Дурь вселенская. Серия рассказов

               
               
               
               
                «ЧАЙНИКИ».
      С компьютером впервые я познакомился в 1980 году, когда навестил своего приятеля на его работе. Приятель служил начальником лаборатории в строительном тресте.
Лаборатория располагалась в подвальном помещении. Чтобы туда попасть, необходимо было преодолеть лабиринт проходов среди жилых и не жилых построек, мусорных свалок, хотя адрес значился в центре города.
Открыв обшарпанную дверь с табличкой «Лаборатория», написанной золотыми буквами на черном фоне, я увидел, что мой приятель сидит на стуле и, задрав подбородок,  смотрит на экран маленького телевизора, установленного на высоте человеческого роста. На экране, что-то мелькало, а приятель с капельками пота на лбу старательно нажимал какие-то кнопки в ящичке, лежащем у него на коленях.
Он был так увлечен, что и не заметил моего прихода, пока я не дотронулся до его плеча. Увидев меня, он соскочил со стула и с присущим ему темпераментом заорал: «Представляешь, ведь это компьютер. Ни у кого в городе еще нет, а мне удалось достать в Москве. Дорогущий!».  «И чего ты с ним делаешь? - спросил я». Отвечает: «Играю!».
За тем, под бутылочку портвейна он мне долго и восторженно рассказывал, что это приобретение не для игры, а для автоматизации всей деятельности его службы,  и других подразделений треста.
 Мне ничего не надо было автоматизировать, и я всю его разгоряченную болтовню о будущем компьютеризации пропустил мимо ушей, следя за тем, чтобы он мою долю портвейна не употребил в горячке.
 Вот прошло уже много лет, а мы встретились только один раз случайно около пивного киоска. Заканчивали встречу у него дома. Хорошо, что он жил поблизости.
Об автоматизации  производства разговора не было, хотя в советские времена мы часто встречались на разных мероприятиях, связанных с очередной компанией по восстановлению промышленности. 
Компаний этих было множество: внедрение АСУ, малой механизации, системы управления качеством, инвентаризация узких мест производства. Как правило, компании проходили под контролем партийных органов. Проку от этих компаний, не было ни какого.
Да и что можно было ожидать, когда большинство предприятий страны были планово-убыточными.
Не всякий поймет – что это за экономическое чудо – планово-убыточное предприятие.
Объясняю по-простому: например, покупаете вы корову и уже знаете, что молока она давать не будет, а есть будет. И как тут учесть, сколько ей еды надо? Если бы она давала молоко, то все просто – учет вести на литр молока. А если не дает молока, то и нет никакого учета. Сколько еды скормили, а сколько украли… .  Вот вопрос. Стоит корова, не падает – значит все в порядке.
Так и наша промышленность до сих пор только лишь не падает.
    И вот, наступили лихие времена. Я к тому времени ушел с государственного предприятия потому, что не на всех должностях было возможно воровать. Честным же трудом семью даже прокормить было невозможно.
Сначала пробивался случайными заработками, но мысль разбогатеть пульсировала в голове постоянно, как и чувство безысходности.
Недаром говорят, что истина рождается в трудностях, а этого мне хватало.
 Вспомнился мне приятель со своим компьютером.
Решил я организовать предприятие, на котором вместо рабочих и служащих будет компьютер, а я его начальник. Осталось только купить компьютер, и научиться им  управлять.
Вернемся снова к корове.
Если вы никогда с коровой  дело не имели, то конечно не представляете какую корову выгоднее купить.
Так и с компьютером.
Купил на последние деньги, не зная чего. Пришел домой включил, как утюг, а компьютер оказался с такими претензиями, что пришлось по 20 часов в сутки изучать специальную литературу.
Упорства мне было не занимать. Быстро понял, что прав был мой приятель – многое он мог, этот компьютер.
В частности, надо было покупать электронный фотоаппарат, потому что в союзе с фотоаппаратом, принтером и сканером компьютер просто чудеса творит. 
Фотоаппараты оказались в дефиците. Но тот, кто жил в советском дефиците, всегда знает, как поступить.
Позвонил знакомому, а он своему знакомому и в три дорога у этого знакомого купил фотоаппарат. Знакомый быстро понял, когда не стали сажать за спекуляцию, чем заняться …
Зашел в интернет и обнаружил, что этот барыга продал мне фотоаппарат в два раза дороже.
Досада меня обуяла – по блату ограбили. В таких случаях говорят обычно: «Бог накажет».
Я же в бога не верю – ничего не сказал. Но не тут-то было…
Вскоре приплелся ко мне этот барыга, и попросил сфотографировать с внучкой, а затем переслать эти фотографии «по мылу» в Англию своей дочке.
Я, конечно, загордился и сразу перестал считать себя «чайником».
«Чайник» - это начинающий пользователь компьютера.
Дочка его недавно уехала в Англию с целью заработать много денег, и с большим трудом устроилась работать продавцом в магазине.
Вот, на ее рабочий компьютер я и должен был послать фотографии. До этого дочь с отцом обменивались приветами таким образом.
К фотографированию я приступил с большим прилежанием, чувствуя даже некоторые, до сего времени не открытые, у себя таланты.
Нащелкал стопку фотографий  - одна лучше другой. Одну послал, а он подсовывает следующую, и так просидели до позднего вечера. Внучка его истомилась от вынужденного сидения. Но жадность барыгу сгубила – как же, не воспользоваться дармовщинкой, прикинувшись моим закадычным другом.
              Прошло немало времени, и встретились мы как то случайно, а он морду воротит, делает вид, что не замечает.  Меня это удивило, но не огорчило – «Не наш  это человек – сказал мой внутренний голос».
            Приходит ко мне в гости приятель, который меня с  этим барыгой познакомил. Разговорились. Он сообщил, что у барыги дочка из Англии приехала потому, что выгнали ее из магазина за поломку компьютера. Рассмеялся, и пояснил, что виноват в этом я – нельзя было столько много фотографий разом посылать. Компьютер «завис» с потерей важной коммерческой информации.
Был я тогда, конечно еще «чайником» ничего не понял.
Сейчас же могу пояснить на бытовом примере: попал в канализацию ватный тампон или тряпка, а вода заставляет эти предметы разбухать – затор неизбежен.
Первая фотография послужила ватой, а остальные фотографии  - водой.
 Авария компьютера была неизбежна. В результате у него перестала работать электронная почта.

После этого случая я уже не отношусь с недоверием к фразе «бог накажет»


Рецензии