Неверной дорогой. Отзыв на статью Ильи Тюрина Русс
НЕВЕРНОЙ ДОРОГОЙ
(отзыв на статью Ильи Тюрина “Русский характер: новый взгляд”)
Любое звание легко вынесет человек русский. Даже и звание подлеца…
И только прозвище “дурака” для человека нашего всегда будет нестерпимо…
Достоевский Федор Михайлович
На днях я прочитал текст статьи Ильи Тюрина. И самые противоречивые чувства овладели вдруг мной…
Извините меня сердечно, но мне показалось, что автор данной статьи в освещении вопроса, касательно нашего национального, народного характера, идет неверной дорогой. И еще – по моему мнению, статья Ильи Тюрина на эту тему показалась мне крайне неудачной…
- Почему? В чем же причина творческого провала молодого автора? - спросят меня.
- Прежде всего автор статьи слишком молод. А ведь отсутствие элементарного, жизненного опыта у автора сразу – же хорошо и отчетливо видно, особенно опытному читателю. И никакой человек без жизненного опыта, по моему горячему убеждению, не может, да и вовсе не должен касаться в своем творчестве подобного рода грандиознейших тем.
* * *
Захотел семнадцатилетний юноша написать о великом, русском народе? – Замечательно!.. И он, еще совсем юный мальчик, пишет о нем … теми незрелыми словами и либеральными фразами, которые доступны ему в его столичной, благополучной культурной среде, во многом оторванной от жизни и быта многомиллионного русского народа… А ведь чтобы серьезно и ответственно писать, и при том – о целом великом, культурном народе – на это надо иметь большое моральное право, подтвержденное страданиями жизни за его народные судьбы. Без опыта страданий за народ никогда бы не было – бы такого мирового культурного явления, как русская литература. И судьбы, и книги Александра Пушкина и Александра Радищева, Федора Достоевского и Льва Толстого, Варлаама Шаламова и Александра Солженицына – лучшее тому подтверждение…
* * *
И еще. Нельзя, и просто невозможно раскрывать такую грандиозную тему, как русский народ, элементарно “не владея историческим материалом”. Неужели Тюрин элементарно не знает русской истории? Почему он так грубо, неверно и весьма поверхностно судит свой народ? Проблема тут только в нашем нынешнем школьном – вузовском образовании… Автор статьи, и его культурный круг, по моему мнению, как - бы заведомо “надел шоры”, дабы не видеть все то, что по их мнению является выдумкой либо “коммунистов”, либо “национал - патриотов”?.. Во всяком случае, по моему глубокому убеждению, автор статьи, уважаемый Илья Тюрин страдает исторической близорукостью в огромнейшей степени.
Неужели не ведает Тюрин, что в XIX веке святые патриоты - народники строили бесплатные школы и больницы для простых, русских крестьян… А ведь они были “баре”… Но они занимались этим черным и неблагодарным делом, движимые чувством подлинного патриотизма и заботы о народном благе.
Люди эти претерпели в своей трудной жизни голод и нужду… И оскорбления… И от власти дикой, и от темного народа, который их, порой, не понимал… Народники учили свой народ. Народники лечил свой народ. И делали все это – абсолютно бесплатно… Народники любили свой народ!..
А любит – ли народ в той – же мере сам Тюрин? Испытывает – ли он, как те народники, страдания за бедственное положение народа уже в наше время… И чем отвечает он на крики миллионов русских голосов, раздающихся сегодня от Приморья и до Финского залива: - Нам плохо, помогите нам!?
Неужели только холодными поучениями, составленными из “окрошки” либеральных мнений двадцати, а то и тридцатилетней давности (Еще будучи ребенком, я читал большинство из этих “либеральных мудростей” в “Юности”, да в “Литературной газете”, в году так 1987 – 1988. А ведь самой дискуссии, начатой в кабинетах идеологического отдела при ЦК КПСС еще при Брежневе (!), всей этой знаменитой “битве журналов” и мнений, схватке “правых” и “левых”, “славянофилов - патриотов” и ”западников - демократов”, великому побоищу “сусловцев” и “яковлевцев” – уже добрых 30 лет!..).
Ну не любит человек поэта Николая Некрасова, журналиста Глеба Успенского да писателя Владимира Короленко… Велика беда!.. Сам великий Лев Толстой – Вильяма Шекспира не любил, и ничего... Ну, Некрасов для Ильи Тюрина – явно не “его человек”… Но зачем – же ерунду пороть, прости Господи?..
Не знает Тюрин жизни и быта и русской дореформенной деревни XIX века и истории России вообще… И при том, так резво рассуждает о “мужиках” и “барах”…
* * *
Пушкин управлял своим имением в Михайловском. При этом он общался не только с управляющим – “бурмистром”, но и с купцами, и с попами (отсюда и веселая “Сказка о попе и работнике его Балде” – озорная, подлинно народная, лихая шутка), да и с крестьянами… И после этого Тюрин считает, что Александр Сергеевич не знал простой, руccкий народ…
Да как хозяину не знать вдруг своего хозяйства? Может – ли директор завода завода своего не знать? Или предприниматель не знать своего торгового дела?.. Ведь так – прогоришь, или кончишь “барствовать”, как Плюшкин, что “был барин”, но жил почти – что под забором по своей великой глупости…
Доcтоевcкий видел свой народ на каторге… Жил с ним рядом в самой черной нищете… Тютчев служил своей стране на дипломатической работе. Салтыков – Щедрин был губернатором… И они, писатели русские – не знали России и ее народа?.. Простите, но это – просто смешно!..
Лев Толстой был с народом на войне и сам пахал свою русскую землю… Вот такой он был “барин”… После этого для нас совершенно естественно, если Лев Толстой рассуждает о русских крестьянах… А если Тюрин и ему подобные резвые беллетристы – то, извините, нет…
Между прочим, мирная жизнь мужика и барина в дореформенной деревне была возможна, только если две стороны более – менее договаривались меж собой о взаимных интересах. И барин, и крестьянская община при крепостничестве находились меж собой в своеобразном договоре, как находятся в договоре высшие и низшие чины во всех армиях всех стран земного шара. Русская деревня никогда не походила на ГУЛАГ, а русский барин – на “вертухая - попку” на вышке с пулеметом… Но, к сожалению, московский мальчик, по моему, этого просто не знает… Не знает он историю своей страны… Не ведает ее культуру, потому и пишет глупости и тем самым издевается (наверное, и сам того не ведая!) над Россией, и над характером нашим народным…
Да, русский наш народ – он “экстремал”. И не будь он таким “экстремалом”, не живать – бы нам всем на свете божьем. Давно – бы сгинули наши предки под монголо – татарами, да в немецких лагерях, не будь наш народ таким вот “экстремалом”…
* * *
Корит, да распекает Илья Тюрин народ наш: - Жить хотят хорошо... Любят легкую жизнь… да бегут из деревни… Вот какие нехорошие людишки на Руси… Воров – бандитов вместе ловят… Наивны – де, тупы да чванливы… не хотят признать над собой полное умственное превосходство иноземцев… Да и орудия у них – де все “времен Рюрика”… И тут же поминает всуе “мировой коммунизм” (Который много делал зла и глупости, но который все – таки опамятовался, лет через сорок после лихого семнадцатого года… Но ведь дурням да невежам и такое “не грозит”…).
- И водку пить не сметь. Держитесь трезвости… и конституций. Да работайте получше. И желательно, чтобы каждый себе на карман лишь старался. А об общественном благе забудьте… - советует своему народу резвый беллетрист Тюрин (притом – весьма высокомерно) со страниц своей статьи.
- Да, господин Тюрин – ответил бы народ на такой вот попрек - Земля наша русская может по праву гордиться трудами рук и ума Андрея Рублева и Александра Пушкина, подвигами Николая Гастелло и Юрия Гагарина… Это – наш великий русский вклад в копилку духа и труда цивилизованного человечества. Это – наша национальная, русская гордость… Русскому народу, слава Богу, есть что предъявить от себя роду человеческому… Но это – наше прошлое.
А что предъявит ему наше время? Где вклад наших современников в общее, русское, общекультурное дело?.. Нет ответа!..
* * *
Тюрин предлагает своему народу начать жизнь “с чистого листа”!..
Прекрасно!.. Только что для этого совершили на нашей суровой земле современники наши? Какой “паровоз” или даже “самолет” для своего “заблудшего” и “подорванного” народа изобрели они?.. А ведь еще при “мировом коммунизме” молодые люди и самолеты проектировали у Туполева, Ильюшина да Яковлева в КБ, и строили их на огромных заводах – сотнями в год, и по всему миру самолеты те за валюту продавали… а не как теперь… И при этом, совсем не нуждались наши молодые мастера ни в “умных советах” семнадцатилетних философов, ни в козлобородом дядюшке Сэме с его американской конституцией…
* * *
- Да может – ли великая нация жить так плохо, в такой бездонной, черной пропасти, как теперь? – спрашивает Тюрин. И тем самым как – бы издевается над нашим званием “великого народа”.
- Может – отвечу я за народ наш – Вполне может. Если его туда загнали.
Народ наш подорван и истерзан. Был он таким еще и при конце Советов, а сейчас – вообще полуживой. Народный генофонд народа нашего подорван революцией, коллективизацией, репрессиями и войнами, да и либеральными экономическими потрясениями – тоже. Ждать сегодня какого – то “пассионарного взрыва” в народе нашем – просто нелепо. Не от куда “пассионариям” стало являться на свет…
Великий Александр Исаевич Солженицын говорил о “сбережении народа”. “Сбережение народа” – вот задача, достойная нашего времени. Солидарность и мир, взаимная любовь и научение добру, и общий, честный труд – вот достойные задачи для укрепления и развития любого народа… И на фоне этих величайших, добрых мыслей Солженицына особенно горько, что Тюрин корит и хулит свой народ…
* * *
- Дорогой Тюрин – сказал – бы я ему в ответ на его великие попреки - Не надо проповедовать русскому народу молчалинскую “умеренность и аккуратность”. Не надо “опускать” наш “самолет” на “землю”, и при этом буквально тыкать наших несчастных людей “мордою в грязь”. Это слишком глупо и бесчеловечно.
Наше поколение прекрасно помнит, как лет двадцать – двадцать пять назад миллионы русских людей были рады “революционной перестройке”. Миллионы людей, и молодые, и самые юные – в самую первую очередь, тогда просто горели самым искренним патриотическим чувством, горячим желанием сделать что – то большое и доброе для своей страны, своей Родины. Тогда народ поверил – и пошел… Но… Очень скоро счастливое время величайших общественных надежд сменилось временем горчайших разочарований. И в том не было вины простых людей, жестоко обманутых новой властью.
Не вина, а беда нашего народа его былая величайшая, политическая наивность, которой так умело пользовались в лихие наши времена (да и доныне - так). Века отрезанности от политики, от проблем выбора пути для страны – ли своей, для убеждений – ли жизненных, для веры – ли религиозной, к сожалению, сделали тут “свое черное дело”…
Да, “население” наше прячется от трудностей жизни ныне в “свои ракушки”. Да, люди стали недоверчивы и “обжегшись раз на молоке дуют уже и на воду”. Да, ждут наши люди беды ежеминутно, ждут и подвоха, и обмана, и не без основания, порой… Но все это вовсе не значит, что ныне весь наш народ склонен либо только либо к мимикрии общественной и конформизму, либо к дичайшему саморазрушению в разгуле и пьянстве… Хотя и пьянство, и преступность – тоже наши беды. Только вот ничего “чисто русского” в них никогда не было и нет. Пороки всех народов во все времена – они всегда очень похожи. И русские в пороках – отнюдь не чемпионы.
Огромнейшая преступность, а также еще и наркомания есть и в самой благополучной стране земного шара – Соединенных Штатах Америки. В огромных городах этой страны есть целые жилые районы, куда даже светлым днем отказываются ездить машины такси, а ежели через этот злополучный район пролегает шоссейная дорога, то ни один водитель (будучи в своем уме) на ней не останавливается. Даже вооруженные полицейские не ходят в такие районы по одному… Власть уличных подонков всех мастей, грабежи, перестрелки, убийства – повседневная реальность в тех местах…Вот воистину – картинка из жизни “цивилизованной страны”… Кстати, при “мировом коммунизме”, во времена правления Леонида Брежнева умышленное убийство да еще с применением огнестрельного оружия в восьмимиллионной Москве считалось чрезвычайным проишествием (!) и буквально “ставило на уши” всю столичную милицию. Кстати, огнестрельное оружие, а были это только пистолеты (никаких автоматов у милиции тогда не бывало и в помине) выдавалось работникам МВД только при проведении операций по задержанию преступника… И это – в “дикой” и “жестокой” России!..
Сегодня – и у нас уже не то. Одичал наш народ. Посерел. Огрубел да опошлился… Но не только одна наша власть в этом виновата… Не вина – ли нашей интеллигенции в этом?.. Вот вопрос. К сожалению, он и до ныне в нашей стране без ответа.
* * *
И еще скажу о “русской лени”, в которой также упрекает народ наш Тюрин, как, якобы, присущей русским негативной, национальной черте.
Во все века и времена самые разные люди хотели “пожить хорошо”. И желали они при этом поменьше работать. Тому иллюстрацией – сказки народные. И не только знаменитая русская народная сказка “Про щуку и Емелю”, но и французская – про “Кота в сапогах”… Вообще сюжет сказки, где простак, неумеха, а то и вовсе – деревенский дурачек вдруг волею судьбы обретал богатство, власть, становился мужем прекрасной принцессы и получал от царя – короля еще “и полцарства в придачу” есть у очень многих народов Земли. Так – что и русский “Емеля”, и французский “Кот в сапогах” вовсе не свидетельствуют о какой – либо моральной испорченности того, или иного народа, а только иллюстрируют вековую мечту простого человека хоть день пожить, “как господа”, то есть подспудно выражают надежду людей на социальную справедливость (которую несут с собой бедным простакам сказочные “Кот” и “Щука”).
* * *
Разное время – разный народ. Эта немудреная истина известна очень многим. И рассуждать о каком – то статичном “народном характере”, неизменнейшем – и говорить нелепо. Только мое поколение видело на своем веку два абсолютно разных народа в разные исторические времена. И кто после этого осмелится заявлять, что – де русский народ не меняется от века, никогда?..
Наоборот. Народ русский – очень гибок. И порою даже очень (и себе во вред). И “перестройка”, и реформы наши, несчастливые для очень многих – тому подтверждение.
* * *
Да подойдите Вы к народу русскому с добром – и лучше народа вам век не сыскать. Придете со злом, да с обманом – не ждите от него Вы ни сочувствия, ни помощи… И если даже не накажет таких народ наш (а сил у него уже нет, нет людей выдающихся – вольных да сильных, не “забитых в проблемы”), то отвернется он с опасением, и руки более уже таким в каком - то деле не подаст…
Расслоение народа и разорение страны – мучительно и оскорбительно для русских. Ведь для “бомжей” “средний русский” сегодня – почти “новый русский”. Для “новых русских” “средний русский” работяга – просто “бомж”… Тяжелая горечь презрения… раздирание народа по имущественному признаку, сеянье взаимного недоверия, несочуствия и откровенной нелюбви – вот ядовитые всходы, проросшие на “благодатной почве” либеральных, экономический реформ за последние девятнадцать лет… Да, многие морально опустились. Ныне и в нашей стране есть уже огромное количество людей, особенно среди благополучной молодежи, которые просто не понимают, что такое “общественный интерес”. А ведь “интерес” этот – не есть порождение нашего прежнего социального строя. Без него не жило и не живет ни одно государство на Земле. А иначе, как решать хотя – бы вопросы правопорядка, обороны, образования и воспитания детей и обучения студентов, как платить пособия и пенсии и решать все прочие коллективные, социальные дела? Ведь все это – простые, общественные заботы цивилизованных людей, понятные каждому нормальному человеку… И вот на этом фоне наших самых естественных социальных чувств, Илья Тюрин проповедует нам мелкое самолюбие, грошовый эгоизм труда только себе на карман.
- Неважно, что у тебя за стеной – как – бы говорит нам Тюрин – Война –ли, Чечня – ли, Чернобыль – ли (или хоть Хиросима!?), дети – ли голодают, женщины – ли себя продают, или режут бандиты соседа за стенкой… - все это неважно. Не твоего ума это дело. Работай прилежно себе на карман да соблюдай законы (хорошо известно, кому служат законы в стране, где голодают дети и процветает бандитизм) – и будет у тебя свой маленький, грошовенький, кукольный рай…
Нет, не будет – говорит нам мировая история, история России и русского народа. Никому и никогда в мировой истории не удавалось построить милый домик на вулкане, долго и счастливо прожить в нем всю свою жизнь… От бандитов не спрячешься за картонной стеной… И не разобьешь уютный садик в самом эпицентре ядерного взрыва… Понимает – ли это Илья Тюрин? Наверное, “нет”. К сожалению, материальное благополучие часто делает людей слепыми и глухими к бедственным видам и крикам о помощи…
Проповедь мелкого эгоизма – губительна для нашей страны и для его народа. И распад “суверенных республик” бывшего СССР, подавляющее большинство из которых живут сейчас не лучше а хуже в экономическом плане, чем ранее, в Союзе – ярчайшая тому иллюстрация. Проповедь самолюбия, эгоизма – как это мелко для философа!.. Извините сердечно, но это – просто глупо… И это – в наш век, век всеевропейской экономической, политической и культурной нитеграции…
* * *
- Не умет думать наш народ… - как – бы говорит нам Тюрин.
Неправда. Он думает. А еще он терпит и молчит. Да, зачастую, он и правда “не белит потолок, пока тот не падает ему на голову”. Но не от ленности и равнодушия и это.
- А почему? – вдруг спросят меня “сторонники теории саморазрушения русского народа”.
- А потому что народ наш прекрасно помнит чем закончилась веселая, демократическая “перестройка” в лихом девяносто третьем. А кончилось дело то – кровью… И потому не станет он зря впредь “будить лихо, пока лихо - тихо”… Кто – то назовет это тупостью и трусостью… Я назову это нашей великой осторожностью народной. И скажите мне по здравому размышлению: Разве народ наш так уж не прав?..
* * *
Да, русский народ – народ глубоко общинный (про это знали не понятые Тюриным народники). И проблемы, и свершения, и преодоление великих бед наш народ проходил только вместе. Сообща, всем народом. Воля народа к общинности, как многовековой, нутряной, выработанной с самой народной толще форме подлинно демократической самоорганизации не раз спасало русских в жестокие, смутные, горькие времена. Историческим примером тут - и Смутное время, и времена двух Отечественных войн… А ведь без этой нашей общинности, да без чувства элементарного национального самосохранения не было – бы ни нашей страны – великой России, ни народа нашего – русского.
Уверен, что никакие человеческие интересы и классовые конфликты во всей их разнонаправленности и ныне не убили этого естественного чувства глубоко и болезненно страдающего, но живого, общественного организма. Слава Богу, что подлый лозунг: “Лишь – бы мне было хорошо! А сосед – пускай хоть сдохнет!” – не наш народный лозунг. Даже и в наши времена. А времена мы переживаем сейчас тяжелые. Жестокие и бесславные…
Спросим – же в них себя: - Чем выдающимся или просто хорошим запомнилось в России наше тяжелое время? Какою славою вошло оно в историю страны?
- Ничем, и никакой?.. – таков самый честный ответ на сей вопрос.
Задумаемся над вопросом и ответом грустным на него, предположительным, этим, да… вспомним как там у “барина” Александра Грибоедова было написано?.. Как там у него в бессмертном “Горе от ума”?..
- Шумим, братец, все шумим… - ведь так, кажется еще лет двести назад писано было… И не про школьников - философов – ли разных - сия бессмертная строка?
* * *
Глубоко не прав Тюрин, приписывая русскому народу какие – то шовинстические или территориально – расширенческие амбиции. Во все века и времена истории нашей, такие амбиции в России питал только ее госаппарат. Простой, “черный” народ России всегда жил очень и очень трудно. “Не до жиру – быть бы живу” – говорит о том наша народная поговорка… Да и в самом деле, некогда было праздно мечтать ни русскому крестьянину, ни русскому рабочему, ни даже русскому народному интеллигенту о колониях в чужой земле, да о “расширении сферы влияния страны родной по странам и континентам”. Русские – не оккупанты, и не колонизаторы по своей натуре. Нет в русских презрения к “пришлым” и “неграм”, и если “негры” эти пришлые живут мирно и культурно рядом с русскими – они не только терпимы, но и любимы в самых широчайших слоях народа русского. Вспомним хотя – бы, сколько нерусских людей “орусили” русские. Пушкин (негритянская кровь), Лермонтов и Барклай – де – Толли (кровь шотландская), Даль и Фет (оба - немцы), Ахматова и Зощенко (украинская кровь), Багратион (грузин, потомок грузинских царей) и Хачатурян (армянин), Левитан и Антокольский, Пастернак и Мандельштам, Эфрон и Мейерхольд (все - евреи)… И ведь редкий русский вспомнит природную национальность этих великих подлинно русских людей. Про них говорят: - Они – русские!.. (Для примера – в Германии при нацизме легко “вспомнили” национальность Гейне и Мендельсона, Маркса и Либкнехта, Люксембург и Цеткин, Штейземана, Эберта и Ратенау…). И после этого какие – то глупцы смеют подозревать русский народ в каком – то там великодержавном шовинизме (и чуть – ли не в нацизме)…
Да, наш народ гордится Петром Великим и Богданом Хмельницким, Николаем Гоголем и Николаем Миклухо – Макмаем, Павлом Нахимовым и Петром Чайковским, Александром Суворовым и Александром Можайским, Александром Поповым и Николаем Римским – Корсаковым… И в этой его гордости мне видно его величайшее человеческое достоинство, а не какие – то довольно странные для огромной массы русских амбиции или тем более какой – то там тупой, шовинистический угар, в котором, видимо, подозревает русских Тюрин…
* * *
И все – таки я не буду слишком – уж распекать Илью Тюрина… Неужели автор статьи “Русский характер: новый взгляд” в своем не совсем зрелом творчестве решил просто показать всем, какой он умный, и при этом (сам не желая того?) философски “опустил” наш великий народ?…
А, может – быть, он просто решил заставить наших людей задуматься над своею жизнью и ее насущными проблемами?..
Если так, то это ему удалось. Будем благодарны и за это автору статьи. Ведь задуматься о судьбах Родины – весьма полезно в наше непростое время.
Свидетельство о публикации №210111801157