1942 год. Баку и Люфтваффе
Еще в феврале-апреле 1938 года для защиты от ударов с воздуха в Баку также как и в Москве и Ленинграде были сформированы корпуса ПВО, в состав которого входили части зенитной артиллерии, зенитных пулеметов, зенитных прожекторов, воздушного наблюдения, оповещения и связи, а также части и подразделения аэростатов заграждения. Командиру корпуса ПВО оперативно подчинялась истребительная авиация (ИА) ВВС, назначенная для выполнения задач противовоздушной обороны города.
И, надо отметить, что с основной своей задачей бакинские части ПВО успешно справились. Все попытки пробиться к Баку пресекались частями ПВО еще на дальних подступах к городу, и только одному немецкому асу удалось безнаказанно пролететь над южным городом.
По воспоминаниям отца и матери, служивших в зенитных частях Бакинского ПВО, во время войны Баку и Апшерон ни разу не подверглись бомбардировке немецкой авиации. И от них, непосредственных участников противовоздушной обороны города, слышал только об одном случае прорыва непосредственно к Баку самолета дальней разведки Хейнкель He 111. Который пролетел непосредственно над батареей, где служила мама, и которая не смогла открыть по самолету огонь (причины молчания батареи – отдельная история *).
Встречающиеся же (**) упоминания о полетах над Баку разведчика Фокке-Вульф Fw-189 (Uhu – филин, сова), которого советские солдаты нарекли «рамой», вряд ли соответствуют истине. По той самой причине, что это был ближний разведчик, равно как и Хейншель Hs.126. С гораздо меньшей дальностью полета.
Трудно сейчас сказать, сколько было всего попыток немецких самолетов прорваться к Баку, но есть возможность назвать их потери. Пять самолетов, пилотируемых, как правило, опытнейшими асами свидетельствуют о серьезных намерениях Люфтваффе.
По сводкам потерь службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе, опубликованным на сайте «Угол неба» (***) потери дальних разведчиков в 1942 году применительно к Баку составили:
31.01.42 Ju88 заводской №0672 (бортовой код K9+WH), цель задания – Баку, место гибели – неизвестно, экипаж (Lt. Wuestholz H., F.; Olt. Ottmann E., Bo.; Ofw. Erdmann A., Bm.) пропал без вести.
14.08.42 Ju88D-5 заводской №430245 (бортовой код T5+FK), цель задания – Махачкала-Баку, место гибели – неизвестно, экипаж (Olt. Baumbarter M., Bo.; Ofw. Hegendorfer F., F.;Uffz. Nadansy F., Bf.; Ofw. Heithauer E., Bs.) пропал без вести.
27.09.42 Ju88D-1 заводской №430285 (бортовой код T5+DK), цель задания - Краснодар-Баку-Махачкала, место гибели – неизвестно, экипаж (Ofw. Heinemann E., F.; Fw. Girold H., Bo.; Uffz. Kramer W., Bf.; Fw. Haus H., Bm.) пропал без вести.
29.09.42 Ju88D-5/Trop заводской №430019 (бортовой код T5+LK), цель задания - Баку-Астрахань, место гибели – неизвестно, экипаж (Fw. Cron H., F.; Olt. Schlufter A., Bo.; Uffz. Scherer W., Bf.; Uffz. Beimes G., Bs.) пропал без вести.
02.10.42 Ju88D-5 заводской №430029, цель задания – Баку, место гибели – неизвестно, экипаж (Lt. Schoeffmann H., F.; Lt. Herbold H., Bo.; Ofw. Czauderna W., Bf.; Uffz. Roth W., Bs.) пропал без вести.
По данным советского командования в эпизоде за 14 августа 1942 г., самолет-разведчик Ju88D-5, выполняющий задание на участке Махачкала-Баку, был перехвачен и сбит летчиками 82-го иап ПВО 8-го (Бакинского) иак ПВО В.А. Борисовым и А.Н. Щербинок (Щербинком?). Два члена экипажа немецкого самолета-разведчика, спасшиеся на парашютах, взяты в плен.
Не исключаю вероятность того, что обломки именно этого самолета был привезены в Баку и выставлены в пропагандистских целях на обозрение в одном из городских парков, как самолет, якобы летевший над Баку. И который был сбит под городом Хачмас, как раз на полпути между Махачкалой и Баку, что совпадает с летным заданием борта T5+FK.
Отсюда, вследствие наличия двух типов самолетов, видимо, и родилась встреченная как-то мною версия о сбитых над Баку двух самолетах.
Тогда как прорвавшийся к Баку Хейнкель He 111, судя по отсутствию его в сводках потерь немецкого командования, так и не был сбит. Десять He 111, числящие в потерях за весь 1942 год, в летных заданиях Баку в качестве цели не имели. Видимо, есть смысл поискать имя немецкого пилота среди кавалеров Рыцарского креста...
Upgrade (7-8 мая 2011 г.)
Продолжая работать над этой темой, нашел ряд новых интереснейших документов. И, изучив их, пришел в недоумение: в третьей эскадрилье дальней разведки 121 авиагруппы Люфтваффе, действующей на южном и кавказском направлениях, в 1942 году вообще не было ни одного Хейнкеля He 111. Равно как и в двух остальных эскадрильях авиагруппы. Основным самолетом эскадрильи был Юнкерс Ju-88 различных модификаций (9-11 самолетов), был еще один Мессершмитт Bf.110, сбитый в апреле 1942 года.
Сразу же возник вопрос о справедливости утверждения очевидцев полета над Баку Хейнкеля He 111. Тем более, что при более детальном рассмотрении структуры Люфтваффе выяснилось следующее:
Кроме 121 группы дальней авиационной разведки (FA.Gr. 121) , имеющей код 7A, на южном направлении действовала Группа дальних разведчиков OKL (FA.Gr.Ob.d.L) под кодом T5. Эскадрильи этой группы подчинялись непосредственно Главному командованию Люфтваффе (нем. Oberkommando der Luftwaffe — OKL). Именно из 2-ой эскадрильи (2./Ob.d.L) этой группы был самолет-разведчик Ju88D-5 заводской №430245 (бортовой код T5+FK), цель задания – Махачкала-Баку, сбитый 14 августа был 1942 года летчиками 82-го иап ПВО 8-го (Бакинского) иак ПВО В.А. Борисовым и А.Н. Щербинком.
Был ли в составе этой группы тот самый Хейнкель He 111? По состоянию на январь 1942 года – однозначно нет! В составе всех подразделений дальней разведки Люфтваффе из 182 самолетов (в т.ч. 52 боеспособных) не было ни одного Хейнкеля. В то же время в далеко не полном перечне потерь дальних разведчиков за 1942 год, указанном в Энциклопедии «Уголок неба», указаны 10 самолетов-разведчиков Хейнкель He 111.
В варианте ошибки с определением типа самолета выстраивается следующая логическая цепочка:
Самолет-разведчик Юнкерс Ju-88D-5 заводской №430245 (бортовой код T5+FK) 14 августа 1942 года проводит аэрофотосъемку стратегических объектов Баку. Затем благополучно проходит сквозь огневую зону зенитных батарей ПВО и уходит на север. В районе Хачмаса его догоняют истребители 82-го иап ПВО 8-го (Бакинского) иак ПВО В.А. Борисов и А.Н. Щербинок и сбивают его. Сбитый самолет Юнкерс Ju-88D-5 заводской №430245 (бортовой код T5+FK) привозят в Баку и выставляют на всеобщее обозрение.
Но, как выяснилось, информацию в "Уголке неба" нельзя считать полностью достоверной. На выставленном в YouTube видеоклипе со сбитым самолетом мы действительно видим в кадре самолет-разведчик, но эмблема на его борту - "Черный орел с фотоаппаратом в когтях, фотографирующий Англию", принадлежит 1-ой эскадрилье. Сбитый же 14 августа бакинскими летчиками Юнкерс по данным "Уголка неба" принадлежал ко 2-ой эскадрилье (вторая бортовая литера "К", что справа от черно-белого креста).
После дополнительных поисков на одном из авиационных форумах встретил информацию, что самолет с этим бортовым кодом (T5+FK) но с другим заводским номером (430838) сбит 11 июня 1943 г. под Тихорецком. Причем, по данным советского командования это был He 111, по данным Люфтваффе - Ju-88D-1).
Где ошибка? В соответствии с принятой в Люфтваффе литерной системой обозначения сбитый над Хачмасом самолет должен был иметь литерное обозначение (T5+FH). Опечатка а "Уголке неба"?
Так что, в этом вопросе еще очень рано ставить точку.
Но уже сейчас можно признать на 100 % неверными утверждения очевидцев (включая и моих родителей) об одном единственном прорыве вражеского самолета-разведчика к Баку. Вернее будет сказать, что этот случай был для них единственно известным. Что и понятно в силу существовавшей ранее системы всеобщей бдительности и секретности.
Сейчас, когда многие ранее засекреченные архивы стали доступны, история с авианалетами на Баку постепенно обогащается новыми подробностями. Вражеская авиация была очень частым гостем Баку.
Дальнейшее развитие темы - в статье «1942 год. Люфтваффе. Аэрофотосъемка Баку» (http://www.proza.ru/2011/05/09/1 ).
Источник информации:
* «Баку 1942. Почему молчала батарея», (статья в работе)
** Baku pages, http://www.baku.ru/frmpst-view.php?frmpst_id=8336282
*** Авиационная энциклопедия «Угол неба»,
Свидетельство о публикации №210111801399