Массачусетский Турнпайк, Беркширы и Стокбридж

Октябрь 23, 2010. Суббота. Массачусетс, США

Массачусетский Турнпайк растянулся примерно на километров 200, а может даже и больше. Идея его постройки созрела в конце 40-х, начале 50-х. В народе эту дорогу называют или МассПайк или просто Пайк.
        В переводе на русский ТУРНПАЙК – большак или большая извилистая дорога. Ещё эта дорога имеет свой номер – 90. А ещё и свой знак (лого), который красуется вдоль обочин этой живописной дороги – Зелёная Шляпа Первых Пилигримов. Вообще-то, по первому замыслу знак этот выглядел иначе. То была та же шляпа, но пронизанная индейской стрелой. По официальной версии стрелу убрали по банальной причине – стрела вводила водителей в заблуждение и они частенько сворачивали с дороги в направлении наконечника, полагая, что именно туда и продолжается Пайк. Представляете себе картину. Вы едите, видите стрелу, которая указывает поворот налево. Вы, как доверчивый водитель, верите всем знакам и указателям и со спокойной душой следуете указаниям. Ха!, а там такая небольшая пропасть. Теперь вы уже не едите, а летите. И думаете: "... твою мать, приземлюсь благополучно, открою дело на администрацию дороги... сколько же запросить компенсации.... если останусь в живых, то пару лимонов не помешает... а если п...ц, то жене, детям... о-о-о--пс, слава богу живой... дети и жена обойдутся, пусть работают... ну а меньше, чем на пять даже мараться не буду… "

Однако, уже немного узнав Американскую полит-корректность и нравы, наших политиков, - уверен, что причина совсем не в этом. История освоения Америки трагична и изобилует многими нюансами и тонкостями, о которых вслух стараются или не говорить (особенно политики) или мягко обходить. В частности, это история взаимоотношения новых поселенцев из Европы, тех самых пилигримов, чью шляпу поместили на щиты вдоль дороги и местных уроженцев - индейцев, чья стрела должна была проткнуть шляпу. (Тут их ещё называют “Нэтив Американс”). С учетом того, что индейцев в современной Америке найти не так просто, вывод напрашивается сам за себя – кто в кого послал больше стрел? Дискуссия могла бы быть долгой и трудной. Но кому охота из-за какой-то эмблемы портить себе политическую репутацию? Xотя, если вернуться к моему живописному описанию вашего гипотетического полёта, то возможно, что знатоки тонкостей закона и нравов американцев понимали, что любая авария на дороге может быть приписана этому знаку. В кювете!? Так ведь знак туда показывал...
В итоге, сегодня народ едет по МассПайку и ни какие стрелы его не сбивают с пути истинного. Погода для конца октября отличная. На улице солнышко, правда иногда уходящее за тучки, температура в районе 15 по Цельсию, безветрено. Самое время для прогулок и поездок.
Я забыл сказать, что направление дороги строго (или почти строго) с Востока на Запад. А учитывая тот факт, что мы живём почти у побережья океана, то единственное направление нашего движения по дороге - на Запад.
Ехать придётся часа полтора. Если, конечно, повезёт. Пару месяцев назад мы предприняли такое же путешествие. Стоило оно нам 7 часов (не выходя из машины) и возврата домой, не достигнув намеченной цели. Та суббота просто пропала даром. Не будем вдаваться в причину нашей столь неудачной поездки, дабы не накликать подобный результат на сегодняшний тур.
Итак едем на Запад, а если более конкретно, то на Запад штата Массачусетс. Ну а если посмотреть внимательно на карту нашего штата, то всем будет понятно, что едем мы в Беркширские горы или Беркширы. С годами хождение в горы перестало быть уделом смелых и сильных. Не надо готовить снаряжение. Можно даже обойтись без сухого пайка. Дороги сделали своё дело. Умный в горы не пойдёт, умный въедет в горы.

История Беркширов длинна и интересна, за один день мы не в силах всё это не только посмотреть, но даже поговорить об этом. Так что ограничимся тем, что успеем увидеть. Как говорится, будем открывать новые места по мере их посещения. Америка совсем еще не открыта. Во всяком случае, нами.

Первая остановка через час и сорок минут. Городок маленький, уютный. Такой беленький и почти стерильный. Типичная одноэтажная Америка. Название городка Стокбридж.

Известность Стокбридж приобрёл давно. В середине 18 столетия тут было поселение индейцев. То ли тех, кого потихоньку заталкивали бледнолицие подальше от океана, то ли тех, кто не поделил своих угодий с другими племенами. Не будем лезть  в дебри и сложности отношений между аборигенами. Тем более, позже в их отношения вмешались французы, которые тоже были любителями помахать саблями. Потом революция. Как эти нэтив американцы не сопративлялись, выжили их и отсюда.

А в Беркширах стал создаваться оазис для отдыха. Но в отличии от российских курортных мест эти места стали застраиваться не санаториями и домами отдыха, а котетжами и виллами состоятельных людей из Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии и т.д. Что-то перепадало и среднему классу. Свежий горный воздух уже тогда был в цене. Кроме того, банкиры и бизнесмены, инженеры и служители муз чувствовали себя тут комфортно. У предпринимателей в такой благоприятной среде появлялись новые гениальные мысли по поводу дополнительных источников прибылей. У инженеров идеи новых технологий. Музыканты, художники, писатели, артисты вдохновлялись и дарили публике свои новые роли, музыку, картины, книги. Короче -  рай замной.
В 1953 году переехал сюда уже довольно известный и популярный художник по имени Норман Роквелл. Вдохновения у него хватало и без этого рая земного, но жизненные обстоятельства сложились так, что надо было переехать. Официальная версия такова, что его вторая жена (с первой ему почему-то не пожилось и они развелись много лет назад) Мэри страдала каким-то психическим расстройством, а в Стокбридже  как раз лет за 10 до этого был основан неким Аустен Риггсом психиатрический центр. Время послевоенное – кое-кто не выдержал напряжения военных лет. У слабых ехала крыша – вот и открыли такой центр. По другим источникам Мэрина болезнь заключалась в известной нам проблеме – алкоголизме. Вылечиться бедной Мэри не удалось, а тут еще и инсульт в 1959 ударил, и она ушла в мир иной.
Норману тогда было 65. Трое его детей были уже взрослыми и он через пару лет женится в третий раз на местной бывшей учитильнице Молли Пандерсон, но уже переезжать никуда не хочет. Для его творчества тут все есть.
Кто же такой был Норман?
Многие американские журналы тех лет иллюстрировались множеством рисунков, среди которых наиболее эффектной и притягательной была картинка на обложке — яркая, остроумная и злободневная. Что ни говори, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а тем более читать. Издатели понимали это и вкладывали в обложки максимум изобретательности. Для такого дела нужны были хорошие художники.

Одним из наиболее талантливых представителей этого искусства и был Норман Роквелл. Он сотрудничал с разными американскими журналами, но больше всего — с филадельфийским еженедельником «Saturday Evening Post». Для этого журнала Роквелл за четыре десятилетия сделал 322 рисунка на обложку и множество рисунков для материалов «внутри».

Естественно, наша первая остановка - у музея художника. У входа мы обнаружили довольно приличную толпу, что говорило о том, что Роквелл до сих популярен в народе и его не забыли. Причины тому есть. Во-первых, Америка это далеко не Европа и не Азия со своими многовековыми историями искусств. Тут не было ни Рембрандтов, ни Веласкесов, ни Да Винчей. Приличных художников Америки можно пересчитать по пальцам. Кроме того, рисунки Роквелла и сейчас не менее популярны. Во многих офисах, холлах зданий висят размноженные и увеличенные плакаты его рисунков, соответствующих месту.
На этих рисунках читатели узнавали и узнают самих себя: за рулем недорогого форда или с кружкой пива в пабе, на барбекью или у кассы кинотеатра, на ферме или в сельской школе. Картинки эти были столь популярны, что ими украшали разные предметы быта — календари, кофейные кружки, настенные эмалевые плакетки…
В Стокбридже находится самая большая коллекция картин Роквелла. Как обычно, внутри музея фотографировать запрещено. Поэтому пользуюсь старым приёмом, кошу под дебила, не знающего местных правил и не видевшего расклееных на каждом углу музея знаков: “ No Video  - No Camera“.
В итоге, до первого предупреждения сделал четыре фотографии. Больше не решился. Могли подумать, что и вправду дебил и увезти в ту же психиатрическую клинику, где безуспешно проходила курс лечения жена Нормана. Обидно бы было. В рот грамма не брал – а принудили бы лечиться.
Начинал Роквелл со скаутского журнала «Boy’s Life» и, с удовольствием рисуя детей, не оставлял скаутских изданий и позже. Поэтому в залах и вокруг музея постоянно снуют мальчики в скаутских формах. Троих из них вы можете лицезреть на моём фото, где мальчики внимательно рассматривают дуплекс картин под названием “На рыбалку” (“The Fishing Trip”).
Мы тоже постояли у этой парочки. Весёлая история так и излучалась с картин. Воистину, хороший рисунок стоит тысячи слов. Жаль мальчишки закрыли картины …
Кроме журналов, Роквелл иллюстрировал книги Марка Твена и Диккенса, писал портреты американских президентов, он создал серию «Американские свободы», а также знаменитую не только в Америке, но и в мире картину «Золотое правило», отображающую древний закон: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой». Кстати, если бы не раздоры Американских и Российских политиков, то картина могла бы быть неплохой иллюстрацией к “Моральному Кодексу Строителя Коммунизма”.
На этой картине он собрал людей разных вер и национальностей; И что интересно так это то, что  «натуру» для нее — скандинава и индуса, китайца и еврея, не говоря уже об англосаксе и негре, а также других, Роквелл отыскал поблизости, в городке Стокбридже и соседнем Арлингтоне, где эти люди жили в полном согласии друг с другом. Рай он и есть рай.
Рисовать Норман начал с детских лет. Он получил классическое образование в американских художественных школах, специализируясь в искусстве иллюстрации, а позже, в середине 1930-х г.г., продолжил учебу в Париже. Пытался увлечься модным тогда абстракционизмом. Но в итоге он все же вернулся к своему традиционному стилю, поняв, что абстрактное искусство - не для него. В своих рисунках Роквелл не приукрашивал людей, он просто немного идеализировал увиденное, но благодаря его проницательному взгляду, крупице юмора и, конечно, таланту - зритель верил, что оно «так и есть»; люди узнавали на картинах своих детей и соседей, свою школьную учительницу и знакомого почтальона.
        Вы можете спросить, - иллюстарции, но причем тут картины. Всё очень просто. Будущие журнальные и книжные иллюстрации Роквелл сначала писалал маслом на холстах. Они были законченными художественными произведениями. В музее – большая часть его работ именно представлены как картины, с которых потом журналы делали иллюстарции. Посмотрите (нашел на интеренете) как выглядела иллюстарция с его картины “На рыбалу”.
        Уверен, что все насладились экскурсией внутри галлереи, но наши билеты дейsтвительны и для прогулки по территории музея-запаведника. Тут же находится и студия Нормана Роквелла, где он более 20 лет, живя   в Стокбридже, рисовал свои картины. Простая деревянная постройка коричневого цвета. Внутри довольно уютно и просто. Вначале эта студия находилась в центре Стокбриджа, но потом по инициативе и за счет Нормана была перенесена сюда.
Музей был создан и открыт в 1969 году. По всей вероятности, Роквелл принимал в этом участие. Человеком он был далеко не здоровым с молоду, а в конце жизни обострилась его болезнь лёгких. Но приличную долю своих денег он вложил в музей. Умер Норман в 1978 в этом же маленьком и уютном Стокбридже. Было ему тогда 84 года. На его похороны приезжала первая леди, супруга тогдашнего президента, Росалин Картер.
Виды тут очень красивые. Всё это Беркширы. Дышите глубже.
Когда уходили, то у входа в музей было немноголюдно – кто по территории гулял, кто слушал лектора (“по распространению”) внутри музея, а кто уже закончил на сегодня своё эстетическое образование. Нам тоже пора закругляться. Есть еще на планы сегодня. Кстати, видите тыквы у входа в музей. На носу ведь Халуин (Halloween)  и День Благодорения (Thanksgiving). Тыквы их верные сподвижники.
Все по машинам. Едем в центр Стокбриджа. Сильно глубоко не усаживайтесь. Ехать всего минут 10.


Рецензии
Здравствуйте Александр, интересный очерк получился. Спасибо за интересную экскурсию.
Вы написали в предисловии к своей странице, что пользуетесь транслитом. Есть программа R-WIN. Она устанавливает мнемоническую клавиатуру. Очень удобно пользоваться.

Любовь Кубатина   21.11.2010 21:43     Заявить о нарушении