Размышления по Екклесиасту. Всеобъемлющая Мудрость
* * *
"Суета сует,- все суета!" Эти слова Екклесиаста, слова пессимизма, как многие назвали бы их, воистину мудры. Что в этом мире есть такого, за что можно было бы держаться изо всех сил? Что есть такого ценного, за что можно было бы разменять душу свою? Искусство? Литература? Много ли мы знаем памятников архитектуры, живописи или каменных ваяний, не тронутых временем? Или поэтов и писателей, имена коих бы не забывались постепенно? Все временно, не вечно, все уходит в небытие, даже само время, которое тоже имеет свое начало и будет иметь свой конец... И под солнцем нет ничего нового. Все когда-то уже было. Иногда, глядя на современную бесшабашную молодежь, которая радуется своим открытиям, своим мини-революциям, новым нарядам " от кутюр", новым мелодиям в музыке, молодежь, которая гордится тем, что она не такая, какими когда-то были их отцы, деды, бабки, прабабки, что она " продвинутая" до невозможности, начинаешь удивляться. Ведь именно так же думали более старшие поколения, когда совершали только ИХ прорыв в истории, открывали только ИМ понятные тайны, даже не замечая, что Древние греки, римляне, египтяне и другие цивилизации уже это прошли, это уже когда-то было... Меняется мир, меняется техника, но человек остается темже- любящим и ненавидящим, гением и простаком, и имеет те же привычки и наклонности, что и сто, и тысячу лет назад. "Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои"[Еккл. 1: 5,6]. Все возвращается, даже история. И что толку отдавать все сердце, весь разум тому, что является суетой? Все- прах, и пепел, и тлен. Ничего во вселенной не принадлежит человеку, даже сам человек. О как мы обманываемся, считая что-либо своим! Глупый, глупый человек! Что ешь и что пьешь, что имеешь и что отдаешь, что зарабатываешь великим трудом и что отнимаешь обманом или силой- все это не принадлежит тебе! Умер богатый, умер нищий, умер политик, умер военный- все равны перед могилой. А кому останется все, что было у них? Тем, кто так же через мгновение времени будет мертв. Да и само богатство разрушится, истлеет.
И вот, размышляя над этой преходящим, над бескрайним, как нам кажется, морем жизни человеческой, и вдруг убедившись, что это иллюзия, самообман, мы начинаем понимать одну непререкаемую истину: вся жизнь с ее заманчивыми красками- суета.
Далеко не каждый понимает, или хочет понять эту истину. Далеко не каждый ищет этой истины. Но рано или поздно, сознательно или нет, каждый человек встречается с ней. Если не хочет человек, так она сама придет к нему. И вот, с момента столкновения с этой истиной, жизнь разных людей переворачивается, кардинально, а иногда катастрофически меняется. Человек стряхивает с себя все наносное, снимает все свои одежды и лоскуты И остается таким, каков он есть, в своей, к сожалению,не первозданной, наготе. И, нагой, он понимает другую истину- " Я же червь, а не человек" [Пс. 21: 7]. Эта мысль заставляет разных людей идти разными путями. И выбранный тем или иным человеком путь зависит от многих факторов: внутренних и внешних, духовных и социальных. Именно столкновение с этими двумя истинами одних людей делает святыми, адругих- преступниками, одних- сильными, других- слабыми, одни находят себя, а другие- теряют,и, часто- навсегда... Почему? Потому что в этот момент человек осознает, что сам он никто, и сам ничего не может. Кто-то опускает руки и с криком " будь что будет!" бросается во все тяжкие: пьянство, блуд, зависть, воровтво, убийство. А кто-то, увидев себя и поняв свое бытие, ищет себе Помощника, Путеводителя, Того, Кто может даровать настоящие краски для жизни, настоящее богатство, настоящий клад. Такой человек наконец вдыхает полной, свободной грудью. Он начинает по-настоящему жить. Он пьет жизнь. Он находит главнейшуюцель в жизни и с радостью стремительно идет к ней. Он начинает любить любить свою цель, а самое главное- он начинает любить Того, Кто даровал ему эту цель, даровал ему радость истиной, полнойжизни- своего Помощника и Покровителя. И здесь начинается чудо. Человек сам становится Екклесиастом, мудрецом, ибо все, что он видит и слышит, все, о чем он говорит и о чем думает, то есть вся его жизнь, пропускается сквозь призму Объекта его любви, имя которого- Бог. И все становится на свои места. Все находит свою нишу. И жизнь, горькая жизнь, становится сладостью и весельем. Чудесный парадокс!
И вот, рассуждая так, человек делает вывод Екклесиаста- простой, но полный и гениальный: " Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в ЭТОМ все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо оно, или худо" [Еккл. 12: 13,14].
Свидетельство о публикации №210111801441
Виктор Кузьмин 21.01.2011 03:01 Заявить о нарушении
С глубоким уважением, Никон Мордвинов.
Никон Мордвинов 22.02.2011 22:52 Заявить о нарушении
Виктор Кузьмин 24.02.2011 01:38 Заявить о нарушении