1942 год. Баку и Люфтваффе

            Защите Баку от вражеской авиации уделялось огромное значение задолго до начала войны.

            Еще в феврале-апреле 1938 года для защиты от ударов с воздуха в Баку также как и в Москве и Ленинграде были сформированы корпуса ПВО, в состав которого входили  части зенитной артиллерии, зенитных пулеметов, зенитных прожекторов, воздушного наблюдения, оповещения и связи, а также части и подразделения аэростатов заграждения. Командиру корпуса  ПВО оперативно подчинялась истребительная авиация (ИА) ВВС, назначенная для выполнения задач противовоздушной обороны города.

            И, надо отметить, что с основной своей задачей бакинские части ПВО успешно справились. Все попытки пробиться к Баку пресекались частями ПВО еще  на дальних подступах к городу, и только одному немецкому асу удалось безнаказанно пролететь над южным городом.

            По воспоминаниям отца и матери, служивших в зенитных частях Бакинского ПВО, во время  войны Баку и Апшерон ни разу не подверглись бомбардировке немецкой авиации.  И от них, непосредственных участников противовоздушной обороны города, слышал  только об одном случае прорыва непосредственно к Баку самолета дальней разведки Хейнкель He 111. Который пролетел непосредственно над батареей, где служила мама, и которая не смогла открыть по самолету огонь (причины молчания батареи – отдельная история *).

            Встречающиеся же (**)  упоминания  о полетах над Баку разведчика Фокке-Вульф Fw-189 (Uhu – филин, сова), которого советские солдаты нарекли «рамой», вряд ли соответствуют истине. По той самой причине, что это был ближний  разведчик, равно как и Хейншель Hs.126. С гораздо меньшей дальностью полета.

            Трудно сейчас сказать, сколько было всего попыток немецких самолетов прорваться к Баку, но есть возможность назвать их потери.  Пять самолетов, пилотируемых, как правило, опытнейшими асами свидетельствуют о серьезных намерениях Люфтваффе.

            По сводкам потерь службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе, опубликованным на сайте «Угол неба» (***) потери дальних разведчиков в 1942 году применительно к Баку составили:

            31.01.42  Ju88 заводской №0672 (бортовой код K9+WH), цель задания – Баку, место гибели – неизвестно, экипаж (Lt. Wuestholz H., F.; Olt. Ottmann E., Bo.; Ofw. Erdmann A., Bm.) пропал без вести.

            14.08.42 Ju88D-5 заводской №430245 (бортовой код T5+FK), цель задания – Махачкала-Баку, место гибели – неизвестно,  экипаж (Olt. Baumbarter M., Bo.; Ofw. Hegendorfer F., F.;Uffz. Nadansy F., Bf.; Ofw. Heithauer E., Bs.) пропал без вести.

            27.09.42  Ju88D-1 заводской №430285 (бортовой код T5+DK), цель задания - Краснодар-Баку-Махачкала, место гибели – неизвестно,  экипаж (Ofw. Heinemann E., F.; Fw. Girold H., Bo.; Uffz. Kramer W., Bf.; Fw. Haus H., Bm.) пропал без вести.

            29.09.42 Ju88D-5/Trop заводской №430019 (бортовой код T5+LK), цель задания - Баку-Астрахань, место гибели – неизвестно,  экипаж (Fw. Cron H., F.; Olt. Schlufter A., Bo.; Uffz. Scherer W., Bf.; Uffz. Beimes G., Bs.) пропал без вести.

            02.10.42  Ju88D-5 заводской №430029, цель задания – Баку, место гибели – неизвестно,  экипаж (Lt. Schoeffmann H., F.; Lt. Herbold H., Bo.; Ofw. Czauderna W., Bf.; Uffz. Roth W., Bs.) пропал без вести.


            По данным советского командования  в  эпизоде  за 14 августа 1942 г., самолет-разведчик Ju88D-5, выполняющий задание  на участке Махачкала-Баку, был перехвачен и сбит летчиками 82-го иап ПВО 8-го (Бакинского) иак ПВО В.А. Борисовым и А.Н. Щербинок (Щербинком?). Два члена экипажа немецкого самолета-разведчика, спасшиеся на парашютах, взяты в плен.

            Не исключаю вероятность того, что обломки именно этого самолета был привезены в Баку и выставлены в пропагандистских целях на обозрение в одном из городских парков, как самолет, якобы летевший над Баку. И который был сбит под городом Хачмас, как раз на полпути между Махачкалой и Баку, что совпадает с летным заданием борта T5+FK.

            Отсюда, вследствие наличия двух типов самолетов, видимо, и родилась встреченная как-то мною версия о сбитых над Баку двух самолетах.

            Тогда как  прорвавшийся к Баку Хейнкель He 111, судя по отсутствию его в сводках потерь немецкого командования, так и не был сбит. Десять He 111, числящие в потерях за весь 1942 год, в летных заданиях Баку в качестве цели не имели. Видимо, есть смысл поискать имя немецкого пилота среди кавалеров Рыцарского креста...



Upgrade (7-8 мая 2011 г.)

            Продолжая работать над этой темой, нашел ряд новых интереснейших документов. И, изучив их,  пришел в недоумение: в третьей эскадрилье дальней разведки 121 авиагруппы Люфтваффе, действующей на южном и кавказском направлениях, в 1942 году вообще не было ни одного Хейнкеля He 111. Равно как и в двух остальных эскадрильях авиагруппы. Основным самолетом эскадрильи был Юнкерс Ju-88 различных модификаций (9-11 самолетов), был еще один Мессершмитт Bf.110, сбитый в апреле 1942 года.

            Сразу же возник вопрос о справедливости утверждения очевидцев полета над Баку Хейнкеля He 111.  Тем более, что при более детальном рассмотрении структуры Люфтваффе выяснилось следующее:

            Кроме 121 группы дальней авиационной разведки (FA.Gr. 121) , имеющей код 7A,  на южном направлении действовала Группа дальних разведчиков OKL (FA.Gr.Ob.d.L) под кодом  T5. Эскадрильи этой группы подчинялись непосредственно Главному командованию Люфтваффе (нем. Oberkommando der Luftwaffe — OKL).  Именно из 2-ой эскадрильи (2./Ob.d.L) этой группы был самолет-разведчик Ju88D-5 заводской №430245 (бортовой код T5+FK), цель задания – Махачкала-Баку,  сбитый 14 августа был 1942 года летчиками 82-го иап ПВО 8-го (Бакинского) иак ПВО В.А. Борисовым и А.Н. Щербинком.

            Был ли в составе этой группы тот самый Хейнкель He 111?  По состоянию на январь 1942 года – однозначно нет!  В составе всех подразделений дальней разведки Люфтваффе из 182 самолетов (в т.ч. 52 боеспособных) не было ни одного Хейнкеля. В то же время в далеко не полном перечне потерь дальних разведчиков за 1942 год, указанном в Энциклопедии «Уголок неба», указаны 10 самолетов-разведчиков Хейнкель He 111.

            В варианте ошибки с определением типа самолета выстраивается следующая логическая цепочка:

            Самолет-разведчик Юнкерс Ju-88D-5 заводской №430245 (бортовой код T5+FK) 14 августа 1942 года проводит аэрофотосъемку стратегических объектов Баку. Затем благополучно проходит сквозь огневую зону зенитных батарей ПВО и уходит на север. В районе Хачмаса его догоняют истребители 82-го иап ПВО 8-го (Бакинского) иак ПВО В.А. Борисов и А.Н. Щербинок и сбивают его. Сбитый самолет Юнкерс Ju-88D-5 заводской №430245 (бортовой код T5+FK) привозят в Баку и выставляют на всеобщее обозрение.

           Но, как выяснилось, информацию в "Уголке неба" нельзя считать полностью достоверной.  На выставленном в  YouTube видеоклипе со сбитым самолетом мы действительно видим в кадре самолет-разведчик, но эмблема на его борту - "Черный орел с фотоаппаратом в когтях, фотографирующий Англию", принадлежит 1-ой эскадрилье. Сбитый же 14 августа бакинскими летчиками Юнкерс по данным "Уголка неба" принадлежал ко 2-ой эскадрилье (вторая бортовая литера "К", что справа от черно-белого креста).

 

              После дополнительных поисков на одном из авиационных форумах  встретил информацию, что самолет с этим бортовым кодом (T5+FK) но с  другим заводским номером (430838) сбит  11 июня 1943 г. под Тихорецком. Причем, по данным советского командования это был He 111, по данным Люфтваффе - Ju-88D-1).

 

              Где ошибка? В соответствии с принятой в Люфтваффе литерной системой обозначения сбитый над Хачмасом самолет должен был иметь литерное обозначение (T5+FH). Опечатка а "Уголке неба"?

            Так что, в этом вопросе еще очень рано ставить точку.

            Но  уже сейчас можно признать на 100 % неверными утверждения очевидцев (включая и моих родителей) об одном единственном прорыве вражеского самолета-разведчика к Баку. Вернее будет сказать, что этот случай был для них единственно известным. Что и понятно в силу существовавшей ранее системы всеобщей бдительности и секретности.

            Сейчас, когда многие ранее засекреченные архивы стали доступны, история с авианалетами на Баку постепенно обогащается новыми подробностями. Вражеская авиация была очень частым гостем Баку.

            Дальнейшее развитие темы -  в статье «1942 год.  Люфтваффе. Аэрофотосъемка Баку» (http://www.proza.ru/2011/05/09/1 ).




Источник информации:
 
* «Баку 1942. Почему молчала батарея», (статья в работе)

** Baku pages, http://www.baku.ru/frmpst-view.php?frmpst_id=8336282

*** Авиационная энциклопедия «Угол неба», 


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.