Танк нашей Победы

  Об этом танке столько написано, столько снято в кино и на фото, тема настолько заезжена,  что я никак не предполагал писать о нём в своих миниатюрах. Обычно я пишу о малоизвестных танках, но неожиданно оказалось, что о Т-34 обычный обыватель знает только то, что это основной наш танк в ту Великую Войну, и  эту Войну выиграл,  что он самый лучший танк своего времени, что равных ему не было ни у наших противников, ни у союзников.  В лучшем случае он назовёт основные технические характеристики известной машины. Между тем, история знаменитого танка довольно примечательна.
   В тридцатых годах прошлого двадцатого века основными танками Красной Армии были лёгкие Т-26 и БТ разных модификаций. Они считались вполне современными танками. Однако с приходом к власти в Германии фашистов в воздухе явственно запахло войной. Большевики считали большую войну очень даже вероятной и тщательно к ней готовились. Советская танковая армада была самой многочисленной в мире. Однако, её основу составляли лёгкие танки с противопульным бронированием, что вполне соответствовало военным взглядам того времени, которые опирались на опыт Первой Мировой войны. Грянул 1936 год. В Испании разразилась гражданская война. СССР поддержал республиканцев, щедро снабжая их оружием, в т.ч. танками. Сразу выявилась неприятная деталь. Имеющие слабое противопульное бронирование танки легко выбивались противотанковой артиллерией противника. В основном это были небольшие 37мм  пушки. В то время они являлись основным противотанковым средством. В СССР роль главного противотанкового орудия играла 45мм пушка. 
  Другим неприятным фактором стал значительный рост массы  танков Т-26 и БТ-7 в ходе постоянных многочисленных модернизаций. После 1937 года стало окончательно ясно, что танковый парк пора менять. Ещё в 1935г был создан лёгкий танк Т-46-1. Увы, эта неплохая машина  опять была недостаточно бронирована, к тому же оказалась непомерно дорогой, кроме того, по моде того времени она  была колесно-гусеничной. Позднее, в 1937г на базе этой машины был создан первый в СССР танк с противоснарядным бронированием. Он получил обозначение Т-46-5.
    Ещё один танк, Т-29, тоже колёсно-гусеничный, относился уже к классу средних танков. Он был очень похож на, уже находящийся в производстве Т-28, да, собственно, он представлял его модификацию. Как и последний танк, Т-29  имел три башни, но бронирование оставалось противопульным. Началось даже серийное производство нового танка, но после выпуска двух экземпляров, слава Богу, было остановлено (уф, одумались!). Стало окончательно ясно, что нужен новый танк с противоснарядным бронированием.
  До  Войны  важнейшими центрами танкостроения и разработки новых танков в нашей стране были Харьков и Ленинград. Как это ни странно, даже в советское время мало кто знал, что Харьков  – третий по значению промышленный центр СССР, после Москвы и Ленинграда, а в Украине - первый. Да и по количеству жителей в восьмидесятые годы прошлого века  полутарамиллионный Харьков занимал пятое место в стране, хотя и уступал по этому показателю Киеву на миллион душ. Более того, в 1919-1934 годах  быстрорастущий промышленный Харьков был столицей Советской Украины. Киев в то время был довольно тихим провинциальным городом. На рубеже тридцатых годов Харьков превратился в крупнейший не только в нашей стране, но и в мире (!) центр танкостроения. Здесь строили танки БТ.  В 1937г, когда остро встала потребность в новых танках, харьковчане активно подключились к решению этой важной проблемы. На заводе работало  три (!) танковых КБ. В те годы ещё не прошла мода на колёсно – гусеничные танки, хотя единственным серийным представителем таких танков были танки серии БТ. Небезызвестный Суворов-Резун, чьи гадкие опусы умело пропитаны ложью, и, как бочка чистого мёда, становится негодной от ложки дёгтя, бочки правды становились в его произведениях негодными от умело добавленной лжи. Так вот он пишет (при этом словно забывая, что БТ создавался за океаном, под руководством конструктора Кристи), что колёсный ход этих танков был  предназначен, для скорейшего порабощения Европы красными войсками! Увы! Колёсный ход предназначался, прежде всего,  для экономии ресурса гусениц, который в то время был весьма ограничен. В бой танки обязательно должны были идти на гусеницах. Лишь в самых крайних случаях, когда танкисты не успели «переобуть» танки в гусеницы, допускалось ведение боя на колёсах. Колёсный ход был временной альтернативой и широко применялся только на танках серии БТ, хотя и немало новых разработок, по моде того времени были колёсно-гусеничными. К сожалению, не избежал этого модного увлечения и первый прототип Т-34 лёгкий колесно-гусеничный танк А-20. Внешне он отличался от  будущего знаменитого танка наличием четырёх, а не пяти больших катков на гусеницу. Благодаря относительно тонкой броне, вес нового танка не превышал восемнадцати тонн.  Пушка была «сорокопятка». Однако внешне новый танк очень напоминал будущую «тридцать четвёрку». Главным конструктором нового танка был Кошкин, который, к тому времени, перебрался из Ленинграда в Харьков. Мало кто знает, что первоначально главным конструктором нового танка был, ныне совершенно позабытый Адольф Дик, бывший адьюнктом  ВАММ – Военной академии моторизации и механизации. Тогда на работу в танковое КБ направили большую группу выпускников этой академии. ( В 1943-1954гг  Бронетанковая академия гордо носила им Сталина).  В 1999 году  она влилась куда- то, а  с 2009 и вовсе сгинула. (Спасибо за это Сердюкову  передаёт, пляшущий от радости на адской сковородке,  небезызвестный А. Гитлер). На Дика вскоре последовал донос,  т.к. чертежи нового танка сдали с опозданием на полтора месяца. Означенный товарищ отправился в места не столь отдалённые, а со страниц истории танков исчез.  Слава создания легендарного танка  целиком досталась Кошкину. Наряду с колёсным А-20 было решено создать и чисто гусеничный средний танк А – 32, которому и  суждено было стать впоследствии знаменитым Т-34. Говорят, на его создании настоял И.В. Сталин. Как ни странно, но Д. Павлов, который, отличившись в Испании, быстро  продвинулся по карьерной лестнице,  стал начальником ГАБТУ (Кстати, он плохо кончил, его расстреляли вначале Отечественной войны за крах подчинённого ему фронта)  на основании опыта  войны в Испании высказывался в частных беседах против применения колёсно – гусеничных танков. Однако, как начальник ГАБТУ,  он ( в угоду Сталину?) выступал за принятие  на вооружение колёсно-гусеничного А-20, но испытания показали преимущество А-32. Именно этот танк, после увеличения толщины брони и стал легендарным Т-34.  Его то и стали выпускать серийно. Первоначально танк (выпуска 1940г)  имел следующие данные: вес 26т, длина корпуса  5.92м, длина с пушкой вперёд 5.92м. т.е. пушка не выступала за габарит машины. Ширина 3м ровно, высота 2,4 м (неплохой показатель!). Ср. давление на грунт 0.64кг на кв.см. Преодолеваемые препятствия: подъём 35 град., ров 2,5м,брод 1.3м. Дизель В-2 развивал мощность до 500л.с. Удельная мощность 19,2 л.с. на тонну. Запас хода до 400км. Максимальная скорость достигала 55 км в час, т.е. была как у БТ , снабжённого  мощным авиадвигателем. Танк был вооружён76.2 мм пушкой Л-11 с боекомплектом 77 снарядов и двумя пулемётами ДТ с общим боекомплектом 2898 патронов. Бронирование лба корпуса и башни было противоснарядным – 45мм. Иными словами, новый танк имел весьма неплохие данные.
   Бронетанковая техника претерпела и другие изменения. На смену неудачному тяжёлому Т-35 пришёл КВ-1. Этот танк имел два недостатка. Слабоватая для тяжёлого танка 76 мм пушка, а, главное, очень ненадёжная трансмиссия.    Лёгкий танк Т-50, напротив, был  довольно удачен, но по ряду причин,  был выпущен в совершенно недостаточном количестве (см. статью «Нелёгкая судьба лёгкого танка»). Плавающий танк Т-40 избавился от многих недостатков своего  предшественника Т-38 и относительно удачно применялся вначале Войны, но имел очень слабое бронирование и вскоре после начала Войны был заменён Т-60. Танки устаревших конструкций стремительно  выбивались противником, гибли в многочисленных окружениях, бросались от малейших поломок, от нехватки горючего и запчастей. Вскоре Т-34 стал самым многочисленным и основным танком Красной Армии. Наличие  Т-34  и КВ в значительных количествах в рядах Красной Армии стало для немцев неприятным сюрпризом. Т-34 превосходил немецкие  танки по бронированию и вооружению, хотя сильно уступал последним по удобству эксплуатации. То же самое можно сказать и о танках союзников, поставляемых нам по Ленд-лизу. Поэтому, служить наши танкисты предпочитали на импортных танках ( на американских «Шерманах»  были даже ящички для личных вещей танкистов!), а воевать, уж извините, на отечественных!  Наличие у нас Т-34 заставило немцев ускорить создание своих «Пантер» и «Тигров», которые превосходили наши танки по вооружению и бронированию (Пантера, например, превосходила Т-34 по боевому весу более чем в полтора раза, т.е. была более сильно бронирована).  Пришлось нам создавать более мощный вариант популярного танка, который получил обозначение  Т-34-85, которому и довелось заканчивать великую войну.          Практически мало известен вариант  знаменитого танка Т-34М. Дело в том, что Т-34 хотя и был в целом неплохим  танком, но всё же имел немало недостатков, т.к. создавался в спешке. Новый вариант танка имел форсированный до 600 л.с. вариант двигателя  ( в дальнейшем вплоть до появления Т-64 двигатели советских средних танков имели меньшую мощность и все представляли собой дальнейшее развитие  В-2), новую ходовую часть и некоторые другие нововведения. Однако этот вариант не был даже построен, помешала начавшаяся Война.
  В последнее время возникла тенденция поливать грязью всё советское ( и под этот шумок грабить, отбирать последнее у бывшего советского человека !). Следуя этой тенденции, некоторые авторы смакуют, выпячивают  недостатки Т-34. Да, недостатков у этой мащины было немало. В самый трудный период Войны в Сталинграде на танки не ставили резиновые бандажи катков и танки грохотали пуще трактора. Как я уже писал, не ставили одно время даже радиостанции. Их не было! В мучительно тяжёлое время хотели ставить на Т-34 сорокапятимиллиметровые пушки, трёхдюймовок не хватало. Да,  тесно было в танке, шумно и неуютно. Да, невозможно было дышать от угара после нескольких выстрелов.  Да, ни черта не видно, обзорность плохая. Да, стрелок- радист был недостаточно загружен и в трудную минуту он помогал механику- водителю переключать передачи (вдвоём наваливались на рычаг- и такое было). Да, хреново работали переговорные устройства, или их вообще не было.  Командир показывал заряжающему кулак, что означало «заряжай бронебойным» . Растопыренная пятерня означала «давай осколочный». В бою, случалось, командир, который сидел в башне выше механика-водителя, ставил последнему на плечи сапоги. Какой ногой нажмёт, дескать, туда и заворачивай! Да, из горящего танка было трудно выбраться. Экилаж обычно был обречён на мучительную смерть в огне, а те, кому повезло выбраться, частенько гибли от огня немецких пулемётчиков. Праведными косточками советских танкистов усеян весь наш мучителтно долгий путь до Берлина! И всё-таки мы победили ! И огромная заслуга в этом именно уТ-34. Вряд ли бы мы победили, если бы продолжали воевать на Т-26 и БТ-7. Недаром  и считают лучшим танком той Войны Т-34. Танк Победы!


Рецензии
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.