Таинство Покаяния
Бог сотворил человека свободным, так же как иАнгелов, потому что лишь свободное существо может любить, и, как следствие,быть счастливым и блаженным. Именно этого и желал Господь, чтобы сотворенные имсами научились любить.
2. Основная часть.
Что такое грех? «Грех – это преступлениезакона. Грех есть беззаконие (1Ин.3:4)» (5, 31). Какой же закон здесь имеется ввиду? Закон любви, самый главныйзакон, который положен Богом в основание всего мироздания. Все движется идействует в мире только по нему. Как известно, всякий грех есть грех против любви. Непослушание нашихпрародителей в раю также далеко нельзя расценивать как акт любви.
Откуда же взялся в мире грех? «Грех вошел влюдей от диавола… Грех перешел от диавола к людям, когда диавол прельстил Еву иАдама и склонил их преступить заповедь Божию». (5, 31) Вначале против любвисогрешил сам сатана, а потом он заразил этим некоторых других ангелов, авпоследствии и людей, так ненавистных ему. Человек тем самым тоже отпал отБога, понадеявшись, что сможет стать «как Бог»,причем без Самого Бога и помимо Его закона.
От греха всегда одни и те же последствия:искажение природы, скорби, страдания, лишение радости и блаженства, болезни исмерть. Причем все это является не по «гневу Божию», а как неизбежное следствиегрехопадения. Как важно нам сегодня понять эту простую истину: грехом человекделает себе же вред, и только себе!
Бог есть единственный Источник счастья ирадости, и, когда мы грешим, мы просто Его теряем, лишаем себя этого Источника.Хочется тутпривести сравнение.Представим, что маленький ребенок идет за ручку с мамой. Ему весело и спокойно.Но вдруг неожиданно мама куда-то пропадает. Как сразу поменяется внутреннеесостояние этого ребенка! Откуда не возьмись – страх, волнение, слезы и чуть лине отчаяние. Он сразу жебежит искатьее, ведь мамочка для него – все насвете! Весь мир в своих красках без нее померкнет и птицы перестанут длянего петь…
Когда мы теряем своего Родителя, НебесногоОтца, то мы, в отличие от этого бедного ребенка, сами виноваты в своей потере.По своей же воле мы можем и вернуться к Нему.
Христос даровал Своей Церкви великоеспасительное средство от яда греха. Это – Таинство Покаяния. Что это такое? «Покаяние есть Таинство, в которомисповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника,невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом». (5, 69) Причемвласть эту им даровал непосредственно Сам Господь: «Елика аще свяжете на земли,будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена нанебесех».( Мф.18:18) Господь тем самым прощает через священника все грехикающегося.
3. Нравственное приложение.
Многое в этомТаинстве зависит и от каждого из нас. Для того, чтобы Исповедь была полезна идейственна, необходимы сокрушение о грехах, намерение исправиться и надеждалишь на милосердие Божье.
1.)Сокрушение есть плач о грехах. Когда человек по-настоящему познает себя,когдапоймет, что он сделал и какие последствия это падение за собой влечет, онпросто не может не плакать. Но плач этот есть дар Божий, который не каждомудается. В пример покаяния св.Иоанн Златоуст ставит апостола Петра: «Если плачПетра изгладил столь великий грех, то как не загладить греха, если будешьплакать? Ибо отречься от своего Господа - было преступление не малое, новеликое и весьма важное, и однако же слезы загладили грех. Плачь же и ты огрехе своем, только плачь не просто и не для вида, но горько, как Петр, изведипотоки слез из самой глубины души, чтобы Господь, умилосердивши, простил тебе».(4, 432) Очень поучителен для нас случай благоразумного разбойника: сочетаниеего самоукорения и одновременно надежды на Бога…
2.)Исправление жизни. Искреннее раскаяниепроявляется через исправление своей жизни. Вкусив горечи греха и его следствий,человек предпринимает больше никогда не грешить, и даже более того. Св.ИоаннЛествичник пишет: «Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни… Покаяниеесть примирение с Господом через совершение благих дел, противоположных прежнимгрехам». (3, 111-112) В исправлении человек становится именно тем, чем ондолжен быть, и через это удостаивается утерянной способности вновь быть сБогом.
3.)Надежда на Бога. Если мы будем только укорять себя за согрешение, без надежды намилость и всепрощение Божие, то покаяние такое может обратиться в уныние иотчаяние. Св.Иоанн Лествичник говорит: «Покаяние есть дщерь надежды отвержениеотчаяния». (3, 112) Только надежда помогает человеку идти вперед, и тольковперед.
Свидетельство о публикации №210111801123