Подарок училке

                Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счете обходятся не менее дорого…
                (из к/ф "Ирония судьбы или с легким паром!")

Это произошло со мной в третьем классе.
Была зима. Городок наш тогда был еще маленький, вполне мог бы называться большой деревней, если б в нем жили колхозники, а не строители ГЭС.
Мы учились в обычной школе во вторую смену. Там в классе я был почти новенький – родители перевели недавно, чтоб ближе к дому.
А в музыкальной школе занятия были с утра. Из-за ангины неделю учебы в обеих школах пропустил, опаздывал, спешил почти вприпрыжку, пиная коленками папку.
"Смотри под ноги!" - мне всегда твердили родители по причине моих ссадин и синяков. И я смотрел...
Поэтому ее и заметил, смятую пятирублевку, прямо на утоптанном снегу тротуара.
Первым порывом было - оглядеться и найти растеряху.
На улице было пустынно.
Никого. Что оставалось ребенку? В то время и для взрослого это были деньги!
Конечно, радоваться!
Всю дорогу потом строил детские планы, на что потратить...

Возвращаясь из музыкалки, встретил Сашку Михайлова, он единственный из нашего класса жил со мной в одном дворе. Не ахти, какой друг, двоечник и разгильдяй. Хотя я тоже тогда у нашей Зинаиды Михайловны был не на лучшем счету.
Так бывает, что ребенок брякнет какую-нибудь глупость, после чего преподаватель его мысленно записывает в неблагополучные.
И я как-то раз брякнул. Мы проходили сложные слова, и учительница сказала: "Кто может с места назвать примеры сложных слов, поднимайте руки!" Все называли "паровоз, самокат, самолет... " Когда очередь дошла до моей руки - все самые известные третьекласснику слова закончились, и я после маленькой заминки вдруг выпалил: "самогон" и сразу густо покраснел!..
Может быть, она после этого случая и решила, что в нашей семье это самое распространенное сложное слово...
Не знаю. Но с тех пор я получал почему-то явно заниженные оценки...

Как все дети, я не очень торопился с занятий музыкой домой. Мы с Сашкой катались на ногах по ледяным дорожкам, когда он мне и поведал, что "у училки сёдня деньрожденье, мож отпустят с последнего урока..."
И тут меня вдруг осенило: она же живет от нас через дорогу, в соседнем дворе! Надо подарок подарить!
Для девятилетнего ребенка семидесятых так естественно было стремление радовать взрослых! Тем более – свою учительницу! На это и найденных пяти рублей не жалко!

И мы, окрыленные, сломя голову побежали на улицу Комсомольскую, где были ближайшие магазины. Это сейчас они на каждом углу, а тогда…
Запыхавшись, долго пытались объяснить тетеньке продавщице, чего нам надо.
- Учительнице надо дарить книги! – посоветовала она - Вот купИте этот подарочный набор! – Она показала целлофановый сверток, обернутый цветной ленточкой, в котором был томик стихов неизвестного нам современного поэта, маленький флакончик советских духов и шариковая ручка в виде гусиного пера.
В то время шариковые ручки только появились. А тут – еще такая! Для училки – самое то!

В деревянной двухэтажке, где жила Зинаида Михайловна, ее дверь нам искать не пришлось. Поднявшись на второй этаж, мы сразу ее увидели в небольшом холле у коляски, раздевающей после прогулки свою дочурку. Помнится, рядом еще был кто-то из ее соседей…
- Зинаида Михайловна, мы пришли вас поздравить с днем рожденья и подарить подарок! Мы желаем вам много счастья и здоровья! – кажется, так я отчеканил прямо с порога, с дрожью в голосе превозмогая свою проклятую стеснительность.
Она как-то странно на нас посмотрела и тихим голосом сказала:
- Ребята, какой подарок? У меня нет сегодня никакого дня рождения!
Я, никак не ожидая такого поворота, стал красный, как рак.
Не зная, куда девать подарок, который жег мне руки, глянул на Сашку. Он, глупо улыбаясь, смотрел в пол.
- А, может, тогда просто так возьмете? – промямлил я, протягивая сверток.
- Нет, нет! Ничего не надо, идите домой, вам пора собираться в школу.
Соседи выглядывали из открытых дверей своих квартир и беззвучно посмеивались.

Домой шли молча. Я чувствовал себя таким дураком!
Как я мог ему поверить! А еще ухмыляется!
- Я правда слышал, что сегодня! Ленка Дроздова, староста класса, деньги на подарок собирала! – то ли оправдывался, то ли дальше разыгрывал меня Сашка…

Все время до начала занятий был в подавленном настроении.
Кое-как, наспех, сделал домашние задания, сложил портфель…
В детстве почему-то всегда так трудно было приходить на уроки вовремя!
На этот раз я почти успел - когда входил в класс, мои одноклассники уже стоя приветствовали Зинаиду Михайловну.
Она, сияющая, рукой велела: мол, проходи, садись.

На ее учительском столе стоял букет гвоздик и сидел плюшевый мишка…


Помню, как меня, рыдающего, мама потом утешала: «Мне очень нравятся эти духи и стихи этого поэта, будем считать, что ты купил их для меня!..»
Я все равно с тех пор не могу побороть боязнь дарить подарки.
А самым обидным оскорблением считаю, когда их возвращают…


Рецензии
Володя, я часто возвращаюсь к этому рассказу, где-то у меня в дневниках была эта запись из интернета про учительницу и подарок, очень созвучна истории, которую ты написал, только с другим знаком. Та, о которой ты пишешь, ни разу не учитель, так же как и все другие учителя - не учителя, если посмели кого-то оскорбить или унизить, при этом требуя к себе уважения.
Можно я у тебя здесь, под твоим рассказом оставлю эту историю из интернета, пусть она живёт на твоей страничке как антипод, как разница между училкой и Учителем? Ты не против? Как же ты всё-таки правильно назвал рассказ. Именно-не учительнице...

"В начале учебного года классная руководительница 6-го класса стояла перед своими бывшими пятиклассниками. Она окинула взглядом своих детей и сказала,что всех их одинаково любит и рада видеть. Это было большой ложью, так как за одной из передних парт, сжавшись в комочек, сидел один мальчик, которого учительница не любила. Она познакомилась с ним, так как и со всеми своими учениками, в прошлом учебном году. Еще тогда она заметила, что он не играет с одноклассниками, одет в грязную одежду и пахнет так, будто никогда не мылся. Со временем отношение учительницы к этому ученику становилось все хуже и дошло до того, что ей хотелось исчеркать все его письменные работы красной ручкой и поставить единицу. Как-то раз завуч школы попросил проанализировать характеристики на всех учеников с начала обучения их в школе, и учительница поставила дело нелюбимого ученика в самый конец. Когда она, наконец, дошла до него и нехотя начала изучать его характеристики, то была ошеломлена. Учительница, которая вела мальчика в первом классе, писала: "Это блестящий ребенок, с лучезарной улыбкой. Делает домашние задания чисто и аккуратно. Одно удовольствие находиться рядом с ним". Учительница второго класса писала о нем: "Это превосходный ученик, которого ценят его товарищи, но у него проблемы в семье: его мать больна неизлечимой болезнью, и его жизнь дома, должно быть, сплошная борьба со смертью". Учительница третьего класса отметила: "Смерть матери очень сильно ударила по нему. Он старается изо всех сил, но его отец не проявляет к нему интереса и его жизнь дома скоро может повлиять на его обучение, если ничего не предпринять". Учительница четвертого класса записала: "Мальчик необязательный, не проявляет интереса к учебе, почти не имеет друзей и часто засыпает прямо в классе". После прочтения характеристик учительнице стало очень стыдно перед самой собой.
Она почувствовала себя еще хуже, когда на Новый год все ученики принесли ей подарки, обернутые в блестящую подарочную бумагу с бантами. Подарок ее нелюбимого ученика был завернут в грубую коричневую бумагу. Некоторые дети стали смеяться, когда учительница вынула из этого свертка браслетик, в котором недоставало нескольких камней и флакончик духов, заполненный на четверть. Но учительница подавила смех в классе, воскликнув: - О, какой красивый браслет! — и, отрыв флакон, побрызгала немного духов на запястье. В этот день мальчик задержался после уроков, подошел к учительнице и сказал: - Сегодня вы пахнете, как пахла моя мама. Когда он ушел, она долго плакала. С этого дня она отказалась преподавать только литературу, письмо и математику, и начала учить детей добру, принципам, сочувствию. Через какое-то время такого обучения нелюбимый ученик стал возвращаться к жизни.
В конце учебного года он превратился в одного из самых лучших учеников. Несмотря на то, что учительница повторяла, что любит всех учеников одинаково, по-настоящему она ценила и любила только его. Через год, когда она работала уже с другими, она нашла под дверью учебного класса записку, где мальчик писал, что она самая лучшая из всех учителей, которые у него были за всю жизнь. Прошло еще пять лет, прежде чем она получила еще одно письмо от своего бывшего ученика; он рассказывал, что закончил колледж и занял по оценкам третье место в классе, и что она продолжает быть лучшей учительницей в его жизни. Прошло четыре года и учительница получила еще одно письмо, где ее ученик писал, что, несмотря на все трудности, скоро заканчивает университет с наилучшими оценками, и подтвердил, что она до сих пор является лучшей учительницей, которая была у него в жизни. Спустя еще четыре года пришло еще одно письмо. В этот раз он писал, что после окончания университета решил повысить уровень своих знаний. Теперь перед его именем и фамилией стояло слово доктор. И в этом письме он писал, что она лучшая из всех учителей, которые были у него в жизни. Время шло. В одном из своих писем он рассказывал, что познакомился с одной девушкой и женится на ней, что его отец умер два года тому назад и спросил, не откажется ли она на его свадьбе занять место, на котором обычно сидит мама жениха. Конечно же, учительница согласилась. В день свадьбы своего ученика она надела тот самый браслет с недостающими камнями и купила те же духи, которые напоминали несчастному мальчику о его маме. Они встретились, обнялись, и он почувствовал родной запах. - Спасибо за веру в меня, спасибо, что дали мне почувствовать мою нужность и значимость и научили верить в свои силы, что научили отличать хорошее от плохого. Учительница со слезами на глазах ответила: - Ошибаешься, это ты меня научил всему. Я не знала, как учить, пока не познакомилась с тобой..."(с)

Лазурная   12.10.2014 16:57     Заявить о нарушении
Я помню этот рассказ, Светочка. Не могу абсолютно вспомнить, где и когда читал, но он врезался в память очень живо, не только потому, что, как ты знаешь, сам из учительской семьи, но и потому, что я всегда был борцом за взаимопонимание между людьми, и в этом рассказе, ведь главная мысль - это "не делайте поспешных выводов, господа, то, что лежит на поверхности, не всегда ИСТИНА" и в этом мой рассказ в чём-то перекликается с твоим. Просто у этой учительницы была возможность "рассмотреть" своего ученика внимательно, а у моей училки этого не было.
Хотя, в моём рассказе есть деталь, которая кричит сама за себя "учитель не должен врать" даже если бы у моего героя и оказалось, что родители желали задобрить классного руководителя, она не имела никакого права обманывать ребёнка, потому, что в этот момент в его голове рушится мир веры всем взрослым, не говоря уже о тех, кто несёт в сердца знания и культуру.
Спасибо тебе, моя хорошая, рассказ, достойный и трогательный, как желанная сердцу антитеза, защищающая моего героя от разочарования в этом сложном мире взрослых.)

Кощий Владимир Вячеславович   13.10.2014 14:34   Заявить о нарушении
думаю, что тоже в тему
http://www.youtube.com/watch?v=o7zrUdLn6GE#t=388

Лазурная   17.10.2014 16:08   Заявить о нарушении
прелесть). трогательный мультик такой. и, конечно, учительница могла бы, ты права, могла бы избавить взрослую женщину в будущем от такой огромной обиды, от которой уже не оправиться, и, наверное, был бы счастливый конец)
надо бы дать идею авторам, чтобы они сделали альтернативный финал).
спасибо, Светочка!

Кощий Владимир Вячеславович   17.10.2014 17:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.