Рубить или не рубить?
- Открывает гастроли новая постановка, которую мы сделали в прошлом году к 150-летнему юбилею Антона Павловича Чехова, - рассказывает Художественный руководитель театра, народный артист России Николай Сорокин. – «Вишневый сад» уже успел за прошедший год получить много театральных наград. В Ростове на этот спектакль приходит много молодых зрителей, и я считаю, это очень важно, что они живо интересуются классикой.
- А чем может быть интересен «Вишневый сад именно молодой публике?
- Я играю Раневскую, - говорит заслуженная артистка России Наталья Гординская, - и сначала думала, ну, что нового могу найти в этом образе, все давно найдено и известно. Но в ходе репетиций выкристаллизовалась суть этой женщины – преступная инфантильность. Мне кажется, молодежь увидит в ее характере много того, что есть сейчас в людях современного общества. И именно поэтому многое идет не так, как нам бы хотелось. Важно понять, что каждый человек несет ответственность за свои слова, поступки, за свою жизнь.
По правде говоря, немного страшно было идти на «Вишневый сад»: казалось, тонкую чеховскую трагедию в комедии показать вряд ли кто сможет. Тем более после Раневской в исполнении Татьяны Васильевой. А увидеть что-то хуже текста не хотелось. Но все опасения были напрасны.
Знаменитая комедия Чехова у ростовчан получилась светлой, умной, завораживающе утонченной. Два часа с антрактом пролетели незаметно. И дух вишневого сада витал в зале, как и положено.
Все просто и сложно: наследство заложено, барыня за границей, дочери незамужние, «грехи прошлого» не дают покоя и надо что-то решать. В итоге: барыня, побыв немного в родном имении и навсегда попрощавшись с садом, уезжает в Париж к возлюбленному, успевшему ее до этого обобрать до нитки, старшая дочь, так и не выйдя замуж за богача, идет управляющей в имение знакомых, младшая – преподавать. А сад уходит с молотка в руки потомка крепостных Лопахина, который мечтает поскорее разделить землю на участки и сдать в аренду под дачи. Но все, вроде, погрустив немного, остаются довольны. Вот так старый мир, прогнувшись и кряхтя, рискуя всем и вся, все же умудряется в итоге добыть свои полпуда счастья, иллюзорного, но вожделенного.
Спектакль богат яркой актерской работой. Особенно трогает душу и заставляет задуматься Раневская в исполнении Натальи Гординской. «Порочная» и наивная, импульсивная и влюбчивая, безответственная и в то же время бесконечно искренняя. Она не может не нравиться. Но что-то не дает возможности зрителю поверить ей: она во многом виновата, она праздновала жизнь, не обращая внимания на реальность. А потом раскаивалась и просила бога не наказывать ее больше: смертью сына, изменой возлюбленного, продажей имения. Наталья Гординская превосходна сыграла роль разбалованной аристократки.
Запомнился и впечатлил своей убедительностью Ермолай Лопахин в исполнении заслуженного артиста России Сергея Галкина. В чеховском тексте он кажется чуть ли не негодяем. А тут не так – он нравится, потому что мыслит здраво и говорит о деле, в отличие от поэтичных и непрактичных бар. И в то же время сквозь мужицкий нрав проступает мягкость и нежность, которые Лопахин усиленно скрывает.
- А мне вот больше всех понравился лакей Яша, которого играет Роман Гайдамак, - делится впечатлениями после спектакля сочинская студентка Ирина Лукьянова. – Эдакий красавчик – подлец. Он почти ничего не говорит, а все ясно: и о чем думает, и что собирается сделать. Жалко было старого слугу Раневской Фирса, он такой хороший, верный и заботливый. А о нем все забыли.
Замечу, что Фирса играет Валерий Райхман.
Помогает погрузиться в атмосферу семьи героев грамотная сценография и великолепные костюмы. Конечно, в первой сцене мы видим старую мебель и цветущий вишневый сад вдалеке. В финале – все то же самое. Правда, сад уже в полумраке. Скоро там вместо соловьев запоют топоры. А костюмы! Стильные, «говорящие»: у богемной Раневской – кружева, меха, драгоценности. У ее строгой дочки Вари – такие же строгие платья – серые и черные. Франт Яшка умудряется носить бордовые жилеты и галстуки, а Лопахин с дорогим костюмом носит кирзовые сапоги.
Трагикомедия семьи коснулась нас своим крылом и упорхнула, оставив очень светлое впечатление. Выводы у каждого свои. Театр подарил нам праздник, а значит, по словам художественного руководителя театра и постановщика «Вишневого сада», главная задача выполнена.
Свидетельство о публикации №210111701455