Принципы ведения учета бюджетных средств

   Я пять лет был главным бухгалтером в коммерческом предприятии.Когда мне пришлось столкнуться с бюджетной сферой ,то просто таким же порядком завел компьютерный учет на госпредприятии.Т.е.электронный журнал операций и автоматическая разноска по счетам.Нажал кнопку и все готово.Получил оборотно-салдовую ведомость и прочие учетные регистры необходимые в работе бухгалтерии.А что еще нужно?.Но не тут-то было. Контрольно-ревизионные органы писали из акта в акт что мы ведем учет не так как положено в бюджете. Формы не те.
  Мне пришлость засесть за руководящие документы и изучить досконально как должен вестись бухгалтерский учет в бюджетном учреждении. Вывод однозначный:  на компьютере один к одному это сделать невозможно. Учет будет работать только с некоторыми отступлениями от форм и методики их наполнения.Я веду сейчас ту же автоматизированную систему с переходом к формализованным ордерам и Главной книге. Собственно не я веду ,а занимаюсь автоматизацией бюджетного учета уже 9 лет. Меня преследует всегда вопрос КТО ЭТО ВСЕ ПРИДУМАЛ И ЗАЧЕМ?.Кому нужны эти дедовские мемориальные ордера и Главная книга? Потом до меня стало доходить что и контрольно-ревизионные органы в этом мало понимают. Картина следующая ВАМ ложат на стол кучу бумаг и ни одной по делу. Например не предумотрена  простая оборотно- сальдовая ведомость. Боюсь ,что моей целью стало убить мемориально-ордерную систему в бюджете.       


   Учитывая накопленный многолетний опыт организации бухгалтерского учета бюджетных учреждений хочу обнародовать свою точку зрения о несовершенстве существующей формы учета бюджетных средств . Иными словами государство само себя запутывает при подсчете денег и имущества. Где-то нужно показать только приход ,где-то только расход.Кто мешает вести просто приход расход и остаток?. 
    На сегодняшний день бюджетные учреждения используют устаревшую мемориально-ордерную систему  доставшуся  РФ и Украине в наследство от Министерства финансов СССР, котрая направлена лишь на регистрацию финансово-хозяйственных операций во времени, порождает огромное количество бумаги и самое главное затрудняет возможность контроля со стороны государства за расходованием материальных и денежных средств.Внешний вид указанной системы настолько примитивен, что возвращает нас в условия хозяйствования 19-го века.      
   
    При существующих   возможностях  компьютеризации учетных процедур каждый руководитель, главный бухгалтер и ревизор должны усвоить главный принцип организации бюджетной бухгалтерии :
   Если Вы тратите на оперативный анализ  фиансово-хозяйственной деятельности больше 20-ти минут, то это очень плохо.   
   
    
   Я хотел  бы привести основные моменты на основании которых должнен быть организован учет  бюджетных средств в любом государстве.

1. Учет и отчетность должны быть в первую очередь ориентированы на контроль  со стороны органов государственной власти .

2. Учет должен быть максимально упрощенным, прозрачным  и доступным.   

3. Система учета  должна  быть направлена на полный и скорейший  анализ  финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.

4. Построение учета должно исходить из принципов здравого смысла, максимальной экономии рабочего времени и соответственно фонда заработной платы. 

5. Бухгалтерский учет должен нести, в качестве аналитики ,все данные необходимые для предоставления отчетности в органы Государственного казначейства.

6. Методология  учета  должна предусматривать максимальную возможность его  автоматизации.

7.Подготовка  и профессиональный уровень кадров Государственног казначейства, контрольно- ревизионных органов должны соответствовать вышеуказанным задачам.

8. Подготовка и уровень работников  бухгалтерии бюджетных учреждений должны соответствовать вышеуказанным задачам.


  Госбюджет есть всегда наиболее возможный минимум государственных расходов.Важнейшей задачей государства является финансовый контроль.Поэтому методология учета бюджетных средств,построение отчетных и рабочих форм  должно максимально отражать указанные задачи.
 
  Учет должен быть логичным и понятным для бухгалтера среднего уровня.Автоматизированный учет должен иметь сквозной переход сверху вниз от отчетных форм до первичных документов.

  Учет должен быть основой для  выявления негативных явлений хозяйственной деятельности , оценки эффективности денежных и материальных затрат.

  Учет не должен нести задач нарушающих цельность его восприятия.Государство должно максимально способствовать упрощению учетных процедур и внедрению  автоматизации. Пресекать попытки коррумпированных  чиновников  умышленно изменять методологию учета для предоставления объемов работ типографиям и разработчикам бухгалтерских программ.   


Рецензии