О Танееве

Из файла "Воспоминания в деревенской глуши Угличского уезда"


                СВЯТЫЕ СТАРУШКИ



В начале восьмидесятых я посещал двух сестер старушек прихожанок Николо-Кузнецкого храма, младшая Ксения Александровна Калошина была духовным чадом о.Всеволода Шпиллера, в молодости пела в «детском» хоре Даниловского монастыря, где в свое время подвизался о.Павел Троицкий. Хотя кажется она не знала о нем как о духовнике о.Всеволода. Ее сестра Елизавета была старше ее лет на восемь, ей было уже за девяносто. Она обладала таким высоким «детским» сопрано, что незнакомые люди, звонившие им в квартиру по телефону, когда она снимала трубку, обращались к ней: «Девочка, передай трубку кому-нибудь из взрослых»
Елизавета передавала трубку младшей сестре: «Тебя. Со мною не хотят разговаривать»
На манеру Елизаветы Александровны разговаривать по детски  повлияло то, что многие годы она работала в детских садах учителем пения. Ее отец был офицером Царской армии, брат был репрессирован, и при всем ее певческом таланте путь на сцену, как оперной певицы при советской власти ей был закрыт. Ее сестра Ксения однако участвовала в каких-то детских театральных постановках. Очень часто выступали в детских госпиталях.
Как-то после смерти Елизаветы Александровны мы сидели с Ксенией Александровной, и она вспоминала о жизни семьи. Рассказывала, как еще до революции отец каждое лето вывозил их за город, и все лето они проводили в деревне под Москвой. А в эту деревню приезжали артисты хора, они жили в домах и иногда устраивали спевки прямо на улице. «А у Лизы был красивый-красивый голос и такой высокий, и она как-то присоединилась к пению хора, и так хорошо спела, что, услышав ее, из дома вышел Танеев.
   Я обомлел:
- Как Танеев?
- Ну да, Танеев.
-  Как, тот самый композитор Сергей Иванович Танеев?
- Ну да, он самый. Мы же снимали дом в деревне Дютьково, а он там жил каждое лето.
Я поперхнулся чаем.
-  Слушайте, у меня матушка лет пятнадцать проработала в народном музее Чехова, Танеева, Левитана в Дютьково. Я хожу к вам года два и не подозревал, что вы видели Танеева. Ах как жаль, что мы  этого не знали. Но вы можете что-то рассказать о нем.
- Да, что ты. Мне было тогда лет десять, что я могла понимать. Это Лизе было уже семнадцать.
- Ах, как жаль, ах как жаль. И что же было дальше?
- Танеев пригласил Лизу в дом, сел за рояль и просил Лизу петь вокальные упражнения, и после того как она пропела несколько раз и упражнения и романс, сказал ей:
- Вам обязательно надо учиться пению в консерватории, у вас удивительные данные.
А как учиться? Нужны деньги на обучения. Отец совсем не богатый, а нас детей у него четверо.
- Тогда Танеев сказал: - Не беспокойтесь, я напишу вам рекомендацию к директору консерватории, а оплату за обучение возьму на себя. Но вам обязательно надо учиться пению, У вас талант, - И Лиза поступила в консерваторию, а Сергей Иванович оплачивал ее обучение, и всегда очень интересовался ее успехами. А через год он умер, и платить уже было некому. А профессор, который занимался с нею, соглашался учить ее, только если она ответит ему взаимностью на его чувства к ней.  Лиза говорила, что у него нет любви к ней, ему нужно только одно страсть.  Она отказалась, и ей пришлось уйти из консерватории. Где-то еще пыталась учиться, брать уроки, но вскоре произошла революция, и об обучении пению, пришлось забыть. А после революции ей как дочери врага народа, царского офицера учиться в консерватории или музыкальных училищах было нельзя, нельзя было и выступать нигде. Тогда она пошла в детский сад, учить деток пению. Она очень любила детей.

Такова печальная и героическая история о Елизавете Александровне.

Когда Боря Коган, будущий архимандрит Иоанн, вместе со мной посетил старушек, увидев большой фотографический портрет полковника царской армии, хлопнул в ладоши и умиленно произнес: «Государь император!» При этих словах Елизавета Александровна чуть не грохнулась об пол, а Ксения Александровна очень строго и холодно сказала: «Это не Государь Император, это портрет нашего папы» После этого меня просили не приводить Бориса.

Еще в 2000 году мною был написан рассказ «Поиск», который  дополняет рассказ о Танееве. Рассказ о поиске книге, написанной певицей Дейшей-Сионитской «Пение в ощущениях» Дейша-Сионитская входила в окружение Танеева, бывала у него в Дютьково, о чем свидетельствуют фотографии в экспозиции музея Танеева в Дютьково, возможно даже могла встречаться с Елизаветой Калошиной, что и позволяет объединить эти два рассказа вместе, хотя по времени написания их и разделяют десять лет.


                ПОИСК

В восьмидесятые годы я учился вокалу. У меня был тенор. Однако  на уроках пения я никак не мог понять, что от меня хотела, чего добивалась моя педагог. Мы как бы говорили на разных языках. Мне пришлось обращаться к друзьям за помощью и советами. Однажды специалисты, к которым меня адресовали, посоветовали мне найти очень редкую книгу по вокалу певицы императорских театров Дейши-Сионитской написанной  ею самой «Пение в ощущениях». Уже само название интриговало. Я спрашивал друзей, в библиотеках заказывал эту книгу, совершая постоянно одну и ту же ошибку при написании заявки, полагая, что «Дейша» это имя, а не первая часть двойной фамилии. Прошло два месяца в поисках, однако все было безрезультатно. В это же время произошло знакомство с 80 летней старушкой, очень бодрой и крепкой, интеллигентной, жившей в Скатертном переулке недалеко от нашего дома. Мои другие церковные старушки попросили меня навещать ее. Интересны были наши встречи. Много и интересно она рассказывала о революционных годах, о гимназии, об очень красивом и кудрявом батюшке в синей рясе, как в него были влюблены все гимназистки. Много рассказывала о своем муже. Елена Степановна Славина занимала огромную комнату, с четырехметровыми потолками, в дореволюционном доме. Это скорее была маленькая зала, а не комната. Она была разделена на четыре части ширмами, шкафами. Муж Елены Степановны был художник. В комнате висели его работы. Стояла антикварная мебель. Как-то сидя за китайским столиком, китайским потому что над ним висел китайский фонарь, мы разговорились о Бунине и о его рассказе «Благосклонное участие». Рассказ о старой певице готовившейся к концерту. Рассказ так и начинался : «В Москве, - ну, скажем на Молчановке,- живет «бывшая артистка императорских театров». Одинока, очень не молода, широкоскула, жилиста. Дает уроки пения. …т.д.» Речь шла о волнениях певицы готовившейся к благотворительному концерту. « Мой муж – рассказывала Елена Степановна, - говорил – «А ведь Бунин писал этот рассказ о Дейше-Сионитской.»
- Как о Дейше-Сионитской – воскликнул я,- ведь я уже два месяца ищу ее книгу «Пение в ощущениях».
- Да-да, он писал о ней. Она действительно была костлява как смерть и курила. Артисты даже стали жаловаться, что во время любовных сцен, поцелуев нее дурно пахнет. Ее вызвал директор и сообщил ей об этом. Она ответила, что все это неправда, и сказала:
- -Хотите, я вас поцелую?
- Ой, нет-нет- вскричал директор.
«И описание Бунина очень соответствует этому».- Елена Степановна читала мне рассказ « Благосклонное участие»:
«На скулах ее даже сквозь румяны и пудру горят багровые пятна, изо рта пахнет ландышевыми каплями. От рук кремом, от воздушного платья из дымчатого газа духами. Она похожа на Смерть, собравшуюся на бал.» - И главное Бунин ведь пишет, что она жила «В Москве,-ну, скажем на Молчановке, ..» - А ведь это соседняя с нами улица.
- Как?! - удивился я.
- А Дейша-Сионитская жила здесь, в этой квартире. И комната в которой мы с вами находимся - это ее гостиная. Здесь стоял ее рояль, она здесь пела.
Нужно ли говорить какой столбняк охватил меня. Я смотрел на Елену Степановну выпучив глаза, не в состоянии произнести и слова, кроме « А-а».
-А вся эта квартира, - продолжала Елена Степановна была ее. В другой комнате была спальня, там столовая. После ее смерти квартира стала коммунальной.
Я не мог придти в себя. Я два месяца искал редчайшую книгу и даже не подозревал, что эти два месяца я каждую неделю прихожу на квартиру самой певицы, да еще в комнату, где она пела, упражнялась, совершенствовала свое мастерство. Когда я сказал об этом Елене Степановне, она тоже была поражена. Скоро я получил вожделенную книгу певицы. Мне прислали ее из Ленинской библиотеки, несмотря на неправильно написанную в заявке фамилию певицы. Это была совсем небольшая брошюрка двадцатых годов. Рисунки в ней были сделаны пером. Простенькая  по виду книжка с тайнами певческого мастерства. Но как дорога она была мне. Хотя эта книга мне не помогла. Она была рассчитана на мастеров уже владеющих техникой вокала, я же был только начинающий ученик.

                ***               

Елена Степановна рассказывала о своем дяде  умершим в двадцатых годах. Он был атеист. Работал врачом и был человеком такой доброты и самоотверженности, что родственники говорили, что хотя он и атеист, но за свою доброту он сразу в рай попадет. Дядя умирал дома.  Окружающие знали, что ему оставалось жить несколько часов. Неожиданно он попросил: « Поднимите меня». Его приподняли на подушках – Еще, -его приподняли выше – Еще выше. Ах, какой свет !- воскликнул он, и умер.



Ученик Танеева Пантелеймон Иванович Васильев вспоминал, как однажды Танеев с некоей актрисой собрались ехать на извозчике в консерваторию. Но актриса была такой полной, что заняла всю пролетку. Танеев подошел с одной стороны пролетки, потом с другой и спросил: «Вы с какой стороны сели, с правой или с левой?» Как актриса ни прижималась и вправо и влево, Танеев поместиться в пролетке не мог. А поскольку он сам был очень величествен, и не уступал актрисе в объемах, пришлось брать второго извозчика и так торжественным кортежем (как две тучи) они и двинулись по Москве.

Кто-то сообщал Танееву в письме о себе, что в последнее время часто болеет. «Если часто болеет, то значит и часто выздоравливает» - заметил Сергей Иванович.

Когда кто-то из учеников говорил что чувствует себя уставшим, и не готовым к работе, Танеев отвечал: «Устал от будущих трудов»

По другой версии так он говорил о самом себе, когда садился отдыхать в кожаное кресло.



                КОМПОЗИТОР ПАНТЕЛЕЙМОН ИВАНОВИЧ ВАСИЛЬЕВ         

 Композитор Пантелеймон Иванович Васильев 7 февраля1891- 10 марта 1977
Отец коммерческий служащий по продаже чая
Мать балерина кордебалета Большого театра
Девятый (двенадцатый?) ребенок в семье.
Ученик Танеева. Друг и ученик Метнера.


Из статьи/ файла "Инок Никита Зволинский"

Мы познакомились с Никитой Вячеславовичем Зволинским в начале семидесятых годов. Матушка моя Людмила Ивановна Федорова работала в Дютьковском музее Чехова,Танеева, Левитана под Звенигородом близь Саввино-Сторожеского монастыря. Последние годы жизни Танеев проводил в Дютьково каждое лето, здесь он и умер в 1915 году. Работая в музее, матушка познакомилась с учеником Сергея Ивановича композитором Пантелеймоном Ивановичем Васильевым, который часто бывал в Дютьково у Танеева. (Уехав в Швейцарию, Танеев даже поручил ему следить за домом и, особенно за котом, что упоминалось в переписке.) Оказалось, что Пантелеймон Иванович жил рядом с нами в Москве, на пересечении Гранатного и Вспольного переулков. Завязалось знакомство, перешедшее в дружбу. Позднее мы познакомились с учениками Пантелеймона Ивановича, бравшими у него уроки игры на фортепиано, среди них был и Никита Вячеславович Зволинский. Высокая фигура человека в очках, лысым черепом и профессорской бородкой сразу привлекла внимание. В нем сочетались интеллигентная мягкость и доброжелательность с несгибаемой волей и целеустремленностью, ясным, аналитическим умом и одухотворенностью. Было видно, что этот человек очень четко знал, к какой цели идет, точно знает, как ее достигнуть, и не было ни малейшего сомнения, что он ее достигнет.


В 1948 году на съезде композиторов Никита познакомился с
учеником Танеева и другом Метнера композитором Пантелеймоном Ивановичем Васильевым, который на три десятилетия стал его учителем фортепианной игры. После освобождения из лагеря Пантелеймон Иванович ютился по разным углам, и занятия с Никитой очень поддерживали его материально, помогали выживать.
Николай Карлович Метнер жил в эмиграции в Лондоне и как-то с оказией просил передать в Москве письмо к Пантелеймону Ивановичу. С посланцем от Метнера они встретились в ресторане Метрополь и славно пообедали. После обеда посланец уехал в Лондон, а Пантелеймон Иванович на пять лет в лагеря. На допросе его спросили, почему он поддерживает связь с врагом народа Метнером?
-Это для вас он враг, а для меня он друг, - ответил Пантелеймон Иванович. Получил пять лет.
(Одного зека спросили другие зеки, за что он получил пятнадцать лет?
- Ни за что, - ответил он.
-Ни за что, дают пять лет. А пятнадцать, значит есть за что.)
Лагерь Пантелеймон Иванович не любил вспоминать, но как-то в разговоре сказал: «А в двадцатиградусный мороз пройти по этапу шестьдесят километров каково?»

Как-то по поводу того, что уже на пятом курсе консерватории студенты играют Аппасионату, он заметил: «Аппасионату надо играть не на пятом курсе консерватории, а на двадцатом»
В молодости Пантелеймон Иванович находился под сильнейшим влиянием митрополита Антонина Грановского, и очень сдержанно относился к современной церковной иерархии. Очевидно и к декларации 1927 года. По поводу декларации митрополита Сергия Страгородского, понимая ее двусмысленность и компромисность, Никита Вячеславович сказал, что народ ушел из Церкви, и митрополиту Сергию не на кого было опереться в противостоянии власти.
Никита Вячеславович способствовал обустройству Пантелеймона Ивановича. Однажды в райжилотделе Пантелеймон Иванович ошалев от справок, очередей, чиновников «возопил велием гласом»: «Разве это Рай жилотдел? Это Ад жилотдел!», но какую-то комнатку получил. «Квартирный вопрос испортил москвичей»

Из статьи/ файла Крюковские посиделки

Когда Игорь Борисович Померанцев умер в мае 1984 года, он парил на уровне паникадила в левом приделе храма Ильи Обыденного и потрясенный созерцал свое отпевание. Мы встретились с ним глазами.
Умирал Пантелеймон Иванович, открылась черная бездна. «Вот оно!» – подумал Пантелеймон Иванович. Я находился рядом с ним в одной комнате и вместе с ним созерцал этот космос. Но умер он только через несколько часов, во сне.
Инок Никита после смерти не забывал нас. Когда мы встречались с Татьяной Дмитриевной на квартире, он присоединялся к нашему обществу.
Тем более, что разговоры шли о нем. Чувствовать Татьяна Дмитриевна ничего не могла, но как-то через сомнение, доверялась тому, что я говорил ей о приходе Никиты Вячеславовича. Первый год после своей смерти, он не оставлял ее своими заботами.

"Ах, шельма, ах какая сверхъестественная шельма! - говорил мне Пантелеймон Иванович. Он запрещал мне петь во время становления голоса. Но горло чесалось, и я оглашал пространство звуками, похожими на боевой клич, однако достаточно громко.
"Ну как вам? - спрашивал я Пантелеймона Ивановича.
-Ну ты же ушиблен пением. Ни звука сейчас, пока формируется голос!!!"

Васильев Пантелеймон Иванович. 1891 г. р., музыкант-композитор, 2-я Мещанская ул., 58, кв. 7, дело 1318641 - архив НКВД


Биография.ру - биографическая энциклопедия

Васильев Пантелеймон Иванович

род. 26 янв. (7 февр.) 1891 в Москве. Композитор. В 1923 окончил Моск. конс. по кл. ф-п. К. А. Киппа (до 1921 учился в кл. Н. К. Метнера). В 1911—1915 занимался у С. И. Танеева (гармония, строгий стиль, контрапункт и фуга), пользовался советами Н. К. Метнера. До 1934 преподавал игру на ф-п. в Муз. училище им. М. П. Мусоргского. В 1938—1940 жил в Ашхабаде, где занимался композиторской и педагогической работой. С 1947 живет в Москве. Автор брошюры "Фортепианные сонаты Метнера" (М., 1962), публикаций, лит. работ о Н. К. Метнере. Соч.: для орк. — Трагическая увертюра (1929), Прелюдия на туркм. темы (1939); для ф-п. — соната, Вариации памяти С. И. Танеева (изд. 1946), 11 пьес (изд. 1947), 17 пьес для юношества (изд. 1947), Первые шаги (сб. для начинающих, изд. 1949), 4 пьесы (изд. 1950); для хора — Послание в Сибирь (сл. А. Пушкина); для голоса и ф-п. — романсы на сл. А. Пушкина, П. Вяземского, Ф. Тютчева, С. Есенина (изд. 1928); обр. — 4 англ. песни (изд. 1935), музыка для театра.

Рисунок автора "Салон"


Рецензии
Отлично, Сергей! Вот только в заглавии Танеев, а Вы ведь и о П. Васильеве написали. Вот такие небольшие фрагменты воспринимаются хорошо.
С уважением_

Татьяна Алейникова   14.11.2010 23:52     Заявить о нарушении
Это по Вашему совету. О Васильеве отдельный файл. но там тоже самое. Переписка с читателем на файле "Убиться веником" сама превратилась в рассказ, я ее даже включил в основной текст. Я пребываю в возмущении духа; Мои знакомые барышни уверяют, что выражение "Убиться веником" было еще аж в XIX веке. Можно подумать, что им по сто восемьдесят лет.

Читатель спрашивает каково было выражение лица Ангела, как сложены руки, и с какой скоростью шел? Чувствую, что скоро мне начнет являться Оскар Уальд. Но попытался ответить.Все то же самое почти, но может быть новые штрихи Вам будут интересны. Не хотел навязывать Вам. Хотя Вы наверное единственный человек, воспринимающий то, о чем я пишу.

Федоров Мистик   15.11.2010 01:11   Заявить о нарушении
Вообще смешно: название "Убиться веником", а текст почти целиком стал об Ангелах.Вот уж убиться веником.

Федоров Мистик   15.11.2010 01:20   Заявить о нарушении