Таинство Покаяния

Прежде необходимо сказать немного о грехе. Всем, наверно, почти с детстваизвестно, что грех есть зло. Но чтотакое зло? Мы с вами знаем, что Бог зла не творил. Откуда же оно тогда? Онопоявляется от неверного использования свободы, этого дара Божия, теми живымисуществами, которых сотворил Бог.
Бог сотворил человека свободным, так же как иАнгелов, потому что лишь свободное существо может любить, и, как следствие,быть счастливым и блаженным. Именно этого и желал Господь, чтобы сотворенные имсами научились любить.
2. Основная часть.
Что такое грех? «Грех – это преступлениезакона. Грех есть беззаконие (1Ин.3:4)» (5, 31). Какой же закон здесь имеется ввиду? Закон любви, самый главныйзакон, который положен Богом в основание всего мироздания. Все движется идействует в мире только по нему. Как известно, всякий грех есть грех против любви. Непослушание нашихпрародителей в раю также далеко нельзя расценивать как акт любви.
Откуда же взялся в мире грех? «Грех вошел влюдей от диавола… Грех перешел от диавола к людям, когда диавол прельстил Еву иАдама и склонил их преступить заповедь Божию». (5, 31) Вначале против любвисогрешил сам сатана, а потом он заразил этим некоторых других ангелов, авпоследствии и людей, так ненавистных ему. Человек тем самым тоже отпал отБога, понадеявшись, что сможет стать «как Бог»,причем без Самого Бога и помимо Его закона.
От греха всегда одни и те же последствия:искажение природы, скорби, страдания, лишение радости и блаженства, болезни исмерть. Причем все это является не по «гневу Божию», а как неизбежное следствиегрехопадения. Как важно нам сегодня понять эту простую истину: грехом человекделает себе же вред, и только себе!
Бог есть единственный Источник счастья ирадости, и, когда мы грешим, мы просто Его теряем, лишаем себя этого Источника.Хочется тутпривести сравнение.Представим, что маленький ребенок идет за ручку с мамой. Ему весело и спокойно.Но вдруг неожиданно мама куда-то пропадает. Как сразу поменяется внутреннеесостояние этого ребенка! Откуда не возьмись – страх, волнение, слезы и чуть лине отчаяние. Он сразу жебежит искатьее, ведь мамочка для него – все насвете! Весь мир в своих красках без нее померкнет и птицы перестанут длянего петь…
Когда мы теряем своего Родителя, НебесногоОтца, то мы, в отличие от этого бедного ребенка, сами виноваты в своей потере.По своей же воле мы можем и вернуться к Нему.
Христос даровал Своей Церкви великоеспасительное средство от яда греха. Это – Таинство Покаяния. Что это такое? «Покаяние есть Таинство, в которомисповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника,невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом». (5, 69) Причемвласть эту им даровал непосредственно Сам Господь: «Елика аще свяжете на земли,будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена нанебесех».( Мф.18:18) Господь тем самым прощает через священника все грехикающегося.
3. Нравственное приложение.
Многое в этомТаинстве зависит и от каждого из нас. Для того, чтобы Исповедь была полезна идейственна, необходимы сокрушение о грехах, намерение исправиться и надеждалишь на милосердие Божье.
1.)Сокрушение есть плач о грехах. Когда человек по-настоящему познает себя,когдапоймет, что он сделал и какие последствия это падение за собой влечет, онпросто не может не плакать. Но плач этот есть дар Божий, который не каждомудается. В пример покаяния св.Иоанн Златоуст ставит апостола Петра: «Если плачПетра изгладил столь великий грех, то как не загладить греха, если будешьплакать? Ибо отречься от своего Господа - было преступление не малое, новеликое и весьма важное, и однако же слезы загладили грех. Плачь же и ты огрехе своем, только плачь не просто и не для вида, но горько, как Петр, изведипотоки слез из самой глубины души, чтобы Господь, умилосердивши, простил тебе».(4, 432) Очень поучителен для нас случай благоразумного разбойника: сочетаниеего самоукорения и одновременно надежды на Бога…
2.)Исправление жизни. Искреннее раскаяниепроявляется через исправление своей жизни. Вкусив горечи греха и его следствий,человек предпринимает больше никогда не грешить, и даже более того. Св.ИоаннЛествичник пишет: «Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни… Покаяниеесть примирение с Господом через совершение благих дел, противоположных прежнимгрехам». (3, 111-112) В исправлении человек становится именно тем, чем ондолжен быть, и через это удостаивается утерянной способности вновь быть сБогом.
3.)Надежда на Бога. Если мы будем только укорять себя за согрешение, без надежды намилость и всепрощение Божие, то покаяние такое может обратиться в уныние иотчаяние. Св.Иоанн Лествичник говорит: «Покаяние есть дщерь надежды отвержениеотчаяния». (3, 112) Только надежда помогает человеку идти вперед, и тольковперед.


Рецензии