Мой любимый Исаак. Часть седьмая
============================
ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН
Часть седьмая.
5 лет Левитан занимался в мастерской Саврасова,
который, став ему близким и необходимым, теперь
с каждым днём отдалялся от него, всё сильнее поддаваясь
запоям. После смерти родителей потеря Саврасова была
для Левитана самым тяжёлым горем.
Весной пронёсся слух, что Алексей Кондратьевич
больше не будет преподавателем.
А вскоре, в мае 1882 г., умер Перов.
Училище осиротело, кое-кто из учеников устремился в
столичную Академию. Подал заявление и Левитан: его
донимали мысли о провалах в образовании, казалось
слишком медленным продвижение по пути мастерства.
Но через месяц в Училище пришёл Поленов – учить
живописи молодых художников. Это был человек горячего
сердца, высокой культуры и яркого дарования. К нему теперь
потянулись ученики, покинутые Саврасовым. Раздумал ехать
в Питер и Левитан.
Около двух лет он брал уроки живописи у Поленова.
Саврасов учил понимать душу природы, вносить в самый
незатейливый пейзаж свои чувства и мысли. Но палитра его
сохраняла черты традиционности, оставаясь коричневой.
Когда Левитан пришёл в класс Поленова, ему раскрылся
мир красок, многообразный, причудливый. Словно шоры
упали у него с глаз, и даже в будничной русской природе
он увидел цвет многолико. Теперь его учили думать о
радости, какую приносит людям живопись, гармония
красок (колорит).
Приближался срок окончания Училища, нужна была
работа, по которой судят о мастерстве художника и выдают
ему диплом. И тут произошёл случай, нелепее которого
не было во всей истории русского искусства.
Левитан задумал писать жатву: огромное поле,
заполненное копнами сжатой ржи. День хмурый, пасмурный.
В такую серьёзную пору своей жизни Левитан остался без
поддержки: Поленов уехал в Рим писать этюды к картине
«Христос и грешница», Саврасов бродяжничал.
Но когда картина была готова, Левитан всё же разыскал
своего несчастного учителя, оценке и вкусу которого он
продолжал верить. Саврасов увидел в этой картине не
только возмужание кисти, но и зрелость мысли,
и размашисто написал мелом «Большая серебряная медаль».
Другим преподавателям картина не понравилась, они даже
не предложили её доработать, улучшить.
А может, их обозлила оценка человека, который уволен из
Училища, но продолжает навязывать им своё мнение?
Предложение написать новую картину Левитан в запальчивости
отверг. Диплом ему не дали. Эта ситуация продолжалась
несколько лет, пока в 1886 г. Левитан не получил диплом
«внеклассного художника».
Левитан едет с приятелем Василием Переплётчиковым
в Саввинскую слободу. Там много и хорошо работалось.
Лето приятели прожили дружно, хотя характер у Левитана
был не из лёгких.
Переходы от радости к горю, от покоя к тревоге, от
вдохновения к упадку были свойственны ему смолоду.
В отчаянии он проклинает всё, что сделал, вообще
отрицает в себе художника.
Новый поворот настроения - и всё рисуется в другом
свете: день плодотворен, этюды кажутся стоящими
внимания.
Частая смена настроений – не прихоть,
а дань тяжёлым ударам судьбы, перенесённым ещё
в отрочестве, начало нервного заболевания,
развивавшегося с годами.
Свидетельство о публикации №210111500422
Галина Соломко 17.11.2010 01:07 Заявить о нарушении