Портреты. Александра Филипповна

Есть такие лица, на которые сколько ни смотреть - не насмотреться. Вот и у Александры Филипповны именно такое, доброе-предоброе...
Всегда приветливая, с неизменной улыбкой и морщинками-лучиками, веером раскрывающимися у внешних уголков выцветших голубых глаз. Опрятная, чистенькая, словно до хруста отмытая мылом, с тщательно собранными в ещё тяжёлую седую косу волосами, закреплённую на затылке роговым гребнем. На плечах ситцевый белый платочек в мелкий горошек поверх застёгнутой на все пуговицы трикотажной кофты.
Её всегда можно застать на своём "рабочем месте" у магазина " Пятёрочка ",  где она сидит на грубосколоченном табурете, разложив свои нехитрые товары на импровизированном прилавке.. Летом - это пучки укропа, петрушки, аккуратно стянутые чёрной хлопковой нитью, кое-какие овощи-фрукты из собственного сада, осенью- яблоки антоновка, консервированные помидоры в трёхлитровых банках, огурцы собственного засола, квашенная капустка, головки чеснока, да нарезанная ломтями ярко-оранжевая тыква.
Уже и не помню, когда я увидела старушку впервые. Кажется, она здесь с самого основания магазина.
Зимой Александра Филипповна не торгует, и когда вместе с первыми весенними тёплыми денёчками вновь появляется на давно облюбованном месте, я ловлю себя на мысли, что радуюсь её возвращению.

Как-то, спеша домой, под завязку гружённая продуктами к предстоящему юбилею, я сделала привал около старушки, чтобы докупить до полного комплекта четверть тыквы. Видимо мой тяжелый вздох послужил сигналом к тому, чтобы бабушка с сочувствием предложила:
- А ты, доченька, сядь, посиди на табуретке, передохни, а я отойду на минуточку по малой нужде.
Я с готовностью согласилась, наверное, больше для того, чтобы услужить ей. Пока сидела, карауля товар, сумела продать пару пучков петрушки и пять головок чеснока. Это событие так меня развеселило, что я стала рисовать в своём воображении разные пикантные сцены. Сижу я вся такая " на стиле" в туфлях от Carlo Ponti  на крашенном синей масляной краской табурете и торгую овощами, а в эту минуту на своей новой беленькой Toyota Camry подъезжает мой непосредственный начальник Андрей Фёдорович (вне рабочих стен - попросту Андрюха) и, воззрившись на меня своим пронзительными карими глазами, восклицает:
- Танюха, ты совсем офигела?! На колченогой скамейке присторилась  приторговывать!
Я ему:
- Так , мол, и так, бабушка-божий одуванчик попросила покараулить...
А он и слушать ничего не желает, знай себе орёт в голос:
- Ты хоть понимаешь, что авторитет фирмы на этом вот самом месте в грязь втаптываешь?! А если тебя здесь наши клиенты ущучат? Ну-ка, поднимай задницу и дуй немедленно домой, чтоб глаза мои тебя не видели, а то завтра же уволю!
Я улыбнулась, представив подобную ситуацию...
Тут моё воображение, как с цепи сорвалось, и давай рисовать картинки, одну другой поинтереснее. На Андрюхином месте по-очереди побывали:
1. Наш постоянный и высокопоставленный клиент Вальдемар Эммануилович, весь такой пригламуренный, весь такой сладенький-пресладенький, как бы слегка в "голубизну", но тем не менее очень падкий на женские прелести (может, БИ?),  не обделяющий, между прочим, своим елейным вниманием и мою скромную персону (вот смеху -то!);
2. Сплетница тётя Нина - соседка по лестничной площадке (теперь перед ней открылся простор для долгих пересудов);
3. Бывшая классная руководительница Валентина Александровна, в школьные годы всегда приводящая меня в пример другим ученикам и прочащая блестящее будущее на поприще журналистики ...

Я, видимо, хихикнула вслух, потому что проходящий мимо молодой человек посмотрел в мою сторону странным взглядом. Это ещё больше меня развеселило, и фантазии весёлым ручейком потекли дальше...
За этим занятием и застала меня вернувшаяся старушка.

- Что, доченька, заждалась, поди? Ты уж извини меня, "торопыгу", нынче я совсем неповоротливая стала. Ох, да неужто ты мне ещё и торговлю наладила?!
- Да, - говорю,- вот вам 40 рублей, бабушка!"
- Ой, да ты ж моя детонька, как и благодарить-то тебя не знаю? Вот...  тыковку бесплатно забирай!
Я, конечно, отказалась, понимая , что из-за этих самых "выручек" старушка целый день сидит на неудобном табурете в любую, не самую благоприятную погоду.
Она долго раскланивалась, всё благодарила и звала заходить в гости на оладушки с малиновым вареньем.
- Звать-то тебя как, дочка?
- Таня.
- Татьяна, значит... Имя у тебя красивое, как и сама ты. А годков сколько тебе?
- Тридцать семь, бабулечка.
- Вот тебе и На ! А я думала барышня незамужняя...,- протянула озадаченная старушка.
- А я незамужняя и есть.
- Да как же так? Такую-то красавицу, да никто и не приметил?
- Приметить-то приметил, да лучше бы он этого не делал, всё равно развелись,- сказала я и улыбнулась.
- Ах, ты, беда-то какая!... Ну, Танюша, желаю тебе кавалера хорошего да красивого, чтоб рукастый был, да тебя не обижал, жалел....
- Спасибо, на добром слове, бабулечка ! Ну, я побежала?...
- Беги, беги, детонька, - сказала старушка и перекрестила на прощанье.

Этот её естественный жест вызвал во мне какое-то щемящее чувство, захотелось прижать к себе хрупкое тело, защитить, только вот от кого, я и сама не знала...
От нашей суровой жизни, где старики вместо того, чтоб отдыхать, мир смотреть, как это принято во всех цивилизованных странах, сидят, сгорбившись, под палящим солнцем или пронизывающим ветром, зарабатывая лишнюю копейку, чтоб как-то дожить свою и так не очень-то радостную и сытую жизнь?
- А Вас-то как звать, бабушка?
- Александрой Филипповной кличут, Танюша.
- А знаете что, Александра Филипповна, приходите завтра ко мне в два часа в гости, будут все свои: мама, папа, дедушка и брат с семьёй. Я во-о-он в том доме живу, квартира четыре. Придёте?
- Приду, дочка, приду. Дома-то меня всё равно ждать некому.
- Ну, тогда до завтра?
- До завтра, Танюша,- улыбнулась старушка и в глазах у неё блеснули радостные слёзы...


Рецензии
Не постесняюсь очередной раз объявить всему сайту, что Вы, Таня - идеальный портретист.
В этой миниатюре акцент не столько на Александре Филипповне, сколько на героине Тане,
чему я безмерно рада, потому что наблюдать за ней оказалось превеликим удовольствием.
И автор здесь умело манипулирует читателем: пленяет его, интригует, веселит, волнует и, в конце концов, провоцирует на слезинки в глазах.

Уж как я умилялась, следя за возникающими в воображении Тани разными пикантными сценами, передать не могу.
Мне кажется, у меня было такое выражение лица, что могло рассмешить даже Андрея Фёдоровича)

Несколько раз перечитала вот эту фразу:
"Сижу я вся такая " на стиле" в туфлях от CARLO PONTI на крашенном синей маслянной краской табурете и торгую овощами,
а в эту минуту на своей новой Toyota Camry белого цвета подъезжает мой непосредственный начальник Андрей Фёдорович".

Вот с этого момента самое интересное и началось!)
И следующие сцены, которые перечисляет героиня, сидящая на табурете - просто прелесть.
Контраст Вам удался сполна. И именно этот контраст так украсил общую картину.

Александра Филипповна, конечно же, милая и добрая, но героиня Таня вызывает у меня бОльший аппетит)Она - очень привлекательный образ!

Тереза Пушинская   17.01.2012 16:20     Заявить о нарушении
А еще позвольте полюбопытствовать, что в России
и, тем более, в Москве готовят из оранжевой тыквы?)

Я добавляю нарезанную кубиками в рис и запекаю дольки с корицей и сахаром)
А Вы?)

Еще одно сходство, очередное (я уже не удивляюсь)
Вашу Таню видели журналисткой.
Я работала в журналистике.)
Интересно, мы носим одинаковой формы бюстгальтеры?))

Тереза Пушинская   17.01.2012 16:24   Заявить о нарушении
Танюша, спасибо, дорогая! Теперь я вижу, что Вы меня любите, потому что очень снисходительно относитесь к моим опусам :-))) Ну, что ж, это в какой-то степени стимулирует.
Вот, помню, училась я в 1 и 2 классе в школе с углублённым изучением иностранного языка, показывала весьма средние результаты: 4-5. А потом родители меня перевели в обычную школу, и там, понятно, я сразу же выбилась в отличницы. Учителя начали нахваливать, и так это меня подстегнуло, что все последующие годы я была отличницей. Так что отнесусь к Вашей лояльности здраво и буду работать над собой.

Из тыквы я готовлю курзе и тыквенный суп, но сегодня попросту нет сил делиться рецептами. Дааа! Ещё чуду из тыквы замечательные, но всё это блюда кавказской (дагестанской) кухни :-)))

Татьяна Ибрагимова   18.01.2012 21:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.