться с духом и выучить их.

Знак восклицания.
Следовало бы до минимума убрать восклицательные знаки. Эти знаки можно сравнить со сваренными из рельсов противотанковыми «ежами. Некоторые авторы думают, что если он поставит пять восклицательных знаков подряд, то читатель будет внимательно читать эти слова. Пропустит как мусор. На весь рассказ достаточно одного, в крайнем случае, двух, восклицательных знаков. В прямой речи, то есть речи героев, допускается ставить восклицательный знак, если он орёт благим матом. Но два или три ставить бесполезно. В математике есть понятие «бесконечность». А что больше: одна бесконечность или сто бесконечностей? Одинаково – бесконечность. Так и с восклицательными знаками.

Тире.
Распространённый знак препинания, введённый в русскую литературу Карамзиным.

Правила употребления тире, как и запятой, сложны. Их тоже надо бы выучить по школьным учебникам. Если дети десяти-двенадцати лет с этими правилами справляются, то, я полагаю, взрослому человеку средних способностей ничего не стоит этими правилами овладеть.

Тире, как и восклицательные знаки, тоже надо свести до минимума. Тире – это противотанковый ров. Текст при встрече с тире спотыкается.

Скобки.

Скобки - это парные знаки препинания, они бывают круглые - ( ), квадратные [ ] и фигурные{ }. Первая скобка - открывающая, вторая - закрывающая. На портативных пишущих машинках вместо скобок использовались косые чёрточки / /. В них нет различия между открывающей и закрывающей.

В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для добавочных замечаний
Это могут быть слова или предложения, синтаксически не связанные с основным предложением.

Из всех знаков самыми вредными в художественном произведении являются скобки. Их надо применять как можно меньше, заменяя запятыми, в некоторых случаях тире..

Кавычки.

Это парный знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, отсылок, названий предприятий, литературных произведений, газет, а также отдельных слов, если они включаются в текст не в своём обычном значении, используются в ироническом смысле, предлагаются впервые или, наоборот, как устаревшие и тому подобное.
 
Разновидностей кавычек насчитывается два десятка. Но в руссом языке принято два вида «ёлочки»  и "лапки". Предпочтительно использовать «ёлочки», так как в них открывающие и закрывающие кавычки различаются.

Правила применения кавычек лучше всего посмотреть в Википедии.
 
ПРАВИЛО ШЕСТОЕ.
Писать надо не правду, а правдоподобие.

Правдоподобие может иметь два источника возникновения. Действительный случай, факт, то есть именно правда. И художественный вымысел, то есть враньё.

И вот напишет человек слабое произведение по действительному случаю. Например, такое.

«Я утром ехал на велосипеде по берегу реки. Зазевавшись, я упал в воду. Искал, искал велосипед, так и не нашёл».

Ему говоришь: неинтересный рассказ. А он в ответ:
- Так это же правда!
- Так же было!
- Это быль!
- Это действительный случай!
И тому подобные отговорки.

Правда ещё не значит, что рассказ хороший. Зачем читателю нужна твоя правда? Ты выдумай так, чтобы читать было интересно!

«Литература, как и всякий иной род искусства, - говорил Горький молодым литераторам, - представляет собою творческое преображение действительности, которое нельзя механически копировать. То, что действительно произошло, само по себе ещё не составляет искусства. Факт – ещё не вся правда, он – только сырьё, из которого следует выплавить, извлечь настоящую правду искусства. Преклонение перед фактом ведёт именно к тому, что смешивают случайное и несущественное с коренным и типическим».

Я вовсе не советую писать откровенную брехню. Я призываю писать интересно для читателя, то есть художественно!

ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ.

Фамилии и имена героев.
В произведении они зависят от стиля. В спокойных повествовательных рассказах, романах и драматических произведениях желательно брать фамилии нейтральными, без эмоциональной окраски. В этом отношении хорошим примером является «Война и мир» Толстого. Там графы Ростовы и Безуховы, князья Болконские, Мамонтовы и Куракины, там Долоховы, там Платон Каратаев и капитан Тушин.

У Гоголя в Мёртвых душах фамилии в основном нейтральные: Чичиков, Манилов, Плюшкин, Коробочка, Ноздрёв. Правда, Собакевич - фамилия не совсем благозвучная, но она не отражает его характера. Он просто грубиян, но не злой, как собака.

А в юмористических, сатирических и иронических произведениях фамилии отрицательных героев берутся чаще всего смешные, обидные или ругательные.

У Чехова видим фамилии некоторых литературных героев: Дурыкина, Пришибеев, Бризжалов, Червяков, Очумелов, Пичугин, Хрюкин, Перхоткин, Прорехин, Грязноруков, Гнилодушкин, Глоталов.

У Ильфа и Петрова почти все фамилии героев «с причудами». Например. Балаганов, Паниковский, Васисуалий Лоханкин, Козлевич, Кукушкинд.

У Фонвизина отрицательные герои носят фамилии ругательные – Простаковы, Скотинин, Вральман.

У Гоголя есть Попопуз, Довгочхун, Держиморда, Гибнер.

В высокой художественной литературе не фамилия или кличка героя должны определять его образ, а слова и поступки его самого и слова других героев о нём. Например, в фамилии Ноздрёв нет ничего плохого. Но его поведение сделало этот образ отрицательным, а фамилию - отвратительной.
 
ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ.
Заглавные буквы.

Нельзя, на мой взгляд, злоупотреблять заглавными буквами. Один одуревший от религиозного экстаза начинающий священник написал какое-то обращение большими буквами. В рецензии один человек ему написал: «Трудно читать такой текст. Я читать не стал».

ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ.
О длине предложений.

Конечно, нельзя приказать или запретить короткие или длинные предложения. Призывая авторов писать короткими предложениями, можно дойти до абсурда. Например. «Деревня. Утро. Петух. Свежо. Ветерок. Пастух».

Но и слишком длинные предложения – нелепость. В истории есть «рекордсмены», длина одного предложения занимает целую страницу. Я приведу предложение Бунина из книги «Воспоминания» – последней книге писателя, которую он диктовал жене, лёжа в постели.

В главе «Маяковский» есть такое предложение.
«…Требовалась «фабрикация людей с материалистическими чувствами», а для этой фабрикации требовалось всё наиболее заветное ему, Ленину, и его соратникам и наследникам: стереть с лица земли и оплевать всё прошлое, всё, что считалось прекрасным в этом прошлом, разжечь самое окаянное богохульство, – ненависть к религии была у Ленина совершенно патологическая, – и самую зверскую классовую ненависть, перешагнуть все пределы в беспримерно похабном самохвальстве и прославлении РКП, неустанно воспевать «вождей», их палачей, их опричников, – словом, как раз то, для чего трудно было найти более подходящего певца, «поэта», чем Маяковский с его злобной, бесстыдной, каторжно-бессердечной натурой, с его площадной глоткой, с его поэтичностью ломовой лошади и заборной бездарностью даже в тех дубовых виршах, которые он выдавал за какой-то новый род якобы стиха, а этим стихом выразить всё то гнусное, чему он был столь привержен, и все свои лживые восторги перед РКП и её главарями, свою преданность им и ей».

Гадость какая-то!

Как оно отвратительно! Как оно противно! Это дурь выжившего из ума человека. Бунина, лауреата Нобелевской премии по литературе.

В нём один абзац, шестнадцать строк, сто сорок четыре слова, одна тысяча четыре знака с пробелами, восемьсот пятьдесят семь знаков без пробелов.

Какие по длине должны быть предложения, подскажет только талант автора.

ПРАВИЛО ДЕСЯТОЕ.
О глупых оборотах речи.

Надо избегать и двусмысленностей и прямых глупостей. Например. «Мать любит дочь». Неизвестно, кто кого любит. Или такое предложение. «Печень и мозги уничтожают спиртные напитки». Непонятно, что чего уничтожает. То ли спирт уничтожает печень и мозг, то ли мозг и печень уничтожают спирт.

«Башмак выбросил Меркулов, который был грязный и рваный». Получается, что Меркулов был грязный и рваный.

Чехов в рассказе «Жалобная книга» это высмеял Чехов. Его герой пишет: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Получается, что к станции подъезжала шляпа, которая потом слетела.

В статье об актрисе Светлане Харитоновой глупый автор выдаёт такие шедевры.

«Вернувшись в Москву, коллеги поддержали и помогли во всём». Автор хотел сказать, что когда Харитонова вернулась в Москву, то её поддержали коллеги. А получилось, что коллеги вернулись в Москву.
 
«Запрет дочери сниматься». Можно понять и как то, что дочь запретила матери сниматься в кино, и как то, что мать запретила дочери сниматься в кино.

«Лишившись основного дохода, денег стало не хватать». Абсурд.
 
ПРАВИЛО ОДИННАДЦАТОЕ.
Имена числительные.

Общее правило: в художественном произведении все числительные пишутся словами, а не цифрами.

Допускается числа, содержащие большие четырёх цифр, писать цифрами. Например. «На руке узника была татуировка: 5872».

Числа со многим числом нулей в конце, пишутся словами. «Расстояние От Земли до Луны составляет четыреста тысяч километров». Грамматика запрещает в художественных произведениях количественные числительные, состоящие из одной цифры, писать числом. Надо обязательно писать словом: шесть, девять, два.

Порядковые числительные все пишутся словами. Не «2-й» год, а «второй» год. Не «500000-ый» километр, а «пятидесятитысячный».

Для русских «грамотеев» представляет трудность склонение сложных, то есть  составных, числительных по падежам.

Пусть надо просклонять число две тысячи пятьсот тридцать семь. Это количественное числительное. При склонении изменяются по падежам все слова этого числительного.

Именительный падеж - две тысячи пятьсот тридцать семь;
Родительный падеж - двух тысяч пятисот тридцати семи;
Дательный падеж - двум тысячам пятистам тридцати семи
Винительный падеж - две тысячи пятьсот тридцать семь
Творительный падеж - двумя тысячами пятьюстами тридцатью семью;
Предложный падеж - о двух тысячах пятистах тридцати семи.

При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово. Например.
Именительный падеж – восемьсот девяносто третий, родительный падеж – восемьсот девяносто третьего, дательный падеж – восемьсот девяносто третьему, винительный падеж – восемьсот девяносто третий, творительный падеж – восемьсот девяносто третьим, предложный падеж – о восемьсот девяносто третьем.

ПРАВИЛО ДВЕНАДЦАТОЕ.
О словесном мусоре.

Многие авторы употребляют не к месту слова: «сие» – вме-сто это; «оный» – вместо этот или который.
Когда я вижу у человека татуировки, когда я вижу, что человек курит, я понимаю, что этот человек дурак. Когда я читаю автора Прозы ру и встречаю слова сие или оный не в речи героя, а в авторской речи, я читать прекращаю, потому что вижу: автор дурак.

Мало того. Применяют явно неграмотные слова и обороты речи: у йих вместо у них, мы с йим вместо мы с ним. А также надысь, давеча, намедни, ейная (вместо её), тэйтая (вместо эта).

Вроде они шутят. Вроде у них юмор такой. А на самом деле дурь.

В речи персонажей, этот народный колорит и даже неправильности речи допустим. А в авторском тексте – это бурьян.

ПРАВИЛО ТРИНАДЦАТОЕ.
Писать повести следует по тем же правилам, что и рассказы.

ПРАВИЛО ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ.
Как писать романы.

Как и рассказы, повести и новеллы. Романы надо писать, как и любую прозу, простым языком. Фразы желательно строить так, чтобы каждая из них была мелодична, чтобы легко читалась и произносилась. Вот отрывок из романа Лермонтова «Герой нашего времени».
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с неё глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала. Только не один Печорин любовался хорошенькой княжной: из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные».

В романе должно быть, как минимум, две сюжетные линии, события в которых должны переплетаться. И хотя бы один из героев должен действовать в обеих сюжетных линиях.
В романе должно быть написано не что попадя, типа «гора крутой, ишак худой», а большая социально значимая идея.

Например. Герои ищут, или пытаются создать, лекарство от СПИДА, рака, туберкулёза... Другие им мешают. Описание столкновений развлекает и увлекает читателя. На этом строится сюжет.

Герои борются за нравственное очищение общества, например, воюют с преступностью, алкоголизмом, наркоманией, с коррупцией, со сквернословием.

Герои вычисляют траекторию мчащегося к Земле разрушительного астероида с целью его обезвреживания. Взаимодействие героев заключается в исправлении ошибок в вычислениях.

Герои вычисляют когда наступит катастрофа, связанная с изменением наклона оси вращения Земли. Определяют, какие территории будут залиты водой океанов, а какие акватории вынырнут.

Борьба с парниковым эффектом.

Грандиозная любовь двух лиц.

Поиск дармовой природной энергии.

Герои сооружают металлургическую домну, плотину, церковь, овощехранилище.
 
Весьма распространён «метод» написания романа, где автор пишет и пишет что зря: пейзажи, погоду, события, философские рассуждения, какие-то ни к селу, ни к городу разговоры и действия героев. Автор думает, раз много написано, значит это роман.

Роман должен состоять из не особенно длинных глав. Отличными примерами здесь можно считать «Воскресение». Толстого, «Что делать?». Чернышевского, «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова.

Заканчивать каждую главу надо на самом интересном месте, чтобы заинтересовать читателя. Например.

«Ольга едва отдышалась от бега при погоне за ней.
- Всё, - подумала она, - я спасена!
Неожиданно перед ней выросла фигура Степана».
Конец главы.

В романе желательно упоминание о знаменитых людях, например, Архимеде, Цезаре, Гарибальди, Паганини, Ломоносове, Менделееве, Суворове или Эйнштейне.

Желательно, чтобы в нём проходила идея патриотизма или гуманизма.

Ну, вот и всё. Всем желаю успехов.


Рецензии
Дочитала в три захода- потому что интересно .
Здравставуйте, спасибо за то, что напомнили приятные времена, когда всё это изучала и !...даже учила других...
а сейчас поняла, что ..."всё пропало, всё пропало"( из смешной кинокомедии)))))
Замечательные "экскурсии" по филологии и языкознанию! Отлично!
П. С. ...у меня сегодня уха из налимьей головы ,вчера доели гороховый суп( два дня ели)...
куриные отбивные надо пожарить...
и "компот" на третье...
Писателем вынуждены быть мужчины.
Как- то так... извинить и ...простить.
с уважением.Е.зелёная.

Евгения Бойцова   28.03.2022 17:57     Заявить о нарушении
Дорогая Евгения!

Согласен с Вами. Я шесть лет назад написал толстую книгу (500 страниц со множеством иллюстраций) "Хорошо быть здоровым".
Чтобы быть здоровым, не нужно денег. Нужен разум.
Чтобы быть здоровым, надо: правильно питаться, употреблять дикие растения, делать физическую работу или физкультуру, делать самовнушения, самомассажи, ингаляции, быть добрым, весёлым, петь песни.

Правильно питаться, не значит дорого, не значит есть манго, ананасы, апельсины, красную икру. Можно есть овощные, фасолевые, рыбные, гороховые супы, борщи, рассольники, окрошки.
Не есть колбас, а есть сало, селёдку. КИЛЬКУ.
Есть все овощи и фрукты с огорода и сада.

Благодарю за отзыв.

Эсхаровец   28.03.2022 20:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 96 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.