Деградация образа женщины в русской литературе

 Семейная жизнь Льва Николаевича Толстого полна противоречий, странностей и даже тайн. В конце жизни случилась трагедия - он сбежал из дома, от своей жены и умер среди чужих людей, умоляя не пускать к нему жену. Софья Андреевна сходила с ума в буквальном смысле. Как же получилось, что в семье, где более всего заботились о духовном развитии, самосовершенствовании, произошел такой ужасный разлад?

 Лев Николаевич старался быть максимально честным прежде всего с собой. Его измены жене - это не просто зов похоти, это скорее честный ответ на этот зов, поэтому он и не заботился о том, чтобы скрыть что-то от жены, к тому же, он всю жизнь старался сдерживать эти порывы, которые сам же считал недостойными, а Софья Андреевна, я уверена, была в курсе всех его душевных и телесных метаний и, будучи женщиной высокой духовной культуры, старалась принимать и любить его таким, как есть. Вместе любя и каждый в своем одиночестве страдая, они достигли больших, недосягаемых духовных высот, но все-таки жизнь закончили в пропасти отчуждения, непонимания, неприятия друг друга, отвергнутости в лучших и нежнейших чувствах, и, наконец, пережили невыносимый публичный позор.

Почему случилась эта трагедия?В чем была, выражаясь современным языком, системная ошибка?

Проведем небольшую экскурсию в русскую литературу и с современных позиций оценим образ женщины, как составляющую сознания мужчины - то есть мы будем опиывать не столько сам образ, сколько отношение к нему писателя, как выразителя взглядов и ценностей своей эпохи, по критериям - что для женщины есть достоинство и что - позор.

Главная героиня Пушкина - Татьяна. Ее достоинство в том, что не постыдилась предложить себя возлюбленному мужчине. Чего она от него хотела?  Очевидно, что надеясь на его благородство, она расчитывала вступить в брак, но дала намек, что согласна на жертвы - убежать, тайно обвенчаться или сожительствовать, то есть "погибнуть". Евгений отказал, так как жениться и жить спокойной помещичьей жизнью, которую он, кстати, презирал, в его планы не входило, а неодолимой плотской страсти к Татьяне, которая позволила бы ему, благородному и интеллигентному человеку, погубить невинную девушку, он не испытывал. По прошествии лет, когда Онегину надо думать было за 30 и скитания по свету его утомили, встретив Татьяну, он предложил ей все то же самое, что она когда-то ему, то есть свою искреннюю любовь в том виде, в каком она пожелает. Татьяна уже не была невинной девочкой и Евгений не чувствовал себя подлым развратителем. Что защищала Татьяна, отказав ему? Положение в свете, материальное состояние? Да, наверное, но во вторую очередь; в первую же она защищала свои ценности - что есть низость, а что достоинство, а также свое представление о самой себе - Женщина, Способная на Высокие, Искренние Чувства к Мужчине и Способная Принести Их в Жертву во Имя Сохранения Своей Самости, Целостности.

Главная героиня Тургенева, Ася, спускается с этого пьедестала на одну ступеньку - жертвует себя мужчине, давая возможность реализоваться чувству. Автор хочет дать понять читателям, что настоящее достоинство женщины от такой жертвы вовсе не страдает, а только возвышается, хотя и с огорчением и даже гневом, признает, что общество этого видеть не желает, следовательно женщина страдает и погибает. Но все-таки позор женщины для Тургенева в том, чтобы ханжески идти на поводу у общественных предрассудков, убивая свое чувство к мужчине. Вроде бы - да, но уже начинается какая-то несправедливость - от повести к повести мужчинам все мешают различные обстоятельства уладить все достойным образом, а женщины трагически погибают, впрочем также по воле обстоятельств. Резюмируем: героиня Тургенева - Женщина, Способная на Высокие, Искренние Чувства к Мужчине и Способная Принести Себя в Жертву, Отказавшись Ради Любви от Своей Самости.

Героиня Толстого спускается на следущую ступеньку - кроме того, что она способна на сильные, искренние чувства и на любые (даже бросить горячо любимого ребенка) жертвы ради этого, она еще и дура. Любит она все больше внешнее, блестящее, пустое, оттого жертва ее напрасна и малоценна. В любом случае - остается ли она в лоне семьи или бросает ее ради любовника; живет ли она счастливо с мужем или терпит от него несправедливости - она есть дура полная или дурочка прелестная, в то время как мужчина недостойный этой дуростью пользуется, чтобы женщину погубить, а достойный старается дурость эту перетерпеть и прощать, а также защитить дурочку от мужчины недостойного. Новаторство и честность Толстого состоит в том, что он сказал о женщине то что думал, что видел, без пощады, сентиментальности и скидок на мнимую слабость женщины. Замечу, что Лев Николаевич справедлив - он и мужчин не старается оправдывать, не ищет для них "обстоятельств, которые помешали счастливому соединению", как Тургенев, а старается пройти весь путь любви и страсти до конца, и... Не видит никакого выхода для женщины (все под поезд!). Для женщины-дуры. Он рассматривает также женщину-хозяйку, самку, пестующую детенышей, но не найдя в себе влечения (эротического надо полагать) к этой особи просто отвергает ее. В то время еще не было женщины, реализующей себя вне любви, вне семьи, но не думаю, что Толстой восторгался бы ими. В романе "Анна Каренина" есть прекрасный диалог, кажется Левина и Саввы, о том, что женщина должна жить в семье - не своей, так родственников, если не вышла замуж, должна оставить всякие мысли о творчестве, карьере, работе на благо общества. То есть Толстой не только видел в ней низшее существо, не способное правильно оценить достоинства людей, но и, как следствие ее очевидной дурости, отказывал ей совершенно в праве распорядиться своей судьбой. Мог ли брак человека, имеющего такие взгляды и отношение к женщине оказаться счастливым?

Опускать женщин продолжил Чехов - у него женщины уже и не способны на высокие чувства, они уже просто дуры и жертвы их дело само собой разумеющееся - для этого женщины и созданы, если у них какие-то свои интересы, жизненные планы, то у Чехова они всегда убогие, незначительные, а женщина, оставшаяся без мужчины вообще болтается, как г.. в проруби, ни себе, ни другим не нужная и не интересная. Хотя он и женился на склоне лет, уже будучи больным, со своей женой, актрисой видился он редко и недолго, потомства не оставил. Что-то видимо он хотел переменить в своей жизни и в своем отношении к женщине, да было уже поздно.

Видимо Чехов достиг дна в своем деле унижения женщин, потому что следующий за ним великий русский писатель Максим Горький (которого Чехов, кстати, недолюбливал) женщину видит по другому. Он, как и Толстой, был человеком страстным, жизнелюбивым. Знакомство в юности с самыми отвратительными сторонами животной любви не отвратило его от женщин, не ожесточило, наоборот, он как истинный художник, который различает и подмечает все мельчайшие детали и оттенки бытия, открыл читателям бриллианты женской души и славу женской сущности. Его героини часто влачат существование в грязи общества, но несут в себе нерастраченный потенциал любви, горячего желания жизни достойной, полной уважения, любви ко всему живому, как семена, что расцветут, как только найдут почву. И находили они эту почву - скудную, неблагодарную, не боялись никакой работы, никаких невзгод ради высокой цели - продолжить род человеческий, родить новое поколение русских людей.

Возможно следующей вехой можно назвать Шолохова, женщины у которого еще более сильны и полны достоинства.

Теперь же Татьяна Толстая продолжает дело своего великого предка, и равных ей на литературном небосклоне не видно. Случайность ли то, что она Толстая? Случайность ли то, что она женщина?


Рецензии
Вы хорошо знаете русскую литературу иимеете своё мнение, которое излагаете тактично и ненавязчиво. Привет!

Черепах Тортилло   10.01.2012 16:37     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш комментарий, также приятно ненавязчивый :))

Алина Кацена   20.02.2012 13:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.