Мой любимый Исаак. Часть седьмая

                Картина  И.И. Левитана  «Мостик»
              ============================


                ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН

                Часть седьмая.

      5 лет  Левитан занимался  в мастерской  Саврасова, 
который, став ему близким  и  необходимым, теперь
 с каждым   днём  отдалялся от него, всё сильнее поддаваясь
 запоям.  После смерти родителей потеря Саврасова  была
 для  Левитана самым тяжёлым горем.

      Весной пронёсся слух,  что Алексей Кондратьевич
больше не будет  преподавателем. 
А вскоре, в мае 1882 г., умер Перов.

     Училище осиротело, кое-кто из учеников устремился  в
столичную Академию.  Подал заявление и Левитан: его
донимали мысли о провалах  в  образовании,  казалось
слишком медленным продвижение по пути  мастерства.

     Но через месяц в Училище пришёл Поленов – учить
живописи молодых художников. Это был человек  горячего
сердца, высокой культуры и яркого дарования. К нему теперь
потянулись ученики, покинутые  Саврасовым.  Раздумал ехать
в Питер и Левитан.

     Около двух лет он брал уроки живописи у Поленова.
Саврасов учил понимать душу природы, вносить в самый
незатейливый пейзаж свои чувства и мысли. Но палитра его
сохраняла черты традиционности, оставаясь коричневой.

     Когда Левитан пришёл в класс Поленова, ему раскрылся
мир красок, многообразный, причудливый.  Словно шоры
упали у него с глаз, и даже в будничной русской природе
он   увидел цвет многолико.  Теперь его учили думать о
радости, какую приносит людям живопись, гармония
красок (колорит).

     Приближался срок окончания Училища, нужна была
работа, по которой судят о мастерстве художника и выдают
ему диплом.  И тут произошёл случай, нелепее которого
не было во всей истории русского искусства.

     Левитан задумал писать жатву:  огромное поле,
заполненное  копнами сжатой ржи. День хмурый, пасмурный.
В такую серьёзную пору своей жизни  Левитан  остался без
поддержки:  Поленов уехал в Рим писать этюды к картине
«Христос и грешница», Саврасов  бродяжничал.

     Но когда картина была готова, Левитан всё же разыскал
своего несчастного учителя, оценке и вкусу которого он
продолжал верить. Саврасов увидел в этой картине не
только возмужание кисти, но и зрелость мысли,
и размашисто написал мелом «Большая серебряная медаль».

     Другим преподавателям картина не понравилась,  они даже
 не предложили её доработать, улучшить.
 А может, их обозлила оценка человека, который уволен из
 Училища, но продолжает навязывать им своё мнение?   

    Предложение  написать новую картину Левитан в запальчивости
отверг.  Диплом ему не дали.  Эта ситуация  продолжалась
несколько лет, пока в 1886 г. Левитан не  получил диплом
«внеклассного художника».

    Левитан едет с приятелем  Василием  Переплётчиковым
в Саввинскую слободу.   Там  много и хорошо работалось.
Лето приятели прожили дружно,  хотя характер у Левитана
был не  из лёгких.

     Переходы от радости к горю, от покоя к тревоге, от
 вдохновения к упадку были свойственны ему смолоду.
 В отчаянии он  проклинает всё,  что сделал, вообще
отрицает в себе художника.

     Новый поворот настроения  -  и всё  рисуется в другом
свете:  день  плодотворен,  этюды  кажутся  стоящими
внимания.

     Частая  смена  настроений – не прихоть,
а дань  тяжёлым ударам  судьбы, перенесённым  ещё
в отрочестве, начало нервного заболевания,
развивавшегося с годами.


Рецензии
Смотрю на эту картину "Мостик" и восхищаюсь! Ни одна современная фотография не передаст подобное настроение, чистоту красок и такую подробность деталей!

Галина Соломко   17.11.2010 01:07     Заявить о нарушении
Меня этот прогнивший мостик тоже очаровал!
Спасибо!

Лада Пихта   18.11.2010 11:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.