Бердяев Н. А. Новое средневековье-1

 Поиск пути общественного развития. Пойдем далее под эгидой свободы, индивидуализма, потребительства? Пойдем далее с Богом? Или с Сатаной?

Неординарный мыслитель, Н.А. Бердяев, после Античной эпохи, Средневековья, Нового времени пытается определить дальнейший ход исторического развития. Новое время себя дискредитировало ужасными противоречиями, приведшими к кровопролитной войне (статья опубликована в 1924 году в Берлине). Какие  слова были написаны на знаменах Нового времени? – Гуманизм, просвещение, разум, свобода, равенство, братство. Хорошие слова. Но им не суждено было реализоваться, верх взяли индивидуализм, потребительство, похоть. И все закончилось войной за передел мира, все закончилось великими жертвами.

Пойдем к Новому средневековью! Не к Старому, а именно Новому. С Богом, верой, мистикой, но без тех негативных сторон, которые пережила Европа после падения Римской империи. Без веры в Бога, без веры в Богочеловека, никакое положительное развитие невозможно. Невозможен никакой прогресс. (Впрочем понимание прогресса четко изложено философом в книге «Смысл истории», и этот вопрос мы уже рассматривали в теме «Что такое исторический прогресс?»)  «По всем признакам мы  выступили из дневной исторической эпохи и вступили в эпоху ночную. Ночь не менее хороша, чем день, не менее божественна, в ночи ярко светят звезды, в ночи бывают откровения, которых не знает день. Ночь первозданнее, стихийнее, чем день. Бездна (ипегипо) Я. Бёме раскрывается лишь в ночи»,  – пишет Н.А. Бердяев.  И далее: «Средневековье можно назвать ночной эпохой всемирной истории. И это совсем не в смысле "мрака Средневековья", выдуманного просветителями новой истории, а в более глубоком и онтологическом смысле слова. Новым средневековьем я называло ритмическую смену эпох, переход от рационализма новой истории к иррационализму или сверхнационализму средневекового типа». 
 
Большевизм, по Бердяеву, – это уже Новое средневековье. Большевики свергли буржуазию, опрокинули весь ее негатив, связанный со свободой конкуренции.  Без веры в Абсолют они не  обошлись, однако взяли себе в руководители Сатану. Получилось Новое средневековье с Сатаной во главе. Потребительство, жажда материальных благ вернулись в другом обличье. Ложь и насилие расцвели. «Если нет Бога, – пишет Н.А. Бердяев, – то нет и человека - вот что опытно обнаруживает наше время. Обнажается и разоблачается природа социализма, выявляются его последние пределы, обнажается и разоблачается, что безрелигиозности, религиозной нейтральности не существует, что религии живого Бога противоположна лишь религия Диавола». Итальянский фашизм (он заинтересовал философа) – тоже вариант Нового средневековья, попытка уйти от экономической и политической анархии. Но опять же с культом Сатаны.

Н.А. Бердяев не сторонник инквизиции, неограниченной власти религии, но приверженец развития духа на основе веры в Бога. Приверженец доминирования духовного начала в жизни. Средние века его привлекают авторитетом церкви, расцветом богословия, распространением  монашества, религиозного аскетизма, рыцарства. Дух господствует, материальный интерес подчинен Богу. Философ как бы не замечает средневековых дикостей, связанных с религиозным фанатизмом, кострами инквизиции, невежеством масс. Голодом, крепостничеством. Эпидемиями чумы и холеры. Бесконечными  конфликтами, войнами  князей и королей. Он берет одну сторону – духовную, а другую, материальную,  относит,  скорее, к Новому времени, когда на первое место выходят эгоизм, индивидуализм, потребительство, стяжательство, экономическая конкуренция.  Вот его слова: «В Новое средневековье войдет опыт свободы, пережитый в Новой истории, и все положительные завоевания совести и большая утонченность души. После опыта Новой истории невозможно вернуться к Старому средневековью, возможно лишь Новое средневековье, как после опыта Средневековья невозможен был возврат к старому античному миру, а  возможно было лишь Возрождение».

Интересна мысль философа о свободе. Приведу ее: «Свобода духа есть неотъемлемое и вечное достижение. Но для чего, во имя чего должно было совершаться освобождение? Этого не знает дух нового времени. Он не имел или не знал своего во имя. Во имя человека, во имя гуманизма, во имя свободы и счастья человеческого. Но тут нет никакого ответа. Нельзя освободить человека во имя свободы человека, не может быть сам человек целью человека. Так упираемся мы в совершенную пустоту. Человек лишается всякого содержания, ему не к чему восходить. Свобода человека оказывается совершенно формальной и бессодержательной свободой», – таков Н.А. Бердяев. Что мне пришло в голову в связи со сказанным? В советскую эпоху мы уже слышали: «Свобода? А во имя чего? Если во имя социализма – пожалуйста». И не имели права  свободно думать, говорить писать. Даже сами вожди напугали себя социализмом до такой степени, что не смели подумать даже об элементарных реформах. Итог? Социализм рухнул. Свободы Нового времени несовершенны – об этом не стоит спорить. Но они есть, и они совершенствуются. Свободный человек может быть целью социального развития. Нужны лишь разумные ограничители.

Умер русский философ в Париже в 1948 году в возрасте 74 лет. Он был, таким образом, свидетелем падения первого «зверя» «Нового средневековья» – фашизма, германского и итальянского. Нашел ли он в этом факте подтверждение своим мыслям? Думаю, нашел. Как умирал большевизм, ему увидеть не пришлось. Возможно, что и скоропостижная кончина большевизма  не поколебала бы его убеждений. Ведь его вариант «Нового средневековья» предполагал власть Бога как над буржуазным меркантилизмом, так и над Сатаной в облике Атеиста.

В молодости Н.А. Бердяев – марксист. Что осталось у него от марксизма к 1924 году, когда писалась статья? Пожалуй, жажда найти общественный идеал. Маркс придумал градацию эпох по способу производства материальных благ, который определяется формой собственности. Движение идет от частного к общему. А на вершине – коммунизм, абсолютный и бездвижный образец, к которому должно прийти человечество. Стремление к Абсолюту  у русского философа осталось, но это стремление к Духу. Все материальное должно быть подчинено Духу. Здесь нет конкретики, как у Маркса, а за основу взят формальный принцип – время: Античность, Средневековье, Новое время, Новое средневековье. Объединяет их и то, что оба они утописты. Их идеалы – это «пробирочный» вариант общественных отношений, «пробирочный» в том смысле, в каком средневековые алхимики пытались получить золото. 17 ноября 2010 г.

P.S.  Н.А. Бердяев написал три статьи к теме :«Новое средневековье», «Размышление о русской революции», «Демократия, социализм и теократия». Сегодня я попытался осмыслить лишь первую.


Рецензии