16. Деятельность

                1. Что такое деятельность?

Что такое деятельность?

Психолог: Деятельность – это последовательность осознанных действий человека,  направленных на удовлетворение его потребностей.
В определении не зря подчёркнуто, что действия должны быть осознанными. Деятельность без участия сознания невозможна.  С другой стороны, сознание не даётся человеку от рождения, оно всегда складывается (формируется) в результате деятельности. Деятельность и сознание  образуют как бы единое целое. 

Почему это важно?

Психолог: Дело в том, что потребности есть не только у людей. Животные также имеют свои потребности и также стремятся их удовлетворить. Но, тем не менее, нельзя  говорить о деятельности животных. Деятельность свойственна одним только людям.

В чём же разница?

Психолог: Животные не в состоянии изменить окружающий мир, они могут только приспосабливаться к нему. Человек – единственное существо на планете, которое способно целенаправленно преобразовывать окружающую его среду.
За те немногие тысячелетия, что существует человеческое общество, облик Земли заметно изменился. Исчезли многие леса, на их месте появились пашни, выросли города, которые связали между собой шоссе и железные дороги. Преследуя свои цели, человек сумел создать множество механизмов и материалов, не существующих в природе, и  достиг такого уровня развития техники, что смог освоить самые отдалённые уголки нашей планеты.
Однако в процессе деятельности человек преобразует не только природу. Деятельность приводит к изменению человеческого общества. В результате неё меняется сам человек!

И сколько всего видов деятельности?

Психолог: Человеческая деятельность может проявляться по-разному, множеством разных способов: человек может рубить дрова, рисовать, играть в шахматы, строить дом, танцевать и т.п. Но считается, что основных видов деятельности всего три:  труд, игра и учёба. Любая другая деятельность может быть сведена к одному из этих видов, либо к их сочетанию между собой.
Во всех видах деятельности обязательно присутствуют два таких важных момента, как  творчество и общение. Ведь в результате любой деятельности создаётся или открывается что-то новое, и любая деятельность  проходит либо совместно с другими людьми, либо с учётом их опыта.

                2. Игра

Давайте поговорим об игре.

Психолог: Сколько существует человечество, столько существуют и игры. Они сопровождают нас всю жизнь: в раннем детстве мы забавляемся погремушками, куклами и машинками, потом переходим к конструкторам, кубикам, азбуке, а став взрослыми, с упоением играем в шахматы, домино, хоккей. Сейчас во всём мире, по крайней мере, в больших городах, люди играют примерно в одни и те же игры. Но ещё  в недавнем прошлом у каждого народа были свои традиционные игры
Считается, что игра – главное занятие детей, так же как работа – главное дело взрослых. Во время игры ребенок постоянно узнаёт что-то новое, знакомится с различными предметами, осваивает человеческие отношения и социальные роли. В игре развивается его воображение, фантазия, происходит эмоциональное развитие: ребёнок учится чувствовать и понимать свои чувства, прислушиваться к другим людям.
Если двухлетки могут  играть рядом, не обращая  внимания друг на друга или интересуясь только чужими игрушками, то дошкольники открывают для себя мир отношений, учатся дружить, договариваться, уважать чужую собственность, делиться. В это время преобладают сюжетные игры, изображающие деятельность взрослых: «в дочки-матери», «в доктора», «в магазин». Дети разыгрывают знакомые ситуации, примеривая самые разные роли; при этом они учатся ставить себя на место другого, действовать согласованно и улаживать конфликты. Развиваются речь, воображение, наблюдательность и многие  другие полезные качества.

Но ведь играют не одни только дети!

Психолог: Конечно! Даже став взрослыми, люди продолжают с удовольствием играть и часто испытывают во время игры сильные эмоциональные переживания.  Не случайно немецкий поэт и мыслитель Фридрих Шиллер был уверен: «Человек лишь тогда человек, когда он играет».
 
                3. Учеба

Сейчас начнёте рассказывать, как важно учиться! Нам об этом постоянно твердят дома и в школе.

Психолог: Да, без этого не обойтись. Мы живём в информационном обществе, где огромное значение имеют знания, причём их необходимо постоянно дополнять, обновлять, углублять. Мир не стоит на месте, он меняется, развивается, преобразуется, вот почему так важно постоянно учиться, возможно, всю жизнь.

Хотите сказать, что учиться полезно?

Психолог: Учение способствует всестороннему развитию человека – тут ничего не прибавить, не убавить!

И чем больше человек знает, тем лучше?

Психолог: Я бы не стал утверждать это так категорично. Раньше, когда  приходилось тратить много времени на то, чтобы разыскать нужную книгу, а хорошие библиотеки были редкостью, объём знаний, или эрудиция, играл огромную роль. Но теперь, в век Интернета, когда можно легко и быстро, буквально в любом месте получить ответ на любой вопрос, нет смысла хранить в голове большое количество сведений.

А что  важно?

Психолог: Важно научиться думать! Никакое познание невозможно без осмысления усвоенного материала.  Не достаточно просто накопить  в памяти  большое количество сведений.  Человек должен научиться работать  с «залежами» своих знаний: использовать их, соотносить друг с другом факты, взятые из разных источников,  обобщать, делать выводы.  Процесс обучения невозможен без постоянного припоминания пройденного, без поиска новой информации. Другими словами, знания не должны быть разрозненными, они должны складываться в систему.

Как это «складываться в систему»? Этому надо специально учиться?

Психолог: Нет, не надо. Через какое-то время, когда количество знаний достигнет определённого уровня, они начинают сами собой складываться в определенную систему. Но у тех людей, которые черпают свои познания от случая к случаю, у кого имеются значительные пробелы в знаниях, эта система – расплывчатая, неточная. У других людей, которые подходят к образованию вдумчиво и серьёзно, которые умеют добывать недостающие сведения и осмысливать их, система выходит стройной и полной. Но, так или иначе, у каждого имеется свой цельный образ мира. В детстве он имеет туманные очертания. Однако человек растет, и чем больше информации поступает в его мозг, тем ярче проступают детали и подробности окружающей действительности, тем отчётливее определяются её контуры.

                4. Труд

Что такое труд?

Психолог: Труд – это осмысленная  производительная деятельность человека, имеющая свою цель и результат.

Почему мы подчеркиваем в определении слова «производительная» и «осмысленная»?

Психолог: Потому что в результате труда постоянно возникает что-то новое: строятся дома (результат труда предпринимателей и строителей), сходят с конвейера новые автомобили (результат труда инженеров и рабочих), выращивается урожай на полях (результат труда сельских тружеников), обучаются дети (результат труда учителей), излечиваются больные (результат труда врачей), выпускаются новые книги (результат труда писателей и издателей) и т.п.
Точно так же труд всегда является осмысленной деятельностью. Если по примеру героя древнегреческих мифов Сизифа мы будем просто вкатывать в гору камень, а потом сбрасывать его вниз, то подобная бессмысленная деятельность, хотя она и требует значительного усилия, трудом не является.

А труд всегда требует усилий?

Психолог: Да, труд всегда требует определенных  умственных и физических  усилий человека. Приступая к какому-либо делу, мы сначала обдумываем, чего хотим достигнуть (какая у нас цель); зачем нам это надо (какую потребность мы хотим удовлетворить), как мы будем действовать, чтобы осуществить задуманное. Например, если мы хотим посадить дерево, то сначала определяем подходящее место и выкапываем яму, а если хотим сшить платье – выбираем ткань и снимаем мерки. Только  ясно определив для себя цель, можно её достигнуть.

А какой вид деятельности самый важный?

Психолог: Труд считается основным  видом человеческой деятельности. Именно благодаря неустанному, каждодневному труду человек за сравнительно короткий срок сумел совершенно изменить условия своей жизни. Если древние люди жили в пещерах, одевались в звериные шкуры, были беззащитны перед силами природы, то нынешние люди живут в благоустроенных домах, пользуются многочисленными достижениями науки, техники, искусства.  Каждая вещь, которую мы видим вокруг себя – это результат (продукт) труда, вобравший в себя усилия многих и многих людей.

                5. Творчество

В творчестве есть что-то особенное?

Психолог: Не думаю. Творчество, как и труд, - характерная  черта людей, отличающая их от остальных живых существ. Человек не может жить, не творя.

А мы думали, что творчество – это такой особый труд писателей, художников и учёных.

Психолог: Хотя обычно, когда говорят о творчестве, имеют в виду создание произведений искусства и литературы, технические изобретения или научные открытия, но на самом деле творчество присутствует в любой деятельности человека. 

Даже в учебе?

Психолог:  Конечно! Усваивая новое знание, мы не просто механически добавляем его к предшествующему. Новая информация, вступая в контакт с прежним опытом человека, полностью перестраивает уже имеющиеся знания и представления. Таким образом, любое познание – творческий процесс.

Можно сказать, что каждый человек «творческая личность»?

Психолог:  В той или иной мере все мы творцы, но жизнь складывается так, что по-настоящему развить эту способность удаётся немногим.   

Почему?

Психолог: Непременное качество по-настоящему творческой личности – любознательность. В детстве все без исключения люди – творческие личности, потому что любознательны. Но потом многие из них «привыкают» к окружающему миру. И хотя количество поразительных вещей вокруг них не уменьшается, они перестают им удивляться. Если желаете развить свои творческие способности, старайтесь, чтобы ваша любознательность не затухала со временем.

Но как сохранить удивление перед всем, что происходит вокруг? 

Психолог: Рецептов, годных на все случаи жизни я вам дать не могу. Однако одну общую  закономерность отмечу: кто много знает, тот хочет знать ещё больше! А кто малообразован, тот, как правило, меньше стремится  к приобретению новых знаний.


Рецензии
По поводу преобразования окружающего мира не могу согласиться с тем, что в этом участвует лишь человек. Каждое живое существо преобразует мир в результате своей жизнедеятельности. Именно эти процессы и воссоздают природу нашей планеты. А деятельность человека чаще всего направлена на разрушение природной гармонии себе на потребу.

Марина Рощина   23.02.2020 19:44     Заявить о нарушении
Мне кажется, здесь важен элемент осознанности действий. Конечно, животные в той или иной степени преобразуют мир (например, зеленые водоросли в свое время насытили атмосферу Земли кислородом), но сделали они это бессознательно. А человек уже в древности целенаправленно рубил лес, сжигал деревья, превращал лесную чащу в свое поле и сеял хлеб. Наносил ли он вред природе? Безусловно. Но это не является критерием. Деятельность может быть и вредной для биосферы (то есть для тысяч видов, которые ежегодно вымирают из-за изменения окружающей среды). Но пока эти изменения выгодны человеку, он не очень задумывается об их последствиях. Когда же экологические проблемы всерьез достанут его самого, человек, скорее всего, придаст своей деятельности другое направление. И тогда она станет менее вредной.

Константин Рыжов   23.02.2020 20:23   Заявить о нарушении