Азбука хорошего тона 2. макиавелли

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ. ГЕНИЙ ИЛИ ЗЛОДЕЙ?

Никколо Макиавелли (1469-1527) , дипломат, чиновник, свидетель экономического и политического расцвета и начинающегося упадка родной Флоренции, оказался в гуще политических бурь, пришелся «не ко двору», его сослали, и в захолустье,  лишенный иных занятий, стал писателем. Он написал пьесу , историю Флоренции», порассуждал древней истории вслед за Титом Ливием, но известным сделала имя Макиавелли его книга «Государь» (или «Князь»), которая потрясла читателя своего времени и продолжала вызывать интерес и производить шок спустя столетия.

Дьявол

В средневековье в католическом мире существовало выражение «старина Ник», означавшее дьявола,  теперь же этот брэнд разделил Ник Макиавелли. Возрождение не дало теоретических философов миру. Но политическая философия получила по мнению историков философии одного исключительного замечательного  мыслителя.

Имя его приводило в ужас, мысли ужасали. Автор не столько проповедовал безнравственность, сколько констатировал неизбежность победы зла.

«Правитель погибнет, если он всегда будет милостивым; он должен быть хитрым, как лиса, и свирепым, как лев»

«Людей следует либо ласкать, либо уничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить. А за большое не может»

 «Кто будет полагаться на добрые качества людей тот всегда будет обманут».

Макиавелли не абстрактный злопыхатель, его трактат - следствие опыта и наблюдений за бурными политическими событиями современной ему Италии. Искренностью и реализм только увеличивает шок от аморализма. Бертран Рассел назвал книгу «Государь» «руководством для гангстеров».

Но сам Рассел не «враг» Макиавелли, он видит в нем крупнейшего мыслителя Возрождения. Макиавелли почитали также Френсис Бэкон, Жан Жак Руссо, Дэвид Юм.
В нем великие увидели прорыв из средневековой схоластики, увидели «интеллектуальную честность в вопросах, касающихся политической бесчестности».

Дискуссия о допустимости-недопустимости «любых средств» в каком-то смысле банальна и практически продолжается снова и снова. «Добро должно быть с кулаками», «Государство – аппарат насилия», «Из двух зол выбирают меньшее», «Политика – искусство возможного», « В белых перчатках социализм не построишь», - все эти афоризмы-поговорки толкуют о том же, что и «политолог» 16-го века, но выражается «старина Ник» уж очень не политкорректно, уж очень «гениально»:
 
«Тот кто желает сохранить власть, должен прибегнуть ко злу»

Макиавеллизм
Слово «макиавеллизм» - стало нарицательным, термином, означающим коварство, политическое вероломство. С Макиавелли связывал свою идеологию Муссолини, он  даже написал предисловие к «Государю»,  впрочем критикуя его за излишнее морализаторство. В политических успехах Гитлера также видны прописи Макиавелли. Иногда называют «современным Макиавелли» Генри Киссинджера, который имел свою точку зрения на «политолога» эпохи Ренессанса:

«Он описывал мир таким,  каким он его видел, а не таким,  каким бы ему хотелось его видеть».

Лев Троцкий заклеймил в макиавеллизме Иосифа Сталина, так что возникла легенда, что вместо Маркса Сталин штудировал «Ника». Но в этом и не было особой нужды, похоже, что и сам Маркс также ведет свою философскую генеалогию от кошмарного флорентийца. Макиавелли писал:

«Добрые примеры порождаются добрым воспитанием, доброе воспитание – хорошими законами, а хорошие законы – теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются». Даже социалист Томас Мор, современник Макиавелли, не подошел до формулировок классовой борьбы, но «старина» уже обратил внимание на этот феномен.         

Макиавелли не только «режет правду-матку» о вероломстве, он  подсказывает, что хотя «нет необходимости князю обладать всеми добродетелями, но непременно должно казаться, что он ими наделен».  Причем, он нечаянно добавляет, что «один из способов казаться добродетельным заключается в том, чтобы действительно быть добродетельным … Вот почему иногда может случиться, что побеждает именно та сторона, которая обладает большей частью того, что широкие массы считают добродетелью».

Макиавелли – не тиран, даже не теоретик тирании. Трактат «Государь» был написан как пособие для монарха Флоренции (и даже, видимо, с целью попасть в советники-госссекретари),  но, тем не менее, Макиавелли превозносит в своем трактате республику и демократию. Брут для него прав, а Цезарь – узурпатор. Враги республики – дворяне-олигархи. Князь-монарх  выше народа лишь для вновь созидающегося государства. Люди, по Макиавелли, «более благоразумны, более постоянны и обладают большим здравым смыслом, нежели Князь». Идеал – республика, но «безоружного пророка ждет гибель» (как, например, вождя  республиканской Флоренции Савонаролу).

В каком-то смысле жанр книги «Государь» - тот же, что у книг Карнеги, это пособие по достижению успеха. Но всё же Макиавелли - скорее мыслитель, описавший искусство  политической интриги, чем идеолог террора. Он – из касты писателей. Вслед за ним Шекспир создал незабываемые образы Ричарда Третьего и коварного Яго. Макиавелли раскрывает тайну жестокой сущность политики. Политика – жестокость, и само слово virtu (добродетель) по замечанию Макиавелли восходит к латинскому корню vir со значениями «мужчина» и «сила». Эта добродетель «государей» (эдакая «крутизна») отлична добродетели философа:

«Смирение – это последнее, что нужно государю. Это доблесть для философа, а для правителя – порок… Правление – это поле игры не добра и  зла, здесь идет борьба между доблестью и судьбой».

Если торговец не способен к хитрости, то он, наверняка, разорится. Солдат или полицейский имеют своим «профессиональным долгом» насилие, и даже убийство. Макиавелли назвал эту специфику политики «злом» и прослыл «злодеем», на века. Возможно, что это всё-таки справедливо, ведь именно наука «старины Ника» породила лукавое племя политтехнологов, эквилибрирующих черным и белым пи-аром.
               


Рецензии