Ранние дневники 86 Михайловское

Ранние дневники 86 Михайловское               

     В литературе самое интересное — дневники. Остальное — чепуха

                И. А. Бунин

                Михайловское

Утром поговорила с Христом. Вот единственный мой Возлюбленный, в Ком нет изъянов, Который не бросит и не предаст, не умрёт и не разлюбит никогда. Вот Кого надо держаться. Но я не вижу и не слышу Его. Я не Габриэла Босси.

В человеке есть глубины, которых не знает сам человек. Когда снимаются покровы, душа содрогается от любви или от ужаса. Весь мир покоится в этих глубинах, все судьбы людские, всё существование земли. Момент такого прозрения не долог, но отраден, он напоминает о вечности, он даёт надежду на единство со всеми. Не является ли катастрофой то, что мир изъеден злом?

У Нади есть книга «Поэзия и правда» Гёте. Глядя на портрет Гёте, я подумала: «Это совершенный человек».

23/VI 1986 г. Каждый наш союз с мужчиной, даже если он платонический, это целая эпоха. Это как одно из воплощений.

Гуляли с Сергеем К. пианистом. Моя серьёзность, мой трагизм. Серёжа играл Шопена в Доме культуры – чрезмерное rubato меня раздражало. Во всём необходим вкус и чувство меры.

23/VI Я хочу встретить если не учителя, то хотя бы ум, который бы мне был полезен.

24/VI Устаю от пустых разговоров нервных людей и бегу от них.

28/VI Живём с Женей Шехтер то у Инары, то у Нади. Женя приехала на 2 дня, а живёт больше недели.

Серёжа К. познакомил меня с о. Сергием К. Мы с Женей называем их «отцы». Серёжа сказал мне: «Галя, как Вы нас одухотворяете... Я о Вас соскучился».

Читали псалмы вчетвером, пели в лесу гласы, «Господи помилуй», шутили, смеялись. Я узнала, что у о. Сергия была невеста, отец Павел разлучил их, как и меня с Андреем Г. Для о.С. это тоже была катастрофа.

Многообразие красот природы. Я любуюсь солнцем, пшеницей, холмами.

3/VII Снился Володя Самородский молодой и удивительно красивый. Мы с ним долго разговаривали.

На что уходит жизнь?

Нет на земле такого мужчины, как я. То есть подходящего мне нет.

Пришёл к Наде Володя Самородский, я рассказала ему сон о нём. Когда он уходил, лицо его сияло. Наши души таинственно связаны. Тепло отношусь к нему, мне от него ничего не надо.

5/VII Сон о Володе опять: он исполнял тотчас все мои желания, связанные с благоустройством здешней жизни.

7/VII Знакомство с ленинградцами, игра на флейтах, импровизированные танцы. Ветер окружал своим дыханием нашу живописную группу.

Женя не хочет трудов по преодолению своих тёмных стихий. Вот разгадка её скверного состояния. И я, и Надя устаём от нее. Делаю шаги ей навстречу. Она оттаивает.

9/VII Птенчик сидел на дороге, не двигался и смотрел на меня – великана, не боясь. Душа моя испытала умиление. Прошло несколько минут, птенец вспорхнул и улетел.
 
«Почему так трудно встретить своего человека?», - спросила я всех собравшихся в доме на Ворониче. «Я не готов к этой встрече», - сказал Дима, увлекающийся Китаем, вегетарианец, он живёт с 6 летней дочерью в баньке, дом его сгорел из-за плохой проводки. Мы задавали друг другу вопросы неожиданного характера. Я читала свои стихи. Две женщины из Питера расположились ко мне. Женя была тиха. Атмосфера в доме была благодатная.

Тамара, сестра Инары, возиться с пятилетним своим племянником Львом.

Рубашку заправь, обувай сапоги. (Тамара)
На улицу живо, мой мальчик, беги – подхватываю я.

Что о загробной жизни говорят мусульмане, индусы, японцы и другие народы? Есть ли у них понятие о Страшном Суде, о первородном грехе, что им известно о происхождении зла? Как они очищаются, спасаются, каются? Есть ли у них идея перерождений, повторных рождений на Земле?

11/VII Днём я была у отцов. Отец Сергий кормил всех ухой. Его знакомый художник Андрей с замкнутым лицом знает моего друга Толю. В о. Сергие доброта, тепло, отеческое отношение к людям. Кое-что в Гёте ему сразу нравилось, (я читала всем переписанное о Гёте) про какие-то моменты он говорил, что это скользко, ибо это не совпадало с догмами.

13/VII Серёжа К. сказал: «Галя, какая Вы красивая, какие у Вас глаза красивые».

Наташа В., прочтя два моих стихотворения «Монолог рыцаря 20 века», сказала: «Если Вы пишете такие стихи, у Вас должен быть гениальный ребёнок».

24/VII Приехал Боря Талесник. Будет ночевать у Нади в сарае. Мне стало веселее, рисуем, гуляем, шутим, поём, ходим за молоком, собираем малину.

26/VII Пели с о. Николаем из Москвы в храме. Он был дьяконом в Вешняках. Какая радость петь с хорошими, чистыми голосами.

Я начинаю играть роль, когда на меня смотрят. Конечно, я играю сама себя, но всё же играю.

Никто меня не понимает кроме Тебя, Господи.

27/VII Наше хорошее вчерашнее пение - это проповедь о Христе. Посему этого пения больше не будет. Нам и мне запретили петь, ничего толком не объяснив.

Мы с отцами сидели на скамейке. Подошёл псаломщик Володя, спросил почему я сегодня не пела. Узнав причину, он сказал с негодованием: «Это маразм. Знаешь о невидимой брани?» Я: «Да, она уже видимая». Володя: «Бесы вселяются в людей». Я сказала: «Знаю». В заключение всего к нам на скамейку сел Володя, скамейка рухнула назад, она подгнила. Если бы не ограда соседней могилы, мы бы упали в обрыв и сломали бы себе шеи.

Грустные мысли бродят в моей голове. Дикая картина невежества, рутины,  нежелание хорошего Божьего дела. Никто не вступился за меня. Я наблюдаю ложь, отсутствие логики, ограниченность. И наверняка, злоба людская здесь сыграла свою роль, чтобы прекратить хорошее начинание. Двадцать веков христианства всемирного и тысячелетнее христианство Руси плодов принесло маловато. Народ непросвещён. Молитвенников церковная власть избегает.

28/VII Боря рассказывает мне о своём детстве, говорит, что ему хорошо одному.  То, что нам хорошо, когда мы одни, говорит о том, что у нас нет настоящих друзей, к которым бы влеклось наше сердце, испытывая отраду и приязнь.

Четыре часа провели мы с Борей на берегу Сороти. Я учила Борю читать стихи Пушкина «Пора, мой друг, пора», Тютчева «Вот иду я вдоль большой дороги». Я боролась со штампами, которые Боря в себе выработал.

«Если бы Надя была окружена святыми, она не помышляла бы о затворничестве», - сказала я Боре.

Боря говорит, что теперь ему и искусство не нужно, а надо углублять в себе духовное начало. «Но силы для этого уже не те», - сказала я.  «Хорошая мысль», - вторит мне Боря.

29/VII С Надей и Борей рисовали мельницу. Ощущение счастья от всего великолепия природы. Вечером долго шли пешком, пели песни, романсы, молитвы. У Нади красивый голос. Она просида нас с Борей петь ещё и ещё.

31/VI Говорили с Надей и Борей о Христе, о Кришне, о Л. Н. Толстом, об экскурсиях, изнуряющих и Инару, и Надю. «Христа понимают единицы», - говорит Надя.

Я нарисовала Маленького Принца, глядящего с обрыва на закат и ангела,  беседующего с Принцем.

Надя говорит: «Как быстро проходят дни. Это наверное оттого, что нам хорошо».

Ходили с Борей в Тригорское. Боря рисовал крыльцо дома Осиповой-Вульф. Я читала, сидя на крыльце. Вообразила себя странником и нищим.

3/VIII

Была я странником и на Руси несчастной,
И в Индии прекрасной и духовной...

7/VIII Приехал Виталий Камердинеров, друг Инары. Инара звала меня к себе в гости. Доброта Виталия трогает меня. Он очень бледен, постарел.

8/VIII Завтракали вместе с Володей Самородским. Пришёл Виталий. «Вот вам хлеб. Дайте мне моркови». Володя принёс ему большие морковины. Мы накормили Виталия едой, песнями и стихами. «Хорошо с вами», - сказал Виталий. Он был мягок, глаза его светились добротой.

Боря очень рассеян в быту, смиренно принимает мои замечания. Он говорит: «десительно» вместо «действительно».

К вечеру мир снизошёл на меня. Какая отрада эта тишина в душе.

Мы с Борей пошли в Михайловское. Нежность охватила меня, когда я видела его лёгкую фигурку, шагавшую впереди меня. «Бог любит тебя», - сказала я ему.

Боря стал Тане Мироновой рассказывать мягким тёплым голосом о Сократе и о прочем, видно было, что ему приятно поговорить, блеснуть своим умом, памятью,  он был весь благодушный, обтекаемый. Он актёр, он приспосабливается к обстановке в зависимости от обстоятельств. Когда рядом я, он может расслабиться и быть самим собой, а здесь надо играть некую роль.

11/VIII В Инаре есть благодать доброты. Я послушала Дольского, Окуджаву, Высоцкого, Веру Матвееву — всё моё тело поёт. Волна любви ко всем залила меня.
«Здравствуйте, барышня!», - сказал мне утром Виталий. «Здравствуйте, сударь!», - ответила я.

13/VIII День смерти отца Тавриона.

14/VIII Сегодня между Пушкинскими горами и Савкино со мной произошло нечто странное. Я ощутила ни с того, ни с сего любовь к Виталию окрылённость,  надмирность, желание идеального. Стихи толкались в голове, ритмы пронизывали мозг, энергия творчества и тоски по Виталию переполняла меня. Болело сердце от странной тоски по Виталию. Истекало слезами и стихами. Что это за чудеса?

Я сижу на поляне по дороге в Савкино. Грущу, болею сладостно и плачу от жажды любви. Через час это странное состояние любви к Виталию и вдохновение внезапно ушло, как будто его и не было. Я написала около 6 стихотворений о Виталие,  которого я никогда не любила, плача и рыдая. Я никогда не увлекалась этим человеком. Потом я успокоилась и когда позже увидела его, я не испытала к нему никаких чувств, пронзивших меня в дороге. 

Я наблюдала его необыкновенную доброту в доме Инары.

После празднования дня рождения Виталия, на котором было 15 человек, мы с ним проводили экскурсовода Татьяну Юрьевну, зашли к нему в гостиницу, на столе лежали Хлебников и огромная книга о Пушкине. Весь вечер во мне была тишина и серьёзность.

19/VIII В храме молилась за тех, кто запретил мне петь на клиросе, наблюдала за ними.

«Пойдёмте обедать. Я напою Вас кофе», - пригласил меня к Инаре Виталий. Он уезжает. Я тоже уезжаю – в Питер с Людой Корнетовой. Люда рассказывает о Виталие: «Он был очень красивый мальчик ангельского типа, он играл людьми,  очень изящно одевался». Сейчас он одет небрежно, седой, похож чем-то на моего дядю Митю Грибакина, интеллигентен, воспитан.

20/VIII Обалдела от восторга, начав читать книгу Ф.И. Шаляпина «Страницы из моей жизни». Его чувство юмора изумительно, его живость, живописность рассказа – вне сравнений. Прекрасный стиль. Хохочу до слёз от его описаний.

21/VIII Я погружена в Поэзию. Написала 3 стихотворения.

Поразительная зрелость души Лермонтова в его юные годы. Душа его раскрывается передо мной, как никогда раньше, не могу уйти от него.

                Питер

24/VIII Сегодня я встретилась с Володей Литвяком. Взяв его за руку в Летнем Саду, я пережила мгновения счастья. В сердце заструилась благодать, нежность к нему. Володя был молчалив. «Я устал, не хочу жить, хочу исчезнуть и нигде не быть». Так говорили мне Катя Беляева и Тася.

Мы зашли к его приятелю Георгию Приамурскому. У него здоровый, цветущий вид, он полон обаяния и энергии. У него тьма женщин, он многое умеет делать руками, мастерит, чётко определяет тип людей, очень образован, любит жизнь, о Боге не думает.

Из всех, кого я здесь знаю, приятней всех мне Володя Литвяк, я сказала ему, что если бы мы жили в одном городе, я бы сделала ему предложение. Володя ответил: «Я не отказался бы попробовать, что из этого получится. Я одинок и хотел бы найти себе хорошую женщину». Его жена пила, у неё была хорошая интуиция. Володя с ней развёлся. Он сказал, что побаивается меня, предполагая, что у меня натура деспотическая.

26/VIII Моя новая знакомая Тамара Александровна сказала мне: «Вы долго не будете стареть». Она не молодая, очень красивая женщина.

Она очень любит Сергея Васильевича Рахманинова, мечтает посетить тот храм, где его крестили. У неё есть фотография Рахманинова с живыми глазами, которые следят за тобой, куда бы ты не пошёл. Она рассказывала мне о Рахманинове: "Он отмечал успех пианиста Гофмана и делал по этому поводу банкет. Родители запретили ему жениться на Вере Скалон, потому что он музыкант". "Если бы я была мужчиной, я бы поехала в Чернобыль и отработала там своё, отдала бы долг." Интересная душа. Но иногда в ней наблюдалась жёсткость, резкость.

Красота старости открылась мне в Тамаре Александровне. Глядя на неё, я, пожалуй, перестала бояться старости.

Наполеон: "Я солью все нации в одну."

Я у Светы Ворониной и Мартины. Пришли Белла и Ирочка. «Света, что ты больше всего любишь делать на свете?», - спрашиваю я. «Слушать музыку». Я с ними весь день. Гуляла с Мартиной, помогала Свете.
 
27/VIII Я люблю всех, кого я встретила в Питере в этот приезд. Виталий К. (Михайловское) позвонил мне: «Что Вы здесь делаете?» Я: «Скрываюсь от Вас». Он сказал, что завтра мне позвонит. Я удивилась. Что я ему? В процессе разговора с ним стало тепло и хорошо на душе, появились радость и бодрость. Я шутила,  называла его "мой маленький". Повесив трубку, я сказала Свете: «Я люблю Виталика». Света: «Пригласи его к нам».

28/VIII Всех люблю, ко всем нежность. Опять звонил Виталий К., спросил где я буду.

На кухне с Беллой и Светой читали Иосифа Бродского. Мрак в его стихах, тьма в наших разговорах.

30/VIII Странная мысль посетила меня: в Америке Иосиф Бродский, в России – я.  Мы одновременно сочиняем одно и тоже стихотворение. Я люблю его. У него было три инфаркта. Он человек жестокий, говорят о нём. Он бросает людей, если они ему не нужны. Он тоскует на чужбине. Жаль Бродского, хотелось бы согреть его, но как?  Могу только помолиться за него. Его мысли все сотканы из стихов. В нём наблюдается цинизм, всегда мне неприятный, в ком бы он не звучал.

Ирочке Литвяк снились инопланетяне. Сложив руки крестом на груди, они взмыли в небо. Она хочет, чтобы я была её крестной мамой,  она обнимает меня при встречах, подвижна, легка, тепла, обладает воображением.

На Красной улице жил Костя Кузьминский. Зачем мне дали его? Он экстравагантно ведёт себя в Америке, он увёз с собой все стихи, даже слабых поэтов, написанные в России. Кроме моих, кроме моих.

Люда Корнетова проводила меня в Москву.

                Москва

31/VIII День Марины Цветаевой. Я исполнена намерения углубить свой внутренний мир и пореже появляться на людях.

3/IX Всматриваясь пристально в прошлые века, я вижу, как среди оболочек душ и мёртвых тел, погибших от болезней и катастроф, идет Некто сияющий и бессмертный. Он ли не воскресит тех, кто жил на земле? Но не надо уповать на ту плоть, что сгорела, истлела, иссякла. Душа облечётся в новое тело.

«Нравы говорящего убеждают больше, чем его речи» - Публилий Сир.

Бесстрастно глядя на мужчин, наблюдая их, изучая, я думала о том, что мне надо перестать зависеть от них, стать выше этого, преодолеть естество во имя Высшего. Я должна стать хозяином своей судьбы.

5/IX Слава с сыном Костей, красивым мальчиком, мягкий, похудевший, говорил об НЛО, я была невнимательна, ибо мысли мои были сильнее слов Славы.

10/IX День рождения мамы и Толи В. Толя по телефону был сух. С Борей – непонимание. Много потерь у меня в этом году.

15/IX «Я думаю, что я посвятил себя Богу. Я люблю Его», - сказал мне Лёня Могилевский. Глаза его так чисты и праведны, что в них трудно смотреть. Мы с его сыном Димой Могилевским играли на флейтах.

26/IX Сочиняла сегодня музыку на стихи Бродского и Рильке: «Как сны мои тебя зовут».

Фотография моей подруги Светланы Ворониной


Рецензии