Стриптизёрши

СТРИПТИЗЁРШИ

(из «Педагогических куплетов»)

Я налил полную рюмку водки и поднялся. Класс затих. Ученики мигом отставили смешки-разговорчики и приготовились внимать. «Блин, — промелькнула благоразумная, но запоздалая мысль. — Всё же надо было подготовиться…» Теперь поздно: первый тост — мой, и не отвертишься, поскольку повод исключительный — десять лет окончания школы, десять лет моего первого выпуска…

Вот они сидят, взрослые самостоятельные люди, многие уже своих собственных детей воспитывающие — ведь им по 27, ну а мне ровно на десяток больше, и я всё такой же холостой разгильдяй (совсем недавно рухнула очередная «личная жизнь»), вечно чего-то ищущий… ну что я им скажу? «Дорогие мои, я поздравляю вас с этой датой?.. Как здорово, что все мы здесь сегодня набрались?..» Уф. Ладно.

— Итак, ровно десять лет назад вы при моём скромном участии окончили школу. И мне тогда было ровно столько же, сколько вам сегодня. Можете теперь представить, какой дурак был… (смех, аплодисменты) Впрочем, нет, не можете — сможете только лет через десять. Вот за эти следующие десять лет и выпьем, дай Бог так же собраться всем живыми и здоровыми… (бурные, продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию, все встают и выпивают)

В общем, погуляли мы тогда очень даже мило. Уютный ресторанчик-погребок в самом центре города был в нашем распоряжении до утра, и никто никуда не торопился в эту тёплую летнюю ночь с субботы на воскресенье. Кухня и напитки также были превосходны, и хотя всё организовывалось вскладчину (от которой меня, впрочем, категорически отстранили), заметны были старания инициативной группы, состоящей из нескольких наших товарищей, которые — честь им и хвала — успели проявить себя в бизнесе, и теперь очень хотели, чтобы, во-первых, всё было «на уровне»; во-вторых — показать всем, а особенно (нескромно подозреваю) мне, что они уже большие мальчики. На самом деле они молодцы, и все их широкие жесты я принимал и принимаю с искренней благодарностью, хоть порой и не без лёгкой иронии.

Той ночью повод для иронии также был дан. В самый разгар праздника, когда монолитные ряды сидящих за классическим П-образным столом распались на тёплые группки, спонтанно перетекающие одна в другую, и всё живее были воспоминания, и всё звонче смех, и всё дружнее песни — один из наших инициаторов вышел на середину зала, потребовал внимания и объявил центральный номер программы. Надо сказать, что этим номером нас, непосвящённых, интриговали уже с начала вечера, поэтому все разом прекратили весёлый кавардак и повернулись к сцене.

Ах, вот оно что! Похоже, мои большие мальчики решили показать миру, что они уже совсем-совсем  большие мальчики… Стриптиз, господа!

Заиграла соответствующая музыка и в полумраке появилась соответствующая девушка. На ней было что-то надето, и она это что-то, плавно изгибаясь, сняла, оставшись в туфлях и красных трусиках-стрингах. Засим она стала делать какие-то движения — предполагалось, что это очень смелые движения и должны немедленно возбудить как минимум всю мужскую часть публики. Действительно, немногие — уже изрядно подвыпившие — мальчики хлопали и орали нечто одобрительное, однако большинство наблюдало с холодным интересом, дескать: ну, что она ещё тут вытворит?..

Признаться, у меня даже такое праздное любопытство скоро иссякло — по двум причинам. Во-первых, телодвижения стриптизёрши, при всех её стараниях, были скучны. В сущности это были примитивные провокации, лишённые тайны и фантазии, от которых ничего не шевельнулось ни в моей душе, ни, pardon, в штанах.

Во-вторых, я сидел рядом с Ташкой. Она была моей любимой ученицей, а я — её любимым учителем, только это не была наша общая любовь к предмету, который я вёл. Это была простая любовь мужчины и женщины, но расслабьтесь, уважаемые, расслабьтесь: хоть мы любили друг друга класса с девятого (её девятого, вестимо), любили страстно — однако в школьные годы чудесные между нами не было не только ничего ЭТАКОГО, а обошлось даже без романтических прогулок под луной и трепетного касания рук, да мы и наедине-то практически ни разу не оставались… Было напряжение от мощного взаимного влечения, в воздухе витал запах озона, когда наши взгляды пересекались, были молчаливые ссоры и бурные немые объяснения прямо среди урока… Максимум, на что я отваживался тогда — это в ташкин день рождения рано утром оставлять перед дверью её квартиры букет, звонить и убегать, причём едва ли не в первый же раз её мама засекла меня в окно. Такая вот ну почти платоническая любовь.

Но прошло несколько месяцев после окончания школы, и все предохранители оказались сорваны. И было первое свидание, от которого осталось в памяти только дикое перевозбуждение, и нервная дрожь, и были последующие наши встречи, полные то страстей роковых, то безбашенного веселья, то тонкой игры — да, нам с Ташкой было что вспомнить… Мы расстались, увы, из-за моей трусости — на каком-то этапе я понял, насколько близкими людьми мы становимся, и сердечко моё затрепетало как осенний лист, и бегство моё было тем более позорным, чем более при последних наших объяснениях я старался «сохранить лицо» — этакое «правильное чмо» разглагольствовало о проблеме выбора, о чистоте отношений и тэдэ.

С тех пор мы просто друзья. Впрочем — нет, не просто. Такое не проходит бесследно, и вот теперь, когда все страсти-мордасти остались позади, мы сидим рядышком и ведём разговор очень тёплый и весьма доверительный. Я рассказываю Ташке о своей жизни то, что вряд ли кому-нибудь ещё рассказал бы, и она отвечает откровенностью на откровенность.

Ташка уже несколько лет замужем, дочке на тот момент, кажется, три года, муж — хороший человек, которого она искренне уважает и любит. Впрочем, никто из нас и не намерен вторично окунаться в ту бурную реку, мы просто мило беседуем, но память тел… Мы сидим близко, но не вплотную, однако моё бедро чувствует жар её бедра, а когда я, скользнув глазами по ташкиной спине и груди, встречаю её глаза — вижу, что это тело хорошо помнит не только мой взгляд…

Тем временем стриптизёрша, поелозив промежностью по коленям разомлевшего Федьки Лукова, направилась прямиком к нашему столу. Она двигалась, мягко ступая и слегка приседая на каждом шаге, одновременно выставляя вперёд ладошки и царапая коготками воздух — типа такая вся из себя тигрица — довольно убогое зрелище для тех, кто хоть немного смыслит в пластике. И вот её грудь уже нависла над моей тарелкой (оттуда я больше не ел), остекленевшие от напряжённой «творческой работы» глазки уставились мне в лицо, а треугольник языка алчно забегал по кровавым губкам, намалёванным на белой штукатурке макияжа. О, боже! Вамп, форменный вамп! Теряю волю в экстазе…

Мы с Ташкой переглянулись и засмеялись. Девушка, изогнувшись, изобразила шипение гюрзы, которая слишком сыта сегодня, чтобы охотиться на всякую мелочь, развернулась и пошла на выход, независимо вертя профессиональной попой. Шоу окончено.

Все тотчас вернулись к напиткам, закускам и весёлой болтовне. Вновь заиграла музыка, на сей раз для нас, и я не преминул пригласить Ташку на танец. Каюсь, то ли от избытка чувств, то ли от чрезмерной набожности (в смысле «я набожен, но всё же я мужчина») в нашей паре партнёр постоянно липнул к партнёрше, и той приходилось мягко, но настойчиво отодвигать его хоть на сколь-нибудь приличное расстояние. Так или иначе, но танец разволновал меня, и, проводив Ташку на место, я вышел покурить.

И у выхода из погребка снова увидел стриптизёршу — одетую в довольно скромное платье, умытую и причёсанную. Очевидно, это был последний на сегодня её выезд, и она ждала такси. Лицо её было усталым и даже слегка озабоченным, отчего нечто похожее на сочувствие шевельнулось в моей душе. Я сделал пару затяжек в состоянии, близком к размышлению, и подошёл к ней.

— Извините, а можно нескромный вопрос: зачем вы этим занимаетесь? Только из-за денег?

Девушка удивлённо посмотрела на меня. Но уже через секунду живое выражение лица сменилось надменной маской — то ли сработала профессиональная защита, то ли вспомнилась наша с Ташкой реакция на её экзерсисы.

— Вы не понимаете, — снисходительно сказала маска. — Это для меня адреналин!

Куда уж нам понять… Я вынул из кармана визитку и протянул стриптизёрше.

— Если вам так нравится получать адреналин, приходите ко мне в театральную студию. Лошадиные дозы гарантирую. Вот, возьмите: здесь адрес и телефон. Заодно подучитесь кой-чему, а то ведь такую лажу сегодня показали, если говорить о вашем актёрском мастерстве…

Сказано было грубовато, согласен, но благодаря именно этому на лице девушки вновь проблеснули признаки жизни. Глаза сперва возмущённо сверкнули, затем смущённо прикрылись; она молча взяла карточку и отвернулась. Я ещё раз сказал: «Приходите!» — и вернулся в зал.

«Когда из мрака заблужденья горячим словом убежденья я душу падшую извлёк…»? Ни черта подобного. Во-первых, я тогда уже начал прощаться с иллюзией того, что так называемым воспитанием можно кого-нибудь «улучшить». Во-вторых, я знал на 99,9%, что она не придёт. Струсит. Именно струсит.

Когда мои студенты спрашивают, как я отношусь к обнажённой натуре на сцене (время от времени у кого-нибудь, да возникает такой вопрос), отвечаю во-первых и во-вторых. Во-первых, обнажённое тело по воздействию на внимание зрителя равносильно присутствию на сцене животного, маленького ребёнка или открытого огня. А любой режиссёр знает, что когда на сцене появляется что-то из перечисленного — всё, актёры могут не стараться, оно (животное, или дитя, или пламя) ничего не играя, переиграет всех, публика будет наблюдать только за ним и забудет про остальное. Мне как-то довелось посмотреть спектакль — трагическую историю юной девушки, и это был хороший спектакль по хорошей пьесе, и актриса играла хорошо, и я искренне сопереживал её героине, и сердце моё горело от сострадания и возмущения… Но вот финальная метафора: девушка умирает — актриса скидывает с себя белую длинную до пят рубаху, оставшись совершенно голой, и добрая старушка поливает её водой из кувшина. Конечно, я понял, что хотел сказать режиссёр: героиня страданиями искупила все свои грехи, и омовение символизирует, что она чистой покидает этот грязный мир. Но чёрт возьми, опять не могу удержаться и не повторить гениальное мольеровское: «Я набожен, но всё же я мужчина»! Потому что в тот момент я был эмоционально выбит из того состояния, к которому меня в течение полутора часов вели режиссёр и актёры — я просто тупо пялился на это молодое красивое тело, а катарсис обломился, что, пожалуй, ещё хуже, чем облом оргазма. Вот тогда-то я и понял: обнажёнка — ядерное оружие, применять его следует только в крайней художественной необходимости, с аптечной точностью и дозировкой, а если можно обойтись без этого — лучше обойтись.

Во-вторых, и в главных, ты можешь — говорю я своим артисткам — выйти на сцену в кирзовых сапогах, ватных штанах, телогрейке и платке до бровей (допустим, таков образ твоей героини), но притом ТАК раздеться — изнутри раздеться, обнажив самые потаённые уголки своей души, что никакой телесный стриптиз не выдержит сравнения, если уж говорить о смелости и об адреналине.

Сколько раз за годы моей режиссёрско-педагогической деятельности приходили к нам в студию девушки, все такие «раскованные» и весьма провокационно себя ведущие, однако когда я предлагал им выполнить простейшее задание… не раздеться, нет (думаю, это они бы сделали легко) а, например, прочесть стихотворение Агнии Барто «Наша Таня громко плачет…» в разных эмоциональных окрасках — они моментально тушевались, вся их «раскованность» невесть куда испарялась, испарялись и они… Зато какие чудеса самораскрытия проявляют те, которых в быту считают «скромницами» и «недотрогами»!..

Впрочем, называть нашу работу «стриптизом души» было бы слишком пошло, да и неверно. Ибо раздевание — неважно, внешнее или внутреннее — не является нашей целью. Наша цель — обнаруживать правду, а это всегда труднее и требует больше мужества, чем врать, даже если ты врёшь совершенно голым телом.

Рассказ опубликован в журнале "Мы", №10-2011


Рецензии
"...обнаруживать правду, а это всегда труднее и требует больше мужества, чем врать"...

Да, в этом пожалуй главное отличие любви от фарисейского секса, её безстыдного прочтения, транскрипции, перевода.
Многие, если не все - врут, сриптизируют, одевают на себя маску, этакую "харю лопатой" в трудных ситуациях, этакую кондо-смазку, чтобы легче было вращаться среди общества таких же притворщиков, а то и колких репейников. Взаимная осторожность.
Но маска и выдаёт потребность защитить то, что нуждается в зашите - личную, видящую и болящую душу.
Мы обнаруживаем себя в своих страхах. Наши стриптизы свидетельствуют о скрываемой правде, о её наличии.

"Чем больше женщина унижена, как женщина, тем ярче светится в ней Богородица", примерно так выразился Николай Рерих. Есть ли унижение более вынужденного стриптизёрского?.
Пожалуй, в кратком диалоге на подъёме из погребка и раскрылся смысл стриптизёрши, да и всех "Стриптизёрш".
Увидеть - обнаружить правду так же сложно, как и обнаружить - выразить.

Николай, упаковать широкий смысл в краткий сюжет, наверное сложно нарочитой задумкой. Но вот вторая вещь, вместе с "Народной дипломатией", в коей я увидел расшифровку библейского требования - "Любить ближнего как смого себя", что возможно соделать лишь вложив него собственную душу... и просвечивает нечто более звонкое, сквозь туман сюжетных перипетий, мягкий отеческий смысл.

Говорят - "говоря о других, человек говорит о себе", и тогда это доброе и разумно жалостливое - ваша сущность, призвание воспитателя.
Но ещё говорят - "Автор сам не представляет Чттоо он сказал", но это всегда лишь собственное прозрение критика, и тогда эта смысловая начинка - ваш замысел, который, судя по рецензиям оценивают единицы.

Вывод один - на этой странице чудесный писатель. Таких на Прозе есть ещё, и наличие каждого радует.
С уважением...

Владимир Рысинов   13.11.2013 08:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. Особенно за "таких на Прозе есть ещё..." Наверное, есть смысл пройтись по списку избранных авторов на Вашей страничке. Сперва меня отпугнул его объём, но теперь понимаю, что все они не случайно там оказались. Некоторых, кстати, я уже знаю, но немногих.
Спасибо!

Николай Пинчук   13.11.2013 12:58   Заявить о нарушении
Я вношу заинтересовавших с одного, бывает, произведения авторов, чтсто для вторичного поиска. Но углубившись, ознакомившись, иногда и разочаровавшись, многих забыл удалить. Так что...

Владимир Рысинов   13.11.2013 15:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.