Простота веры - залог пребывания в Истине

   Чтобы быть в Истине, пребывать в правде, не утерять ее, нужно верить в простоте сердца. Именно эту веру - простую и искреннюю - искал Господь среди людей во время Своей земной жизни. Св. Григорий Богослов пишет: «Я упражняюсь в приобретении простоты сердечной, от которой зависит спасение» . Простота – не просто благое качество. От него зависит наша вечная участь! И всем известно, что говорил старец Амвросий Оптинский: «Где просто, там и ангелов со сто, а где мудрено – там не одного».
   Угодник Божий научает нас, что есть прямая связь: чем человек лукавее и мудрее в плохом, гордом смысле, тем он дальше от всего духовного, а чем проще и непосредственней, тем ближе ко всему духовному миру и к Самому Богу. Тот, кто не стал простым и искренним человеком, вряд ли сможет быть с Богом, ибо Бог Сам прост, кроток и смиренен. Господь показал это ясно, когда заповедал ученикам уподобляться детям и сказал: «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». (Лк.18:16) Дети верят просто, от всей души, от чистого сердца. Они полностью доверяют своим родителям и вверяют себя им не сомневаясь. Так же просто и мы должны доверять Богу, ведь вера в Него есть не просто уверенность, что Он есть, а значительно более: это доверие Ему, доверие всего себя и своей жизни. А настоящее доверие всегда отличается простотой. Иначе оно будет неполноценным и слабым. Это можно видеть достаточно наглядно на примере человеческих отношений. Если мы не доверяем другу полностью и в простоте, то наши отношения не будут по-настоящему прочными. Так же в отношениях с Богом. Если мы будем постоянно сомневаться в Боге, ждать от Него доказательств Его силы, всемогущества, заботы о нас, или уж тем более доказательства Его существования (знаете, как некоторые говорят – «Господи, если ты есть, дай мне то и то..») Как вообще можно что-то от Бога сметь ожидать, если мы с вами сомневаемся в Его существовании! А если мы верим в простоте, то Господь обязательно подает нам просимое, по слову Своему: «по вере вашей да будет вам»! (Мф.9:29)
   Преп. Иоанн Лествичник в своей «Лествице» - настоящей энциклопедии духовной жизни – характеризует гордость как мать пороков и помрачение ума, то есть просто безумное состояние. А мы зачастую почитаем его как норму. «Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы» . В таком духе говорит практически вся глава. И св.Иоанн в подобной логике далеко не одинок. Так говорят все святые ,так говорит Церковь и Сам господь: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (Иак.4:6, 1Пет.5:5) Гордость рождает ереси. Если бы не она, то люди бы принимали вразумления и исправлялись бы: «Отвергающий обличение обнаруживает страсть (гордости), а кто принимает оное, тот разрешился от уз ее» , пишет преп.Иоанн. То есть тот, кто не принимает вразумлений, показывает всем окружающим свою страсть и как бы говорит: «посмотрите, я горд»! Не глупо ли это? Еси бы человек «обнаружил» эту страсть не только перед окружающими, но и в своих глазах, взглянув на себя трезво и не предвзято, то может быть и исцелился. А если человек не будет бороться с гордостью, то верить и доверять Богу он никогда не научится. «Неверие бывает от гордости» , пишет преп. Силуан Афонский. Путем к победе над гордостью всегда было стяжание смирения, простоты и самоукорения.


Рецензии