Друд - сын пирата Нити судеб сплетаются

Автор благодарит Екатерину Крутовскую за подаренный ему когда-то кусочек текста о мире


4 Нити судеб сплетаются

-Скор же ты, однако, прекрасный Иосиф (Осе - местная форма произношения от Иосиф - авт.) ! -  сказал Иннокентиас Морны Осе Ланселину, когда они шли  к нему на квартиру, то ли ревниво, то ли шутя.
-Я не понимаю, что ты хочешь сказать, - равнодушно ответил Осе, приподняв брови и не глядя на товарища.
-Как же, не понимаешь! У нас с Марьенной было всё так хорошо, а тут появился ты и взбаламутил ей всю душу! – проворчал офицер.
-Если ты об этом, то я тоже был взволнован, увидев её, - произнёс Осе и открыто поглядел в глаза собеседника. – Я ведь считал, что она погибла.
-Знаю, знаю, - уже более спокойно заявил Иннокентиас, - она мне всё сама рассказала. Хорошо, что и ты не отпираешься. Это доказывает, что ты не скрываешь камня за пазухой, поэтому я проявлю чудеса невиданного доверия и попрошу об услуге.
-Если это в моих силах…
-В твоих, в твоих, не сомневайся. В общем, завтра мы со Стееном едем на передовую. Марьенна придёт попрощаться со мной, а ты проводишь её до школы. Она хотела с тобой поговорить. Видишь, как я тебе доверяю! Надеюсь, ты это оценишь.
-Всё так серьёзно?
-Думаю, да. Во всяком случае, с моей стороны.
Молодые люди свернули во двор, а потом поднялись на второй этаж, в квартиру офицера, где за накрытым к ужину столом уже сидел Борд-Сигюрд. Осе есть отказался, сославшись на поздний обед у доктора Линси, а Морны, напротив, выразил готовность присоединиться к товарищу.
-Я это заслужил, клянусь честью! – заявил офицер. – Я лет сто не наматывал таких кругов по городу пешком, как сегодня! Сначала отвёл Ланселина, потом Марьенну, потом привёл на квартиру Стеена, и, наконец, ещё раз дошёл до Линси и обратно!
Осе Ланселин сел для компании за стол и, когда его друзья приступили к еде, спросил:
-Я так понял, что вы завтра меня покинете?
-Это так, Осе, - подтвердил Борд-Сигюрд. – Вместе с отрядом добровольцев мы отправляемся на юг, так как совершенно неясно, в каком состоянии там находятся наши дела. Восстание пришлось поднять внезапно, и если здесь у нас есть какое-то время для подготовки обороны, то там его почти не было. Нужно срочно прояснить, что там творится и постараться удержать наши рубежи до прибытия помощи из Северных провинций.
-Прекрасно, господа, о себе вы подумали, а что всё это время буду делать я? Вам не приходило в голову, что я тоже могу поехать на юг? – спросил Ланселин, обиженный и уязвлённый.
-Никто не сомневается, Осе, что ты тоже можешь это сделать, - примирительно заявил Борд-Сигюрд. – Я не сомневаюсь, что ты поехал бы сразу, как только тебе сказали бы это сделать. Я знаю, что ты очень бы старался быть на высоте, не хуже других бывалых смельчаков, а потому, скорее всего, одним из первых пал бы в бою, получив пулю в лоб. Только всё дело в том, дорогой Осе, что твой лоб и твоя голова очень ценны для нас и очень нужны здесь.
-Иными словами вы, люди военные, полагаете, что таким штатским, как я, там нечего делать, - сделал вывод Ланселин, откидываясь на спинку стула.
-Ты всё понимаешь очень упрощённо, - укоризненно сказал Стеен. -  Дело не в том, что мы едем в края, где легко совершать подвиги, а тебя не берём из вредности или ревности. Твоя голова действительно ценна для всей тайной организации, ты много знаешь, а потому я счёл тебя полезным рекомендовать в помощники к господину де Веру. Завтра с утра Морны снова проводит тебя в штаб, и ты приступишь к своим обязанностям.
-Интересно. И что я буду делать? – буркнул Ланселин.
-То же, что в канцелярии наместника. Ты будешь секретарём.
-Ну, спасибо, дорогие товарищи, удружили! – развёл руками Осе. – Вы будете действовать, а я  - писать бумажки!
-Иногда хочется швырнуть в тебя чем-нибудь тяжёлым! – воскликнул Стеен.
-Это верно, - подтвердил Иннокентиас.
-До тебя словно что-то не доходит! - продолжил Борд-Сигюрд. – Чего ты опасаешься? Что не увидишь врага и не успеешь совершить подвиг? Да, может быть, май ещё не закончится, как войска Беера покажутся под стенами Сен- Катарен!
-А такая возможность есть?
-Ещё бы! Кто, по-твоему, сейчас бьётся с хорошо обученными войсками наместника? Обыкновенные крестьяне, рыбаки и немного горожан. Сколько они продержатся? День? Неделю? Месяц? Возможно, оборона, причём разрозненная оборона, уже прорвана, и в прорывы уже хлынули силы противника! Мы едем, чтобы оттянуть на себя войска противника, хоть немного отдалить тот день, когда они будут здесь. Так что ни о какой блестящей операции речь не идёт, и обижаться тебе, Осе, грех!
-Если я понимаю правильно, Борд-Сигюрд, надежды на победу восстания почти нет?
-Надежда есть всегда, Осе. Только она зависит от того, как мы сумеем укрепиться в охваченных восстанием местностях и как долго сумеем продержаться.
-Продержаться до чего?
-До того, как нам окажут помощь Северные провинции. Если наместник получит помощь раньше – туго нам придётся.
-Герцог Фёррил может нам и не помочь? – спросил Ланселин.
-Северные провинции сами участвуют в войне, - вмешался Иннокентиас, - а потому всё зависит от положения на фронтах. Да и собрать помощь – дело не одного дня: нужно найти корабли, снарядить их, загрузить, да ещё благополучно отправить!
-Но ведь народ на нашей стороне, - возразил Ланселин. – Разве это не гарантия того, что мы можем продержаться довольно долго?
-Ты, конечно, прав, Осе, сейчас значительная часть жителей Скалла-Веры охвачена патриотическим подъемом, - согласился Борд-Сигюрд. – Но ты, Осе, прости за грубость, человек из довольно высокого слоя общества, и с твоей высоты народ кажется единой монолитной массой, а это не так. Возьмём самый низ – крестьян. Они все арендуют землю, а своей не имеют. Что принесёт им восстание? Смену хозяев земельных угодий. И всё. Да, забыл ещё повышение налогов, которое всегда происходит после войны. Господин де Вер давно уже выступает за то, чтобы землевладельцы-патриоты обещали выделить крестьянам часть земель в собственность после восстания. Но с ним почти никто не согласен.
-Они ссылаются на то, что у него есть земля здесь и в Северных провинциях, а у них только здесь, поэтому, мол, он может себе позволить швыряться собственностью, - вмешался в разговор Иннокентиас, с треском разламывая курицу.
-Ты сам видел, до чего доведены крестьяне хозяйствованием иноземцев, - продолжил Борд-Сигюрд. – Вся провинция кишит разбойниками и контрабандистами. Сейчас у них появилась надежда. Но что будет, когда они поймут, что даже с победой восстания в их жизни ничего не изменится?
-Я никогда не смотрел на дело с этой стороны, - пробормотал Осе.
-Теперь возьмём купцов и ремесленников. Тем из них, чья деятельность связана с экспортом, победа восстания выгодна, ибо присоединение к Северным провинциям расширит для них рынки сбыта. А вот тем, чья деятельность замкнута на внутреннем рынке – нет. Сейчас они, пользуясь монополией, могут поднимать цены, как вздумается, а с присоединением к Северным провинциям доходы могут покачнуться из-за нежелательной для них конкуренции. Ныне некоторые из этих людей примкнули к восстанию из ненависти к иноземной власти, но их патриотизм весьма неустойчив! Что до дворян, то тут дело и того хуже, и тебе это известно лучше, чем кому- либо. Не секрет, что многие сохранили земли и привилегии после последней войны и Мартовского мятежа путём откровенного предательства. Победа восстания может вскрыть неприятные подробности из жизни отдельных семей.
-Но они могут искупить былое предательство, - вступился за дворян Осе Ланселин, - стоит только господину де Веру пообещать им прощение за верную службу делу родины.
-Верно, но часть из них может объявить о своём переходе на нашу сторону только из страха и переметнуться обратно, как только возникнет опасность.
-Если так подозревать всех, то вообще неясно, как хоть кто-нибудь оказался на нашей стороне – воскликнул Осе, задетый, ведь его тётя пользовалась расположением наместника. – Некоторые люди не виноваты в том, что их родственники поддерживают арнесийские власти.
-В отношении тебя у нас вообще нет никаких сомнений, - проницательно заметил Борд-Сигюрд. – Я только хотел показать, как серьёзно наше положение не только на передовой, но и на местах. Ты был ближе к наместнику по долгу службы, чем любой из нас, ты много знаешь, вот почему ты должен остаться здесь и помогать господину де Веру.
-К тому же, мы должны на кого-то оставить близких людей, - снова вмешался Иннокентиас.
В то время как Борд-Сигюрд.за своими речами вовсе забыл о еде, Морны меланхолично дожёвывал курицу и допивал очередной бокал вина.
-Кого ты имеешь в виду? – удивился Ланселин.
-Только не притворяйся так правдиво, прекрасный Иосиф, что ты не понимаешь. Хоть ты и навёл беспорядок в моих делах, но я знаю тебя как человека благородного, а потому поручаю тебе заботу о моей девушке. Если город окажется в осаде, а я – за его стенами, ты должен быть ей за всех родственников сразу, прекрасный Иосиф.
-Конечно, я не брошу её в беде, но я поссорюсь с тобой, если ты не прекратишь называть меня «прекрасным Иосифом».
-Разве тебя не зовут, как этого героя Библии? – Не унимался Иннокентиас. – разве ты не производишь на девушек того же ошеломляющего воздействия, что и он?
-Я что-то не пойму, о какой девушке идёт речь, - перебил Морны Борд-Сигюрд. – Насколько мне известно, Осе никогда раньше не был в Сен-Катарен.
-Не был, но он её знает, - не унимался слегка захмелевший Иннокентиас.
-Кто это,Осе?
Ланселин помолчал немного, уставившись в стол, потом ответил:
-Это Марьенна Алисандер.
-Кто? – поразился Стеен. – Она не погибла под развалинами дома доктора Алисандера?
-Вот потеха! – развеселился Иннокентиас. – И этот тоже её знает!
-Ты ничего не перепутал, Осе? Ты ясно её видел? – стал выспрашивать Стеен.
-Ясно, как тебя сейчас.
-Но как она здесь оказалась?
-Об этом спрашивай Иннокентиаса. Он утверждает, что она живёт здесь, работает учительницей и каждый день гуляет возле крепости, неотрывно смотря на её башни.
-Значит, она не знает?
-Чего?
-Что все казнены. Ведь ясно, что она последовала сюда за отцом и за теми, кого арестовали в их доме. Наверно, она думает, что они могут видеть её из окон темниц.
-Погоди, кто казнён? О ком ты говоришь, Борд-Сигюрд? – мгновенно протрезвел Иннокентиас.
-О её отце, докторе Алисандере, о его ученике Дорстене Эсклермонде и ещё троих или четверых наших сторонниках, схваченных у них в доме. Они были повешены ещё в прошлом году без суда и разбирательства, тайно, - пояснил Стеен.
-Господи! Как всё сплетено в этом мире! -  схватился за голову Иннокентиас. – Она мне всё толковала о близких людях там, в крепости, но так туманно, неопределённо. Я и не предполагал, что она тоже знала Дорстена Эсклермонда! Господа, вы должны мне обещать, что ничего ей не скажете об этой казни сейчас!
-Но она же навещает Друда, младшего сына капитана Эсклермонда, - сказал Осе. – Он мог сказать ей о смерти старшего Дорстена.
-Нет, он ничего ей не сказал, - убеждённо заявил Иннокентиас. – Из него вообще мало что можно вытянуть. Она ходит туда, вероятно, в надежде, что он случайно обронит какую-нибудь фразу, из которой она что-то узнает. Сама она слишком деликатная, чтобы спросить напрямик.   Господи! Она знала казнённого Дорстена! А я-то никак не мог понять, что она так зачастила к этому мальчишке!
-Вы вовремя вспомнили о Друде, - вернул разговор в прежнее русло Борд-Сигюрд. – Я упоминал о нём в разговоре с господином Лилье. Он сказал, что господин де Вер лично заботится о нём, как о сыне своего друга. Правда, попутно мне пришлось развеять разные глупые слухи…
-Какие слухи? – насторожился Ланселин.
-Ну, откуда он взялся, правда ли, что капитан вступил во второй брак…
-И что ты сказал?
-Правду.
-То есть?
- Что он вполне спокойно может быть принят в доме благородных людей, иначе я не позволил бы ему жить в квартире моей матери. Но я не о том хочу сказать. Если город окажется в осаде, у господина де Вера будет много забот, так что ты, Осе, должен взять на себя заботу ещё и о Друде, тем более что он ранен и не может сам о себе позаботиться.
-Это ты мог бы мне и не говорить, - заметил Осе, слегка уязвлённый.
-Господа, вспомните и о моей просьбе! – воскликнул Иннокентиас.- Не говорите ничего Марьенне о казни её отца и других близких! А ты, Осе, особенно попроси своего друга молчать! Конечно, когда-нибудь она всё узнает, но пусть это будет не сейчас. Дайте слово, что вы ей не скажете и попросите этого второго Дорстена ничего не говорить. Не отнимайте у неё надежду!
-Мы охотно дадим тебе такое слово, - сказал Осе, - но не забудь, что кроме нас есть много людей, которые могут это знать.
-Она ни с кем из наших здесь близко не знакома, кроме меня, домашних доктора Линси и этого раненого мальчика. С Линси и Рут Эвиль заговорить о таких вещах ей не придёт в голову, а я ей ничего не скажу. Самые хрупкие звенья цепи – вы да мальчишка.
-Мы ничего не скажем, - уверил его Борд-Сигюрд, а Осе дал слово завтра же переговорить с Друдом.
Поскольку было уже поздно, а день предстоял тяжёлый, хозяин и гости решили лечь спать. Судя по скрипу кроватей, всех троих мучили тяжёлые мысли, и им никак не удавалось настолько удобно улечься, чтобы отключиться от забот. Около четырёх часов утра Осе и Борд-Сигюрд бросили притворяться и встали, а Иннокентиас задремал. Друзья сели у раскрытого окна.  Казалось, наступило самое время обсудить что-нибудь важное, сказать друг другу нечто значимое, ведь сегодня Стеен уезжал навстречу опасности. Однако ничего подобного не было произнесено и в помине. Глядя на спящий город, укутанный в серые сумерки, они вспоминали о разной ерунде и смешных случаях из собственного опыта и жизни знакомых. В седьмом часы поднялся Иннокентиас.
Через денщика у хозяйки был заказан лёгкий завтрак, после которого все отправились к дому господина Лилье, иначе  штабу восставших патриотов. Офицеры сразу взяли все необходимые вещи. В штабе Осе увидел господина де Вера, о котором раньше только слышал. В то время как его спутники ушли решать какие-то вопросы, касавшиеся отъезда добровольцев на передовую, Ланселин и вождь восстания удалились в отдельную комнату, в которой проговорили больше четырёх часов. Их беседа касалась личности наместника, настроений его окружения, организации работы в канцелярии, а также содержания  документов, во множестве проходивших через руки молодого секретаря. Господин де Вер был прост в обращении. Хотя он никак не подчёркивал своего положения, даже в его молчании ощущалась спокойная и уверенная моральная сила. Осе благоговел, трепетал и едва мог поднять глаза на друга своего отца, принёсшего на алтарь отечества свою жизнь и значительную часть своего состояния. В конце львиноголовый великан взял в свою огромную шершавую тёплую ладонь узкую руку Ланселина и мягко с ним попрощался:
-Ступайте, молодой человек. На сегодня с вас хватит. Проводите своих друзей, а завтра с утра я жду вас здесь. Приступим к работе.
Едва Осе вышел из комнаты, как туда разом вошло человек десять: себе отдыха господин де Вер не позволял.
Солнце светило ярко. Небо было голубым и высоким. Собиравшиеся в путь во дворе штаба добровольцы представляли собой со стороны вполне мирную картину. Осе разыскал в толпе Иннокентиаса и Борда-Сигюрда, деловито в сотый раз проверявших своё снаряжение. Рядом с ними стояла Марьенна с тревожно-вопросительным взглядом.
-Хорошо, что ты успел, – сказал Иннокентиас. – Проводи потом Марьенну до школы, а то мало ли что…
-Конечно, - пообещал Осе. – Уже известно, куда вы едете и под чьим началом?
-Командира нашего зовут Шэралд Мэлор Юлениман, - пояснил Стеен, -  а направление наше будет зависеть от обстановки.
Заиграл рожок. Добровольцы засуетились и стали строиться. Друзья порывисто обнялись. Глаза Марьенны наполнились слезами. Без лишних речей и торжественной обстановки разномастный отряд, в котором можно было увидеть людей всех возрастов и сословий, отправился в путь. Женщины махали платками. Когда последний всадник скрылся из виду, провожавшие начали тихо расходиться. Осе и Марьенна тоже медленно пошли по улице.
-Вы смотрите на меня и молча спрашиваете, откуда я тут взялась, - начала первой девушка.
-Я полагал, что вас уже нет на свете, - тихо сказал Ланселин.
-Когда по дому начали стрелять из пушек и стены частично разрушились, а внутри начался пожар, отец велел мне бежать под покровом дыма. Я полагала, что и они спасутся, а потому согласилась. Если бы я только знала, что их схватят, ни за что не ушла бы. Когда я увидела, что их волокут из дома, то хотела выйти из укрытия, но, к стыду своему, побоялась.
-Почему вы не зашли ни к кому из знакомых, заставив всех думать, что вас уже нет на свете?
-Один человек знал обо мне. Подруга. Вы с ней не знакомы. Я скрывалась у неё. Мне не хотелось никого видеть. Простите. Когда я узнала, что узников повезли в Сен-Катарен, то устремилась за ними. Подруга помогла найти работу:  она дальняя родственница хозяйки школы. Я осталась здесь, поближе к моим близким.
-Иннокентиас рассказывал, что вы каждый день ходите к крепости.
-Да, надеюсь, что, может быть, окна их тюремных камер выходят на площадь, и они меня видят.
-Прошло столько времени. Вы могли хотя бы написать…
-Я знаю, что поступила нехорошо. Простите, но это было выше моих сил. Я вдруг как-то устала. Я возненавидела войну, причём всякую войну, и справедливую, и несправедливую. Мне хотелось бежать от неё и от всех, кто может мне напомнить о ней. Да, это трусость так поступать, когда такое творится в твоей стране, но мне хотелось умереть так же, как умерли для мира страждущие в крепости. Если бы я только могда собрать всех людей мира и сказать им!
-И что бы вы сказали?
-Я бы сказала: «Люди, берегите мир, как самую величайшую ценность на земле! И если ты слаб, пусть будет мир, чтобы по слабости своей ты никого не предал! И если ты смел, пусть будет мир, чтобы, совершая подвиг, ты не погиб. А если ты обыкновенный человек, то пусть будет мир, чтобы ты мог просто жить спокойно».  Как вы думаете, в крепости ничего не сделают с узниками?
-Нет, они побоятся или нас, или начальства. Ведь как только патриоты или люди наместника проникнут в крепость, с них в любом случае взыщется.
-Я боюсь, что если крепость станут брать штурмом, то они расправятся с теми, кто заточен в башнях.
-Глупости, им будет не до того, дорогая Марьенна.
-А если восстание потерпит поражение, узники навсегда останутся там! – в отчаянии воскликнула девушка.
-Мы все этого не допустим, дорогая Марьенна.
-А вот и школа: расстанемся здесь. Хозяйка чересчур любопытна и лицемерно-строга в отношении поведения учительниц. Моё свободное время начинается в четыре часа дня, так что мы можем видеться и разговаривать как старые знакомые. По выходным меня часто приглашают на чай к доктору Линси. Да, этот мальчик, что живёт у него, он действительно сын капитана Эсклермонда? Никто не знал о нём…
-Безусловно,  сын капитана.
-Вы привезли ему письмо от отца. Должно быть, он обрадовался. Мальчик говорил, что долго не слышал о нём.
-Это чистая правда.
-Не писал ли капитан чего-нибудь о судьбе своего старшего сына? Может, что-то просочилось из крепости? – с надеждой в глазах девушка схватила Осе за руку.
-Нет, дорогая Марьенна, он ничего не знает о Дорстене, как и вы об отце, - ответил он, сжимая её пальцы.
-Ну, что ж, тогда прощайте, - сказала она и высвободила пальцы.
-Прощайте…
Глядя, как удаляется силуэт девушки, Осе, когда она уже не могла его услышать, прошептал:
-Впервые в жизни я четыре раза подряд назвал её «дорогой Марьенной», а она этого не заметила…
Тряхнув в кармане ключом от квартиры Иннокентиаса, Осе решительно направился к дому доктора Линси. Ему необходимо было встретиться с Друдом и обговорить ряд важных вопросов, один из которых касался просьбы Иннокентиаса в отношении Марьенны.


Рецензии
В оригинале текст о мире у Екатерины Крутовской звучит так:

Пусть будет мир

Если ты трус, то пусть будет мир,
Чтобы тебе никого не предать.

Если ты храбр, то пусть будет мир,
Чтоб не погиб ты, свершая свой подвиг.

Если же ты простой человек, пусть будет мир,
Чтобы спал ты спокойно.

2000

(http://www.stihi.ru/2018/07/27/3838)

Аллези Изелла   28.10.2018 10:12     Заявить о нарушении