Часть 5. Аэродром... аэродром...

Часть пятая.

Красивый уютный городок. Городок моей юности, в котором я оставила частицу своего сердца и который  до сих пор притягивает меня к себе.   Так хочется сесть в электричку в наш предпоследний вагон, уютно устроится у окна, наблюдая за быстро мелькавшими полями, деревьями, постройками и всем тем, что когда - то было дорого нам и очень знакомо.

Слегка прикрыть глаза и снова почувствовать себя такой молодой, такой счастливой и такой целеустремленной. А ведь именно такими мы тогда и были! Мы выбирали свою дорогу в жизни и очень хотели, чтобы все получилось.  Мы были молоды и полны сил. И все у нас было впереди…
 
Наша учеба продолжалась. Одновременно мы все, кто работал,  кто учился, были больны одним - любовью к небу, к самолетам и это нас объединяло. Помню, у нас даже учился парнишка из Новочеркасска - девятиклассник!
         
Он тоже тогда летал! Как получилось - ума не приложу! Но у него получилось. Наверно прибавил возраст. Бывало и такое.  Единственно, ему не разрешили, кажется, вылететь самостоятельно. Как сложилась дальнейшая его жизнь, я не знаю. Надеюсь, его летная биография была более длинной, нежели у нас…
       
Дни проходили за днями, недели за неделями. Кончилась зима и наступала долгожданная весна, которая всегда приносила с собой много нового и интересного. Так оно и было. Мы продолжали наши поездки,  уже началась наземная подготовка, но  не к прыжкам, а к полетам.
         
Мы собирались тогда летать на планерах, но только не на «Бланиках».  Совершенно на других, которые в корне отличались от этих. Это был планер "Пионер".Обидно...   Но мы все равно радовались и с нетерпением ждали начала полетов.
         
И на этот год мы обязаны были сделать хотя бы один прыжок с парашютом, иначе к полетам нас просто не допустили бы. Так было положено.
         
Да, был в моей жизни еще один прыжок, но он уже был последний.  Не знаю, но теперь,  год спустя  в моей душе появилось волнение и какой-то необъяснимый трепет. Я нервничала перед этим прыжком.
       
Ребята говорят, это обычное явление. После большого перерыва это происходит почти с каждым. Но стоит только прыгнуть, и все встанет на свои места.  Почему так еще получилось?
       
Мы  сами не укладывали  парашют в этот раз.  Нас привели в ангар, выдали готовое обмундирование. С трудом, одевая и подгоняя под себя парашют, я не очень- то ему доверяла. Было такое в моей душе.
      
Мало ли? Сколько он там пролежал?  Правда на каждом парашюте обязательно должна была быть бирка, на которой написано имя укладчика и обязательно стояла дата укладки. Так что беспокоится мне и не надо было.
          
Потом мы сели в машину и поехали на старт. Правда погода с утра не заладилась, но мы надеялись, что все- таки распогодится, и скоро начнем прыгать. Возможно, поэтому я и стала беспокоиться. Ожидание было долгим.
            
Но все прошло благополучно, все мы прыгнули, выполнили этот свой положенный прыжок и были счастливы. Теперь  мы твердо знали, что к полетам нас допустят. На следующий день  или чуть позже мы опять должны были прыгать, были уже на старте, но  тогда погода испортилась окончательно.
       
Поднялся ветер, или пошел дождь, ипрыжки тогда отменили. Мы уныло возвратились  в лагерь.  А я все-таки вздохнула с облегчением и с нетерпением ждала начала полетов.
       
Прошло совсем немного времени, и  стали готовиться уже непосредственно к полетам.  Жили мы в лагере, в палатках . Девчонок было немного. Многие по вечерам уезжали, ведь они жили в своем родном городе.
       
А мы оставались в лагере. И наши вечера тоже были интересными и значительными. Помню наши походы в соседние сады за яблоками, помню, как гоняли по вечерам на велосипеде по полю, иногда на машине.
      
Было такое. Получали удовольствие от общения с местными сторожевыми собаками, которые при виде нас безумно виляли хвостами и ласково тыкались мордочками в ладони.
      
Помню, как однажды мы,  дурачась, обернулись с подружкой в белые простыни, и  носились с ней по полю. Это было ночью уже, вернее поздно вечером, когда лагерь уже отдыхал.
      
А мы с упоением бегали, как приведения и хохотали, потом падали на землю и  смотрели в темное бездонное небо, усыпанное бесконечным множеством звезд. Одни были поменьше, другие больше.
      
Мы обязательно находили «Большую медведицу» и «Малую», наслаждаясь красотой самого неба, его бесконечностью и загадочностью. Разве можно было увидеть такое в городе? Никогда.
      
Лагерь жил обычной своей жизнью. Рано утром был подъем под музыку, возможно и под «Черного кота».  Многое стерлось из памяти, но осталось самое главное – ощущение. Оно сохранилось, словно я опять стою на краю летного поля и смотрю вдаль бегущему по нему  самолету и слежу, как плавно он отрывается от земли, разворачивается и медленно набирает высоту, при этом, красиво урча и слегка покачивая крылом….
      
Да мы любили, просто обожали это урчание двигателя. Этот звук, который раздавался сначала на земле при запуске двигателя, а потом и в воздухе. У нас даже была игра такая. Мы должны были по звуку, определить какой самолет сейчас в небе.
      
Не считая наших Ан-2 и Як-12, над нами  пролетали самолеты гражданской авиации и военной тоже, оставляя высоко в небе след-инверсию.  Самолета уже и не видно, а его звуки вот только сейчас долетают до нас, и мы иногда с опозданием поднимаем головы, чтобы разглядеть  и увидеть его.
       
Да, с тех пор много прошло времени. Но именно тогда я так часто смотрела в небо, наслаждаясь его красотой и всем тем, что в нем происходило. Со временем исчезло очарование и не потому, что я не хотела, просто не было того простора, не было рядом летного поля, где только там можно было насладиться в полной мере всем этим, вдохнуть знакомые запахи  самого поля  и запахи  самого самолета. Они перемешивались и создавали неповторимую гармонию, которая всегда осталась в моей памяти.
       
Очень часто я приезжала в аэропорт. Просто посмотреть на серебристые лайнеры и послушать эту «музыку». В те времена, аэропорт был открытым, можно было очень близко постоять у парапета и следить за движениями самолетов и слушать завывание турбин совсем близко.
         
Почему меня манило туда, я не знаю, но это было в моей жизни.   Я следила и за взлетами и за посадками, и за тем  как они разворачивались   рядом, готовясь к полету и следуя на взлетную полосу.
         
До конца провожала самолет  взглядом, пока он  готовился к полету. Слышала как звук от турбин становился все сильнее и сильнее, машина трогалась с места и начинала свой разбег, отрывалась от земли и исчезала вдали.
         
И ее звуки постепенно замолкали. Я вздыхала и медленно брела вдоль парапета, потом поворачивалась и покидала этот таинственный для меня мир, садилась в автобус  и возвращалась к реальной жизни…
         
А жизнь шла своим чередом и наконец наступили те незабываемые минуты, когда мы впервые поднялись в небо.  Планера, на которых мы летали, были очень тяжелые, простые в управлении, примитивной конструкции.
         
Их конечно никак нельзя сравнивать с чешскими  "бланиками".  Но мы на них обучались и летали. Если «Бланик»  на высоту затягивал Ан-2, то мы летали с лебедки.
         
Планер вручную устанавливался на взлетную полосу, а сопровождающий поддерживал его за крыло.   Потом к планеру цепляли трос от лебедки.  Сама она  находилась довольно далеко (сколько метров, не помню, возможно метров 800), чтобы обеспечить разбег и подъем планера на определенную высоту.
             
Потом пилот отцеплялся,  продолжая набирать высоту и делая одновременно левый разворот, прижимая ручку влево и нажимая левую педаль. Планер  слушался   и продолжал  свой полет.
         
А позади тебя сидит инструктор и руководит твоими действиями. То, что происходит за бортом, первое время ты совершенно не ощущаешь и не замечаешь. Впившись  глазами в приборную доску и следя за приборами, просто не успеваешь этого сделать.
         
Слишком велико напряжение, а еще надо держать горизонт… Да… ! Но сердце все равно наполняется радостью и восторгом! Ты летишь! Ты это сделал!  А планер уже делает четвертый разворот и идет на посадку.
         
Что-то не получается, что-то получается….  Ручка на себя и вот планер уже бежит по земле, останавливается.  Я еще сижу в кабине, кажется, проходит вечность….  Потом, счастливая,  выпрыгиваю, уступая место другому пилоту…. Но придти в себя так и не могу….

16.11.2010г.

Продолжение: http://www.proza.ru/2010/11/19/820      


Рецензии
Воспоминания о тех годах, когда мы были молоды. энергичны очень терзают душу. Понимаешь, что это никогда не возвратиться, и не повториться. Ностольгия живёт в каждом человеке как заноза. Но вспоминать то время приятно. Спасибо. С уважением Григорий...

Григорий Кузнецов   04.06.2014 12:11     Заявить о нарушении
Доброе утро, Григорий. Спасибо.
Хорошо, когда есть что вспомнить...

Всегда с теплом,

Светлана Ивановна Обрезкова   05.06.2014 07:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.