Азбука хорошего тона 2. лотман юрий

КОДЫ КУЛЬТУРЫ ЮРИЯ ЛОТМАНА

«Коды», «семиотика», «семиосфера», - это слова, запущенные в интеллектуальную моду Юрием Михайловичем Лотманом (1922-1993), советским филологом. Он был  легендой в гуманитарных сферах ещё 60-80-х, но актуальность его теорий вполне стала ощущаться лишь в наши дни. Поиски отечественных «своих» идей проявились точно «по Лотману», а самого Лотмана современная российская мысль разместила в пантеоне «отечественной философии» в окружении Д.С Лихачева, С.С. Аверинцева, Н.О.Лосского, А.Ф. Лосева.

«Работы Лотмана отвечали общественным потребностям. Они резко отличались от тех имитаций теоретического мышления, которые предлагала обществу, с одной стороны, официальная идеология, с другой – массовое культурное сознание».

За именем Лотмана - не только теории самого ученого, но и вся знаменитая «тартуско-московская школа», и «Ученые записки Тартуского университета», и интригующее периодическое издание «Труды по знаковым системам». И почти чудо: Юрию Лотману  удавалось делать свои совершенно немарксистские идеи значимым и знаковым в тотально марксистском государстве.   

Культура как система знаков
Лотман не просто блистал эрудицией в сфере «культур-мультур», он создал стройную теорию:
 Культура – система знаков. Культура – системное целое.  Культура – это осознанные и неосознанные модели деятельности, формы и виды отношения человека к окружающему миру.

«Культура – открытое окно. Историческая судьба русской культуры – всегда быть одновременно русской и больше чем русской, вырваться за пределы себя самой. Это делает теоретические исследования русской культуры не только частью, но и неизбежным полигоном мировой культуры»

С одной стороны, Лотман определял «российский тип»: «Открытая для внешних воздействий, она  (Россия)  внутренне к ним не восприимчива в силу выработанного веками иммунитета». С другой стороны, в трудах самого ученого, его коллег и учеников  вырисовывалась конструкция культуры как феномена в целом. Главное в его идее: культура не состоит из одного языка – минимум два. Семиосфера  обязательно неоднородна. Уже в древности на Руси «новая (христианская) культура в значительной степени конституировала себя, противопоставляя старой, - и таким образом, старая языческая культура в качестве анти-культуры выступала как необходимое условие культуры как таковой».

Чтобы понять текст культуры, нужно находиться в двух взаимонепереводимых проекциях. «Я» нет без «другие». Розовая мечта националистов о моноэтничности – утопия. «Развитие культуры по Лотману, - указывают  исследователи его наследия, - диалогично и осуществляется посредством привлечения и изучения собственных традиций, которые становятся значимыми в контексте иной культуры, подразумевая «другого» как необходимое условие для появления новой культурной парадигмы». Здесь Лотман развивает Михаила Бахтина, который провозгласил неустранимость диалогичности для понимания чего-либо, в том числе и текстов. Понять человека можно, только общаясь с ним, общаться можно только через текст. Текст - всегда высказывание. Кант затормозился на мысли, что  знание неизбежно «субъективно», а значит реальность непознаваема, «трансцендентальна». И было бы именно так, если бы пласт культуры обладал одним единственным языком. «Абстракция одного языка – дурная абстракция, так как она незаметным образом искажает всю сущность механизма», - говорит Лотман

Но и не пост-модерн

В культуре-тексте ещё другой текст, и ещё, и ещё. Этот лотмановский «текст в тексте»  напоминает пост-модернистскую раскованность и сложность. Но, согласно исследователю Г.С. Кнобе,  «коды» Лотмана  и пост-модернизма не тождественны. У пост-модернизма следующая формула:

*Часть всегда права перед целым
*Индивид всегда прав перед обществом
*Свобода всегда права перед ответственностью
*Субъективное самовыражение важнее объективной истины, которая впрочем и не существует, ибо все что вне индивида и его свободы существует насильственно, и потому ложно;
*Культура семиотична (знакова), но в силу абсолютной индивидуальности восприятия знаков, значения неуловимы, а коды нерасшифруемы.

И Кнобе резюмирует: «Лотман скорее противостоит пост-модерну… Культурно-психологичесчкой основой пост-модерна является такая абсолютизация субъективности, универсальной иронии и капризной прихоти, которая не оставляет места для реализации себя в дружеском общении, в кружке, вообще в каком бы то ни было и в сколько-нибудь устойчивом «мы»… Лотман и здесь остается до»

«Я» и «Я»
Центр «культуры» у Лотмана – «Я», но не местоимение «Я», а «Я» имя собственное.  «Индивидуальное лицо - первое изобретение человека» - характерный афоризм тартуского мудреца. Ещё характернее для культуры – искусство. Оно переносит человека в мир свободы. Одни интерпретаторы искусства учат, что искусство отражает реальность, другие – наоборот, видят в искусстве романтическое игнорирование реальности. По Лотману оба тезиса правильны одновременно: природа живет циклично-замкнуто, но культура – непредсказуема, «культура создает взрыв». 

Анализируя биографию Леонардо да Винчи Лотман соглашается с  предложенной А. Гостевым (автором биографии) эмблемой поисков Леонардо. Эта эмблема – сфумато ( ни свет, ни тьма, туман, нечто среднее, полутень, третье).  Лотман тоже строит свою систему в стиле сфумато: он хочет увести культуру прочь от бинарного фундаментализма.  В 1992 году Лотман пишет: « Процесс, свидетелями которого мы являемся, можно описать как переключение с бинарной системы на тернарную. Однако нельзя не отметить своеобразие момента: сам переход мыслится в традиционных понятиях бинаризма»

Есть модель культуры, где Бог подобен великому педагогу, где царит закон фатальной исторической необходимости. Но Лотман считал перспективной иную модель, где Творцу-экспериментатору самому результаты своего эксперимента  кажутся неожиданными и непредсказуемыми.


Рецензии