По южному кольцу

В командировку в Чимкент, для проведения занятий с офицерами запаса, мы выехали аккурат в ночь на Старый Новый год. Поздний вечер. На станцию Отар прибывает скорый из Алма-Аты. Загружаемся в плацкартный вагон. Компания человек десять. До Чимкента  ехать меньше суток. Чтобы дорога была "короче" и веселей, накрываем "поляну". Праздник начался. Через несколько часов знали всех, кто был в нашем вагоне, поимённо. В праздник были втянуты и трезвенники и язвенники! К "бою курантов" вагон гудел! Песни и танцы под музыку (у кого-то из пассажиров был магнитофон), байки, анекдоты и дружественное отношение, то есть произошло полное слияние армии и народа. Ровно в полночь проводница открыла двери тамбура и ночное небо расцветили ракеты белого, красного и зелёного огней. Получился настоящий салют, после которого к нам в вагон прибежал начальник поезда. Отмечать с нами праздник он отказался, сославшись на выполнение должностных обязанностей. Попросил салют больше не устраивать, так как это смущает машиниста поезда...

Угомонились под утро. Время перед обедом. Чимкент. Наша. Выгружаемся. Вид несколько помятый, но терпимо. На перроне встречают представители военкомата. По прибытию на место, военком объявил, что планирует организовать три группы.
- Одна остаётся в городе.
Мы посмотрели на ст.лейтенанта в женском обличие и, все захотели остаться здесь.
- Две другие группы, - продолжал военком, - мы направим, соответственно, по северному и южному кольцам. На южное кольцо требуется пять человек. Это самый протяжённый маршрут. Ваша техника уже пришла. Начальник караула будет пятым. Перемещение будите осуществлять исключительно на своей технике. Это для "южан". "Северян" средствами передвижения обеспечат военкоматы. Южное направление выдвигается сегодня. Четыре добровольца.

Вышел капитан из мотострелков, я, подполковник инженерно-сапёрных войск и майор от войск химзащиты. Пятым был ст.лейтенант от артиллерии, который сопровождал технику: ЗИЛ-131, БТР и 76 мм орудие. Старшим нашей группы был назначен мотострелковый капитан. Несмотря на то, что были старшие по званию, выбор пал на него. Военком сам был из пехоты. Никто не возражал.

Первый город, куда мы должны были выехать, назывался Кентау. Оттуда начинался наш путь, а заканчивался в Белых Водах. Промежуточные пункты: Туркестан (название населённого пункта), Темирлановка и другие. Память не всё хранит...

Запрыгиваем в БТР, ст.лейтенанта в ЗИЛ старшим машины. Работа началась...
В Кентау прибыли поздним вечером, однако нас ждал представитель военкомата, который определил технику и солдат на постой при военкомате, а нас сопроводил в общежитие не то какого-то ПТУ или техникума. Та часть общежития, куда мы заселились, была пустая; ни одного студента видно не было. Довольно удобно. Сопровождающий нас офицер рассказал, что Кентау довольно крупный промышленный город, основу составляет химическое производство, которое считается очень вредным, особенно для мужского населения - импотенция чуть ли не у половины мужчин.
Разместившись, решили отметить это событие. Представитель военкомата ушёл от нас в приподнятом настроении. Сейчас спасть. Завтра начинаются занятия...

Жизнь в этом городке шла весьма размеренно. С утра и до обеда занятия в клубе. После обеда на свежем воздухе. К 17.00 занятия заканчивались. Пить и играть в карты по вечерам надоело. Если раньше лечь спать, так всёравно не уснёшь. Наше прибывание здесь подходило к концу, оставалось дня три не больше и, надумал я пойти вечером прогуляться по городу...

Мы были наслышаны, что город довольно лихой, но военных, как правило не трогают, так что можем гулять свободно. Иду. Морозец такой приятный. Город опрятный, чистый. Фонари везде. Светло. Вдыхаю зимний воздух. И так мне хорошо, что летать охото. И вдруг меня останавливает какой-то мужик и говорит:
- Здорово, капитан!
- Здорово! - с некоторым удивлением отвечаю я, оглядываясь по сторонам; нет ли ещё кого рядом.
- Выпить хочешь?!
Неожиданно, однако. Стою соображаю: что ответить, как себя дальше вести, а он наседает:
- Ты не менжуйся! Здесь недалеко. Военных любим. Пошли, а то одному как-то не с руки.
- Коль так, пошли! - соглашаюсь я.

Заходим в дом. Поднимаемся на третий этаж, он открывает дверь и с порога кричит:
- Дорогая, принимай гостей!
Я весь в недоумении: как бы выпить зашёл, а не в гости. Выходит миловидная стройная женщина. Знакомимся. Проходим на кухню. Стол накрыт. Такое впечатление, что точно, как гостей ждали.
- За знакомство! - поднимает тост муж этой женщины.
Выпили. Потом ещё. Его жена как-то неправильно на меня смотрит... А тут ещё мужик встаёт и так торжественно произносит, что ему на пару часиков надо нас покинуть. Типа его на работу срочно вызвали.

Он встал. Я тоже.
- Нет, нет, нет! Оставайтесь! Я постараюсь долго не задерживаться. Посмотрите пока телевизор... Ну, всё! Мне пора!
Он ушёл, а я стою, как дурак и не знаю, что делать? Прошёл в кухню. Принял стопарик и хозяйка со мной.
- Пойдём телевизор посмотрим, - предложила она.
- Пойдём.

Я сел на диван и пялюсь в экран, как-будто в нём моё спасение. Хозяйка куда-то отлучилась, а вернулась в прозрачной ночной сорочке, под которой ничего не было. Я онемел. А она:
- Давай не будем время зря терять.
И ко мне направляется. "Ни хера себе уха! - подумал я. - Что же это такое делается?!" И живо так картинка нарисовалась: мы тут с ней кувыркаемся, а муж раньше пришёл. Увидел и за топор или ножичек... Нет, что-то мне не очень хотелось быть расчленёнкой.

Я вскочил и в коридор. Она за мной.
- Мне пора! Срочно надо...
- Да, не придёт он!!!....
Она не решилась выскакивать в таком виде на лестничную площадку, где я судорожно пытался попасть в рукава шинели.

Только на улице, вдохнув морозного воздуха, немного пришёл в себя. О, попал! Закурил. До общаги долетел, как на такси! Офицеры посмотрели на меня и спросили:
- Михалыч, на тебе лица нет! Тебя что, ограбили?!
- Хуже!
- Хуже?! Выкладывай, что стряслось?

Я вкратце рассказал о случившемся. Меня слушали не перебивая, а после с серьёзным видом сказали, что я мудак и самый последний кретин этого города.
- Почему? - не понял я.
- Почему? Тебя, мудака, мужик домой привёл, напоил, накормил, бабу свою подогнал, чтобы ты с ней переспал. А ты!... Эх, ты: ноги в руки и смотался! Бабе кайф обломал и мужику теперь из-за тебя неприятности будут.
- Да, почему?! - я, действительно, не догонял: в чём моя вина?
- Ты что забыл? Тебе же говорили, что из-за вредного производства многие мужики не могут сами удовлетворять своих жён. Кто раз в месяц, а кто и в полгода. А бабы - они живые, они мужика хотят, хотя бы раз в неделю (это на крайняк). А мужик не может. Из-за этого многие семьи распадаются. Но есть такие, в которую ты и попал. Не хочет мужик свою бабу терять, детей. Да и она от него, горемыки, уходить не хочет. И мужик ей нужен! Как тут быть? Вот он и отлавливает нормальных мужиков и обязательно командировочных и приводит их домой, чтобы жене приятно сделать, чтобы семья не разрушилась. Теперь понял?!

Понятно было одно, что такая проблема есть и каждый её решает сам, как считает наиболее приемлемым. Я не был согласным принимать в этом участие. Женщину можно любить, но не до такой степени, чтобы собственноручно приводить к ней мужиков. Лучше остаться одному, помогая ей во всём, пока она не выйдет за нормального мужика. Вопрос этот довольно тяжёлый и дискутировать по нему можно вечно, но так и не придя к единому знаменателю. Для себя сделал один вывод: до отъезда по вечерам в одиночку не гулять...


И вот новый переезд к последнему пункту назначения - Белые Воды. У здания военкомата нас встречает сам Военком - полковник, казах.
- Ох, какая замечательная машина, - приговаривал он, нарезая круги вокруг БТР. - Сегодня вечером на охоту поедем.
Нам бы с дороги отдохнуть, а тут на тебе! Эта охота, как серпом по яйцам! Старшой попробовал отбрехаться:
- Тов.полковник, давайте через пару дней. Нам здесь неделю быть. Надо двигатели синхронизировать и так по мелочам...
- Это потом всё сделают в мастерских. На охоту сегодня. В 17.00 жду вас на этом месте. Сейчас вам покажут, где разместиться, накормят. Солдаты остаются при военкомате. До вечера.

Нам ничего не оставалось, как следовать за офицером военкомата к месту размещения. Мы прибыли к двухэтажному деревянному бараку, выкрашенному в зелёный цвет. В него вёл единственный вход, который располагался посредине здания. Слева от входа на стене красовалась вывеска "ГОСТИНИЦА". Нас поселили на втором этаже. Несмотря на всю наружную неказистость гостиницы, номера были довольно уютные. В каждом из них стояли две кровати, шкаф, прикроватные тумбочки, стол у окна и два стула. Пол застлан ковровой дорожкой. Главное - в номерах было тепло. В торце коридора располагалась кухня с газовой плитой, холодильником, столами и стульями. В тумбах - кухонная посуда. В противоположном конце - туалетные комнаты и исправный душ. Неожиданная цивилизация...

17.00. Подходим к военкомату. Полковник рядом с БТР следит за погрузкой двух автоматов Калашникова и цинка с патронами. Нас было четверо. Ст.лейтенант от артиллерии сказался больным и остался в гостинице.
- Товарищи офицеры, - обратился к нам полковник, - оружие на всех брать?
Глядя на экипировку Военкома, мне пришла мысль, что охота - это какой-то предлог, так как наш полковник был одет в ботинки!, шинель с фуражкой, кожаные перчатки. Это никак не соответствовало затее. Да, и на кого собираемся охотится из автоматов? Сайги в этих краях нет, кабана поднимем вряд ли, а на лису или зайца с автоматом - абсурд.
- Хватит двух, - ответил я.

Тронулись. Полковник со старшим наверху при автоматах. Картина: не пришей к манде рукав. Холодно. Чувствуем, что замёрзли, но вниз не спускаются - красуются. Красавцы, мать их за ногу дери! Люк открыт и нам внизу прохладно. Скорей бы стемнело - красоваться не перед кем будет...

Почти стемнело, когда сделали первую остановку в каком-то ауле, где полковника обступили многочисленные родственники и знакомые. Полковник, выпятив грудь колесом, гордо рассказывал о том, что начальство выделило ему такую замечательную машину - БТР называется. Военком излучал щенячий восторг.

Нас завели в дом и напоили чаем. И снова перемещение. Две короткие остановки для показа БТР. И опять в путь. Остановились у озера. Зашли в дом, где родственник Военкома потчевал всех жареной рыбой и чаем. Подкрепились. Можно и на охоту. Едем. Тьма непроглядная. Снова остановка. Выгружаемся. Заходим в дом и понимаем, что мы здесь уже были. Здесь была наша первая остановка. Садимся за дастархан. Водка, чай, конфеты. Всё! У них так: сначала пьёшь сколько можешь, а уж только потом горячая закуска.

Полковник, видя, что мы пьём не активно, сообразил в чём дело и распорядился насчёт горячего. Женщины, которые во время трапезы за столом не присутствуют, внесли огромное блюдо с лагманом, поставили пиалы с шурпой и водрузили ещё блюдо с отварной бараниной. Для нас принесли вилки и ложки. За каждым офицером был закреплён молодой казах, который следил за тем, чтобы гость ни в чём не нуждался.

И вот первый тост, после того, как дастархан накрыли "по-нашему". Выпил. И тут мне, закреплённый за мной "нукер", протягивает два пальца, на которых какая-то закуска. Я понимаю, что должен этим закусить, иначе обижу. Закусываю... Первая реакция организма - рвотный рефлекс. Сдавил челюсти до побеления желваков. Выплюнуть? Куда? Это не лучшая идея. Но, если я от этого в течении минуты не освобожусь, то, боюсь, все увидят что ел на обед. То, что у меня во рту, проглотить нельзя. Из глаз крупные слёзы. Мой закреплённый смотрит на меня и ничего не понимает. Я ему глазами на водку показываю. Молодец! Сообразил! С водкой только это и смог проглотить. Мне потом сказали, что это был курдючный жир! Я слышал о его пользе, но принимать внутрь - мой организм был всячески против!

Новый тост за Военкома и "его замечательную машину-БТР" и мой снова мне чего-то протягивает. Памятуя о предыдущем опыте, весь напрягся и подозрительно рассматриваю предложенное. Нет, не жир. Однозначно. Беру и запихиваю в рот. Жую. Хрящ. Это тоже такой обычай: самому младшему по возрасту полагается баранье ухо. Это деликатес против курдючного жира...

Было за полночь, когда полковник объявил, что едем на охоту, мол сейчас самое время. Ага, дичь сама нас будет искать, а не мы её. В таком состоянии на охоту - бред какой-то! Но разве остановишь?... Все рассаживаемся на броне и удаляемся в ночные ****я. Я извиняюсь, но по-другому это определить невозможно. Едем, как по безжизненной планете. Вдруг в свете фароискателя вспыхнули две красные точки. Полковник со старшим из калашей, длинными... В кого, зачем? В белый свет, как в копеечку. Остановились. Спешились. Я посмотрел на следы - корсак (степная лисица). Из всей этой компании я был единственный, кто занимался охотой.
- Вы видели какой это был степняк (в некоторых местах название степного волка)? - вопрошал полковник.

Все соглашались. Хотелось в город, в тёплый номер гостиницы.. Куда там... Подъезжаем к озеру. Остановились. Ждём. А чего ждём? Ах, да - сейчас из камыша целое стадо кабанов на нас выскочит. Только карман широко держать устал. Никого. Просто непруха какая-то!

Новое перемещение. И.... приехали: здравствуй бабушка! Пожалуй хлеще! Степь. Ночь. Ветер. Холодно. БТР сидит на брюхе. Солончак. Спускаемся в "трюм". Движки работают с перебоем, но здесь более-менее тепло. Правда ненадолго: скоро кончится бензин. Пробуем откопаться. Что мёртвому припарки. Часа через два заглохнем. Будет несмешно. Куда идти за помощью никто не знает. И в этом безвыходном, казалось бы, положении блеснул свет фар. Мы орали и махали руками примерно так же, как и челюскинцы при виде самолёта.

Возле нас остановился ЗИЛ-131 с будкой. Это рыбаки возвращались с озера. Повезло нам. Нас отвезли в город. Старший сдал оружие и боеприпасы дежурному по военкомату, а полковник с водителем-механиком поехали за К-700. Под утро БТР благополучно вытащили из западни и отогнали в МТС для обслуживания...

В один из дней к старшему группы обратился офицер запаса - директор крупного совхоза миллионера, с просьбой на день съездить на БТРе в родной совхоз чисто показаться перед родственниками. Жалко нету. Пусть едет.

Вечером нас просят спуститься вниз. Перед гостиницей стоит БТР и рядом счастливый директор.
- Вот, примите в благодарность.
Мы приняли два мешка картошки, мешок лука, тушу барана и две двадцати литровые бутыли с вином. Всё это пришлось кстати. Командировка подходила к концу, как и дензнаки...

В тот день дежурство по кухне выпало мне и подполковнику, который сразу заявил, что готовить не умеет и будет у меня в подчинении. На ужин решил приготовить "скоблянку". Замороженное мясо стругаешь, как палку, нарезая небольшие тонкие пластики. Слегка обжариваешь, после чего тушишь в подливе. Вариантов великое множество. Неизменно одно - очень вкусно! Пока я возился с мясом, Володя почистил картошку и лук, мыл посуду. Всё шло, как по конвееру. К приходу офицеров с занятий, ужин был готов. Они пришли голодные, замёрзшие, а тут тепло и такие аппетитные запахи.

Накрыли стол, расселись. Старшой пару бутылок водки ставит. Выпиваем, закусываем, предложения выдвигают:
- Михалыч, давай ты готовить будешь. От занятий тебя отмажем.
- Нет, каждый раз - нудно. Я только по настроению готовлю.
Хорошо сидим. Водку выпили. Как бы хватит. А старший говорит:
- Михалыч, принеси вина ещё, а то что-то малова-то будет.
- Сань, может хватит? - мне так идти не хотелось.
- Да, ладно ты. Ещё немного. Отлей в трёх литровую банку и хватит.

Я прошёл в свой номер, где хранилось вино. Оставалась последняя, едва начатая, бутыль. Поставил банку на коврик и стал вытягивать бутыль. Уже дотянул её до банки, когда она выскользнула из моих рук и на пол! ВДРЕБЕЗГИ!!!...

Мужикам надоело ждать и они решили проверить, что со мной могло случиться. Заходят в номер и видят картину не для слабонервных: на полу в луже вина сижу я и печально смотрю на осколки того, в чём совсем недавно было прекрасное вино.
- Михалыч, ....а ..... как же..... это....., а? Михалыч..... - им было очень тяжело говорить.
- Я же говорил, хватит. Так нет , иди нацеди! Нацедил! Твою ты мать.... - мне самому было жалко... такое вино.. в коврик.
Кто-то предложил выжить коврик, но шутка успеха не имела.

Коврик пришлось застирывать, полы отмывать и спать, вдыхая винные пары. Ругать меня сильно не ругали. Да, и директор, узнав о нашем горе, попросил БТР, который ему любезно и предоставили....

Командировка закончена. Мы покидаем Белые Воды и всё южное кольцо. А я прощаюсь с Вами. До новых встреч.


Рецензии